Образец СТП «Проведение дня качества. О создании постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров Постоянно действующая комиссия по качеству на производстве

При создании и доработке существующей системы качества с некоторыми коррективами может быть использован апробированный на практике типовой план работ.

Он может включать следующие составляющие:

1. Представление предприятием заявки на оказание услуг по разработке системы качества.

2. Принятие решения консалтинговой организацией по заявке.

3. Информационное совещание с руководством и управленческим персоналом предприятия.

4. Принятие решения руководством предприятия о создании системы качества и назначение руководителя службы качества.

5. Осуществление проверки консалтинговой организацией состояния работы по качеству.

6. Заключение договора об услугах по разработке системы качества.

7. Разработка, согласование и утверждение графика работ по разработке системы качества.

8. Создание программы обучения персонала по управлению качеством.

9. Осуществление занятий в соответствии с программой.

10. Разработка политики в области качества.

11. Определение функций и задач системы качества, исходя из требований ИСО 9000 и специфики предприятия.

12. Определение исполнителей функций и задач системы качества.

13. Анализ наличия и соответствия ИСО 9000 нормативной документации системы качества.

14. Разработка графика создания и корректировки нормативных документов с указанием сроков и исполнителей работ.

15. Разработка и корректировка нормативных документов в соответствии с графиком.

16. Разработка «Руководства по качеству».

17. Представление системы качества руководству предприятия и разработка рекомендаций по ее внедрению и сертификации.

В целом, создание системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить, что надо делать для управления качеством в конкретной организации, т. е. определить состав необходимых функций системы качества. Затем установить структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разработать новые, переработать или использовать имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций.

Основными направлениями при разработке системы качества являются:

определение функций и задач системы качества. На этой стадии рекомендуется осуществить тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества. Исходя из варианта производственного процесса, определяется базовая модель системы качества. Могут быть использованы рекомендации стандарта ИСО 9001 выпуска 2000 г. Перечень рекомендуемых элементов носит универсальный характер и установлен в этих стандартах, исходя из практического опыта многих предприятий. Необходимо, чтобы отсутствие того или иного элемента в системе качества, предусмотренного в стандартах ИСО 9000, было достаточно обоснованным, чтобы можно было объяснить это заказчику или организации, которые будут осуществлять проверку системы качества.

выявление состава структурных подразделений системы качества. После определения функций системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься осуществлением этих функций. Для этого необходимо проанализировать функции, выполняемые существующими подразделениями, и сравнить их с перечнем функций, включаемых в создаваемую систему качества с учетом рекомендаций ИСО 9000. В результате устанавливаются подразделения - исполнители каждой функции. В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование качества продукции. При установлении исполнителей отдельных функций необходимо помнить, что подразделения, как правило, выполняют несколько функций и не только в системе качества, но и непосредственно в производственном процессе и других системах.

После определения функций и их исполнителей система качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено в двух схемах: структурной и функциональной. « создание структурной схемы системы качества. Структурная схема системы качества создается на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющий центр системы качества - службу качества, в которую включаются следующие отделы: отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству, отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации.

разработка функциональной схемы управления качеством. В отличие от структурной схемы, показывающей устройство системы качества, построение функциональной схемы дает возможность наглядно представить процесс управления качеством. При создании функциональной схемы необходимо детализировать этапы производства и представить все управленческие функции, необходимые для осуществления процесса управления качеством: обучение и мотивацию персонала, взаимодействие с внешней средой, политику и планирование качества, организацию работ, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство. При этом, по аналогии со структурной схемой, здесь также можно отдельно для каждой функции указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства. Например, функцию контроля качества на этапе разработки могут выполнять экспертная комиссия и научно-технический совет, а на этапе изготовления - отдел технического контроля и конструкторский отдел, осуществляющий авторский надзор за изготовлением продукции в цехах. Так как подразделения выполняют, чаще всего, несколько функций, на функциональной схеме одни и те же структуры могут повторяться в качестве исполнителей разных функций. Необходимость создания функциональной схемы заключается не только в наглядном представлении «работы» системы качества, но, главное, в том, что она позволяет выявить и устранить возможные пробелы при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых функций может не оказаться нужных исполнителей. Следовательно, создание функциональной схемы поможет обеспечить четкую организацию работ по управлению качеством.

В целом, создание структурной и функциональной схем управления качеством и включение их в Руководство по качеству позволит работникам предприятия, заказчикам и аудиторам составить более полное представление об организации и функционировании системы качества. » внедрение системы качества. После создания новой или доработки существующей системы качества требуется внедрить систему в работу - проверить ее функционирование и, если потребуется, осуществить корректировку. При этом, осуществленная работа по созданию систем качества должна органично вписаться в практическую работу предприятия, помочь упорядочить ее, организовать выполнение работ, необходимых для производства и требуемых стандартами ИСО. Для этого осуществляются внутренние проверки системы качества. При этом обычно проверяется:

■ достаточно ли предусмотрено в системе функций для эффективного управления качеством продукции;

■ осуществляются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах;

■ установлены ли исполнители всех функций системы качества;

■ все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;

■ имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально;

■ нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.

Чаще всего, по результатам проверок, приходится проводить корректировку документации системы качества, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки и в дальнейшем обеспечить возможность ее четкого функционирования. Для того чтобы осуществлять такую деятельность, необходима постоянная работа службы качества и подразделений, которые выполняют свои функции в системе качества.

