Деятельность совместная. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними Совместная деятельность в социальной психологии

Совместная деятельность (в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов, 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. Коллектив научный); 5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. Роль) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. Интеграция групповая) включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

Понятие «совместная деятельность»

Отечественная и зарубежная психология, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто - то сразу откликается. Кто - то позже, главное - добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

  • · постановка и решение педагогических задач;
  • · постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - персонаж», «взрослый - ребенок - персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:

  • · приобретение - информация;
  • · упражнение - закрепление;
  • · обобщение - систематизация;
  • · самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог - участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

  • · Совместно - индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
  • · Совместно - последовательная деятельность - общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
  • · Совместно - совместная деятельность - одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 - 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

  • 5. Возникновение межличностных отношений.
  • 5Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

  • · Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
  • · Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  • · Если вы не согласны - аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  • · «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
  • · Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
  • · Чаще называйте имя собеседника.
  • · Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Таким образом, очень важна роль, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно деятельностного взаимодействия и речи в детском возрасте. Это позволяет соединить диалогическую форму речевого общения в онтогенезе с деятельностной и когнитивной сторонами развития ребенка.

Совместная деятельность

(в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов , направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями , обмена информацией , а также взаимной перцепции ;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата С. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, к-рые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса С. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте С. д., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной С. д. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. );

5) возникновение в процессе С. д. межличностных отношений , образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. ) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Будучи исходно обусловлены содержанием С. д., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии С. д. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. ) включенных в нее индивидов. С. д объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и С. д., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий С. п.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "совместная деятельность" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - см. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    совместная деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и… Купить за 263 руб
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ АНАЛИЗА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. И. ДОНЦОВ, Е. М. ДУБОВСКАЯ, И. М. УЛАНОВСКАЯ

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием "совместная деятельность ". Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания.

В значительной части работ специфика субъекта совместной деятельности вообще не рассматривается. Отказываясь от "гласного " обсуждения проблемы субъекта совместной деятельности, авторы тем не менее не могут полностью ее избежать, поскольку любое исследование деятельности предполагает ответ на вопрос "Кто действует? ".

Из логики экспериментальных работ вытекают два возможных толкования сущности субъекта совместной деятельности.

1. Субъектом совместной деятельности является индивид.

В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместноиндивидуальной модели совместной деятельности (Л. И. Уманский), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н. П. Щербо) или обозначают термином "совместная деятельность " ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Н. Н. Обозов).

Теоретической базой для такого понимания субъекта совместной деятельности является положение Е. В. Шороховой, согласно которому "нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях " .

Необходимо отметить, что при таком подходе использование термина "совместная деятельность " представляется непродуктивным, так как изучаемые им феномены вполне могут быть описаны в терминах индивидуальной деятельности.

Подобный взгляд на субъекта совместной деятельности характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельности рассматриваются как два полюса одного континуума, а потому, например, работа учащегося в присутствии взрослого уже рассматривается как определенная степень совместности. Дж. Сильверман и И. Джерингер полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы "поглощает " деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

Сходная интерпретация представлена в исследованиях конкурентной модели совместной деятельности. Так как сама деятельность в этой ситуации организуется таким образом, что достижение результата одним участником предполагает его недостижение другими, то очевидно, что по своей сути такая деятельность является индивидуальной, а ее субъектом является каждый отдельный участник. Как справедливо отмечают представители такого подхода, истинным объектом изучения здесь является не совместность, а особенности индивидуального поведения в условиях дефицита средств достижения цели.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л. И. Уманского) одну "общую " задачу на "одном пространстве в одно и то же время " .

Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участникам предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов). Однако очевидно, что сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения. И описанные в литературе попытки обеспечить "общность " задачи соответствующей инструкцией, типа "Решите сообщаЕ " или требованием получить "общее решение ", вряд ли могут расцениваться как достаточные для обеспечения совместности решения. Нам представляется, что даже в тех экспериментальных ситуациях, когда группы составлялись из членов реально существующих общностей, факт существования группы как субъекта деятельности не может констатироваться априорно,

а должен представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов.

Абсолютное большинство исследователей, в целом признавая и даже принимая за исходное описанное выше представление о субъекте совместной деятельности, считают, что указанные в нем признаки являются необходимыми, но не достаточными. Поэтому кроме временнопространственного соприсутствия и наличия "общей " задачи разными авторами предлагаются различные дополнительные условия, способствующие, по их мнению, превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Такими условиями могут являться:

1) специфические особенности самого материала, который используется в "общей " задаче;

2) индивидуальные особенности участников;

3) социальнопсихологические характеристики группы;

4) разделение функций, ролей, действий и операций.

Большая группа работ подходит к проблеме субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и реального содержания самой деятельности.

