Проект программы по повышению престижа рабочих профессий. Как повысить престиж профессии педагога? Воспитание в отрыве от жизни

На протяжении последних нескольких лет в правительственных кабинетах активно обсуждается вопрос кадрового голода среди рабочего персонала. Мол, стране не хватает квалифицированных рабочих – все хотят быть гуманитариями и сидеть в кабинетах. Однако имеются и позитивные сигналы. Так, в РФ увеличивается число желающих обрести рабочие специальности, занимая место в среднем звене профессионального образования. Анализ вступительной кампании на будущий учебный год позволяет делать вывод о том, что практически 60% бывших девятиклассников решили получать среднее профессиональное образование.

Новости для страны действительно хорошие: Россия получит больше сварщиков, пекарей, механиков и представителей других дефицитных сегодня профессий. Как уверяют чиновники, именно этого сейчас требует отечественная экономика, поскольку в будущие годы нас ждет демографическая яма: экономические показатели должны будут расти, но работать в стране скоро станет попросту некому. Но в этом контексте мало просто выучить заинтересованную молодежь – далеко не факт, что те, кто окончат училища и техникумы, останутся работать по профессии.

Повар, сварщик, тракторист

Чиновники из Минобразования ликуют: в России с каждым годом увеличивается численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование. Как сообщает «RT» со ссылкой на ведомство, в предстоящем учебном году количество первокурсников в училища, техникумы и колледжи достигнет 976 тыс. человек. Это на 42 тыс. Больше, чем в прошлом году и на 66 тыс. больше, чем в 2015-м. Вызван такой прирост, однако, не только повышением популярности рабочих профессий. Как подчеркнули в Министерстве образования, в ближайшие годы в стране увеличивается количество 15-летних россиян, а это, следственно, повлияет и на количество абитуриентов, поступающих в учебные заведения среднего звена.

По результатам прошлого года, самыми популярными направлениями средне-специального образования стала сварка, направление автомехаников, кондитерское направление, парикмахерское и сельскохозяйственное направления, строительство, отделка и металлообработка. При этом меньше всего молодежь хочет работать крановщиками, слесарями и портными. Кстати, за весь 2016/17 учебный год обучение в профильных заведениях проходили 2,85 млн студентов, что на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом учебном году. Рост популярности рабочих специальностей подтверждают и в самих учебных заведениях, а в колледжах и техникумах даже вырос конкурс – до 3-5 человек на место, в зависимости от специальности.

По мнению многих аналитиков, такая ситуация – весьма закономерный результат, прогнозируемый еще десятилетие назад. В 90-х молодежь, а особенно ее родители, начали откровенную гонку за «корочкой» – престижной «бумажкой», якобы подтверждающей образованность чада. Задумываться о будущем месте работы новоиспеченных экономистов, менеджеров и юристов никто не спешил. Благо, активное развитие сферы услуг и связанное с этим открытие новых рабочих мест позволило не остаться им без работы. Но работу по специальности смогли найти далеко не все: специалисты с высшими образованием пополнили ряды официантов, кассиров фастфудов и работников супермаркетов.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах продолжает расти. Работа в этих сферах обретает все больше престижа, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи. Впрочем, «вектор» только начинает меняться – массовые гуманитарные направления по-прежнему вызывают у абитуриентов больше интереса, чем технические, конкурс на них традиционно выше. Но эксперты уверены, что начало таки положено и интересы молодых людей в вопросах профориентации в будущие годы все больше будут меняться в сторону технического и рабочего направления.

Недостаточно популяризации

О том, что повышение численности молодежи, владеющей профессиями рабочих направлений – это острая необходимость национальной экономики, говорят и в Центробанке. Как пишут «Известия», ссылаясь на Банк России, это особенно важно, когда страна находится под давлением санкций и необходимостью импортозамещения. По мнению чиновников ЦБ, острый кадровый голод имеется не только в медицине и образовании, но и в технической сфере – высококвалифицированных рабочих не хватает практически на всех промышленных предприятиях . Все это находит отражение на экономической ситуации. Во-первых, это приводит к необходимости искусственного повышения зарплат, опережающих темпы повышения производительности труда, пусть это и оправдано в отношении рабочих профессий. Во-вторых, из-за невозможности привлечь нужные кадры в необходимом объеме, повысить эту самую производительность попросту не представляется возможным.