- Какова сегодня главная задача службы качества?

В любой организации могут возникнуть те или иные проблемы с качеством. Например, с поставщиками (срыв поставок, бракованное сырье), с потребителями (претензии, недовольство работой компании со стороны потребителей), внутренние организационные проблемы и т.п. Важнейшая задача нашей службы - вести учет этих проблем и оперативно их исправлять.

Но наладить учет проблем, в принципе, возможно силами одного отдела качества. А вот с исправлением намного сложнее. Ведь подобные накладки обычно происходят на стыке ответственности разных подразделений!

Жалоба, исходящая от потребителя, принимается отделом продаж, но причина её происхождения может лежать в недрах производства.

- Вот тут-то и должны вмешаться ваши сотрудники?

Да, можно дать громадные полномочия службе качества, превратить её в некоего внутреннего жандарма с правом влезать во всё происходящее в организации. Но практика показывает, что сотрудники службы качества не понимают специфики работы любого подразделения и не могут работать вместо сотрудника этого подразделения.

Единственный выход - работать вместе с подразделением для решения проблемы!

Секрет ценности компании

Произнесу избитую фразу: «Качество - дело каждого?». Почему со знаком вопроса, отвечу. Как известно, создание ценности компании - дело рук каждого сотрудника. Но тогда и качество должно зависеть от результата труда каждого, кто участвует в общей работе.

Стало быть, сотрудник, который успешно и качественно выполняет свою работу, обеспечивает успех каждого и должен, кроме всего прочего, получать всеобщее уважение и почет. Тот же, кто выполняет ее некачественно - вредит успеху каждого из нас, и должен быть так же публично порицаем.

Но почему этого не происходит? Обычно ситуация складывается так не только из-за невнимания руководства всех уровней к этой проблеме, но и «благодаря» пассивной позиции сотрудников. Для того чтобы оценивать качество, необходимо контролировать результаты работы. Делать это нужно на каждом рабочем месте.

А все ли сотрудники проверяют свою работу? Все ли начальники считают своим долгом проверять работу подчиненных? Далеко нет.

- По-вашему, результаты работы каждого сотрудника имеют решающее значение в общем деле?

Несомненно. Качество общего результата зависит от качества работы конкретного сотрудника. И не просто зависит - это оно и есть. Только если успех складывается, то поражения умножаются. Если один сотрудник получил неприемлемый результат, то может оказаться так, что и общий результат будет равен нулю. Успех же зависит от совместного восприятия заказчиком всей работы. Качество работы компании зависит от того, как здорово мы научились объединять наши усилия в единый результат, насколько согласованы наши действия.

Индивидуальный уровень

Стало быть, и качество можно обеспечить только тогда, когда все, кто участвует в создании продукта, работают по общим правилам, под единым руководством, сплоченной командой. Если нет слаженности, единого духа и нацеленности на результат именно в этой команде - возникает ситуация, как с хоккеистами-профессионалами: они собираются в национальную сборную под руководством заслуженного тренера и не могут выиграть чемпионат, хотя каждый из них в отдельности - сильнейший игрок. И общий результат не дотягивает до индивидуального уровня.

- Может быть, стоит увеличить количество работников службы качества?

Я исхожу из того, что любой контроль - это непроизводительные потери, которые надо сокращать. В чем суть контроля? Она - в недоверии. То есть я, контролер, контролирую рабочего, потому что НЕ ВЕРЮ, что его продукция на 100% годная. А контролеру, значит, можно верить?

Поэтому численность коллектива дирекции по качеству (два десятка сотрудников) на данный период считаю оптимальной.

К «человеческому» фактору в условиях ЗАО «Завод Совиталпродмаш» прибавляются проблемы износа инструмента и оборудования, не только физический, но и моральный. Наиболее напряженная ситуация в секторе экструзии ПВХ профиля и штампово заготовительном производстве. Сказывается отсутствие дублирующей оснастки.

Статистика претензий неумолима, цифры следующие: в 2013 году выпущено 45 833 шкафов, за этот же период получено 145 претензий (что со ставило 0,3%). Вроде бы немного притом, что половина претензий по причине отказа покупных комплектующих. Но каждый возврат это потерянный в будущем клиент.

- Чем занимается комиссия по актуальным вопросам качества?

С февраля 2013 года на предприятии еженедельно работает комиссия по актуальным вопросам качества. В протоколе совещания «часа качества» 10-15 проблемных вопроса. И ни разу совещания не проходило в спокойной обстановке.

Исходя из всего вышесказанного, будущее сотрудников службы управления качеством я вижу следующим образом. Контролер ОТК должен быть не браковщиком, раскладывающим продукцию на две кучки - «годная» и «брак», а постовым регулировщиком, определяющим, куда двигаться технологическому процессу в данный момент. Он должен выявлять дефекты, собирать статистику и должен первым пытаться определить причину дефекта и остановить процесс, если его дефектность нарастает. Контролер ОТК - первый подручный технолога в решении задачи статистического управления процессом.

1.1. Для своевременного проведения в жизнь мероприятий по улучшению качества продукции, выпускаемой предприятиями общественного питания, руководства деятельностью бракеражных комиссий предлагается организовать Комиссию по качеству. Комиссия по качеству организуется при Кулинарном совете треста, орса, урса, комбината питания или при организации общественного питания. Состав Комиссии по качеству избирается на заседании Кулинарного совета треста, орса, урса, крупного предприятия общественного питания из числа его членов и утверждается приказом руководителя организации.