Попытка выделить в самой психологической структуре совместной деятельности образования, качественно характеризующие ее субъекта, а также механизмы, приводящие к их формированию, представлена в работе Р. Л. Кричевского . В его исследовании важной характеристикой субъекта совместной деятельности является направленность взаимодействия в группе, определяемая, по мнению автора, мотивом их деятельности.

В работе М. Г. Ярошевского для характеристики субъекта совместной деятельности привлекается анализ предмета, на который направлена его деятельность. Предполагается, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием ее предметных характеристик: социальной заданности и значимости, а также конкретного ее содержания.

По мнению А. И. Донцова, ни сама группа в качестве субъекта деятельности, ни формы и способы ее активности не могут быть как таковые определены вне отношения к предмету совместной деятельности. Результаты исследования показывают, что "именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социальнопсихологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности " .

В работах В. В. Рубцова субъект совместной деятельности определяется через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности.

Работа А. Л. Журавлева является одной из немногих, где развернуто изложена теоретическая позиция по данному вопросу. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности автор выделяет "целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта " . Таким образом, в основу определения субъекта положены структурные компоненты и отдельные признаки самой деятельности, причем субъект выступает не как интеграция или результат влияния указанных выше характеристик, а как простая

сумма рядоположенных свойств деятельности.

При всей многочисленности и внешнем многообразии конкретных экспериментальных исследований и подходов к решению вопроса о субъекте совместной деятельности их отличают следующие общие черты.

1. Для большинства работ характерно представление, что совместность деятельности обеспечивается определенным сочетанием внешних условий, спецификой задачи, инструкцией, подбором участников по индивидуальным особенностям и межличностным отношениям и т. д. Поэтому вопрос о критериях выделения субъекта совместной деятельности вообще не ставится как особая проблема. В связи с этим понятно и полное отсутствие интереса к вопросам о том, принимается ли участниками заданная внешне деятельность в качестве совместной; как на основе такого принятия формируется субъект собственно совместной деятельности; тождественны ли субъекты групповой и совместной деятельности и т. д.

2. Поскольку совместная деятельность задается через внешние условия, а сумма выполняющих эту деятельность индивидов рассматривается в качестве ее совокупного субъекта, то все их индивидуальные и личностные особенности, способы взаимодействия и общения интерпретируются как характеристики субъекта совместной деятельности.

3. Так как многие исследователи в той или иной степени чувствуют трудности, вытекающие из столь широкой интерпретации совместной деятельности, то наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного индивида наблюдаются попытки выделить так сказать хорошую совместную деятельность или собственно совместную деятельность и соответственно те характеристики, которые отличают успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.

СТРУКТУРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подход к решению вопросов структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности в значительной степени определяется позицией автора по проблеме соотношения деятельности и общения. Не имея возможности обсуждать здесь теоретические основы этого противопоставления, остановимся на конкретных вариантах его решения.

I. Совместная деятельность относится к отдельным актам общения , а следовательно, ее структура и процессуальные характеристики могут быть определены по таким косвенным признакам, как, например, циклы общения. Цикл начинается с выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, и завершается согласованием индивидуальных решений. Последовательность циклов весьма лабильна и направляется самим ходом выполняемой совместной деятельности. При такой интерпретации деятельность редуцируется к общению, которое, в свою очередь, описывается в терминах совместной деятельности. На экспериментальном уровне ситуация упрощается: объединение индивидов в группу для решения какойлибо задачи автоматически приводит к интерпретации всех дальнейших результатов как получаемых "совокупным субъектом деятельности ". Дж. Рассел , например, интерпретирует совместную деятельность просто как процесс обмена информацией между участниками.

Итак, в целом ряде работ общение рассматривается в качестве фактора, порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности.

II. Структура совместной деятельности определяется через структуру и формы взаимодействия ее участников.

Анализируя работы, реализующие данную точку зрения, следует иметь в виду, что использование термина "взаимодействие " не гарантирует общности понимания структуры совместной деятельности, так как у одной части авторов взаимодействие определяется и оценивается через показатели общения, у другой - является элементарным актом в структуре совместной деятельности, а у третьей - вообще не входит в структуру совместной деятельности, осуществляясь в ситуации совместной деятельности по поводу нее.

Так, Я. Яноушек делает акцент на выделении особенностей качественного взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. Такими особенностями, по его мнению, являются выраженность взаимодействия и его содержательность, оцениваемые на основании количественного и качественного анализа реплик членов группы. "Вербальное взаимодействие " выступило предметом анализа у А. В. Беляевой . Е. В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику "коммуникативного взаимодействия ". Н. М. Полуэктова и Б. В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности.

В. Я. Ляудис считает уточнение содержания категорий учебного взаимодействия и совместной деятельности одной из центральных задач своей работы. При этом место и функции взаимодействия определяются пониманием совместной деятельности: "Совместной деятельностью мы называем акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между учителем и учениками и между самими учащимися в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения " . При этом взаимодействие включается в процесс совместной деятельности как ее элементарная единица; выступает в качестве одной из целей совместной деятельности; нормы взаимодействия рассматриваются как предмет совместной деятельности, а формы взаимодействия - как ее средства.

