Повышение эффективности профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи как фактор обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Разработка предложений по совершенствованию профессиональной ориентации персонала в организации Основ

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Маслова

ОБОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»,

г. Дмитриев

Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, что бы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимой категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:

Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

Совмещение значительной частью студентов работы с учебой;

Инфантилизм части студентов, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.)

Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у выпускников СПО преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющие на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущение безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявление более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся напрямую зависит от степени заинтересованности потенциальных абитуриентов в получении профессии или специальности, связанной с приоритетной отраслью. В профессиональных образовательных организациях происходят значительные изменения в содержании и технологии обучения. Возникла необходимость к формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного и творческого переноса приобретенных знаний в изменяющиеся социально-экономические и производственно-технические ситуации.

Чтобы каждый выпускник общеобразовательных организаций выбрал дело по своему сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги должны много потрудиться.

Ежегодно в Дмитриевском районе проводятся ярмарки вакансий, в том числе для обучающихся школ, организуется трудоустройство подростков на каникулярное время. В Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме ежегодно проводится «День открытых дверей» для выпускников общеобразовательных организаций.

Для построения системы и создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в учебном заведении «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» реализуются следующие мероприятия:

Проводятся тематические конкурсы и олимпиады в системе профессионального образования;

Разрабатываются организационные документы (положения) по проведению тематических бесед с абитуриентами и обучающимися, определяется экскурсионный маршрут специалистами ведущих предприятий отрасли;

Проводятся совместные с предприятиями конференции, конкурсы научного, технического творчества и профессионального мастерства, олимпиады по специальным дисциплинам;

Проводятся студенческие советы по приоритетному направлению;

Развивается научно-творческая и рационализаторская деятельность студентов.

Реализация данных мероприятий позволяет увеличить: долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, от 84% в 2014 году до 100% к 2020 году;

Долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по специальным дисциплинам, собственного дела, способствующих «самозанятости» выпускника на современном рынке труда, от 65,0% в 2013 году до 80,0% к 2020 году;

Удельный вес выпускников, освоивших программы учебного заведения, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 3 лет после окончания обучения, от 8,0% в 2013 году до 3,0% к 2020 году.

В ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» проводится систематическая работа по созданию условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании (обучении).

С целью развития системы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи в ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» создан Центр профориентации, подготовлены учебно-программные и методические материалы по планированию, организации и проведению профориентационной работы с различными категориями населения.

Администрация ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» рассматривают создание благоприятных условий для социализации и самореализации, студентов как важнейшее условие:

1) включение в реализуемые учреждением профессиональные образовательные программы учебных дисциплин и спецкурсов по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства, а также профессиональных дисциплин (модулей), направленных на формирование и развитие обучающихся дополнительных, востребованных работодателями региона прикладных квалификаций;

2) создание и функционирования в учреждении «ДСХТ» службы содействия трудоустройству и поддержки занятости выпускников, которые активно взаимодействуют с территориальными органами и учреждениями областной государственной службы по труду и занятости населения;

3) развития практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий, формирования дополнительных знаний, умений и навыков посредством расширения молодежного конкурсного движения (проведение конкурсов профессионального мастерства и научно-технического творчества, олимпиад и т.д.) в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 гг.»

Для реализации поставленных задач в учебном заведении разработан План мероприятий «Дорожная карта» программы развития техникума. Часть программы, касающаяся, данного вопроса представлена в работе(приложение 1).

В заключении хочется отметить, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогического обеспечения профессиональной ориентации молодежи.

Библиографический список:

  1. Акбердина А.Р.Мотивация получения образования, как фактор профессиональной социализации студентов вузов /Акбердина А.Р. - Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Казань. Тат. кн. изд. - во -2005. С. 75-77.

2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ Голомшток А.Е. М: Педагогика, 2009. - 160 с.

3. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: Уч. пос. 2-е изд. /Ковальчук А.С. Орел, 2012 - 172 с.

4. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования //Сост. Е.В. Кулагина Казань, 2013 - 350 с.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /Никандров Н.Д. - М., 2008 - 304 с.

Министр труда и социального развития Республики Дагестан ,
к. э. н., г. Махачкала
minzt@ datacom. ru

Актуальность создания эффективной целостной системы профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи обусловлена, прежде всего, общими задачами государственной молодежной политики, нацеленной на обеспечение права молодежи на образование и труд, в том числе за счет предоставления стартовых возможностей для трудоустройства, развития интеллектуального и духовного потенциала, ориентирования на правильно сделанный профессиональный выбор.

В связи с этим для создания условий для самореализации молодого человека и обеспечения его занятости органы службы занятости населения уделяют, особенно в последние 2 – 3 года, все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодых граждан, либо вообще не имеющих профессии либо обладающих бесперспективными профессиями, и являющихся по сути потенциальными кандидатами в «ряды» безработных.