1.2. Комиссия по качеству создается в составе 3 - 10 человек (в зависимости от числа членов Кулинарного совета) сроком на 2 года.

1.3. В функции Комиссии по качеству входят:

рассмотрение отчетов предприятий о состоянии качества выпускаемой продукции;

составление сводного отчета по качеству продукции, выпускаемой предприятиями общественного питания треста, орса, урса, комбината питания за месяц;

своевременное принятие мер по улучшению качества продукции, выпускаемой предприятиями;

периодический контроль за работой предприятий общественного питания;

усиление контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем улучшения бракеража, внедрения новых форм контроля;

участие в проведении потребительских конференций на предприятиях общественного питания;

участие в проведении "Дней оценки качества", "Дней повара", тематических дней (рыбные дни, дни овощных блюд), конкурсов на звание "Лучшего повара";

участие в проведении переаттестации поваров, имеющих право личного бракеража.

1.4. Заседания Комиссии по качеству проводятся ежемесячно.

Рассмотренные Комиссией по качеству вопросы, а также принятые по ним решения оформляются протоколом.

По рассмотренным на заседании вопросам принимаются конкретные решения, которые доводятся до сведения руководителей предприятий, отражаются в стенной печати, в ежемесячном бюллетене.

1.5. Председатель Комиссии по качеству докладывает на заседании Кулинарного совета о состоянии качества выпускаемой продукции по предприятиям. Мероприятия, предложения и решения Комиссии по качеству обсуждаются на Кулинарном совете, доводятся до сведения руководителя организации и руководителей предприятий, отражаются в стенной печати и в ежемесячном бюллетене.

1.6. Комиссия по качеству в своей работе руководствуется приказами и указаниями вышестоящей организации, Кулинарного совета, при которых она создается.

2. Порядок бракеража пищи

2.1. На предприятии общественного питания ответственность за качество продукции несут директор предприятия, его заместитель, заведующий производством, его заместитель, инженеры-технологи, повара, изготовляющие и реализующие продукцию.

2.2. Повседневный контроль качества выпускаемой продукции на каждом предприятии общественного питания осуществляет бракеражная комиссия.

2.3. Основной задачей бракеражной комиссии должно быть обеспечение выпуска высококачественной продукции, отвечающей по своим свойствам требованиям действующей документации, а также обеспечение соблюдения последовательности и правильности установленных требований на всех стадиях процесса производства продукции.

2.4. В состав бракеражной комиссии крупных предприятий общественного питания (с числом работников кухни 10 человек и более) могут входить:

директор предприятия или его заместитель по производству (при наличии в штате);

заведующий производством или его заместитель;

инженер-технолог (при наличии в штате);

высококвалифицированный повар, имеющий право личного бракеража пищи, или повар-бригадир;

санитарный работник или член санитарного поста предприятия общественного питания;

работник технологической пищевой лаборатории (при наличии последней).

На мелких предприятиях общественного питания (с числом работников кухни до 10 человек) в состав бракеражной комиссии могут входить:

руководитель предприятия;

заведующий производством или повар-бригадир;

высококвалифицированный повар;

член санитарного поста или санитарный работник (при наличии в штате).

Председателем бракеражной комиссии может быть: руководитель предприятия или его заместитель по производству, заведующий производством или его заместитель, инженер-технолог.

К работе по бракеражу пищи на предприятиях общественного питания могут привлекаться:

представители профсоюзной организации предприятия общественного питания;

представители профсоюзной организации обслуживаемого предприятия, учреждения или учебного заведения;

члены группы народного контроля предприятия общественного питания и обслуживаемого производственного предприятия (при его наличии).

Руководство предприятия издает приказ о составе бракеражной комиссии по каждому производству.

2.5. Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется "Положением о бракераже пищи в предприятиях общественного питания", нормативными документами - Сборниками рецептур блюд, технологическими картами, требованиями к качеству полуфабрикатов, готовых блюд и кулинарных изделий, ГОСТами, ОСТами, ТУ, ТИ, РСТ, прейскурантами розничных цен.

2.6. Бракеражная комиссия осуществляет проверку каждой партии готовых блюд, изделий, напитков и полуфабрикатов до начала реализации.

Бракераж пищи проходит в присутствии непосредственного изготовителя продукции, который является контролируемым звеном, но участие в оценке изготовленной им пищи не принимает.

2.7. Порционные блюда контролируются заведующим производством или его заместителем, поваром-бригадиром периодически в течение рабочего дня.

Формой контроля качества готовой продукции в ресторанах и кафе могут быть посты качества и контроль качества блюд на раздаче. Посты качества возглавляют повара-бригадиры, которые контролируют и пооперационную обработку продуктов и их выход. Контроль качества блюд на раздаче входит в обязанности заместителя заведующего производством или заведующего производством (при отсутствии заместителя), который следит за вложением компонентов и оформлением блюд, регулирует процесс выдачи. Качество блюд по внешнему виду при их получении проверяет также официант.

2.8. Контроль качества пищи, реализуемой в столовых-раздаточных, осуществляется при ее приемке в присутствии представителя предприятия-изготовителя и после доготовки - в присутствии представителя профсоюзной организации или группы народного контроля обслуживаемого производственного предприятия. Результаты контроля заносятся в бракеражный журнал.