С. Казден и Е. Форман выделили семь типов взаимодействия, характеризующих совместные формы решения задач .

А. С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э. И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения.

Из перечисленных работ видно, что, несмотря на неоднозначность трактовки сущности взаимодействия и его места в структуре совместной деятельности, ему придается особое значение. Так, А. Л. Журавлев прямо указывает на взаимодействие как на "существенную особенность структуры совместной деятельности, ее основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью " . Определяя взаимодействие как "систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых ", он отмечает, что

"структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками " [там же].

III. Взаимосвязанность понимается как характеристика структуры совместной деятельности.

Если А. Л. Журавлев рассматривает взаимосвязанность в качестве одного из признаков совместной деятельности , то Н. Н. Обозов выбирает ее в качестве основной и исходной характеристики совместной деятельности. Поэтому в его классификации типу взаимосвязанности (изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность по типу "молчаливого соприсутствия ", по типу "влияния и взаимовлияния ", активная взаимосвязанность, коллективистская взаимосвязанность) ставится в соответствие вид совместной деятельности .

IV. Структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации.

Этот подход развернуто представлен в работе Р. Славина . Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, поразному оценивая их роль и место в формировании совместности.

Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.

При анализе зарубежных работ по проблемам кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социальнопсихологическое.

В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность .

V. Процесс совместной деятельности понимается как взаимодействие функциональноролевых позиций участников.

При анализе исследовательских позиций по проблеме определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной из принципиальных характеристик и отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в

очень незначительном числе работ предпринимается попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функциональноролевых позиций в достижении группового результата; их авторами установлено, что:

четкая дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач;

формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;

стихийность и заданность ролевого распределения участников поразному влияют на протекание решения групповой задачи;

ролевые показатели позволяют проанализировать содержательное и функциональное взаимодействие участников групповой работы;

эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе функционирования группы.

Хотя ряд примеров такого рода реализации функциональноролевого подхода в эмпирических исследованиях процесса совместной деятельности можно продолжить, нам представляется, что уже приведенные примеры являются достаточным доказательством того положения, что само по себе выделение функций и ролей и закрепление их за отдельными участниками совместной деятельности не позволяет ни приблизиться к решению проблемы структуры и процессуальных доминант совместной деятельности, ни вскрыть те факторы, которые и определяют реальное психологическое содержание и соответственно характер протекания деятельности для самих ее участников.

VI. Процесс совместной деятельности состоит в координации действий и операций участников.

Наиболее развернуто этот подход представлен в работах В. В. Рубцова. Он выделяет следующие составляющие процесса организации совместного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности . Важной особенностью исследований В. В. Рубцова и его коллег является интерес к самому процессу совместной деятельности, его становлению и тем объективным факторам, которые определяют качество его протекания.

Анализ работ, посвященных исследованию структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности, позволяет сделать следующие выводы.

1. Структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов.

2. Одна из главных причин "нестыковки " многих исследований совместной деятельности состоит в том, что их выводы и результаты относятся к разным по уровню обобщенности видам деятельности: закономерности совместной деятельности изучаются как на примере социально значимых видов деятельности (производственная), так и на примере группового решения задач, хотя последнее вряд ли резонно рассматривать как самостоятельную деятельность.

при анализе совместной деятельности. При этом, однако, не обсуждается ни собственно психологическое содержание каждой из них, ни их место в структуре совместной деятельности.

4. Во многих работах факт единичного взаимодействия уже считается достаточным для заключения о том, что деятельность является совместной. В качестве же показателей взаимодействия зачастую используются акты вербального и невербального общения.

5. Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально - с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.

КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от всех других рассмотренных признаков и критериев совместной деятельности критерий результативности вводится практически обязательно как в построение экспериментов, так и в теоретические модели совместной деятельности.

I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.

Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исследователей в качестве продукта совместной деятельности рассматривают сам факт решения задачи ( и др.).

Многие авторы, не ограничиваясь констатацией самого факта решения, ищут количественные характеристики и качественные особенности продукта совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Таковыми могут выступать: оригинальность решения, количество предложенных решений, количество задач, решенных в ограниченный интервал времени, и т. д. Независимо от того, какие критерии выбираются тем или иным исследователем для оценки результата или продукта совместной деятельности, ими в принципе воспроизводится одна и та же схема эксперимента: выбираются некоторые переменные, детерминирующие, по мнению автора, результат совместной деятельности, и оценивается их влияние на количественные и качественные особенности продукта. Такими переменными могут выступать особенности группы как субъекта деятельности, индивидуальные характеристики участников группового решения, параметры самой задачи.