В Республике Дагестан, относящейся исконно к трудоизбыточным регионам Российской Федерации и характеризующейся складывавшимся на протяжении десятилетий отставанием темпов создания рабочих мест от прироста численности трудовых ресурсов, связанным, прежде всего, с высоким естественным приростом населения и соответственно значительно большей, чем в целом по Российской Федерации, долей молодежи, вступающей в рабочий возраст, проблема занятости молодежи всегда являлась наиболее актуальной. Так, при удельном весе молодежи в общей численности населения в целом по Российской Федерации в 18 – 19%, в Республике Дагестан этот показатель всегда превышал 25%, а по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года доля молодежи возросла уже до 26,8%. В то же время в результате отсутствия в районах и городах достаточного количества рабочих мест, особенно для молодежи, вступающей в рабочий возраст, уже к 1990-м годам, т. е. до начала активного реформирования экономики, около 20% трудоспособного населения республики оставалось не вовлеченными в общественное производство, из которых значительная доля приходилась на молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (до 30%).


С переходом к рыночной экономике и увеличением общей нагрузки на рынок труда проблема занятости молодежи приобрела еще большую актуальность и остроту в связи с тем, что при практически сохраняющихся высоких темпах прироста трудовых ресурсов вступление молодежи в трудоспособный возраст происходило уже в условиях сокращения даже имевшегося числа рабочих мест. В частности, транспортная и по сути экономическая блокада из-за обострения общественно-политической ситуации в соседних с Республикой Дагестан регионах привела к тому, что многие из предприятий и организаций республики практически приостановили свое производство. При этом если по промышленным предприятиям, расположенным в городах и предоставлявшим основную часть рабочих мест для молодежи, произошло двух-трехкратное уменьшение числа работающих, появились вынужденные отпуска по инициативе администрации и работа в режиме неполного рабочего времени , то в сельской местности была полностью приостановлена деятельность многих филиалов и цехов промышленных предприятий, а главное – расформировано и ликвидировано значительное число колхозов и совхозов, являвшихся практически основой производительных сил, как для всего сельского населения, так и для молодежи.

В целом вследствие всего этого за последние 10 лет (с 1994 по 2004 год) прирост численности трудовых ресурсов, не обеспеченных рабочими местами, составил более 100 тысяч человек, и уже свыше 27% трудоспособного населения Дагестана (против 20% к началу 1990-х годов) оказалось незанятым в экономике республики. Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы в Республике Дагестан превысил 5% экономически активного населения против 2,7% в среднем по Российской Федерации, а из общей численности безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения городов и районов, доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет составляет почти 40% против 29% в среднем по Российской Федерации.

Говоря о положении молодежи на современном этапе, необходимо отметить, что безработица среди молодых граждан приводит не только к экономическим лишениям самих молодых людей, но и к снижению научно-технического и профессионального потенциала предприятий, ограничению возможности их экономического роста. Одновременно с этим крайне негативные социальные и экономические последствия имеет безработица среди выпускников учреждений профессионального образования , обусловленная недостаточной ориентацией системы образования на потребности рынка труда. Правда, с определенной долей оптимизма можно отметить, что в составе официально зарегистрированных в Республике Дагестан безработных граждан удельный вес выпускников учебных заведений всех уровней составляет всего 3,3% против 7,2% в среднем по Российской Федерации. Но вместе с тем, как показывает практика, работодатели зачастую не "жалуют" молодежь именно по причинам отсутствия опыта работы, низкой квалификации, а порой и вообще из-за отсутствия профессионального образования и какой-либо специальности.

В этих условиях одним из основных механизмов, способствующих смягчению и предупреждению молодежной безработицы, является организация и функционирование на региональном рынке труда единой системы профессиональной ориентации и профессионального обучения граждан, направленной на обеспечение конкурентоспособности и активности граждан на рынке труда путем содействия в последующем выборе оптимального для них вида занятости с учетом индивидуальных интересов, потребностей и возможностей каждого человека. И многое при этом зависит от способности органов службы занятости населения предоставить квалифицированную помощь гражданам, и в особенности впервые попадающим на рынок труда, при принятии ими решения о выборе или смене профессии.


Основная предназначенность профессиональной ориентации населения, проводимой службой занятости населения, заключается в предоставлении населению, и в первую очередь молодежи, учащимся выпускных классов общеобразовательных школ информации о состоянии рынка труда, содержании и перспективах развития рынка профессий, потребностях хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, а также в оказании консультативной помощи и необходимого содействия обратившимся в центры занятости населения в выборе (перемене) профессии, профиля профессионального обучения. Методы и направления профессиональной ориентации, используемые специалистами центров занятости населения, различны для определенных категорий граждан, которым предоставляются профориентационные услуги.