2.9. При контроле качества готовой продукции бракеражная комиссия должна обращать внимание на соответствие проводимой холодной обработки сырья с учетом его вида и физического состояния требованиям действующей нормативно-технической документации, на соблюдение в соответствии с требованиями Сборника рецептур блюд, технологических инструкций, технологических карт норм закладки сырья, правильности ведения технологического процесса (температуры и времени, последовательности процессов тепловой обработки, закладки сырья). Бракеражная комиссия определяет фактический вес штучных изделий, полуфабрикатов и отдельных компонентов, проводит органолептическую (сенсорную) оценку качества пищи, вносит предложения об улучшении вкуса блюда.

2.10. После проверки качества готовых блюд (изделий) бракеражная комиссия проверяет на раздаче правильность хранения пищи, наличие необходимых компонентов для оформления, отпуска блюд, температуру отпуска блюд.

2.11. Органолептическая оценка качества каждой партии выпускаемой продукции осуществляется по пятибалльной системе.

Для получения объективных результатов при органолептической оценке качества пищи каждому из показателей - внешнему виду, цвету, запаху, вкусу, консистенции - дают соответствующие оценки: "5" - отлично, "4" - хорошо, "3" - удовлетворительно, "2" - плохо. На основании оценок по каждому показателю определяется оценка блюда (изделия) в баллах (как средняя арифметическая, результат вычисляется с точностью до одного знака после запятой).

2.12. Каждая группа и вид блюд (изделий) имеет специфические свойства и соответствующий им показатель.

Например, важным показателем качества блюд из мяса наряду с вкусом и запахом, влияющими на другие свойства, в общей оценке является консистенция. По этому показателю мясо (куском) должно быть мягким, легко раскусывающимся, сочным. Консистенция изделий из рубленого мяса должна быть эластичной, рыхлой, сочной. Мажущаяся консистенция указывает на использование свежего хлеба или завышенного его количества. Блюда из субпродуктов должны прежде всего характеризоваться типичными для данного вида свежим запахом и приятным (свежим) вкусом.

Определяющие показатели рыбных блюд - вкус, запах и консистенция. Консистенция рыбы должна быть мягкой, сочной, но некрошливой. Вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного вида, с ярко выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная рыба - приятный, со слегка заметным привкусом свежего жира, на котором она жарилась.

При определении качества салатов и овощных закусок следует обратить внимание на консистенцию, характеризующую свежесть, так как с ней связана их высокая питательная, особенно витаминная ценность. При оценке важно также обращать внимание на цвет и внешний вид овощей, свидетельствующие о правильности хранения и технологической обработки.

Основным показателем качества супов является вкус, определяемый концентрацией вкусовых веществ, которая образуется при использовании установленного количества основных продуктов, пряностей и приправ. В заправочных супах, в состав которых входит мучная пассеровка, жидкая часть должна быть не расслоившаяся, слегка сгущенная, без комков заварившейся муки. Для прозрачных супов основное значение имеет цвет бульона, его прозрачность и консистенция гарниров, продукты которых должны быть мягкими, но сохранившими форму.

2.13. Для лиц, оценивающих продукцию, крайне необходимо знание свойств блюд (изделий), чтобы квалифицированно дать соответствующую оценку блюду по органолептическим показателям.

Пять баллов дается блюду (изделию), которое приготовлено полностью в соответствии с рецептурой и технологией производства и по органолептическим показателям отвечает продукту высокого качества.

Для оценки блюда (изделия) по органолептическим показателям в 4 балла допускаются незначительные отклонения от установленных требований в зависимости от вида блюда (изделия).

Оценка блюда (изделия) в 3 балла указывает на более серьезные нарушения технологии приготовления блюда (изделия), но допускающие его реализацию без переработки.

2.14. Если при органолептической оценке блюда (изделия) хотя бы один из показателей оценивается в 2 балла, то дальнейшей оценке изделие не подлежит, так как бракуется и снимается с реализации.

Могут быть случаи уничтожения продукции после дополнительного обследования ее комиссией.

При необходимости продукция направляется на исследование в технологическую пищевую или в санитарно-технологическую пищевую лабораторию.

2.15. Для получения объективных результатов при органолептической оценке качества пищи члены бракеражной комиссии могут руководствоваться таблицами снижения оценки качества блюд и кулинарных изделий за несоблюдение технологии производства согласно Приказу Минторга СССР от 04.09.78 N 216 "О широком внедрении системы управления качеством труда на предприятиях и в организациях торговли и общественного питания".

2.16. Учитывая тесную связь качества готовой продукции и исходных продуктов, необходимо усиление контроля за качеством поступающего на предприятия сырья.

С этой целью наряду с лабораторным контролем материально-ответственные лица при получении продуктов должны проверять не только их количество, но и оценивать качество. Активно участвовать в проверке качества сырья могут повара, санитарные врачи, технологи. Все замечания по качеству могут записываться на обратной стороне накладной. Руководитель предприятия, анализируя замечания, должен принимать соответствующие меры. Качество сырья может быть измерено количественно с помощью коэффициента, представляющего собой отношение числа партий, по которым сделаны замечания, к числу поступивших за расчетный период партий сырья.

2.17. Для усиления контроля за качеством сырья, поступающего на предприятия общественного питания, рекомендуется на каждом предприятии вести журнал учета случаев поставки недоброкачественного сырья и полуфабрикатов.

