Аналитическая записка по состоянию алюминиевого комплекса россии, в особенности, уральского алюминиевого комплекса и необходимых мерах по стабилизации экономической и политической ситуации на предприятиях краснотурьинской полиагломерации. Санкции сша позв

Сырье

Боксит является основным минеральным сырьём для алюминиевой промышленности. Его запасы в мире распределены очень неравномерно и ограничены.

В мире существует несколько бокситоносных районов:

  • Западная и Центральная Африка (основные залежи в Гвинее);
  • Южная Америка: Бразилия, Венесуэла, Суринам, Гайана;
  • Карибский регион: Ямайка;
  • Океания и юг Азии: Австралия, Индия;
  • Китай;
  • Средиземноморье: Греция и Турция;
  • Россия (Урал).

В целом мировые запасы природных ресурсов бокситов достаточны для удовлетворения мировых потребностей в алюминии в течение продолжительного времени.
Понимая важность сырьевой базы, крупнейшие производители алюминия в мире поделили основные месторождения бокситов высокого качества, с содержанием глинозёма не менее 50%. Другим компаниям остается либо приобретать глинозём на открытом рынке и быть всецело зависимыми от рыночного колебания цен, либо объединять усилия с владельцами месторождений.

Энергетика

Львиную долю в себестоимости конечной продукции (порядка 1/3) занимает электроэнергия, и любое повышение тарифов неизбежно приводит к росту себестоимости.
Производство алюминия очень энергоемкий процесс, для получения тонны алюминия расходуется 15-16 МВт/ч. электроэнергии (что составляет 25-30% себестоимости металла). Если проследить изменения цен на алюминий и электроэнергию, видно, что тренды стоимости электроэнергии и стоимости алюминия имеют одинаковый характер изменения. Когда в кризисные моменты цена на алюминий опускается ниже определенного уровня (примерно $1200/тн.), производители не могут покрыть затраты на электроэнергию и терпят убытки. В такие периоды многие компании стремятся объединиться и минимизировать свои затраты на электроэнергию. Кроме того, некоторые из них переносят производства в районы добычи глинозема, в страны с дешевой рабочей силой и с низкой стоимостью электроэнергии. Также с целью снижения затрат на электроэнергию производители алюминия увеличивают долю использования гидроэлектроэнергии в производстве. Ее преимуществом является возобновляемость и безвредность для окружающей среды.

Транспорт

Большое влияние на себестоимость производства алюминия оказывают транспортные затраты.
Особенность мирового рынка алюминия – дисбаланс в размещении сырьевой базы и крупнейших потребителей: не смотря на то, что в ряду стран-владельцев сырья есть Бразилия, Индия, Саудовская Аравия и ряд государств Северной Америки, основные бокситовые месторождения расположены в Центральной Африке, в частности, Гвинее, около 40% мировых запасов находится в Австралии, а крупнейшие производители алюминия и крупнейшие его потребители – в северном полушарии.
Эта географическая особенность стала одним из факторов высокой себестоимости алюминия: себестоимость растет за счет расходов на перевозку сырья.
Сегодня низкие морские грузовые тарифы все еще позволяют бокситному экспорту от Атлантики до Тихого океана быть выгодным. Однако в скором времени могут произойти изменения в стоимости морского фрахта из-за значительного сокращения в 2014-2016 годах новых заказов на судостроение, в то время как списание старого флота продолжается, а объем морских перевозок повышается.
Помимо фактора удаленности размещения предприятий от потребителей на рентабельность производства алюминия влияют изменения тарифов в сторону их увеличения на грузоперевозки по железным дорогам. Высокие ставки ведут к тому, что во многих случаях выгоднее осуществлять доставку алюминия на большие расстояния автомобильным транспортом.

Только ленивые сегодня не говорят о нефтегазовой «игле», на которой надежно «сидит» Россия. Справедливости ради стоит сказать, что не только нефтью и газом, золотом и алмазами ограничивается перечень ресурсов, здесь добываемых и перерабатываемых. Россия добывает уголь , руду, медь и еще более 200 видов полезных ископаемых.

Сегодня трудно представить, что алюминий (Al) - важный экспортный товар, востребованный во всем мире, каких-то полтора века назад считался серебром из глины и потому был чрезвычайно дорогим.

«Рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же это богато! Везде алюминий и алюминий» (Николай Чернышевский, 1863 год).

А в настоящее время по объемам потребления он занимает среди всех металлов второе место в мире, уступая только стали. И, похоже, лидирующие позиции этого крылатого металла, как ключевого, только упрочатся благодаря новейшим разработкам в автомобилестроении, стремительному росту городов, новым возможностям в использовании этого ценного цветного металла в энергетике, как замене меди.

Мировой рынок

По данным IAI мировое производство алюминия в 2017 году оценивалось в 63,385 млн тонн, что на 5,8% больше уровня 2016 года (59,890 миллиона тонн).

IAI (International Aluminium Institute) - международная организация - объединение крупных компаний-производители алюминия.

Крупнейшие игроки на рынке - это Россия, безусловный лидер (4,2 млн тонн) и Канада (2,9).