Аналогичные характеристики кладутся в основу оценки результата и при организации продуктивных видов совместной деятельности (, и др.).

II. Результат совместной деятельности -развитие группы.

Этот критерий наиболее широко представлен в социальнопсихологических исследованиях совместной деятельности.

Так, подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных отношений в группе, на формирование отношений взаимной зависимости, что приводит к воздействию на процесс коллективообразования . Показано, что динамика содержательных и структурных компонентов межличностного восприятия в группе обусловлена содержанием и формой организации совместной деятельности . В качестве основного результата

совместной деятельности рассматривается целый ряд социальнопсихологических явлений. Так, выявлена зависимость межличностного познания от особенностей деятельности людей, посредством которых они были включены в совместную деятельность . Подробно рассмотрена обратная зависимость эффективности самой совместной деятельности от уровня развития группы .

Ш. Результат совместной деятельности - индивидуальное развитие.

Особенно широко эта позиция представлена в работах, выполненных в русле возрастной и педагогической психологии. В них намечены два основных критерия, по которым оценивается влияние совместных форм обучения на развитие детей: совместная деятельность анализируется, вопервых, как фактор личностного развития ее участников, а вовторых, как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие.

Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В. Я. Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников "является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения " .

В логике Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского основным эффектом совместной деятельности выступает социальнопсихологическая готовность ребенка, которая включает в себя "такие мотивационные, когнитивные и операциональноповеденческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах " .

Исследования, направленные на выявление влияния совместной деятельности на интеллектуальное развитие, строятся по следующей схеме. В протесте выявляется исходный уровень интеллектуального развития каждого члена группы. Сам эксперимент включает групповую работу по решению задач. Посттест оценивает индивидуальные изменения в интеллектуальных операциях участников совместной экспериментальной работы. В контрольной группе дети проходят только индивидуальное тестирование через тот же интервал времени, что и в экспериментальной группе. Такая схема исследования позволяет: а) сравнить эффективность совместной деятельности и индивидуальной; б) оценить сдвиги в интеллектуальном развитии детей, которые авторы связывают с участием в совместной деятельности.

Важной особенностью работ, использующих критерий индивидуального развития как результата совместной деятельности (это делается и при оценке процессов групповой динамики в совместной деятельности), является несовпадение непосредственной цели предлагаемой группе деятельности и того "побочного " результата, который заложен в эксперименте как исследовательская цель. А само достижение непосредственной цели совместной деятельности детей рассматривается в рамках теоретической модели, реализованной в этих исследованиях, как средство достижения ожидаемого "побочного " результата - интеллектуального или личностного индивидуального развития ребенка.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что из всех критериев совместности деятельности результат представлен наиболее явно и развернуто, а во многих работах выступает в качестве единственного критерия совместной деятельности. Это и понятно: ведь мотивационноцелевой компонент является стержневым для психологической характеристики деятельности, в том числе совместной. А значит, именно он лежит в основе всех других деятельностных

феноменов. Однако возникает закономерный вопрос: насколько то, что задается группе извне как цель совместной деятельности, действительно принимается группой в качестве таковой? Иными словами, речь идет о соотношении целей, задаваемых группе исследователем, целей собственно групповых и целей отдельных ее членов. Без ответа на этот вопрос представляется неправомерным рассмотрение полученных в исследовании результатов как результатов совместной деятельности, характеристик процесса деятельности как особенностей совместной деятельности, и, наконец, субъекта деятельности как совокупного субъекта. Таким образом, анализ процесса принятия группой общей цели, ее развития в ходе самой совместной деятельности и поиск объективных критериев этого процесса являются важнейшей исследовательской задачей.

Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:

1) разделение понятий "групповая " и "совместная " деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;

2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;

3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;

4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;

5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности - предметного, личностного и социальнопсихологического - и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.

Именно эти положения легли в основу эмпирического исследования, проводимого в настоящее время авторами.

1. Андреева Г. М. Значение идей Л. С. Выготского для марксистской социальной психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. С. 54 - 65.

2. Беляева А. В.. Короткое В. Л., Тарабрина Н. В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192 - 206.

3. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 102 - 107.

4. Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 25 - 34.

5. Донцов A. M., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 - 49.

6. Дубовская Е. М., Улановская И. М. Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издво МГУ, 1987. С. 130 - 140.

7. Дульчевская А. П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразования // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 111 - 115.

8. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социальнопсихологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 38 - 44.

9. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18.

10. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. С. 3 - 22.

11. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 - 73.

12. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 63 - 70.

13. Немов Р. С. Социальнопсихологические основы эффективности групповой деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1982.

14. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 24 - 44.

15. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. С. 273 - 285.

16. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 79 - 91.

17. Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 76 - 81.

18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

19. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.

20. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социальнопсихологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 - 71.

21. Хащенко Т. Г. Индивидуальнопсихологические особенности партнеров в процессе совместного решения задач // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 141 - 144.

22. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 285 - 299.

23. Чернышев А. С. Социальнопсихологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. канд. дис. М., 1980.

24. Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

25. Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопр. лсихол. 1984. № 2. С. 107 - 112.

26. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психол. 1982. № 6. С. 57 - 65.

27. Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73.

28. Bridgeman D. Enhance roletaking through cooperation: Interdependence. A field study, 1981.

29. Cazden С., Forma E. Exploiting the intellectual value of peer interactions. Chicago, 1980.

30. Cook H., Stingle S. Cooperative behavior in children // Psychol. Bull. 1974. V. 81. N 12. Р. 918 - 933.

31. Doise W. La structuration cognitive d"adultes et enfants // Rev. de Psichologie et de Sciences de la Education. 1973. N 8.

32. PerretClermont A. N. Social interaction and cognitive development in children. L., 1980.

33. Russel J. Diadic interaction in a logical reasoning problem requiring inclusion ability // Child Devel. 1981. V. 52. N 4. Р. 1322 - 1325.

34. Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget"s equilibration model // Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.

35. Slavin R. When does cooperative learning increase student achievement? // Psychol. Bull. 1983. V. 94. N 3. Р. 429 - 446.

Поступила в редакцию 4.II 1997 г.

источник неизвестен

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Анализируя литературу, посвященную феномену "совместная деятельность", видим, что существует несколько разных подходов к трактовке совместной деятельности, которые зависят от принадлежности авторов к разным отраслям психологии. Но наибольшее внимание феномену «совместная деятельность» уделяется в социально психологии. Здесь термин «совместная деятельность» рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствуют о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, и о взаимодействии индивидуально- и социально-нормативных условий совместного процесса (Рубцов В.В. 1989; словарь, 1999).

Итак, совместная деятельность — это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры, и где отличительными признаками совместной деятельности являются:

      1. пространственное и временное соприсутствие участников. Создающее возможность непосредственного личного контакта между ними. В том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

        наличие единой цели предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;

        наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями. Либо распределены между ними;

        разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены, специализированы и иерархозированы, поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;

        возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты.

Кроме того, литературные источники указывают на наличие психологической структуры совместной деятельности. Например, Журавлев А.Л. (2000) утверждает, что основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности, ранее выделенной в общей теории психологии Ананьевым Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьевым А.Н., Ломовым Б.Ф., Рубенштейном С.Л. и многими другими исследователями, могут использоваться для анализа структуры совместной деятельности. Описание психологической структуры деятельности обычно начинается с выделения ее целей. Общая цель совместной деятельности является важнейшим компонентом структуры совместной деятельности. Под ней понимается идеально представленный будущий результат, который стремится достичь общности индивидов, то есть коллективному субъекту. Общая цель может быть расписана в виде более частных совместных задач, поэтапное решение которых приближает коллективный субъект к достижению общей цели.

Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Это то, что побуждает общность индивидов к выполнению совместной деятельности, то есть непосредственная побудительная сила.

Следующим компонентом в структуре совместной деятельности являются совместные действия, направленные на реализацию текущих и перспективных задач совместной деятельности и выполняемые с помощью многочисленных средств осуществления совместной деятельности, причем как индивидуальных, так и групповых средств, способов, приемов.

Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный группой участников совместной деятельности. Здесь важное значение имеет не только общий объективный результат, но и его субъективное отражение индивидуальными и коллективным субъектами. Конечный результат совместной деятельности может выражаться через субъективные индивидуальные и групповые оценки достигнутого в совместной деятельности.

Кроме того, одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность совместной деятельности, является коммуникация. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий (Ломов Б.Ф., 1975. С. 132; хрестоматия, 2000). В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

Важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласованности (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами, то есть все перечисленные процессы имеют отношение ко всем основным структурам, составляющим деятельности.

Так же важно подчеркнуть, что если конкретный вид деятельности группы не отвечает какому-то признаку или у него отсутствуют отдельные структурные компоненты совместной деятельности, то это еще не означает, что у этого вида деятельности полностью отсутствуют свойства совместной деятельности. Деятельность с неполной структурой, многими авторами считается при этом разновидностью совместной деятельности. А эмпирические исследования совместной деятельности А.Л. Журавлевым (2000) показали, что в реальной жизни может иметь место так называемая совместная деятельность с неполной структурой — не полная совместная деятельность. Деятельность с неполной структурой, по его мнению, остается при этом разновидностью совместной деятельности. Причем, отсутствие того или иного элемента целого может приводить к большому числу разновидностей такой совместной деятельности, например:

      1. совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели своей индивидуальной деятельности;

        процесс совместной деятельности может проходить без достижения общего конечного результата или когда ее результат достигается, но он не является непосредственно данным коллективу, поэтому не осознается;

        совместная деятельность может выполняться при отсутствии реальных совместных действий ее участниками, интегрируясь на относительно слабо связанных друг с другом индивидуальных длительностей через общие цели, мотивы и конечные результаты, и другие варианты.