В частности, профессиональная ориентация молодежи направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь молодым людям – выпускникам общеобразовательных школ определиться в мире профессий и сориентироваться в выборе своей последующей профессиональной деятельности . Анализ результатов данных анкетирования учащихся старших классов общеобразовательных школ свидетельствует о том, что молодежь и нацеливает себя, как максимум, на профессий, тогда как на рынке труда представлено более 25 тысяч специальностей. В результате молодые люди, вступающие в рабочий возраст, нередко приобретают профессии, заведомо неконкурентоспособные на рынке труда, по которым уже сложился избыток рабочей силы. В связи с этим органы службы занятости населения вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессионального самоопределения молодежи, проведению превентивных мероприятий, направленных на профилактику безработицы среди них, с тем, чтобы не допустить массовый выход на рынок труда молодежи с бесперспективными, с точки зрения работодателей, профессиями.

Прежде всего, с целью оказания помощи молодежи в профессиональном самоопределении и принятии осознанного решения в выборе профессионального пути силами профконсультантов центров занятости населения в городах и районах проводится работа по профессиональной ориентации в школах. При этом для проведения этой работы Центры занятости населения в городах и районах ежегодно заключают договора по предоставлению профессиональной информации и профессиональной консультации учащимся выпускных классов в сельской местности с каждой общеобразовательной школой, а в городах – с управлениями образованием. Согласно договору, школа информирует соответствующий Центр занятости населения о дате, времени и месте проведения профориентационного занятия, предоставляет помещение и обеспечивает контингент учащихся. Со своей стороны Центр занятости населения в согласованные со школой сроки направляет инспектора-профконсультанта, который осуществляет профессиональное информирование учащихся о состоянии рынка труда, перспективных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к человеку, предоставляет профессиональные консультации учащимся по вопросам соответствия их профессиональных намерений способностям. На основании заключенных договоров центры занятости населения в городах и районах разрабатывают Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ и составляют планы-графики посещения указанных общеобразовательных учреждений.

Программы оказания превентивных профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных школ включают в себя перечень профориентационных мероприятий, которые будут проведены в той или иной школе, а именно – лекции или практические занятия, тестирование, анкетирование, тренинги, тематические экскурсии на предприятия, профориентационные игры, конкурсы творческих работ и другие мероприятия. В результате использования в работе специалистами-профконсультантами профессиограмм школьники знакомятся с профессиями и набором базовых компетенций и способностей, необходимых для выполнения той или иной работы, путями освоения профессии, получают представления о медицинских показаниях и противопоказаниях по конкретной специальности. Помимо этого применение психологических тестов и методик, таких как анкета "Ориентация", дифференциально-диагностический опросник и других, позволяет выявить умения и способности будущих выпускников к различным видам профессиональной деятельности, а также профессионально важные качества и типы личности. Результаты этого тестирования позволяют старшеклассникам определиться с имеющимися у них склонностями и желаниями получить ту или иную профессию, но с учетом ее конкурентоспособности на современном рынке труда конкретного города или района.

Наряду с расширением видов оказываемых органами государственной службы занятости населения профориентационных услуг увеличиваются и масштабы проводимой ими профориентационной работы. Так, за период с 2000 по 2004 годы более 150 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ в Республике Дагестан получили услуги по профессиональной ориентации через Центры занятости населения городов и районов. Причем если в 2000 году удельный вес школьников, получивших профориентационные услуги, составил всего 10% и профориентационными услугами воспользовался 1 из 10 старшеклассников, в 2003 году этот показатель превышал 30%, то в 2004 году профессиональной ориентацией было охвачено уже до 80% учащихся выпускных классов общеобразовательных школ.

Одновременно с этим большое значение придается и улучшению качества предоставления профориентационных услуг. Так, начиная с 2002 года активизирована работа по взаимодействию специалистов центров занятости населения со школьными психологами, организуются экскурсии на промышленные предприятия, а дни службы занятости в школах и Дни открытых дверей в Центрах занятости населения уже стали привычными акциями.

Еще одним направлением профессиональной ориентации, проводимой Центрами занятости населения при участии учреждений образования, работодателей и при поддержке органов местного самоуправления является ежегодное проведение Дней профессионального самоопределения молодежи с одновременной организацией ярмарок учебных мест и молодежных вакансий для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и безработной молодежи. Причем в апреле 2004 года во всех районах и городах республики был впервые проведен Единый день профориентации молодежи "Выбор профессии", а в апреле – мае 2005 года проводился месячник оказания профориентационных услуг учащимся выпускных классов общеобразовательных учреждений «На пороге выбора профессии». Указанные массовые информационные акции проводятся с целью оказания содействия безработным гражданам, и в первую очередь безработной молодежи, в поиске подходящего рабочего места, работодателям – в отборе необходимых им работников, учебным заведениям – в комплектовании учебных групп, а молодежи – в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Организуя встречу работодателей и руководителей учебных заведений с молодыми гражданами, ищущими работу, и выпускниками общеобразовательных школ, органы службы занятости населения обеспечивают их непосредственный контакт, ведь получая полную информацию об имеющихся вакансиях от кадровой службы самого предприятия, у безработного повышаются шансы найти работу, а само предприятие получает возможность выбрать нужного им кандидата в соответствии с предъявляемыми к нему квалификационными требованиями. При этом служба занятости населения выступает уже не только как посредник между работодателем и безработным, но и как активный участник, обеспечивающий функционирование рынка труда.