По данным Комтрейд ООН, доля рынка, которая приходилась на Россию в 2016 году, занимавшую первое место в мире по поставкам нелегированного необработанного алюминия, составляла 17%. Наши ближайшие конкуренты - Канада с долей 15%, Австралия (10%) и Индия (8%).

Страны закупают алюминиевую продукцию различных степеней переработки: как полуфабрикаты, так и готовые изделия, однако Россия пока зарекомендовала себя преимущественно как ведущий экспортер необработанного алюминия, в то время как по многим другим видам продукции из этого крылатого металла с более высокой добавленной стоимостью мы даже не в первой десятке.

Экспорт из России

Еще в годы социализма РФ создавались современные заводы по выплавке алюминия. После ликвидации Союза ССР, когда вся промышленность разваливалась на глазах, за рубеж потекли из России алюминиевые реки. Объемы российских поставок, а это подавляющая часть ценнейшего цветного металла, производимого в стране, росли стремительно. К началу нового тысячелетия они уже перевалили за 3 млн тонн в год.

Сегодня металлургия - вторая по значимости группа товаров отечественного экспорта после нефти и газа. В прошедшем году экспорт цветмета, исключая драгоценные металлы, сложился в сумме, превышающей 37 млрд долл. Из них на долю алюминия и продуктов из него пришлось 7,96 млрд долларов.

Источник: ФТС

Исторические максимумы по экспорту сырьевой продукции остались в прошлом (середина 2000-х гг.) из-за возросшего внутреннего спроса. В 2017 г. достижения развития отрасли зафиксированы не столько количественно, сколько качественно.

Рис. 1. Доля Al в общем объеме российского экспорта, %
Источник: ФТС

Необработанный алюминий - один из видов продукции, по которому Россия уверенно лидирует среди других стран-экспортеров. А это продукция низкой степени переработки. Из почти 8 млрд долларов, полученных от экспорта этого ценного металла и изделий из него, почти 85% приходилось на необработанный.

Источник: ФТС

Рис. 2. Необработанный Al в экспорте металла, млрд долларов
Источник: ФТС

По итогам 2017 года по данным Федеральной таможенной службы, из РФ поставлено за рубеж 3,7 млн тонн необработанного металла, а доля его в общем экспорте алюминия и продукции из него последние годы сохраняется на уровне 89-92%.

Источник: ФТС

Почти вся оставшаяся часть нашего экспорта пришлась на полуфабрикаты: алюминиевую проволоку, плиты, листы и полосы, прутки и профили, фольгу, емкости и другие изделия из этого цветного металла.

Рис. 3. Структура экспорта Al из РФ, %
Источник: ФТС

Ключевым импортером этого российского товара остаются Штаты. На американский континент его отправляется почти 27% от общего объема экспорта. Преимущественно это все тот же необработанный алюминий. Этот рынок на протяжении многих лет остается очень важным для России.

Рис. 4. Изменение долей основных импортеров российского алюминия, %
Источник: ФТС

В пятерку крупнейших покупателей вошли также Турция, Япония, Нидерланды и Южная Корея.

КАК УСТРОЕН МИРОВОЙ
РЫНОК АЛЮМИНИЯ

В это трудно поверить, но всего 150 лет назад алюминий считался серебром из глины и был чрезвычайно дорогим металлом. Сегодня алюминий занимает второе место в мире по объемам потребления среди всех металлов, уступая лишь стали. В ближайшие десятилетия спрос на алюминий продолжит расти опережающими темпами. Новейшие разработки в автомобилестроении, стремительный рост городов, новые возможности использования алюминия в качестве замены меди в энергетике – эти и многие другие тенденции позволят крылатому металлу упрочить свою лидирующую позицию как ключевого конструктивного материала 21-го века.

«Рано или поздно алюминий заменит собой дерево,
может быть и камень. Но как же это богато!
Везде алюминий и алюминий»

Николай Чернышевский
«Что делать?», 1863 г.

В период с 1854 по 1890 год было произведено всего лишь около 200 тонн алюминия – это соответствует весу ста пикапов F-150 с полностью алюминиевым кузовом, которые Ford сегодня производит каждые полтора часа.

После изобретения промышленного электрохимического способа производства выпуск и использование алюминия стали развиваться практически в геометрической прогрессии.

За следующие 10 лет, с 1890 по 1899 год, выпуск алюминия во всем мире составил уже 28 тыс. тонн, к 1930 году он вырос еще в 10 раз – до 270 тыс. тонн, что соответствует мощности среднего современного алюминиевого завода. В середине 20-го века производство алюминия в мире достигло 1 миллиона тонн в год, а в 1973 году – 10 млн тонн. Такая динамика сохранилась и в последующие десятилетия, а в 2014 году объем производства превысил 55 млн тонн. По прогнозам, в 2016 году он достигнет 60 млн тонн.

Столь стремительный рост производства крылатого металла был обусловлен, с одной стороны, развитием технологий его производства, а с другой – расширением сфер применения алюминия. Индустриализация, урбанизация, технический прогресс – алюминий стал неотъемлемой составляющей этих процессов. Сегодня высокое потребление алюминия в оценке «килограмм на душу населения» признается экономистами одним из наглядных показателей сильной и развитой экономики. Неудивительно, что в лидерах по этому показателю находятся государства с высоким ВВП, являющиеся флагманами технического развития, такие как США, Япония, страны Европы .