Журнал могут вести руководитель предприятия, материально-ответственные лица, принимающие товар, или работник технологической пищевой лаборатории.

Недоброкачественное сырье в производство не допускается. Поставщику предъявляется претензия согласно установленному порядку.

2.18. Каждое предприятие общественного питания обязано иметь бракеражный журнал установленной формы, выданный вышестоящей организацией.

Бракеражный журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен сургучной печатью.

В бракеражном журнале записывается: порядковый номер партии блюд (изделий) или номер заказа; наименование блюд (изделий), имеющих замечания по качеству; время изготовления и проведения бракеража блюд (изделий); конкретные замечания по качеству продукции; оценка блюд (изделий) в баллах; фамилия, имя, отчество повара, приготовившего блюдо (изделие). Блюда, не имеющие отклонений от рецептур и технологии, соответствуют заключению: "Остальные партии блюд, включенные в меню, имеются в наличии, проверены, соответствуют технологическим требованиям и рецептуре и оценены в 5 баллов". Изделия, не имеющие отклонений, - "Остальные партии изделий проверены и соответствуют требованиям ГОСТов, ОСТов, РСТ, ТУ и действующим рецептурам".

В бракеражном журнале отмечается общее число партий блюд (изделий), оцененных бракеражной комиссией в 5 баллов.

2.19. Повара, получившие право личного бракеража выпускаемой продукции, лично записывают в бракеражном журнале число изготовленных ими партий и ставят свою подпись.

2.20. Записи в бракеражном журнале заверяются подписями всех членов бракеражной комиссии. Ответственность за ведение бракеражного журнала несет председатель бракеражной комиссии.

2.21. По данным бракеражного журнала в конце смены подсчитывается: среднедневная оценка качества выпускаемой продукции (по предприятию); среднедневная оценка качества продукции, выпускаемой поваром.

2.22. Заведующему производством рекомендуется вести учет ассортимента предлагаемой потребителям пищи, количества выработанных партий продукции и количества порций блюд (изделий) по партиям. Для этой цели могут быть использованы копии ежедневных меню.

Данные материалы могут быть затребованы председателем бракеражной комиссии, руководителем предприятия, членами Комиссии по качеству и другими контролирующими организациями.

2.23. Члены Комиссии по качеству, периодически контролирующие качество пищи на предприятии общественного питания, принимают участие в бракераже пищи, их оценка заносится в бракеражный журнал. При обнаружении нарушений составляется акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в Комиссию по качеству, второй экземпляр остается на предприятии.

2.24. Все нарушения технологии приготовления пищи обсуждаются с работниками кухни, цеха в ходе проведения бракеража, а также при проведении "Дня оценки качества". Лица, допустившие нарушения норм закладки продуктов, нарушения технологии, брак в приготовлении блюд и кулинарных изделий, привлекаются к материальной и административной ответственности.

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О создании постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества
и безопасности товаров


текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:
- распоряжением главы администрации области от 28.02.01 г. N 213-р
_______________________________________________________________________

В целях реализации единой государственной политики по исполнению федеральных законов и для оперативного рассмотрения вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, находящихся в обороте на территории области:

1. Утвердить состав постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (Приложение 1).

2. Утвердить положение о постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (Приложение 2).

3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г

4. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель главы администрации
А.Зелепухин

Приложение 1. СОСТАВ постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области

Приложение 1
к распоряжению главы
администрации области
от 21.07.2000
N 857-р

Еремин И.В. - председатель комиссии, заместитель директора департамента администрации области по вопросам экономики
Филиппов В. А.- секретарь комиссии, консультант группы по качеству товаров и защите прав потребителей комитета потребительского рынка и уровня жизни департамента администрации области по вопросам экономики

Члены комиссии:

Гребеневу Елену Леонидовну - руководителя управления Госторгинспекции по Оренбургской области (по согласованию);
Реву Геннадия Антоновича - заместителя директора Оренбургского центра стандартизации, метрологии и сертификации (по согласованию);
Сизову Галину Владимировну - заведующую отделением гигиены питания центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области (по согласованию);
Кондрашеву Елену Вячеславовну - оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями по потребительском рынке УБЭП УВД Оренбургской области (по согласованию),
Худяков Г.Н. - заместитель начальника областного управления ветеринарии
Еремякин И.П. - начальник областной государственной инспекции по поставкам и качеству продукции
Шабанова Л.Н. - начальник управления Росгосхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации по Оренбургской области (по согласованию)

Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ о постоянно-действующей рабочей комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области

Приложение 2
к распоряжению главы
администрации области
от 21.07.2000
N 857-р

1. Общие положения

1.1. Постоянно-действующая рабочая комиссии по проблемам качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом при администрации области, обеспечивающим оперативное рассмотрение вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области.

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам обеспечения качества продукции.

1.3. Основными задачами Комиссии являются:

- рассмотрение наиболее важных вопросов обеспечения качества и безопасности товаров, реализуемых на потребительском рынке области;
- анализ предложений по формированию политики области в вопросах качества и по реализации областных программ по проблемам качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Оренбургской области;
- определение комплекса мер по неотложным и перспективным вопросам обеспечения качества и безопасности продукции.

2. Основные функции Комиссии

2.1. Комплексное решение вопросов создания и функционирования системы управления качеством и безопасностью продукции на областном потребительском рынке, определение приоритетов развития области по данным вопросам.