Но даже в таких условиях «перестройка» сознания молодежи с выбора «модных» на выбор «нужных» профессий идет слишком уж медленными темпами. В качестве главного тормоза, по мнению экспертов, выступает слабая государственная политика относительно повышения популярности рабочих профессий. Дело в том, что изменение общественного представления о будущей работе по профессии и так весьма сложный процесс, а при отсутствии какого-либо государственного вмешательства сделать это и вообще нереально. Хотя, сдвиги есть и в этом вопросе.

Например, в Свердловской области на протяжении последних 6 лет реализуется региональный проект «Славим человека труда!». Как пишет «Взгляд», в рамках данной программы ежегодно проводятся различные конкурсы мастеров и выставки рабочих, проводится ранняя профориентационная работа среди младших школьников и даже дошкольников и т.д. Проводимые мероприятия позволяют повысить популярность прежде всего тех профессий, которые востребованы в регионе. Важным аспектом реализуемых программ является то, что в них принимают участие не только уже состоявшиеся представители профессий, но и студенты, имеющие возможность отточить мастерство.

Растет и зарплата

Но потребности страны и экономические вызовы, это, безусловно, хорошо и действенно. Однако, главным стимулом при выборе профессии молодыми людьми, в первую очередь, выступает финансовый аспект – их будущая зарплата. Сдвиги, как бы ни было странно, есть и в этом вопросе. Как пишет «Российская газета», высококвалифицированные мастера сегодня часто получают зарплату на порядок выше, чем офисные работники среднего звена. Например, по данным рекрутинговых порталов, разбег зарплат в рабочих профессиях, в зависимости от квалификации составляет 15-120 тыс. рублей . Среди тех, кто может претендовать на зарплаты, превышающие 100 тыс. рублей, фигурируют вакансии для сварщиков, водителей крупной строительной техники, машинисты, операторы фрезерных станков, промышленные альпинисты и специалисты по высотным работам. Встречается множество вакансий с зарплатами в 60-80 тыс. рублей. Даже некоторым грузчикам, готовым к серьезным физическим нагрузкам, обещают по 50-55 тыс. рублей.

В большинстве регионов, вилка зарплат на порядок ниже, хотя есть и исключения. Например, Дальний Восток или Сибирь, где реализуются федеральные промышленные проекты. Там, правда, присутствует вахтовая специфика – на работе приходится проводить по 2-3 месяца. На такую работу даже высокой зарплатой специалистов заманить трудно – трудовая культура и низкая трудовая мобильность населения дают о себе знать. Как итог – огромный спрос на высококвалифицированных рабочих в регионах и острый дефицит их на рынке в тех местах, где они действительно востребованы.

Нельзя сказать, что не хватает просто рабочих – нехватка по большей части ощущается в отношении персонала, обладающего навыками работы на продвинутом оборудовании с программным обеспечением. Работе на нем в российских училищах и техникумах не учат – все это дело практики. В контексте этого все больше остроты обретает вопрос изменением программ обучения – студенты должны учиться работать на современном оборудовании, а не на старых советских станках, которые трудно встретить на крупных промышленных предприятиях . Это особенно важно, поскольку Россию неминуемо ждет промышленная модернизация – без нее отечественная экономика попросту «ляжет».

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости

Один из осколков СССР, памятник "Рабочий и колхозница", до сих пор возвышается на ВВЦ. Символ эпохи социализма, в которой рабочий человек был ключевой фигурой, в нынешних реалиях выглядит бессодержательно. Производственный сектор испытывает острый дефицит кадров. Можно ли вернуть престиж рабочим профессиям, как это делать, озадачилась "Правда.Ру".