Предложение

Алюминиевый рынок делится на производителей первичного алюминия и сплавов на его основе – сегмент upstream, производителей алюминиевой продукции – сегмент downstream и производителей алюминия из вторичного сырья (переработка алюминия).


Сегмент upstream – это не только производство первичного алюминия и сотен различных сплавов, но и вся сырьевая цепочка, которая предшествует этому процессу. Для производства алюминия требуется добыть боксит, переработать его в глинозем и доставить на алюминиевый завод. Крупнейшие мировые производители алюминия, как правило, представляют собой вертикально-интегрированные холдинги, включающие в себя бокситовые рудники и глиноземные заводы. Преимуществом вертикальной интеграции для крупных компаний является то, что они становятся независимыми от колебаний цен и многих других внешних факторов, обеспечивая себя сырьем в необходимом объеме для непрерывного процесса производства алюминия. Небольшие производители, как правило, закупают сырье у внешних поставщиков.

Наибольшие запасы бокситов в мире сосредоточены в тропическом и субтропическом поясах Земли, поэтому основные объемы добычи обеспечивают страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, а также Австралия. Как правило, в этих регионах расположено и производство глинозема, что позволяет экспортировать более сложный продукт с добавленной стоимостью.

Крупнейшие производители алюминия в мире
2014 год


На сегодняшний день крупнейшим производителем первичного алюминия в мире является российская компания РУСАЛ, созданная в 2000 году. В ее состав входят предприятия по производству алюминия, глинозема и бокситов на территории России и Украины, а также иностранные активы, вошедшие в результате серии слияний и поглощений в 2000-х годах.

Старейшим производителем металла в мире, также входящим в ТОП-10, является американская Alcoa. Она была основана 1 октября 1888 года одним из изобретателей применяемой сегодня во всем мире технологии электролиза алюминия Чарльзом Мартином Холлом и называлась тогда Pittsburgh Reduction Company. В 1907 году название изменили на «Алюминиевую компанию Америки» (Aluminum Company of America), оно сохранилось до 1999 года, когда его официально сократили до Alcoa.

Еще один участник рейтинга – австралийско-британский концерн Rio Tinto, одна из крупнейших в мире диверсифицированных горнометаллургических компаний. В 2007 году она приобрела за рекордные $38 млрд канадскую алюминиевую компанию Alcan (Aluminum Company of Canada Limited), что позволило ей стать одним из глобальных лидеров по производству алюминия. Кстати, Rio Tinto обошла Alcoa, которая также участвовала в борьбе за Alcan.

Западную Европу в топ-листе производителей представляет норвежская Hydro. Компания тоже имеет более чем столетнюю историю: она была основана в 1905 году изначально для реализации проектов в гидроэнергетике и с тех пор выросла в крупный международный энергометаллургический холдинг.

За последние несколько лет в список крупнейших upstream-производителей стремительно ворвалась целая плеяда китайских компаний – Chalco, Hongqiao, Xinfa, East Hope, и их доля постоянно растет. Сегодня китайский алюминиевый рынок является крупнейшим в мире по объемам производства, на него приходится около половины мирового объема. При этом свыше 90% алюминиевого производства в Китае обеспечивается энергией работающих на угле электростанций, создавая серьезную нагрузку на окружающую среду.

Еще одним крупным игроком рынка становятся компании из Ближнего Востока, такие как EGA (объединенные Dubal и Emal), Alba, Qatar Aluminium, Sohar Aluminium и другие. Все они обладают важным преимуществом: возможностью использовать для производства дешевую электроэнергию, получаемую при сжигании попутного газа нефтяных месторождений.

Наконец, быстро наращивают объемы производства компании из Индии – Hindalco, Vedanta и другие. По прогнозам, Индия может стать крупным экспортером алюминия на международный рынок, поскольку рост мощностей уже сегодня превышает объем внутреннего потребления.


Количество downstream-производителей в мире исчисляется тысячами. Их продукция – это огромный спектр товаров, начиная от алюминиевых полуфабрикатов и заканчивая готовыми алюминиевыми изделиями.

Среди крупнейших downstream-производителей – американские Novelis и Aleris, британская Rexam, европейские Constellium и SAPA и многие другие компании, производящие алюминиевые банки, фасадные материалы, части фюзеляжа и корпусов автомобилей, материалы упаковки, трубы, панели, профили и прочие виды огромного списка алюминиевой продукции.

В последнее время среди upstream-компаний наметилась тенденция к развитию собственных downstream-направлений, что позволяет им получать дополнительную прибыль. Например, Alcoa заявила, что взяла курс на трансформацию бизнес-модели и больше не будет являться чисто сырьевой компанией. Норвежская Hydro, оставаясь одним из лидеров по производству первичного металла, также является одним из ведущих европейских производителей downstream-продукции. Крупнейший производитель алюминия в мире РУСАЛ тоже имеет downstream-сегмент – производство всех видов алюминиевой фольги для нужд пищевой, строительной и электротехнической отраслей промышленности.