Кроме того, необходимо отметить роль взаимодействия в процессе совместной деятельности. И так, в процессе совместной деятельности имеет место единство двух направлений воздействия ее участников: во-первых, это совместные действия на общий предмет труда, которые и вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов, действий и результата и т. п.); во-вторых, это взаимные воздействия участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых элементов. Такими составляющими компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками совместной деятельности, однако не всякие, а именно те, которые детерминированы направленностью на общий предмет совместной деятельности, то есть предметно-направленные взаимодействия. Под взаимодействием здесь Журавлевым А.Л. (2000) понимается такая система действий участников совместной деятельности, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц. Наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Однако отличаются они не только и даже не столько наличием или отсутствием взаимодействий между участниками деятельности, сколько характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.

Фактически, структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается именно через предметно-направленное или целевое взаимодействие участников деятельности, которые в свою очередь, включены в психологическую структуру совместной деятельности с одной стороны, а с другой — изменяют структуры индивидуальных деятельностей ее участников, подчиняя их общим целям и задачам совместной деятельности. Предметно-направленное взаимодействие как одно из реальных проявлений социальных отношений между участниками деятельности приводит к формированию некоторой их общности в виде трудового коллектива или группы медитативного тренингакак субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта.

Проанализировав прочитанную литературу, видим, что в настоящее время в социальной психологии существуют структурный и динамический или процессуальный подходы к анализу совместной деятельности, которые дополняют друг друга.

В соответствии со структурным подходом исследователи концентрируют внимание на анализе структурных составляющих совместной деятельности. Таким образом, сделав теоретический анализ трудов сторонников данного подхода (Абульханов Р.Ф., Вострокнутов А.И., Головаха Е.И., Журавлев А.Л., Ломов Б.Ф., Николов Л. и др., 2000) можно выделить следующие признаки совместной деятельности, где под признаками понимаются отличительные особенности, свойства, позволяющие определить специфику совместной деятельности как целостного и относительно самостоятельного феномена:

      1. Наличие общих целей для разных включенных в деятельность участников. Совместная деятельность, как и любая форма кооперации, вызывается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или доступны частично. Как и всякая человеческая деятельность, совместная деятельность становиться целесообразной в том случае, когда заранее ставятся осознаваемые цели, а сам процесс совместной деятельности подчинен их достижению.

        Участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь побуждение работать вместе, то есть должна формироваться общая мотивация, позволяющая достигать индивидуальные цели и задачи, значимые для каких-то групп или в целом для общества. Единые цели и общая мотивация есть исходные условия для формирования из отдельных участников некоторой их общности (коллективного субъекта).

        Необходимое разделение единого процесса достижения определенной общей цели деятельности на некоторые составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупности действий, операций или частей деятельности и их распределение между участниками этого процесса. Распределение составляющих совместной деятельности в группе участников приводит к формированию функциональной структуры этой группы. Распределение функций совместной деятельности не является чисто случайной, а характеризуется их взаимным дополнением и определяет деятельностную (функциональную) взаимную зависимость участников совместной деятельности.

        Объединение или совмещение индивидуальных деятельностей, понимаемое как образование целостности совместной деятельности и приводящее к возникновению определяемых деятельностью взаимосвязей между участниками совместной деятельности. Таким объединением и порождается феномен совместности как особое качество деятельности группы. Совместная деятельность осуществляется в условиях разной тесноты связей людей друг с другом.

        Согласованное, координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей всех участников совместной деятельности. Согласование предусматривает строгую последовательность выполнения операций в соответствии с определенной программой, учитывающей деятельность каждого участника. Согласование обычно касается многочисленных характеристик деятельности, таких как: объемных и качественных, пространственных и временных, темпа и интенсивности, ритмичности и т. д.

        Необходимость в управлении — потребность, внутренне присущая совместная деятельность. Именно последняя неизбежно порождает управленческую деятельность, наиболее характерной особенностью, которой является непосредственная направленность на участников совместной деятельности, а через них — опосредованное воздействие на предмет совместного труда.

        Наличие единого конечного результата, общего для участников совместной деятельности. Она и возникает для того, чтобы вообще был достигнут результат, то есть совокупный продукт, или был бы достигнут за более короткое время, более эффективно или качественно. Соотнесение единого конечного результата с общими затратами — ее эффективность, с индивидуальными затратами и результатами — индивидуальные вклады участников в совместную деятельность.

        Единое пространственно - временное функционирование участников есть одно из наиболее элементарных, но необходимых условий осуществления совместной деятельности.