О том, насколько популярны в современной России профессии строителя, заводского рабочего, шахтера или маляра, спорить не приходится. Достаточно оглянуться вокруг и увидеть приезжих, готовых класть кирпичи за копейки, или заводских рабочих преклонных лет, которые не видят возможности сменить профессию и вынуждены зарабатывать на хлеб руками. Но главное, что мы увидим — это отсутствие молодежи в производственной среде, потому что в большинстве своем юные россияне стыдятся идти в профессию, где надо работать руками. А нехватка кадров возмещается работниками, которые не только не являются профессионалами, но и не проявляют даже малой заинтересованности в успехе своего дела.

О необходимости поднять престиж рабочих профессий регулярно заявляет глава российского правительства Дмитрий Медведев. Вопрос стоит лишь в том, какими методами это возможно сделать — попробовать возродить былые (еще советские) программы по поддержке авторитета рабочих, поискать какие-то новые решения или же стимулировать высокими зарплатами. Последний вариант, наверное, самый тяжелый, поскольку в большинстве случаев зарплату работникам, занятым физическим трудом, платит не государство, а их непосредственные работодатели, для которых сегодня минимизация расходов стоит на первом месте. Но даже те руководители заводов, которые готовы за работу квалифицированного специалиста платить достойную зарплату, не могут найти подходящую кандидатуру. Просто потому, что в сознании россиян укоренилось мнение, что гораздо успешнее будет работать менеджером в каком-нибудь офисе, чем трудиться на заводе, вне зависимости от оклада.

"Правда.Ру" узнала у экспертов, в чем причина столь низкой популярности рабочих профессий и каким образом можно исправить ситуацию?

"Вопрос стоит в перевооружении рабочих мест, — считает управляющий партнер ООО "АВК Групп" Елена Булки на. - Когда там будет достойная работа, интересные станки с ЧПУ (числовое программное управление — ред . ) и достойные условия труда, тогда рабочая профессия и станет престижной".

Как пояснила эксперт, на заводах и предприятиях необходимо установить современное оборудование, на котором молодым специалистам было бы интересно работать. Потому что привить интерес нового поколения к старым станкам, отпахавшим несколько десятков лет и помнящим еще строителей "светлого коммунистического будущего" — задача невыполнимая. Несколько иной взгляд на решение проблемы у члена Комитета Госдумы по труду и социальной политике Алевтины Апариной.

"Особо выдумывать не надо — просто вернуться к той системе, которая была у нас, а именно, чтобы были ПТУ и чтобы там была качественно поставлена работа. Профессиональные училища должны быть связаны с предприятиями, и чтобы учащиеся встречались с теми, кто профессионал высокого класса, и действительно гордились своей профессией. Главное, чтобы была гарантия, что выпускник получит рабочее место. Тогда, конечно, и престиж будет повышаться, потому что престиж — это желание получить интересную работу, чтобы она оплачивалась, как положено, — считает член комитета Госдумы. — И, конечно, у молодого человека должен быть наставник, официально или неофициально, поэтому я полагаю, что здесь надо начинать, как и в спорте, со школ юных, скажем, футболистов. Так и здесь — просто восстановить авторитет, престиж ПТУ".

В настоящий момент российский производственный сектор переживает не самые лучшие времена. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. В отрасли не хватает рук, молодежь калачом не заманишь на подобную работу. Почему сложилась такая ситуация? И как поднять престиж профессии?

Даешь молодежь?

На производственных предприятиях сейчас трудятся в основном специалисты предпенсионного возраста - те, которые получали соответствующее образование еще в Советском Союзе. Рекрутеры говорят, что привлечь молодежь на подобную работу - занятие не простое, а о работниках среднего возраста вообще говорить не приходится.

«Таких сотрудников просто нет. Например, токаря и фрезеровщика не получается найти уже довольно длительный промежуток времени. Если откликаются на вакансии соискатели данного профиля, то это в основном люди старше 40 лет», - рассказывает Татьяна Трофимова, менеджер по персоналу НПО «Унихимтек».