Спрос

Производство алюминия в мире из года в год увеличивается вслед за непрерывно растущим спросом на этот металл.

В среднем мировая потребность в алюминии увеличивается на 5-7% ежегодно. Так, мировое потребление первичного алюминия в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 7% – до 54,8 млн тонн. А по итогам 2015 года мировой спрос должен вырасти еще на 6% – до 58 млн тонн.

Производство и потребление алюминия в мире


Вместе с тем рост потребления алюминия происходит на фоне глобальной урбанизации и индустриализации. И если в странах с развитой экономикой уже достигнут высокий уровень экономического развития, то развивающиеся страны как раз весьма активно наверстывают упущенное.

Глобальный алюминиевый рынок сегодня можно условно разделить на две части: Китай и все остальные страны. За последнее десятилетие Китай продемонстрировал феноменальные темпы экономического роста, и в том числе стал крупнейшим в мире производителем и потребителем алюминия.


На КНР сегодня приходится половина всего мирового объема производства и потребления алюминия, ни одна другая страна не может приблизиться к Китаю по этому показателю. При этом все свои потребности в первичном металле Китай закрывает исключительно собственным же производством, поэтому чаще всего он рассматривается отдельно от мирового. В то же время Китай активно наращивает экспорт алюминиевых полуфабрикатов, конкурируя на глобальном рынке с западными компаниями.

На втором и третьем местах по объемам потребления алюминия – рынки Европы и США, где спрос исторически очень велик по причине высокого уровня промышленного развития экономик этих стран. Еще один крупный рынок – Япония, не только страна с развитой экономикой, но и родина огромного количества технических новинок в сфере электроники и приборостроения. При этом Страна восходящего солнца импортирует весь необходимый ей первичный металл, совершенно не имея собственного алюминиевого производства. Причина – в отсутствии на ее территории мощных и дешевых источников электроэнергии.

Также постоянный хороший прирост потребления показывают активно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии.

Наибольшее количество алюминия идет на нужды транспортной и строительной отраслей экономики – в 2014 году на них пришлось 27 и 25% соответственно. Из алюминиевых сплавов делают детали фюзеляжа самолетов, части корпусов автомобилей и поездов, детали топливных систем, систем кондиционирования, части моторов, детали кресел и внутренней отдели, яхты и морские суда, космические шаттлы и твердое ракетное топливо. В наш век в моде легкость, скорость и надежность, а гарантировать все это может только алюминий.

Потребление по отраслям (тыс. тонн)


В строительстве этот металл также завоевал весьма прочные позиции: без него не обходится ни один небоскреб, ни одно металлокаркасное здание, да и обычный жилой дом. Оконные и дверные панели, кровля, строительные каркасы, фасадные и несущие конструкции, элементы внешнего декора, сайдинги, лестницы, системы кондиционирования и отопления – все это сегодня производится с использованием алюминия и сплавов на его основе.

Следующими по объему отраслями использования являются упаковка и энергетика – 16 и 13%. Алюминий незаменим при производстве линий электропередач и телефонных проводов, радиолокаторов, конденсаторов и так далее. В сфере упаковки главные позиции занимают пищевая фольга и алюминиевая банка для напитков. В мире ежегодно производится более 200 млрд банок для напитков, ну и ничего более удобного и качественного, чем упаковка из алюминиевой фольги, человечество пока еще не придумало.

Торговля

Алюминий является биржевым товаром. Но, несмотря на распространенное заблуждение, физическая торговля этим металлом в подавляющем большинстве случаев происходит отнюдь не на бирже. Более 90% продаж алюминия с физической поставкой происходит по прямым контрактам между производителями и покупателями металла.

Но обо всем по порядку.

Итак, а люминий – биржевой товар. Такие товары имеют стандартизированные потребительские свойства – потребителю не важно, какая именно компания произвела их. Они взаимозаменяемы, легко транспортируются и хранятся, могут дробиться на партии. Именно поэтому на сырьевых биржах торгуется upstream-продукция, а не полуфабрикаты или готовые изделия.

Когда товарно-сырьевые биржи только создавались, они служили местом для заключения физических контрактов на поставку таких биржевых товаров, однако с увеличением объемов торгов и развитием финансовых инструментов роль бирж изменилась.


Сегодня на них торгуются фьючерсные контракты на сырье – финансовые инструменты, которые практически никогда не влекут за собой реальную физическую поставку (вместе с тем такая возможность не исключается). В результате торгов устанавливается цена, служащая ориентиром для производителей и потребителей по всему миру. Сама биржа при этом ничего не покупает и не продает, она лишь предоставляет площадку для проведения торгов профессиональным игрокам рынка – брокерам.

В мире существует несколько товарно-сырьевых бирж, торгующих металлами, которые расположены в регионах с крупнейшим спросом на них. В Китае – это Шанхайская фьючерсная биржа (SHFE), в Северной Америке – Чикагская товарная биржа (CME). Однако крупнейшей в мире биржей по торговле металлами в целом и алюминием в частности является Лондонская биржа металлов (LME), образованная еще в 1877 году.