В соответствии же с динамическим подходом к анализу совместной деятельности, внимание исследователей концентрируется на изучении процессов ее изменения, развития (А.Л. Журавлев, 2000). На этом основан поиск специфики совместной деятельности по сравнению с индивидуальной деятельностью. Фактически, динамический подход составляет сущность социальной-психологической теории деятельности, а именно: совместная деятельность развертывается в совокупности групповых процессов, которые позволяют анализировать содержание совместной деятельности и формы ее организации в ниже приведенных таблицах (табл. 1, 2):

таблица 1

Основные признаки и динамические свойства совместной деятельности и ее коллективного субъекта:

Признак совместной деятельности (СД)

Социально—психологический процесс (СД)

1.Наличие единой цели

Целеобразование

(целеполагание)

Целенаправленость

2.Побуждение работать

вместе (общая) мотивация

Мотивообразование

(мотивирование)

Мотивированность

3. Разделение деятельности на функционально связанные составляющие

Распределение функций между участниками

Структурированность

(распределеность)

4. Объединение

индивидуальных деятельностей

Объединение

(совмещение)

Интегрированность

(объединенность)

5. Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных

деятельностей

Согласование

(координация)

Согласованность

(координированность)

6. Наличие управления как

атрибутной функции СД

Управление

(регулирование)

Организованность и управляемость (регулируемость)

7. Единый конечный

результат

Оценивание групповых результатов

Продуктивность

(результативность)

8. Наличие единого

пространства и

одновременность выполнения

индивидуальных

деятельностей

Функционирование в едином пространстве и времени

Условия (пространственные и временные) СД группы

Таблица 2

Основные свойства совместной деятельности — их эмпирические проявления (референты):

Характеристика (свойство) СД и коллективного субъекта

Эмпирические проявления свойств СД и коллективного субъекта

1. Целенаправленность

Соотношение индивидуальных и групповых целей: соответствие, взаимное дополнение, расхождение, противоречие и т. п.

2. Мотивированность

Активное, заинтересованное выполнение СД, направленность работы, сходства — различия в направленности участников СД, интенсивность включенности участников СД и т. д.

3. Структуированность

(распределенность)

Характер распределения функций, строгость, четкость, наличие / отсутствие дублирований, частичное наложение функций, страхование

4. Итегрированность

(объединенность)

Уровень взаимосвязанности участников, степень их зависимости друг от друга, плотность функциональных связей

5. Согласованность

(координорованность)

Последовательность выполнения деятельности, ритмичность, соответствие индивидуальных деятельностей друг другу, наличие связанности между этапами работы, дисциплина деятельности

6. Организованность и

управляемость

(регулируемость)

Следование управляющим воздействиям, содействие управлению, противодействие ему, уклонение от управляющих воздействий, самоуправление

7. Продуктивность

(результативность)

Показатели конечных совместных результатов (количественные, качественные)

8. Условия

(пространственные и

временные) СД

Расположение рабочих мест участников деятельности, особенности территории (зоны работы), распределение во времени выполняемых индивидуальных деятельностей

По мнению Журавлева А.Л. (2000), социально-психологические процессы строятся на трех основаниях: 1) структурных элементах совместной деятельности; 2) группе людей — участников совместной деятельности; 3) на предметно-направленном (целевом) их взаимодействии, включающем как воздействия участников друг друга, так и совместные их воздействия на общий предмет деятельности. То есть в предметно-направленном взаимодействии одновременно интегрируются два основных свойства совместной деятельности: предметность (через направленность на предмет деятельности) и субъективность (в виде совместности, коллективности).

Коротко обобщая, можно утверждать, что основной теоретической схемой анализа психологии группы в процессе совместной деятельности должна выступать следующая последовательность: предметно-направленное (целевое) взаимодействие — социально-психологические (групповые) процессы — совместная деятельность — психология самой группы.

Сам же социально-психологический анализ совместной деятельности, не зависимо от подхода к анализу феномена «совместная деятельность», должен выполняться в неразрывной связи с изучением субъекта совместной деятельности или коллективного субъекта. Однако, анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Тем не менее, за всем этим разнообразием просматривается две схемы его описания:

1. Субъектом совместной деятельности является индивид. В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместно - индивидуальной модели совместной деятельности (Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Щербо Н.П.) или обозначают термином «совместная деятельность» ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Обозов Н.Н., 2000). подобный взгляд на субъекта совместной деятельности, характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельность рассматриваются как два полюса одного континуума. Сильверман Дж. и Джерингер И. полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы «поглощает» деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих одну «общую» задачу на «одном пространстве в одно и тоже время» (Уманский Л.И., Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М., 2003). Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участниками предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов).

Кроме того, известно, что еще в 20 веке такими исследователями, как В. Мёде, Ф. Олпорт и В.М. Бехтеревым было установлено различие в протекании психических процессов человека в условиях индивидуальной и совместной деятельности. И было выявлено, что при сравнительном анализе психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности, возможно четкое разграничение с учетом взаимосвязанности субъектов. Таким образом, условно выделяются два уровня:

      1. Уровень «молчаливого соприсутствия» - имеет фактически условное значение, но уже здесь проявляется эффект «социального влияния». Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет состояние человека, заставляет его вести себя иначе, нежели в условиях изоляции.