В целях организации профессионального ориентирования молодежи на выбор рабочих профессий, пользующихся спросом на рынке труда, в восьми городах республики (из десяти) органами службы занятости населения проведено профориентационное мероприятие “День пропаганды рабочих профессий для учащейся молодежи”, в котором приняли участие более 3400 учащихся школ старших классов, не определившихся в выборе профессии. Распределившиеся по секциям работники Центров занятости населения предлагали вниманию будущих выпускников школ профессиональную информацию, профессиональную консультацию, тестирование, тренинги. В ходе профессионального консультирования учащиеся ознакомились с видеопрофессиограммами наиболее востребованных у работодателей рабочих профессий. Более 1000 учащихся участвовали в комплексном профессиональном тестировании по методикам “Матрица выбора профессии”, “Экспресс-ориентация”. Большой популярностью у старшеклассников пользовалась секция, в которой проводился тренинг “Мой характер и профессия”, направленный на формирование у старшеклассников позитивного отношения к любой профессиональной деятельности. В соответствии с программой мероприятия состоялись встречи с работодателями, представителями промышленных предприятий, информационные беседы о самых популярных на сегодняшний день профессиях. В течение дня проводилось социологическое исследование с целью изучения профессиональных намерений учащихся, в рамках которого большинство участников Дня пропаганды рабочих профессий на вопрос анкеты "Как Вы относитесь к проведению службой занятости подобных мероприятий" ответили, что они необходимы, так как помогают решать вопросы трудоустройства.

Кроме того, под эгидой Центров занятости населения в мае 2005 года в городах республики проведены «Дни пропаганды военной профессии», в рамках которых представители призывных отделений военных комиссариатов предоставили будущим выпускникам подробную информацию о людях военной профессии, ее преимуществах, льготах, которыми пользуются семьи военнослужащих, правилах предварительного медицинского и психологического отбора на военные специальности в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, в которых их можно получить, требованиях, предъявляемых к поступающим.

В целях определения профессиональных склонностей молодежи, адаптации к трудовой деятельности, развитию творческого потенциала органами службы занятости совместно с органами управления образованием проведен республиканский конкурс “Я выбираю профессию” на лучшее сочинение среди учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, в котором приняли участие более 1200 учащихся 9-х и 11-х классов из всех городов и 26 районов республики. Победителям конкурса, наиболее интересно и мотивированно осветившим вопросы выбора будущей профессии по различным номинациям, были вручены дипломы и памятные призы.

Другим направлением профессиональной ориентации молодежи, используемым органами службы занятости населения, является психологическая поддержка, основной целью которой является предупреждение развития негативных тенденций в психологии молодых людей, преодоление трудностей личностного роста, усиление мотивации решения проблем собственного трудоустройства, обучение необходимым навыкам коммуникации для установления успешного психологического контакта с потенциальными работодателями. Такого рода услуги предоставляются безработным гражданам при посещении ими Центров занятости населения по специальным тестам и соответствующим психологическим методикам.

Как одна из наиболее эффективных форм оказания психологической помощи безработным гражданам из числа молодежи и обучения навыкам самостоятельного поиска работы в относительно короткие сроки все большую актуальность приобретает Программа социальной адаптации на рынке труда «Клуб ищущих работу», право участия в которой Центрами занятости населения, предоставляется, в первую очередь, молодым гражданам, испытывающим наибольшие затруднения с трудоустройством. Реализуемая в Клубах технология поиска работы позволяет выявить и устранить слабые стороны при индивидуальном поиске вариантов трудоустройства, повысить мотивацию и приобрести навыки самостоятельного поиска работы. Только в 2004 году из 500 безработных граждан, посещавших Клубы ищущих работу, трудоустроились более половины.