LME начала продавать алюминий в 1978 году. Более века назад, когда биржа только создалась, торговцы встречались в небольшой кофейне недалеко от Королевской биржи и заключали сделки с голоса, собираясь в круг. Сегодня на LME ежегодно торгуются около 3,7 млрд тонн различных металлов на сумму примерно $14,5 трлн. Это в три раза больше, чем ВВП Японии.


В июне 2012 года новым владельцем LME стала Гонконгская фондовая биржа (HKEX), которая приобрела ее за 1,4 млрд фунтов стерлингов.

Алюминий является крупнейшим по объему торгов биржевым товаром среди всех металлов в мире. На него приходится почти треть заключаемых на LME контрактов. На бирже торгуются свыше 100 марок алюминия от ведущих производителей, она работает более чем с 700 различными специализированными складами для металлов в 14 странах мира. Это необходимо, чтобы покупатель всегда мог физически приобрести купленный металл, так как, несмотря на то, что львиная доля контрактов – фьючерсные сделки, никто не запрещает покупать алюминий на бирже реальному промышленному покупателю для производственных нужд. Такая функция биржи получила название «рынок последней надежды». На практике это означает, что покупатель всегда может купить, а продавец всегда может продать металл по биржевому контракту по установленной биржевой цене и получить или поставить товар на один из биржевых складов.

Главным органом управления торгами является биржевой комитет, он ежедневно объявляет официальную цену дня на алюминий, устанавливая ее по совокупному результату прошедших торгов. Торговля проходит в соответствии со стандартными биржевыми контрактами. В каждом таком контракте определяется объем товара (для алюминия это минимум 25 тонн), условия поставки (это может быть любой склад Лондонской биржи), срок исполнения (немедленная поставка, трехмесячный, шестимесячный срок и т.д.) и требования к качеству (металл должен быть сертифицирован на бирже).

Объединенная компания «Русал» до 2018 года сократит производство 275 тысяч тонн первичного алюминия. Это предусмотрено одобренной советом директоров программой по замене неэффективных мощностей на современные производства с конкурентоспособной себестоимостью, сообщила компания. Уже до конца этого года алюминиевый холдинг сократит производство на 150 тысяч тонн алюминия — на Надвоицком (НАЗ), Богословском (БАЗ), Волховском (ВАЗ) и Новокузнецком (НкАЗ) заводах, что составляет около 4% производства.

Оставшаяся часть будет сокращена поэтапно: к 2015 году будут закрыты электролизные производства НАЗа и ВАЗа, к 2018 году — 3-й и 4-й корпуса НкАЗа. Выведенные мощности будут заменены высокоэффективными производствами в Сибири, в частности, на строящемся Богучанском алюминиевом заводе, обещает «Русал». О планируемом сокращении производства алюминия в текущем году неоднократно заявлял менеджмент компании, а также ее основной бенефициар Олег .

Меры связаны с высокими тарифами на электроэнергию и низкими мировыми ценами на металл.

Выручка ОК «Русал» в январе — июне 2012 года снизилась на 9,7%, до $5,7 млрд, скорректированная EBITDA — на 60,4%, до $564 млн, рентабельность по EBITDA — с 22,5% до 9,9%, следует из предварительного отчета компании по МСФО за второй квартал и первое полугодие.

Только с учетом эффективной доли «Русала» в ГМК «Норильский никель» (25%) компании удалось получить прибыль на уровне $255 млн (на 74,4% меньше, чем в первом полугодии 2011 года).

Сроки вывода мощностей связаны с окончанием долгосрочных договоров на поставку электричества, пояснили «Газете.Ru» в «Русале». При этом второй этап сокращений по Волховскому и Надвоицкому заводам может быть отменен в случае продления договоров по низкой цене, отмечают в компании.

Дешевую электроэнергию для Богословского завода найти вряд ли удастся. Планируемая сделка по продаже холдингом КЭС Виктора Вексельберга Богословской ТЭЦ «Русалу», поддержанная в конце прошлого года правительством, которое тогда возглавлял , так и не состоялась: не смогли договориться о цене. В итоге себестоимость производства алюминия на Богословском заводе в первом полугодии составила $2300—2400 за 1 тонну (при цене алюминия около $1900 за 1 тонну), жалуются в алюминиевой компании. Несмотря на закрытие алюминиевого производства, БАЗ в прежних объемах продолжит выпускать глинозем.

Планируемые меры по сокращению производства предстоит одобрить , и другим государственным органам, добавляют в алюминиевой компании.

Решение о сокращении производства было принято на совете директоров компании в пятницу, несмотря на то что один из акционеров компании — SUAL Partners — проголосовал против.