        На уровне «взаимовлияний» взаимосвязанность действует на психические процессы и функции уже в большей мере: в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение и конформность. Они, в свою очередь, определяют единообразие в группе и образование норм в оценках, мнениях, поведении. Средством взаимовлияний является обмен информацией. На уровне «взаимовлияний» оценки и мнения либо констатируются (первый подуровень), либо обсуждаются с последующим индивидуальным принятием решения (второй подуровень), либо обсуждаются, и принимается одно общее групповое решение (третий подуровень). Переход от «молчаливого соприсутствия» к «взаимовлияниям» означает преобразование индивидуальной деятельности в совместную. Констатация и высказывание оценок, мнений и их обсуждение даже при последующем индивидуальном принятии решения вызывают взаимный обмен мыслями и чувствами и могут уже, хотя часто и неосознанно, формировать «совокупный фонд совокупного субъекта» (Обозов Н.Н., 2000).

Обозов Н.Н. (хрестоматия, 2000) систематизировал некоторые экспериментальные данные и провел анализа различий динамики психических процессов и функций в условиях индивидуальной и совместной деятельности с учетом уровня взаимосвязанности субъектов. Его анализ исследования психических процессов и функций в условиях первого уровня взаимосвязанности или «молчаливого соприсутствия» показал, что присутствие других людей приводит к увеличению силы мышечного напряжения и продуктивности памяти, в частности улучшению долговременной памяти и увеличению количества направленных (по сходству) и свободных ассоциаций. Вместе с тем в этих условиях у субъекта происходит снижение различных видов чувствительности; ухудшение внимания и показателей простых умственных действий, требующих концентрации внимания уменьшение количества направленных ассоциаций (по контрасту); снижение качества результатов при решении «абстрактных» проблем. Так же Обозов Н.Н. утверждает, что детальный анализ накопленных по этому вопросу данных говорит о том, что совместность пребывания вызывает совозбуждение субъектов, решающих индивидуальные задачи, что сказывается на динамике психических процессов и уровне проявления функций, а также способствует малоосознаваемому «сближению» субъектов в динамике психических процессов и функций, а также в оценках, мнениях, суждениях.

В условиях же второго уровня взаимосвязанности или «взаимовлияния» изменения в психических процессах и функциях по сравнению с индивидуальной деятельностью фиксируются по следующим параметрам: увлечение точности восприятия простых объектов (количество деталей, размер), а также восприятие времени, увлечение точности восприятия сложных объектов при длительной экспозиции, улучшение определения в объектах сходных элементов, но при этом, происходит ухудшение показателей в условиях «взаимовлияний» по параметру качества сложной интеллектуальной деятельности. Таким образом, усиление взаимной зависимости вызывает существенные изменения в психических процессах и функциях субъектов.

Важным условием более эффективной совместной деятельности является срабатываемость. Срабатываемость же определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность их выполнения. То есть можно предположить, что срабатываемость зависит от уровня эмпатии. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001).

Кроме всего выше описанного, важно упомянуть, что эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической, где под «совместимостью» понимается многомерный и многоуровневый феномен внутригруппового взаимодействия и взаимоотношений, который отражает состояние взаимной удовлетворенности членов группы, в результате оптимального сочетания их индивидуально-психологических характеристик и межличностных ролей. И на основе совместимости и срабатываемости формируются различные стратегии поведения участников совместной деятельности (Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В., 2001). Итак, в совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

    содействиекак действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

    противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;

    уклонение от взаимодействия, активный уход, избежание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, и применяемый в практическом исследовании, описанном ниже, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия:

    Сотрудничество— оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

    Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

    Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

    Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

    Контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

    Компромиссное взаимодействие - оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Подводя итог обзору литературы, посвященной феномену «совместная деятельность», кратко можем ее охарактеризовать как процесс группового достижения целей, где группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности с определенными ее мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, которое отражает существенные черты совместной деятельности. А на достижение положительных результатов совместной деятельности влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление являются условием успешного осуществления совместной деятельности.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск: СибГАФК, 2001.

    Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. - Новосибирск: НГУ, 1997.

    Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. - М., 2003.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., «Наука», 1975, с.124-135

    Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. - С.-П.: «Персей», 1997.

    Обозов Н.Н., Овчинникова В.С. Установка для исследования сенсомоторной совместимости. //Электроника и спорт.// - Л., 1968.

    Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989.

    Социально - психологические проблемы совместной деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы международных Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев, 1992. Т. 2.

    Хрестоматия: Социальная психология в трудах отечественных психологов. - С. - П., 2000.

  1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов - на - Дону, 1992.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на