Основные законы и правила визуальной коммуникации. Дизайн визуальных коммуникаций

Определение 1

Визуальные коммуникации представляют собой вид взаимодействия, при котором передача информации осуществляется при помощи знаковых систем, образов, инфографики, изображений.

Главным отличием данного вида коммуникативного взаимодействия выступает тот факт, что общение целиком или частично полагается на зрение.

В современном обществе визуальные коммуникации находятся на этапе своего интенсивного развития, реализуя несколько актуальных задач. Надинтенсификация темпов развития данного вида взаимодействия обусловлена активным внедрением в социальную действительность современных информационно-коммуникативных технологий, облегчающих процессы передачи визуальных образов. Визуальная коммуникация сегодня выступает неотъемлемой частью деятельности СМИ, социальных медиа и пр.

Подходы к пониманию сущности дефиниции визуальных коммуникаций в рамках социальной психологии

Визуальные коммуникации выступают одной из фундаментальных категорий социальной психологии. В рамках казанного направления научного знания данный вид взаимодействия представляет собой межличностное общение, основанное на визуальном, оптическом взаимодействии. Инструментами невербального общения выступают сигналы движений – жесты, мимика, позы, контакт глазами, походка, а также физиогномика – конструкция организма, строение лица, черепа. Указанные средства взаимодействия органично дополняют вербальные сигналы, помогают уточнить, скорректировать смысл сказанного.

Функции визуальных коммуникаций

Средства визуальной коммуникации успешно реализуют ряд актуальных функций, включая следующие:

  • информационная – функция передачи информационных сообщений;
  • экспрессивная – способность не только передавать смысл, но и субъективное оценивание смысла сообщения;
  • прагматическая – способность транслировать коммуникативные установки, которые оказывают определенное воздействие на реципиента.

Оптико-кинетическая подсистема визуальных коммуникаций

Реализация визуального коммуникативного взаимодействия во многом зависит от внешнего вида собеседника, его выражения лица, мимики, жестов, поз, телодвижений и пр., формирующих оптико-кинетическую подсистему общения.

Определение 2

Под кинетическими жестами в современной научной литературе понимается совокупность движений рук, головы, других частей тела, сопровождающих речь личности, подчеркивающих смысл сказанного.

Выделяют более миллиона телесных сигналов, знаков, которые могут использоваться личностью в процессе взаимодействия. Жесты могут подчеркивать смысл сказанного, усиливать экспрессивность информационного сообщения. В то же время, неуместное использование жестикуляции может выдавать растерянность, неуверенность коммуниканта, возможную ложь, содержащуюся в словах. Косвенными свидетельствами того, что человек говорит неправду, выступают такие жесты, как облизывание губ, потирание век, избегание прямого взгляда, защита рта рукой, невыразительный голос и пр.

Существует целый ряд жестов, выступающих свидетельством открытости или закрытости человека для общения. Открытые, незамкнутые ладони выступают свидетельством того, что человек настроен на откровенное, искреннее общение. Напротив, сцепленные пальцы, как правило, выступают негативным сигналом, выдающим разочарование, стремление подавить эмоции. Захват запястья рукой может выступать сигналом нервозности, неуверенности человека. Скрещенные руки выдают негативную или оборонительную позицию одного из акторов взаимодействия. Сплетенные пальцы могут сигнализировать о разочаровании, неприязни, нервном напряжении.

Таким образом, визуальные коммуникации в социальной психологии представляют собой неотъемлемый компонент межличностного общения, органично дополняющий, уточняющий смысл вербального сообщения, а в некоторых случаях полностью опровергающий его.

Каждый сайт можно разделить на две основные составляющие:

1. Смысл .
Отвечает за решение пользовательских задач, т.е. помогает купить, узнать, оставить комментарий или связаться с пользователем, с помощью заголовка, текстовых блоков, показателей, фактов и др. Из всей входной информации, которая у нас есть в самом начале, формируется карта сайта, решающая задачи пользователя.

Очень хорошо передает смысл сайта прототип, о котором мы говорили в прошлых статьях по Web-дизайну. Ведь прототип - это сугубо условная схема, задача которого без эмоций, а сугубо прагматично, предоставить контент и логику поведения пользователя на сайте.

Работа над смысловой частью сайта ведется не одним, а несколькими специалистами:
- Контент менеджер (в крупных компаниях и веб-студиях именно этот человек ведет коммуникацию с заказчиком, добывая всю информацию для UX дизайнера-проектировщика).
- Арт директор (этот человек участвует во всех этапах создания сайта).
- UX дизайнер (на нем лежит задача работы с контентом и информационной структурой проекта; этот человек работает с таким понятием, как "пользовательское поведение”, т.е. он знает, как логически верно и последовательно нужно расположить элементы управления на сайте, где нужно сделать акценты и т.д.).

Таким образом получается, что смысл - это некий функциональный скелет, с которого нужно начинать работу над нашим сайтом.

2. Эмоции .
Это дизайн визуальных коммуникаций сайта, который помогает передать стиль и настрой всего проекта. Основную роль в этой части играет именно веб-дизайнер, который использует различные приемы, техники, правила и другие плюшки для решения эмоциональной задачи. Роль дизайнера - правильно работать с пользователем через визуальный канал, передавая смысловую составляющую сайта.