«Решение о закрытии ряда алюминиевых производств компании является неподготовленным и непродуманным, а его реализация в нынешнем виде приведет к негативным социально-экономическим последствиям», — поясняется в пресс-релизе компании. Как заявил официальный представитель SUAL Partners , программа сокращения производства алюминия сразу на нескольких российских заводах компании «не прошла предварительного обсуждения ни с акционерами, ни с регулирующими органами и представителями федеральных и региональных властей, не были изучены альтернативные варианты, в частности, модернизации подлежащих закрытию производств, не учтены в полном объеме социальные последствия принятого решения». «Менеджмент компании, с одной стороны, ведет с региональными властями обсуждение программ модернизации алюминиевых производств, предусматривающих их сохранение, и в то же самое время выносит на рассмотрение совета программу закрытия этих предприятий», — посетовал Шторх. В алюминиевом холдинге выразили недоумение позицией Sual. «Представители Sual Partners в совете директоров в течение полугода неоднократно поднимали вопрос о необходимости закрытия ряда неэффективных алюминиевых производств на заводах компании, настаивая на разработке менеджментом «Русала» и утверждении программы сокращения мощностей», — уверяют в «Русале». Кроме того, именно действия КЭСа, принадлежащего Виктору Вексельбергу, привели к тому, что алюминиевое производство БАЗа сейчас убыточно, считают в алюминиевом холдинге: КЭС нарушил договоренность, достигнутую на встрече с премьер-министром — передать Богословскую ТЭЦ по разумной цене, завысив стоимость актива в разы и тем самым не дав шанса предприятию на конкурентоспособную себестоимость производства алюминия.

Это не первый конфликт акционеров металлургической компании. Из-за несогласия с политикой менеджмента по целому ряду вопросов совладелец SUAL Partners в марте покинул пост главы совета директоров алюминиевого холдинга. Еще один акционер «Русала» фонд ОНЭКСИМ, управляющий активами предпринимателя , отказался от комментариев.

Эксперты отмечают, что закрытие больших производственных мощностей в моногородах грозит ростом социальных рисков. На заводах, попадающих под сокращение основного производства, по данным сайта компании, работает несколько тысяч человек.

В «Русале» обещают договариваться индивидуально с каждым работником и не допустить сокращений. «Сотрудникам будет предложено занять действующие на заводах вакансии, перейти на другие предприятия компании с выплатой компенсации, а также переехать в новые регионы», — сказали «Газете. Ru» в алюминиевом холдинге. Но на 2 сентября в Краснотурьинске, где расположен Богословский завод, на алюминиевом производстве которого занято около тысячи человек, запланированы сразу два митинга. Один из них организован профкомом Богословского алюминиевого завода, другой — комитетом «За спасение БАЗа».

«Угроза сокращения производства алюминия можно расценивать как беспроигрышную комбинацию менеджмента «Русала» , направленную на то, чтобы с помощью административного ресурса заставить поставщиков электричества снизить цены, либо, используя проблему моногородов, получить прямые государственные субсидии на поддержку убыточного производства», — считает ведущий аналитик «Минченко Консалтинг» .

Нерентабельные производства алюминия в этом году начали закрываться по всему миру. Закрытие заводов в Европе и Австралии в этом году уже привело к сокращению производства первичного алюминия на 2,146 млн тонн.

При сохранении низких цен следует ожидать более масштабных мер и от других производителей, что должно повлиять на динамику стоимости металла, полагает из UBS. «Но для этого сократить производство должны китайские металлурги. Пока власти КНР, напротив, заявляют о готовности частично субсидировать поставки электричества на алюминиевые заводы», — говорит аналитик «Уралсиба» . Сейчас алюминий стоит $1915 за 1 тонну, небольшой рост за последнее время был обусловлен не фундаментальными факторами, а укреплением доллара по отношению к евро, отмечают эксперты.

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Идем на снижение

Крупнейшие мировые производители алюминия идут на сокращение выпуска металла из-за неблагоприятной ситуации на рынке, затоваривания складов и падения цен. О снижении объемов заявили все лидеры отрасли.

В частности, Alcoa суммарно планирует сократить производство на 646,8 тыс. тонн алюминия, что составляет 16% совокупной производственной мощности компании. Процесс был запущен в январе прошлого года: Alcoa окончательно закрыла две серии электролиза на заводе Rockdale в штате Техас и завод Tennessee; в течение 2012 года остановила производство на АЗ Portovesme в Италии и снизила загрузку мощностей на АЗ La Coruna и Aviles в Испании. В сентябре 2013 года были сокращены электролизные производства в Бразилии в объеме 124 тыс. тонн и в США, на заводе Massena East в штате Нью-Йорк, на 40 тыс. тонн.

Данный шаг необходим ввиду текущей непростой экономической ситуации. Цены на алюминий, а также премии упали до минимальных значений, и мы продолжаем работать в условиях неустойчивого, волатильного рынка, - пояснил такое решение президент департамента первичного алюминия Alcoa Inc. Боб Уилт .

Еще один лидер отрасли - компания Rio Tinto Alcan сообщила о закрытии алюминиевого завода Shawinigan (провинция Квебек, Канада). Электролизное производство здесь будет остановлено уже к концу нынешнего ноября - на год раньше прежде запланированного срока, чтобы сократить алюминиевые мощности на 100 тыс. тонн в год.

Данное решение принято в результате стратегического изучения всех возможных вариантов продолжения работы завода. Вследствие устаревшей технологии и продолжающихся низких цен на металл сохранение мощностей по выпуску первичного алюминия Shawinigan является нецелесообразным, - заявил глава отдела первичного алюминия Rio Tinto Alcan Арно Суара . А к концу 2014 года компания также в Квебеке закроет предприятие Arvida производительностью 176 тыс. тонн.