Одной из упреждающих мер по предупреждению роста безработицы среди молодежи является и всеохватывающая профессиональная подготовка. Ее главная задача – не допустить выхода подростков на рынок труда без первоначального профессионального образования, предоставить им возможность приобрести профессию или специальность, пользующуюся спросом на рынке труда, с целью последующего трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. При этом деятельность Центров занятости населения городов и районов направлена и на расширение масштабов профессионального обучения безработных граждан, прежде всего из числа молодежи. Так, если в 2000 году на профобучение было направлено 1,7 тыс. состоящих на учете безработных, в 2002 году – 2,5 тыс. человек, то в 2004 году возможность пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку предоставлена уже 5,4 тысячи безработных граждан, практически все из которых не достигли 29-летнего возраста. В 2005 году центрами занятости населения на профессиональное обучение планируется направить свыше 9 тыс. безработных граждан, что в свою очередь уже в 2 раза превысит объемы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан за 2004 год.

В целях формирования учебно-производственной базы для осуществления профессионального обучения безработных граждан ежегодно проводятся открытые конкурсные торги по отбору образовательных учреждений и организаций. Причем при подведении итогов конкурсных торгов органами службы занятости учитываются состояние учебной базы, показатели по стоимости и срокам обучения, количеству учебных часов, а также наличие возможности предоставления учебным заведением условий для проживания на период обучения. Для организации направления на профессиональное обучение безработных граждан органы службы занятости населения заключают с соответствующими учебными заведениями договора (государственные контракты), в рамках которых предусматриваются выплата стипендии безработным гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения, частичная компенсация расходов учебных заведений (согласно представляемых калькуляций) на профессиональную подготовку граждан, направленных службой занятости населения.

На 2005 год банк учебно-курсовой сети, используемый органами службы занятости населения в Республике Дагестан, включает в себя 39 образовательных учреждений республики всех уровней, в которых может осуществляться профессиональное обучение безработных граждан по 66 профессиям и специальностям. Так, в соответствии с конъюнктурой рынка труда и запросами работодателей обучение по направлению центров занятости населения городов и районов проводится по таким специальностям, как оператор-пользователь ЭВМ, электросварщик, лифтер, слесарь-сантехник, оператор котельной для жилищно-коммунального хозяйства и др. В сфере бытового обслуживания обучение проводится по профессиям парикмахер, портной, электромонтер, радиотелемастер. Одновременно с этим для обеспечения потребности крупных промышленных предприятий в рабочей силе проводилась работа по профессиональному обучению безработных граждан непосредственно на рабочих местах. В частности, только в 2004 году на ученических рабочих местах с использованием учебно-производственной базы ОАО "Стекловолокно" (г. Махачкала) организовано профобучение 114 безработных граждан, ОАО "Концерн КЭМЗ"(г. Кизляр) – 60 чел., ОАО "Завод Дагдизель" (г. Каспийск) – 35 чел. с последующим их гарантированным трудоустройством на этих же предприятиях. Вместе с тем, учитывая, что число безработных в республике значительно превышает потребность работодателей в дополнительной рабочей силе, Центрами занятости населения городов и районов организуется и обучение по профессиям, позволяющим безработному организовать собственное дело, заняться индивидуальной трудовой деятельностью , работать в коммерческих структурах.

Помимо перечисленных мероприятий по комплексу профориентационных услуг и направления на профессиональное обучение безработных граждан, Центрами занятости населения в целях предупреждения и снижения уровня безработицы среди молодежи обеспечивается организация временной занятости подростков, в том числе в свободное от учебы время. При этом основными видами деятельности несовершеннолетних, применяемыми в республике, являются ремонт мелкого школьного инвентаря, работы по благоустройству территорий, оказание социальной помощи престарелым гражданам и инвалидам. Только в 2004 году свыше 15 тысяч подростков были задействованы при выполнении указанных видов работ с оплатой их труда за счет средств федерального бюджета .

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, граждан, уволенных с военной службы, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц моложе 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы, администрациями городов и районов по представлению соответствующих центров занятости населения ежегодно осуществляется квотирование рабочих мест для их трудоустройства. Причем ежегодно до 2 – 2,5 тыс. молодых людей трудоустраиваются по направлению центров занятости населения в порядке установленной квоты, а сам уровень использования имеющейся квоты растет, и в 2004 году он составил уже свыше 70% от заквотированного числа рабочих мест.

В целом же, принимая во внимание, что и рынок труда, и в особенности работодатели, объективно заинтересованные в качестве рабочей силы, предъявляют жесткие требования к работнику, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность молодежи несколько ниже в сравнении с другими категориями населения. Так, если в 2004 г. в целом по Республике Дагестан уровень трудоустройства обратившихся в центры занятости населения в поисках работы граждан составил 65,2%, то среди обратившейся за содействием в трудоустройстве молодежи уровень трудоустройства не превысил 56% их общего числа.