Основными инструментами для передачи эмоций в вебе служат:
- цвета
- иллюстрации
- фотографии
- иконки
- стиль UI
- шрифты (не сам текст, а именно шрифты, которые в хороших сайтах очень грамотно передают стиль)

Чтобы корректно передать эмоции, дизайнер должен мыслить общепринятыми стереотипами, но добавляя свой стиль. К примеру, если разрабатывается сайт для детского развивающего центра, то понятно, что сайт не будет черно-белым со строгими лаконичными формами - тут играет роль то, как пользователи воспринимают ту или иную тему на уровне подсознания.

Очень хорошим инструментом для демонстрирования эмоциональной составляющей сайта является мудборд - коллаж (из бумаги или сделанный программно), который собирает в себе все общие визуальные идеи сайта - цвета, фото, текстуры, шрифты и т.д.

Визуальным образом занимаются следующие специалисты:
- Дизайнер (работает со сборкой всей визуальной части сайта).
- Арт директор (тут он выступает в качестве художественного руководителя, наставника и помощника и дизайнера, когда тот в свою очередь сталкивается с этапом отчаяния).
- Графический дизайнер (тот человек, который будет рисовать для сайта иконки и иллюстрации).
- Технический дизайнер (занимается прикладной технической работой - обработкой фотографий, систематизированием некоторой визуальной информации и т.д.).

Мы продолжим Вас баловать плюшками по Веб-дизайну в других статьях.
Подписывайся, а то останешься голодным!

Эта версия утверждена и является самой последней

Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...), с одной стороны, и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...), с другой. Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Классификации

Средства

Визуальные коммуникации часто используются в рекламе. Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

  • Печатные или полиграфические (буклеты, плакаты, листовки и брошюры и т.д.).
  • Телеэкранные (телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.д.).
  • Средства наружной рекламы (рекламные щиты, вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д.).
  • Средства рекламы в интернете (баннеры, flash-анимации и т.д.).

История развития

Первыми формами визуальной коммуникации были рисунки и росписи на камне, кости, глине. Это были живописные и скульптурные изображения божеств и мифических существ и сцен из реальной жизни. Участниками процесса коммуникации были как современники авторов, так и их потомки, для которых данные изображения представляют историческую и художественную ценность.

С открытием разных форм письменности изображения сопровождались словесными текстами, соединялись возможности визуальной и вербальной коммуникации. Этот процесс получил развитие после изобретения и широкого использования бумаги и усовершенствования печатных процессов.

В Средние века получила широкое распространение техника гравирования. В визуальной статической коммуникации, таким образом, складывается несколько каналов художественной и познавательной коммуникации: изобразительный, включая скульптуру малых форм, архитектурно-градостроительный, включая скульптуру больших форм и наружную рекламу, печатно-оформительский.

Визуальные коммуникации в ХХ веке осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как — визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации — одна из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс-портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени...).

Профессиональные сообщества

  • Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК)
  • Фонд «Объективная реальность»

Фонд «Объективная реальность» - некоммерческая организация, с 2001 года работающая в сфере развития визуальной коммуникации и поддержки профессионального фотографического сообщества. Основная цель деятельности Фонда - формирование максимально широкой географической, социальной и профессиональной среды для общественно значимой фотографии и новых медиа.

Интересные факты

В Британской Высшей Школе дизайна существует отдельный курс подготовки арт-директоров «Визуальные коммуникации», в течение которого ученики овладевают всем арсеналом средств по созданию качественного графического дизайна с углубленными знаниями из других областей (шрифты, фотография, реклама, маркетинг, брендинг, управление проектами, коммуникация при работе с клиентами и внутри проектных групп и т. д.)

Визуальные коммуникации

В эффективной рекламе передача идей и чувств осуществляется с помощью не только слов, но и визуальных образов. Эти образы обычно используются совместно со словами для представления творческой концепции. Как бы вы продемонстрировали малые габариты таких вещей, как компьютерная микросхема или новый миниатюрный привод для жесткого диска? IBM решает эту задачу с помощью зрительной аналогии: новый привод не превосходит своими размерами куриное яйцо или только что вылупившегося цыпленка.

Слова и образы обеспечивают разные эффекты посланий. Например, визуальные образы в рекламе Thomasville порождают ассоциации. Они обеспечивают связь образа Хемингуэя и любимых им экзотических мест со стилем мебели. Даже радио может вызывать мысленные образы с помощью своего специфического языка и звуковых эффектов. Дизайнеры делают акцент на шести ключевых причинах использования визуальных образов в рекламе:

1. Привлечение внимания. Обычно визуальные образы лучше привлекают и удерживают внимание, чем слова.

2. Закрепление в памяти. Визуальные образы фиксируются в сознании потому, что люди обычно запоминают послания как визуальные фрагменты, как ключевые образы, которые легко накапливаются в памяти.