На первый взгляд, ничего страшного в этом нет. Зрелого и опытного работника не нужно адаптировать и вводить в профессию. С другой стороны, еще пара лет - и на предприятиях просто никого не останется: молодая смена уйдет трудоустраиваться в модные и высокооплачиваемые отрасли. Почему обстоятельства складываются таким образом?

Начнем с того, что в рабочих специальностях, как ни крути, романтики мало, а представители нового поколения явно не мечтают стать передовиками производства.

«Со стороны молодого специалиста аргументами не в пользу производственных специальностей могут выступать такие факторы, как относительно невысокая оплата труда, сменный график работы, ночные смены», - считает Наталья Бойцова, менеджер по персоналу компании PROPLEX.

Татьяна Трофимова говорит, что проблема связана также с существующей системой профессионально-технического образования: «Колледжи и вузы не набирают слушателей на курсы рабочих специальностей. И в течение уже нескольких лет выпускники не выходят на рынок. Например, в подольских училищах и техникумах уже более трех лет нет набора на такие специальности, как токарь, фрезеровщик, начались перебои с набором слесарей-наладчиков, ремонтников».

Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics RUS, связывает непрестижность профессии с состоянием российского производственного сектора в целом.

«Чтобы специальность "рабочий" рассматривалась как престижная, необходимо, чтобы интенсивно, опережающими темпами и стабильно, без резких взлетов и падений в сравнении с российской экономикой, развивалось отечественное промышленное производство. Будет развиваться производство - будут востребованы и престижны рабочие профессии», - добавляет эксперт.

Деньги - двигатель прогресса

Специалисты среднего возраста также не стремятся стать ключевым звеном производственного процесса. Вероятно, дело не столько в том, что профессия не считается модной, сколько в размере зарплаты. Есть мнение, что у рабочих она, мягко сказать, не очень высокая. Поэтому специалисты предпочитают устроиться, например менеджерами по продажам (работа, в большинстве своем не требующая опыта и особых знаний).

Действительно ли производственные профессии - низкооплачиваемые?

«Так и есть. На самом деле, поиск работы в коммерческой структуре обусловлен тем, что зарплата по рабочим специальностям значительно ниже, чем у тех же менеджеров по продажам», - говорит Татьяна Трофимова.

Наталья Бойцова отмечает, что многое зависит от квалификации: «На этапе введения в должность, пока работа новичка контролируется наставником, сотрудник, действительно, получает немного. Тем не менее, если мы говорим о долгосрочной перспективе, грамотный, квалифицированный специалист всегда будет "стоить" дорого».

«Сравнение уровня оплаты рабочих и, например, менеджеров по продажам - пока не в пользу рабочих. Во время кризисов "упало" наше производство и, как следствие, спрос на рабочих, что вызвало как минимум замораживание их заработных плат. Но это в относительно краткосрочной перспективе. Думаю, что спрос на квалифицированных рабочих и уровни их зарплат будут расти более быстрыми темпами, чем спрос на менеджеров по продажам и уровень оплаты их труда», - комментирует Александр Карпов.

Поднимаем престиж!

Вывод напрашивается следующий: обеспечить российской производственной сфере светлое будущее можно только одним способом - повысить привлекательность рабочих специальностей. Как это сделать? Своим мнением по данному вопросу поделились наши эксперты.

Наталья Бойцова считает, что нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи: «Центры занятости, молодежные биржи труда, объявления о вакансиях не только в газетах, но и в вузах, техникумах, участие в ярмарках вакансий в учебных заведениях. Самое важное - убедить молодых специалистов, что большие быстрые деньги - не всегда разумный выбор. Ведь залог личной финансовой стабильности каждого - именно высокая квалификация, которую можно получить не только по окончании вуза, но также и работая на производстве».

Александр Карпов придерживается мнения, что нужно развивать отечественную промышленность, по сути проводить реиндустриализацию на новом инновационном уровне. Причем развивать нужно прежде всего такие высокотехнологичные, инновационные предприятия, которые обеспечивают производство востребованных современными людьми товаров с высокой добавленной стоимостью. И уже в дополнение к этому целенаправленно заниматься популяризацией рабочих профессий, начиная со школьной скамьи.