Минувшим летом о снижении объемов производства на 380 тыс. тонн в год объявила Chalco . В целом компания намерена сократить производственные мощности на 9%. Как и конкуренты, Chalco поясняет свое решение неблагоприятной рыночной конъюнктурой. По данным агентства Bloomberg, ее убыток по итогам 2012 года превысил 1,3 млрд долларов, и непринятие мер по сокращению объемов привело бы к еще большей убыточности.

Замыкающая пятерку мировых производителей норвежская Norsk Hydro также в прошлом году остановила производство на АЗ Kurri Kurri в Австралии и литейный цех на АЗ Ardal в Норвегии в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

Финансовый кризис привел к серьезным проблемам в автомобильной и строительной отраслях, которые являются основными потребителями алюминиевой продукции, - говорится в заявлении Norsk Hydro .

При рекордно низких ценах на алюминий и перепроизводстве металла снижение объемов стало неизбежным.

Мировые производители алюминия должны сократить производство в целом на 2 млн тонн для того, чтобы ликвидировать избыточное предложение, которое ведет предприятия к убыткам, - заявил директор по стратегии и развитию бизнеса РУСАЛа Олег Мухамедшин на Международной алюминиевой конференции в Женеве. - Алюминиевая промышленность должна быть более дисциплинированной.

Сокращение объемов производства алюминия мировыми лидерами (заявленное)

Источник: Интерфакс

Задача: минус 15%

Решение о снижении объемов принял и РУСАЛ. Компания утвердила двухлетнюю программу по сокращению производства. Только в 2013 году выпуск алюминия был сокращен на 324 733 тонны, что составляет 8% от объема 2012 года.

В частности, полностью было приостановлено электролизное производство на Волгоградском, Волховском и Уральском алюминиевых заводах, на первой площадке Новокузнецкого алюминиевого завода и на ALSCON (Нигерия). Также законсервировано производство во 2, 3, 4 и 5 корпусах Богословского (первый корпус был законсервирован в 2011 году) и 1, 2 корпусах Надвоицкого алюминиевых заводов (3 корпус был законсервирован в 2012 году).

Кроме того, за счет снижения силы тока и других мероприятий уменьшены объемы производства на Саяногорском, Иркутском, Новокузнецком (вторая площадка) и Хакасском алюминиевых заводах.

Реализация программы продолжится и в 2014 году. Всего к показателям 2012 года РУСАЛ планирует сократить объемы производства на 15%. В абсолютном выражении - на 647 504 тонны алюминия.

Эти цифры, по мнению аналитиков Компании, являются оптимальными в условиях сложившейся в отрасли ситуации, рыночной конъюнктуры, колебаний биржевых цен на алюминий. Сокращение производства именно в таком объеме - не больше, но и не меньше - позволит РУСАЛу получить максимально низкую себестоимость металла и наиболее высокую рентабельность. Что уже подтверждается результатами работы. После сокращения убыточных производств себестоимость выпуска тонны алюминия в РУСАЛе снизилась на 40 долларов. По итогам первого полугодия 2013 года этот показатель составлял 1942 доллара, а по итогам второго квартала - уже 1911 долларов. При этом себестоимость в апреле-июне была минимальной с конца 2010 года.

Одновременно неблагоприятная конъюнктура повлияла и на судьбу строящегося Богучанского алюминиевого завода. Если прежде пуск первой очереди в эксплуатацию был запланирован на конец текущего года, то теперь он перенесен на середину 2014-го. И хотя, согласно расчетам, себестоимость производства алюминия на БоАЗе будет самой низкой в Компании - 1700 долларов на тонну, РУСАЛ решил отсрочить его запуск, чтобы окончательно не разрушить баланс на мировом рынке.

РУСАЛ продолжает реагировать на текущую ситуацию на рынке и может рассмотреть возможность принятия дополнительных мер для снижения себестоимости производства, - так первый заместитель Генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьев прокомментировал принятые решения.

Себестоимость алюминия и его цена на LME ($/т)

Источник: Интерфакс

Россия - не Китай

Сегодня в мире огромные мощности по выпуску алюминия работают с убытком. С июля 2008-го цена на крылатый металл упала почти на 40%. Еще год назад, по оценкам аналитиков РУСАЛа, 25% мирового производства алюминия было убыточным. Сегодня эта цифра составляет 40%.

Причем многие пока еще рентабельные производства балансируют на грани прибыльности и в случае скачков на бирже также могут «уйти в минус». Так, в августе нынешнего года цены на фьючерсы на алюминий на LME опустились до уровня 1800-1850 долларов за тонну. При таком показателе убыточными являются вообще около 75% производителей крылатого металла в мире.

С необходимостью сокращения объемов производства для спасения отрасли от обвала согласилось большинство мировых производителей алюминия. Разве что кроме китайских, которых дотирует государство.

В Китае правительство субсидирует убыточные заводы. Вертикально интегрированные компании позволяют делать выгодной продукцию глубокой переработки за счет субсидирования убытков вверх по цепочке, а мультитоварные группы покрывают убытки от алюминия за счет других металлов, - подчеркнул Олег Мухамедшин.