2. Рассмотрение вопросов, связанных с анализом качества и безопасности продукции, реализуемой на потребительском рынке областей подготовкой предложений по их улучшению.

2.3. Анализ и обобщение информации областных контрольно-надзорных органов, хозяйствующих субъектов всех форм собственности и общественных организаций по проблемам качества и безопасности продукции.

2.4. Заслушивание в установленном порядке информации глав администраций городов и районов области, руководителей предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей по вопросам выполнения действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества и безопасности продукции.

2.5. Выработка предложений и рекомендаций по оказанию содействия территориальным структурам федеральных органов исполнительной власти в выполнении ими своих функциональных обязанностей и поставленных задач в части осуществления государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции, соблюдением норм и правил на потребительском рынке области.

2.6. Подготовка предложений и рекомендаций по распространению положительного опыта обеспечения качества и безопасности продукции на основе изучения опыта работы отдельных предприятий.

3. Права Комиссии

3.1. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами и выполняемыми функциями имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке от предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории области, независимо от организационно-правовой формы, от территориальных структур федеральной исполнительной власти, администраций городов и районов области информацию, а также справочные и другие материалы по качеству и безопасности продукции для подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов;
- приглашать на свои заседания представителей и специалистов территориальных структур федеральной исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории области, независимо от организационно-правовой формы, глав администраций городов и районов, органов местного самоуправления и заслушивать их информацию и сообщения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
- создавать по согласованию с заинтересованными органами временные рабочие группы из специалистов по проблемам качества и безопасности продукции с целью оперативного решения отдельных вопросов;
- предлагать областным контрольно-надзорным органам проводить соответствующие проверки и анализ действий хозяйствующих субъектов в части обеспечения ими качества и безопасности продукции;
- предлагать лицензирующим органам в соответствии с действующим законодательством рассмотреть вопрос о приостановлении действия или аннулировании лицензий у предприятий, учреждений и организаций при установлении фактов неоднократного, грубого нарушения лицензионных требований и условий.

3.2. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает решения, обязательные для администраций районов и рекомендательные для администраций городов, территориальных структур федеральной исполнительной власти, хозяйствующих субъектов, других государственных и общественных учреждений и организаций, расположенных на территории области,

4. Организационные основы работы Комиссии

4.1. Комиссия создается и прекращает свою работу по распоряжению главы администрации области.

Состав Комиссии формируется из представителей администрации области, территориальных структур федеральной исполнительной власти.

4.2. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если на заседании присутствует 2/3 членов Комиссии.

4.3. Решения Комиссии считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии от списочного состава.

4.4. Принятые на заседаниях решения оформляются протоколами, которые подписываются председателем комиссии и рассылаются членам Комиссии и заинтересованным предприятиям и организациям.

4.5. Материалы на заседания Комиссии готовятся департаментом администрации области по вопросам экономики с привлечением (при необходимости) территориальных структур федеральной исполнительной власти.

4.6 Председатель Комиссии руководит работой Комиссии, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению, дает поручения, информирует членов о выполнении рекомендаций Комиссии.

4.7. Заместитель председателя Комиссии обеспечивает организацию работы Комиссии по направлениям, определенным председателем Комиссии.

4.8. Члены Комиссии участвуют в подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, участвуют в изучении и обсуждении рекомендаций и предложений, выполняют другие поручения, связанные с деятельностью Комиссии.

4.9. Секретарь Комиссии:

- принимает и обобщает поступающие предложения по плану работы Комиссии;
- принимает участие в обсуждениях и в подготовке документов аналитического и рекомендательного характера;
- сообщает членам Комиссии о планируемых мероприятиях, доводит до их сведения информацию, относящуюся к содержанию работы Комиссии;
- оформляет протоколы заседаний, готовит проекты решений, организует рассылку материалов Комиссии ее членам и заинтересованным организациям.


текст документа сверен по:
файл-рассылка администрации области

Управление несоответствующей продукцией. Положение о комиссии по принятию решений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Положение разработано в развитие СТП «Стандарт предприятия. Система Менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения».

Положение разработано службой ОТК.

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Обозначения и сокращения
  4. Общие положения
  5. Алгоритм действий комиссии
  6. Виды комиссий
  7. Функции, ответственность и полномочия членов комиссии
  • Лист согласования
  • Лист регистрации изменений
  • Лист ознакомления

1 Область применения

Данное положение предназначено для организации работы комиссий разных уровней по анализу несоответствий (отклонение от требований нормативно-технической Документации), по разработке корректирующих и предупреждающих действий, по принятию экономически целесообразных решений с целью минимизации потерь от несоответствий:

  • продукции;
  • процессов;

Положение обязательно для всех подразделений предприятия.

2 Нормативные ссылки

  • Инструкция. СМК. Управление несоответствующей продукцией. История решения проблем
  • Руководящий документ. Использование методики 8D при проведении корректирующих действия по несоответствиям.
  • Стандарт предприятия. СМК. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения.
  • Стандарт Организации. СМК. Управление несоответствующей продукцией. Основные положения.