Вместе с тем следует отметить, что хорошо образованная, профессионально подготовленная молодежь по востребованным работодателями специальностям была и остается конкурентоспособной на рынке труда, более того – этот процесс набирает силу. Конечно, иногда гражданин действительно не может найти работу в силу каких-либо объективных причин. В этом случае гражданам, в том числе и выпускникам, признанным безработными, гарантирована социальная помощь в виде выплаты пособия по безработице, а также социальная поддержка на время профессиональной подготовки и поиска работы. Важно только, чтобы поиск не затягивался, ведь каждый потерянный без работы день может расцениваться работодателем как "минус" соискателя на рабочее место.

Исходя из изложенного и принимая во внимание то, что обеспечение занятости молодежи является важнейшим составляющим не только государственной политики содействия занятости, но и одним из приоритетов социальной политики в целом, на наш взгляд, необходимо использовать следующий комплекс дополнительных мер по профориентации, профессиональному образованию и практической производственной подготовке молодежи в целях использования их потенциала для дальнейшего развития экономики.

Прежде всего, с учетом опыта проводимых мероприятий в области профессиональной ориентации молодежи, органы службы занятости населения должны обратить внимание на еще одну группу подростков – учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных школ, так как именно в этом возрасте у детей начинают формироваться первые представления о выборе будущей профессии, и главное здесь – вовремя сориентировать подростков на перспективные специальности, которые будут пользоваться спросом на рынке труда через 8 – 9 лет. Кроме того, видится целесообразным введение в школах теоретических и практических уроков, посвященных правильному выбору будущей профессии, которые могут проводиться силами школьных психологов при методической поддержке профконсультантов органов службы занятости.

Еще одной группой молодежи, которой сегодня практически не оказываются профконсультационные услуги, являются выпускники высших учебных заведений. В то же время предоставление им своевременной консультационной помощи с целью формирования эффективного поведения на рынке труда и навыков поиска подходящей работы, безусловно, будет способствовать их скорейшей адаптации на рынке труда, в связи с чем органы службы занятости населения планируют с 2005 года охватывать и эту категория граждан консультационными услугами.

В настоящее время видится целесообразным восстановление программы "Молодежная практика" для выпускников профессиональных учебных заведений, чьи профессиональные способности и навыки оказались невостребованными на рынке труда. Эта программа позволяла молодежи пройти адаптацию в производственном коллективе , наработать начальные трудовые навыки и получить постоянную работу, закрепившись в коллективе по результатам собственной работы и отношению к делу.

Кроме того, одним из вариантов стажировки выпускников, приобретения ими практических навыков работы могла бы стать и система кредитования производственной практики с использованием возвратных средств.

Наряду с подготовкой кадров, важное значение имеет принятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате , льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями . При этом следует иметь в виду, что для выпускника крайне важно иметь длительный начальный период его работы на одном месте, так как именно это практически всегда является определяющим в последующей карьере и должностном росте.

Актуальными в условиях Республики Дагестан являются и вопросы развития молодежного предпринимательства посредством оказания необходимых услуг молодежи в вопросах получения ими различных консультаций, разработке бизнес-планов, маркетинговых услуг, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств. Этими вопросами более активно должны заниматься соответствующие структуры по развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, осуществляющие кредитование сферы малого бизнеса, создавая в районах и городах широкую сеть центров содействия молодежному предпринимательству.

Предметом постоянного внимания органов исполнительной власти должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. Так, в связи с передачей вопросов функционирования системы профтехобразования регионам остро стоит вопрос ее реформирования, поскольку уровень подготовки специалистов в профессионально-техничес-ких училищах и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребностям предприятий и организаций, в том числе и заявляемым ими в центры занятости населения по месту своего расположения. В связи с этим предлагается создание на базе имеющихся профессиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, специалистов для социальной сферы, предпринимателей, центров развития ремесленничества.

В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по востребованным на рынке труда профессиям, исключения массового дублирования выпуска учащихся и студентов по одним и тем же специальностям в различных государственных и негосударственных учебных заведениях, на наш взгляд, необходимо определиться по каждой значимой для экономики региона специальности с базовым учебным заведением, осуществляющим профессиональную подготовку по ней. Данные учебные заведения могут выступать не только как методологические центры, но и совместно с органами службы занятости населения отслеживать конъюнктуру рынка труда, своевременно внося предложения по корректировке объемов и направлений подготовки специалистов. Сегодня же, зачастую выпуск учащихся и студентов осуществляется по одним и тем же специальностям, не пользующимся спросом на рынке труда. Более того, таких специалистов одновременно готовят в нескольких образовательных учреждениях разного уровня, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, на различных долгосрочных и краткосрочных курсах. Получается, что на практике все учат, к примеру, на бухгалтеров, но квалифицированного специалиста-бухгалтера подобрать, как правило, затруднительно при значительной численности состоящих на учете в центрах занятости населения.