Россия - не Китай, и ситуация у нас порой зеркальная. Свои нерентабельные производства РУСАЛ отправил на консервацию. Причин их убыточности множество: устаревшее оборудование, несовершенные технологии, большие расходы на соответствие экологическим требованиям и т.д. Но даже глобальная дорогостоящая модернизация и внедрение самых передовых технологий, как утверждают специалисты отрасли, в нынешней ситуации эти производства спасти не смогли бы. Все дело в заоблачных тарифах на электроэнергию и транспортные перевозки, которые пожирают всю потенциальную прибыль.

Из-за политики перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда электроэнергия поставляется населению по низкому тарифу, а сопутствующие издержки перекладываются на крупных промышленных потребителей, российский алюминий оказывается «золотым». Особенно это ощутили на себе заводы алюминиевого дивизиона «Запад», для которых средний тариф на электроэнергию c 2007 года вырос на 76% - до 5,14 цента за кВт/час. Это уже даже выше, чем в США и странах Северной Европы.

«Чемпионом» стала Волгоградская область, где тариф на электроэнергию для ВгАЗа достиг 6 центов за кВт/час (1,94 рубля). В итоге стоимость электроэнергии на производство одной тонны алюминия заводу обходилась в 810-900 долларов. Примерно столько же в структуре себестоимости тонны металла занимает стоимость электроэнергии у китайских товарищей, которые не озабочены экономией: при значительно большем расходе электроэнергии она стоит в разы дешевле, но при этом затраты все равно компенсируются государством.

Руководство РУСАЛа не раз обращалось к властям с просьбой вмешаться в политику тарифообразования и сократить стоимость электроэнергии для ВгАЗа хотя бы вдвое - до европейского уровня. Уже только это могло бы сохранить производство на заводе. Однако никаких решений металлурги не дождались. И были вынуждены действовать сами.

Что нас не убивает - делает сильнее

Дальнейшая судьба каждого из законсервированных электролизных производств будет решаться в зависимости от их состояния и потенциала. Большинство из них после изменения рыночной конъюнктуры могут возобновить выпуск алюминия.

Часть наших производств, которые мы приостанавливаем, через три-четыре года могут быть модернизированы таким образом, что станут производителями продукции из алюминия, интегрированными в более широкую цепочку поставок на этапах переработки и сбыта конечному потребителю. Именно такие планы поддерживает правительство, - заявил Олег Дерипаска. По прогнозам, через 10 лет спрос на первичный и вторичный алюминий в России вырастет почти в три раза - до 2,5 млн тонн в год. В таком случае имеющихся мощностей даже может не хватить, чтобы удовлетворить спрос.

Также РУСАЛ подписал с Внешэкономбанком меморандум о намерениях по сотрудничеству, направленному на перепрофилирование закрытых заводов. Среди прочего, на них планируется организовать производство различной продукции из алюминия и его сплавов. Для работы в рамках соглашения РУСАЛ будет искать партнеров, а также предоставить им инфраструктуру имеющихся промышленных площадок. Работа в этом направлении уже ведется. Так, в июне РУСАЛ подписал меморандум с израильской компанией Omen о создании совместного предприятия по производству автокомпонентов. В подобных проектах Внешэкономбанк готов участвовать в качестве инвестора. Его содействие в перепрофилировании убыточных заводов позволит снизить влияние низких цен алюминия на финансовый результат.

По мнению экспертов рынка, РУСАЛ при текущей неблагоприятной конъюнктуре проводит наиболее эффективную политику, направленную на снижение себестоимости. В дальнейшем это будет способствовать развитию Компании.

«РУСАЛ выйдет из кризиса значительно более крепкой и рентабельной компанией. Снижение цены алюминия, которое затронуло отрасль в 2013 году, позволило РУСАЛу закрыть свои самые нерентабельные производства, которые Компания не смогла бы закрыть при более высоких ценах из-за противодействия со стороны региональных и федеральных властей», - говорится в посвященном ситуации в алюминиевой отрасли аналитическом докладе Инвестиционной компании «Велес Капитал». По мнению аналитиков, благодаря закрытию нерентабельных производств и запуску БоАЗа в будущем году Компания продолжит снижать себестоимость продукции. А на повышение ее рентабельности также повлияет сокращение доли выпуска первичного алюминия при увеличении объема сплавов и иной продукции с добавленной стоимостью.

Что касается краткосрочной перспективы, то закрытие убыточных производств обеспечит алюминиевым компаниям более высокую операционную эффективность, высвободит часть оборотных средств. Однако оно не способно глобально повлиять на мировые цены в силу сложившейся конъюнктуры и значительных запасов алюминия на складах. А одним из глобальных рисков остается вероятность интервенций металла на рынок со складов LME. Поэтому при худшем сценарии и дальнейшем падении цен на алюминий компаниям придется продолжить снижать объемы производства. При лучшем - начнется процесс восстановления равновесия, при котором физическая цена начнет в течение двух-трех лет дрейфовать до приемлемых для многих производителей 2400-2500 долларов за тонну.

Текст Данил Кляхин, фото из архива редакции