3 Обозначения и сокращения

  • БТК — Бюро технического контроля
  • ИРП — История решения проблем
  • КИ — комплектующие изделия
  • ОГК — отдел главного конструктора
  • ОГТ — отдел главного технолога
  • ОТК — отдел технического контроля
  • РД — руководящий документ
  • СМК — система менеджмента качества
  • СТО — стандарт организации
  • СТП — стандарт предприятия.
  • — 8 типов действий (методика)

4 Общие положения

4.1 Функции комиссии по принятию решений (далее по тексту — комиссия) определяются данным положением.

4.2 Комиссия созывается в зависимости от уровня:

  • руководством предприятия;
  • заинтересованной стороной на уровне руководителя структурного подразделения.

4.3 Комиссия может быть созвана на трех уровнях;

  • цеховая комиссия;
  • межцеховая комиссия;
  • заводская комиссия.

4.4 Комиссии должны созываться по принципу необходимого минимального количества участников.

5 Алгоритм действий комиссии

5.1 Основная цель комиссионной работы — всесторонний анализ несоответствий, принятие решений по несоответствующей продукции и исключения возникновения несоответствий в дальнейшем.

Для достижения основной цели необходимо:

  • Определить источник несоответствия;
  • Оценить фактическую ситуацию (в производстве, на складе, с персоналом, с документацией и т.д.);
  • Определить причину возникновения и не обнаружения;
  • Разработать мероприятия на устранение коренной причины;
  • Оформить документ (протокол, акт, или др.);
  • Организовать контроль выполнения мероприятий;
  • Провести анализ результативности предпринятых действий (мероприятий).

5.2 Для определения источников несоответствия рассматриваются следующие объекты, факторы, условия:

  • Материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
  • Квалификация персонала;
  • Выбранная схема технологического процесса;
  • Инструмент и оснастка;
  • Технологическое оснащение;
  • Заготовка, деталь, сборочная единица;
  • Оборудование;
  • Отклонение от технологического процесса;
  • Ошибка или недоработка конструкции;
  • Программное обеспечение;
  • Нестабильность технологического процесса;
  • Климатические условия;
  • Хранение;
  • Транспортировка;
  • Нарушение требований СМК.

5.3 Обзор фактической ситуации влияющей на возникновение несоответствия должен включать:

  • Определение необходимых знаний и квалификации персонала;
  • Определение соответствия и актуальности руководящих документов;
  • Определение состояния и эксплуатации оснастки, инструментов и оборудования;
  • Определение соответствия основных материалов требованиям нормативно-технической документации;
  • Определение соответствия вспомогательных материалов требованиям нормативно-технической документации;
  • Определение рисков;
  • Определение аналогичных изделий;
  • Определение влияния окружающей среды;
  • Определение организационных факторов.
  • 5.4 При разработке мероприятий определяются действия с продукцией под подозрением в местах ее хранения:
  • В процессе производства;
  • На оперативных складах;
  • На складе готовой продукции;
  • На центральном складе;
  • На консигнационном складе.

5.5 При проведении анализа несоответствия необходимо использовать не менее 1 инструмента управления качеством. Инструменты управления качеством:

  • 5 Почему?;
  • Диаграмма рассеивания;
  • Статистические данные;
  • Графики;
  • Диаграмма Исикавы;
  • Диаграмма Парето.

5.6 Обязательным результатом работы комиссии должен быть оформленный протокол с подписью ответственного лица. В случае разработки мероприятий указываются ответственные и сроки. Рекомендуется использовать, форму 8Д приложение А, Б. Документ (протокол, форма ИРП или 8Д) оформляет ответственное лицо, назначенное председателем комиссии. Председателем комиссии является организатор проведения анализа. Оформленный документ ставится на контроль исполнения и направляется (допускается в виде сообщения по е-mail) всем участникам и заинтересованным лицам для руководства и исполнения.

5.7 Вновь разработанные мероприятия согласовываются с руководителем подразделения ответственного за выполнение. В случае отсутствия согласования решение принимается на уровне руководителей дирекций.

5.8 Контроль результативности предпринятых действий (мероприятий) Контроль за выполнением мероприятий по решениям комиссии осуществляют руководители подразделений предприятия, в том числе ОТК.

Все документы должны выдаваться ответственным работникам под роспись.

Получивший копию документа должен четко написать свою фамилию, заверить ее подписью и указать дату получения копии. Копии решений комиссий должны быть разосланы в течение суток после подписания протокола. Допускается рассылка по e-mail с уведомлением о получении и прочтении.

Особо важные мероприятия, требующие обязательного соблюдения сроков, на усмотрение директора по направлению могут быть поставлены на электронный контроль исполнения.

Оценку результативности осуществляет председатель комиссии либо лицо уполномоченное им.

При оформлении протоколов 8 Д либо ИРП, заполняются соответствующие графы «7. Анализ результативности окончательных действий», «7.Проверка результативности».

В случае оформления протокола в иной форме, контроль результативности осуществляют на оперативных производственных совещаниях.

5.9 Участие приглашенных представителей в назначенное время обязательно вне зависимости от уровня комиссии.

6 Виды комиссий

6.1 Цеховая комиссия

6.1.1 Цеховая комиссия созывается начальником цеха, технологом или инженером по качеству. Инициатор определяет состав комиссии и организует оповещение членов комиссии.

6.1.3 При необходимости состав комиссии может быть изменен.

6.1.4 Алгоритм действия цеховой комиссии согласно разделу 5.