Совершенствованию структуры подготовки кадров, сокращению контингента выпускников по профессиям, не пользующийся спросом на рынке труда, на наш взгляд, способствовало бы и активное внедрение в практику контрактной системы подготовки специалистов, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». В связи с этим особые надежды возлагаются на разрабатываемые балансы спроса и предложения рабочей силы в разрезе образовательных специальностей на рынке труда, в которых на уровне каждого субъекта Российской Федерации происходит увязка потребностей работодателей с объемами и направлениями выпуска специалистов, с учетом потребности регионов в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Немаловажное значение при этом имеет согласование объемов и профилей подготовки специалистов, осуществляемой учебными заведениями, расположенными на территории республики. На сегодня, к примеру, все обращения учебных заведений по открытию новых специальностей, представляемые в службу занятости республики, всесторонне анализируются, вплоть до рассмотрения возможности гарантии трудоустройства выпускников по этим специальностям. В этой связи следовало бы повысить заинтересованность высших и средних специальных учебных заведений, Совета ректоров высших учебных заведений в вопросах востребованности на рынке труда выпускаемых ими специалистов.

Все вышеизложенное свидетельствует об особой значимости, в условиях совершенствования государственной политики занятости населения, повышения эффективности профессиональной ориентации и профессионального обучения молодежи как фактора, определяющего их конкурентоспособность на рынке труда в регионах Российской Федерации. Одновременно с этим отмечается, что решение вопросов государственного регулирования процессов подготовки специалистов с учетом потребности рынка труда, безусловно, должно способствовать устойчивому развитию социально-экономического и научно-технического потенциала как отдельно взятых субъектов Российской Федерации, так и в целом государства за счет кадрового сопровождения реализуемых мероприятий и программ.

Реферат

«Технологии разработки профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования»

Выполнила: Иванова С.М


1. Способы повышения качества профориентационной работы

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

4. Заключение

5. Список использованной литературы


1. Способы повышения качества профориентационной работы

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы как способ повышения качества профессионального образования предполагает:

1. Непрерывное образование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры.

2. Многообразие поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций.

3. Инновационный характер профессионального образования, предполагающий реализацию образовательных программ не только для получающих профессиональное образование впервые, но и программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

4. Перевод части образовательных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования.

5. Система работы образовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационную помощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.

Анализ профориентационной работы образовательных учреждений показал, что профдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускных классов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятся элективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречи с представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20% учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационные массовые мероприятия.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования в своей профориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях (98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что является недостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях и профессиональных образовательных учреждениях области.

В результате чего, складывается следующая ситуация:

По окончании учебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений.

Из них 77% поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом 54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям для поступления в ВУЗ.

23% намерены получать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% - из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% - с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году в регионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учреждений начального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов – из образовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов.

На региональном рынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированных рабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаев начинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работать на производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений, составляя 34% безработного населения области.

Данные показатели свидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательном пространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорных представлений родителей, требуют активизации профориентационной работы среди школьников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведений области. При этом программы профориентационной работы должны содержать следующие технологии:

Определение и обеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона;

Определение текущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе;

Профдиагностика и оценка качеств учащихся как будущих специалистов;

Повышение эффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных и адаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи.

Современные технологии разработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на:

Средствах профориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт, интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованные специальности;

Профессиографическое моделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области;

Технологии образовательного, медицинского, социально-психологического, психофизиологического профотбора учащихся;

Индивидуально-ориентированные модели трудовой мотивации.

2. Направления профориентации

Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления:

Работа с учащимися школ

Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников.

Работа с учащимися

Связана с социальной адаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок, направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней.

Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:

1 этап – профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям;

2 этап – анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями;

3 этап – проведение стартового методического семинара со специалистами и центра профориентации по выработке результативных форм профориентационной работы;

4 этап – проведение профориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методических семинаров с педагогами ОУ.

Итог работы за год – получение обратной связи и ожидаемых результатов:

Для учащихся:

Повышение уровня мотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональную деятельность на 40%

Рост сформированности позитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%.

Получение более полной и качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях, индивидуальных возможностях и способностях.

Рост уровня адаптации к профессии и трудовой деятельности на 35%.

Использование результативных средств профориентационной работы, отработанных методик диагностики.

Укрепление системы взаимодействия со школами и социальными партнерами.

Привлечение большего количества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям.

Профотбор и подготовка более ориентированных на трудовую деятельность специалистов.

3. Индивидуальная работа с учащимися по выбору профессии

С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.

Работа на данном этапе включает:

1. Составление с учащимися плана самоподготовки

2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.

3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.

5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.

Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений

2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути

3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.

4) случайные мотивы выбора профессии

5) неуверенность в своих силах.

В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.

Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта: глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей, умения учитывать возрастные особенности учащихся, составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.

Суть проблемы заключается в том, что хороших и общеприня­тых критериев оценки эффективности работы психолога-проф-консультанта нет!