3. Укрепление убеждения. Увидеть – значит поверить, как демонстрирует реклама IBM , поэтому визуальные образы усиливают правдоподобие рекламного послания.

4. Рассказ интересных историй. Истории, рассказываемые с помощью визуальных образов, вызывают и удерживают интерес зрителей.

5. Быстрое осуществление коммуникаций. Картинки позволяют рассказать историю быстрее, чем слова, как показывает реклама Handgun Control . Картинка обеспечивает мгновенную коммуникацию, в то время как вербальное/ письменное сообщение должно расшифровываться потребителями слово за словом, предложение за предложением, строчка за строчкой.

6. Фиксация ассоциаций. Чтобы подчеркнуть отличие недифференцируемых продуктов, не способных по своей природе вызвать сильный интерес потребителей, рекламодатели часто пытаются связывать такие продукты с визуальными образами, представляющими стили жизни и типы пользователей, как это показывает рекламная кампания Thomasville Furniture .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Коммуникации Внутренняя сеть. USB. FireWire. Удлинители. Предохранитель (аварийный

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Визуальные обследования (наблюдения и инвентаризации), использование фото– и видеотехники Визуальные обследования являются одним из видов тестирования. Обычно этот вид тестирования выделяется в отдельную категорию по той причине, что основным результатом

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Глава 4. Визуальные образы – репетиция ваших действий На холодных плато Тибета столетиями живут люди, практикующие оккультный метод туммо (tummo) – искусство внутреннего огня. Это еще один путь по направлению к центрированию. Практика туммо подразумевает интенсивные и

Из книги Мечтай, создавай, изменяй! автора Лейси Сара

Коммуникации Как уже говорилось, индийцы сыграли уникальную роль в компаниях Кремниевой долины, и некоторым образом ее усиление в конце 1990-х объясняется тем, что они научились эффективно использовать свою диаспору. Ассоциация предпринимателей TiE, соучредителем которой

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Визуальные средства? Возможно Если важно, чтобы слушатели зафиксировали точные данные, в этом могут помочь некоторые средства визуализации – диаграммы, графики, слайды. Насколько оправданно их использование, зависит от аудитории, повода выступления и типа излагаемого

Из книги Анатомия сарафанного маркетинга автора Розен Эмануил

Визуальные образы как инициатор слухов Еще один тип заразительных продуктов – те, которые создают визуальные коммуникации. Представьте себе, что сейчас 1888 год. Субботним утром вы гуляете в парке и вдруг видите человека, который держит у пояса какой-то ящик; мужчина

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

КОММУНИКАЦИИ Коммуникации, используемые в организациях, заметно влияют на то, как они функционируют, особенно если коммуникация осуществляется через социальные связи, которые затем могут превратиться в «систему слухов». Электронная почта во внутренней сети позволяет

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Способы коммуникации Часто случается так, что какая-то часть команды практически не пользуется тем способом коммуникации, который вы или ваши коллеги считают наиболее удобным и эффективным. И это так на самом деле, ведь куча людей, у которых есть электронная почта, по три

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Три режима коммуникации Во время вашей презентации одновременно работают три режима, или канала, коммуникации: через произносимые слова, через интонацию и через язык тела (мимику и жесты). Аудитория на подсознательном уровне обрабатывает всю эту информацию одновременно.

Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

Визуальные артефакты способствуют сотрудничеству Мы размещаем напоминания о специфике нашего рабочего процесса и о нашей культуре в открытых местах, где каждый может увидеть их. Используя для этого стены, мы успешно избегаем чумы «с глаз долой, из сердца вон».Если мы

автора Олт Филип Г.

Аудио– и визуальные СМИ Радио, телевидение, кино и видео оказывают сильное воздействие практически на каждого. Сообщения, которые они содержат, обычно передаются в исполнении людей, чей выразительный голос и/или внешний вид добавляют силы воздействия словам. Связи с

Из книги Самое главное в PR автора Олт Филип Г.

Визуальные средства в помощь речи Речь часто может быть усилена использованием визуальных средств. Графики и таблицы, распространенный вид визуальных дополнений, хороши лишь в той степени, в какой хорошо видимы аудитории. Таблица, слишком усложненная для понимания или

автора Сиббет Дэвид

Визуальные истории Самая главная задача, поставленная перед каждым участником тренинга Leadership Expedition, заключалась в создании общего видения для команды, которому ее члены могли бы следовать в работе. Тренинг включал следующие моменты:1. Участники слушали речь Мартина

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Визуальные телеконференции Если вы работаете в основном в режиме телеконференций, то можете использовать метод визуализации коллективного интеллекта, создавая документы, отражающие ход дискуссии, которые будут помогать группе осмысливать то, что необходимо сделать.

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Визуальные инструменты для иллюстрации хода работ Стандартный графический формат для управления проектом – так называемая диаграмма Ганта – по сути представляет собой план действий без очевидной метафоры. Выглядит она как простая матрица, демонстрирующая задачи,

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Организационные коммуникации Понимание процесса межличностных коммуникаций и методов их совершенствования способствует повышению вашей эффективности как менеджера. Но, очевидно, что менеджеру необходимо знать и о барьерах, препятствующих организационным