6.2 Межцеховая цеховая комиссия

6.2.1 Межцеховая комиссия собирается по инициативе цеховой комиссии при председательстве высшего руководства. Рекомендуется созывать комиссию на территории цеха-потребителя продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий для демонстрации результата влияния продукции цеха-поставщика на качество конечного (промежуточного) потребителя.

6.2.2 Межцеховую комиссию организует начальник цеха для решения вопросов, связанных с качеством продукции у потребителя.

6.2.3 Типовой состав межцеховой комиссии при рассмотрении несоответствия продукции цеха-поставщика:

  • представитель цеха — поставщика;
  • представитель цеха — потребителя;
  • представитель ОГТ;
  • представитель ОГК;
  • представитель ОТК;

представители заинтересованных заводских служб.

6.2.4 При необходимости состав комиссии может быть изменен.

6.2.5 Алгоритм действия цеховой комиссии согласно разделу 5.

6.3 Заводская комиссия

6.3.1 Заводская комиссия созывается Руководством предприятия на основании решения комиссии более низкого уровня. Состав, место и время созыва комиссии определяются директивным указанием одного из Руководителей (Директора по направлению).

6.3.2 Заводскую комиссию организуют Директор по направлению для решения вопросов, связанных с качеством у продукции у потребителя.

Для экономии времени специалистов предприятия перед созывом комиссии рекомендуется провести консультации с работниками заинтересованных служб.

7 Функции, ответственность и полномочия членов комиссии

Основная функция и обязанность участников комиссии — проведение анализа выявленных несоответствий в части:

  • определение причины возникновения и не обнаружения несоответствия;
  • принятия решения по выявленным несоответствиям и ранее изготовленной продукции;
  • разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.

7.1 Инженеры и руководители технологических отделов и бюро (технолог цеха, представитель ОГТ, руководитель технологического бюро, главный технолог)

Полномочия:

Вносить изменения в действующую технологическую документацию направленные на внедрения намеченных мероприятий в части применения материалов, режимов работ, организации рабочего места, средства и инструментов автоматизации и механизации. Проводить контроль порядка и правильности выполнения работ при изготовлении и испытаний продукции, в том числе опытных партий изделий, разрабатывать решения по результатам работ. Проводить изменения в технологическую документацию в установленном порядке.

Ответственность:

Представитель технологической службы несет ответственность за обоснованность принятия и результативность мероприятий, направленных на изменение технологического процесса.

7.2 Инженеры и руководители конструкторских отделов и бюро (инженер-конструктор, представитель ОГК, руководитель конструкторского бюро, главный конструктор).

Полномочия:

Вносить изменение в действующую конструкторскую документацию на основании отработки конструкторской документации на изделия. Выполнять работы по разработке конструкторской документации по модернизации отдельных узлов, блоков и комплексов изделий. Участвовать в проведении испытаний и принятии решения по результатам испытаний. Проводить изменения в конструкторскую документацию в установленном порядке.

Ответственность:

Представитель конструкторской службы несет ответственность за обоснованность принятия и результативность мероприятий, направленных на изменение конструкторской документации.

7.3 Представители дирекции по качеству (начальник БТК, старший инженер по качеству, инженер по качеству, старший контролер, начальник ОТК).

Полномочия:

Предоставлять данные по учету дефектности изделий и показателей качества, характеризующие разрабатываемую и выпускаемую продукцию. Принимать меры по предупреждению производства и предотвращению выпуска изделий, не соответствующих установленным требованиям. Давать предложения по улучшению качества изготовляемых изделий. Оценивать причины, вызывающие ухудшение качества продукции (работ, услуг). Участвовать в комиссии по разработке мероприятий по выявленным дефектам в производстве и на эксплуатации.

Ответственность:

Представитель дирекции по качеству несет ответственность за выявление коренной причины возникновения несоответствия и не обнаружения, контроль выполнения сроков выполнения намеченных мероприятий их результативности и правильности и полноты оформления документации по решению комиссии.

7.4 Представитель производственного подразделения (Начальник участка, начальник цеха, мастер, заместитель начальника цеха, представитель дирекции по производству).

Полномочия:

Организовывать работу исполнителей на рабочих местах согласно требованиям технологических операций в соответствии с квалификацией исполнителей. Своевременно доводить до персонала информацию, полученную в результате работы комиссии по принятию решения. Предоставлять на рассмотрение комиссии данные по сотрудникам и их компетенции участвующих в выполнении технологических операций. Контролировать оснащение рабочих мест необходимой документацией и инструментом.

Ответственность:

Представитель производственного подразделения (участка, цеха) несет ответственность за организацию работ в соответствии действующей нормативно-технической документацией и организацию идентификации и прослеживаемости изделий и персонала в производственном процессе.

7.5 Представитель дирекции по закупкам и логистике (Начальник ОМТС, менеджер по закупкам, представитель дирекции по закупкам и логистике).

Полномочия:

Вести работу с поставщиком в части повышения качества закупаемой продукции.

Запрашивать от поставщика результаты анализа и реквизиты партии гарантированного качества комплектующего виновного в возникновении несоответствий. Предоставлять на рассмотрение комиссии данные по партиям комплектующих и материалов участвующих в выполнении технологических операций.

Ответственность:

Представитель дирекции по закупкам и логистике несет ответственность за обеспечение производства комплектующими и материалами, соответствующими требованиям нормативно-технической документации и своевременное получение от поставщика корректирующих и предупреждающих мероприятий в случае установления вины поставщика.