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приво­дит к следующим издержкам:

К взаимному непониманию между психологами-профконсуль- т антами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);


К непониманию между профконсультантом и его клие*
(например, когда родители и сами школьники ожидают от псих^
лога одного, а получают совсем иную помощь);

К непониманию между коллегами-психологами (что выра
ется во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализл

К неадекватной самооценке профконсультантом своего

К этому можно добавить, что само развитие теории и пра* ки профессионального самоопределения напрямую связано с < знанием целей, задач и возможных результатов профконсульт ционной помощи.

Основные требования к показателям эффе) тивности профессионального самоопределени!

1) компактность, удобство при практическом использова*

2) возможность оценивать профессиональное самоопределе*
во всей целостности (с выделением самого существенного);

3) сочетание количественных и качественных методов оце*
затрагивающих не только внешние действия и поступки, но|
внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопреде
ющегося человека;

4) понятность критериев и показателей не только для щ
консультанта, но и для самих подростков (для возможности сан
оценки успешности своих профессиональных выборов);

5) прогностичность оценок, которая позволила бы не тс
оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некс
рый достигнутый результат), но и рассматривать процесс
фессионального самоопределения в его динамике и, таким об|
зом, предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильнс социально-экономической ситуации в стране) именно прогар точность профессионального самоопределения становится важне шим условием ее эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками вые пает не столько определение их готовности к данной (выбир мой) профессии, сколько прогнозирование этической и смыс вой (личностной) приемлемости для них этой профессии в жайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психолог остро стоит проблема соотношения количественных и каче ных показателей эффективности деятельности психолога-nj консультанта.

Примеры количественных показателей:

Количество отконсультированных за определенное время;

Удельный вес тех или иных форм работы (индивидуалы-
консультации, массовые опросы, сколько школьников «охваЧ
но» играми и т.п.);


Количество вообще выбравших профессию (самопределивших-
с я) от общего числа подростков класса;

Различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснован­
ность и т.п. профессиональных планов).

Качественные показатели эффективности в профкон-сультации определить намного сложнее, так как здесь важно по­нять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

Примеры качественных показателей:

Появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора
профессии (или укрепление существовавших ценностных ориен­
тации);

Формирование внутренней готовности самостоятельно совер­
шать выборы;

Готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудниче­
ства с профконсультантом).

В практике профконсультирования важно сочетать количествен­ные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вы­шестоящего начальства) требуется какое-то («объективное») сред­ство оценки работы профконсультанта. Кроме того, использование только качественных показателей эффективности является слиш­ком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовест­ной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и «выяснения отношений» считаются про­фессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности.

Однако эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу.

Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизио­логическая цена» за такую успешность; 4) удовлетворенность че­ловеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отме­чал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему».

Таким образом, реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько Успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устрем­лена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при э том оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиен­том) должен уже сейчас. Каков же выход из этой ситуации?

Традиционный, чисто «экономический» подход к эффе* ности профконсультирования не подходит. Как известно, в номике важно при минимальных затратах достичь максималм результат. Но в профконсультации это выглядело бы как под наиболее «хорошего, престижного и денежного» места работы ] явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пасс* ной позиции. На самом деле, лучшим показателем эффектив* сти профконсультационной помощи должна стать активиза! размышления и переживания самоопределяющегося подрос (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «а творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помо! которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого ента.

Примеры оперативных показателей эффективное

1) по данным наблюдения (каждый параметр - по условв
5-балльной шкале):

Эмоциональная включенность;

Деловая включенность;

Общая удовлетворенность от занятия или профконсульта!

2) по методу «обратной связи»:

В конце занятия попросить учащихся оценить это за*
по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезно
и собственная активность, а потом кратко обосновать свои oi
ки;

В конце курса попросить написать, что в нем понравиле
что не понравилось, и дать свои предложения по улучшению,
ной методики, занятия или всего курса;

3) по данным опросника по схеме построения личной прс
сиональной перспективы (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21-|
когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту Л1|
в начале и в конце курса.

Реально профконсультанту приходится считаться с количй венными показателями, принятыми в данной школе или хологическом центре: как уже отмечалось выше, началы-также приходится отчитываться перед вышестоящими инс циями с помощью количественных показателей, и эти по* тели профконсультант должен представить. Кроме того, инс| приходится вести «двойную» отчетность: отдельно для начй ства и проверяющих, и отдельно для самого себя, без самС мана, реально оценивать эффективность своего труда, вов{ корректировать его, а главное - чтобы постепенно подклюй к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной;! боты и самого клиента. Формирование у консультируемого i собности оценивать эффективность профконсультации та является своеобразным показателем качества оказываемой: енту помощи.


13.4. Основы планирования и проведения конкретных

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.