Виды дифференциации, их проявления. Социальная динамика Что такое социальная дифференциация

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.

Обычно выделяют 4 главные формы дифференциации социальной:

1) Функциональная дифференциация (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности: на самом высоком уровне - между политикой, экономикой и культурой; на среднем уровне - между многофункциональными корпорациями; на индивидуальном - между экономическими специальностями отдельных работников.

2) Ранговая дифференциация (кастовые, сословные, классовые и т. п. различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода (власти, собственности, статуса, престижа, привилегий и др.).

3) Культурная дифференциация определяет различия в ценностях, образе жизни, менталитете, в следовании разным традициям, обычаям, нормам и правилам поведения.

4) Состязательная дифференциация построена на институциональном признании индивидуальных достижений в образовании, в вертикальной социальной мобильности и т. п. (чины, звания, награды, учёные степени и др.). В реальности все эти формы дифференциации социальной переплетены и взаимозависимы. Естественные различия между людьми (возрастные, половые, расовые и т.п.) в разных общественных системах приобретают разные значения, превращаясь в возрастные категории, гендерные роли, дискриминируемые группы и другие позиции в социальной структуре, определяющие статусные различия между людьми в процессе совместной деятельности, в передаче культурного наследия и др.

Функциональную и сопровождающую её структурную дифференциацию социальную после Г. Спенсера толкуют также и как эволюционный процесс специализации социальных ролей, институтов и организаций на исполнении конкретных узких функций, прежде слитых в одной роли или организации. Так, сосредоточенные в период Средневековья в церковных учреждениях функции образования, науки, социального контроля, попечения и др. со временем взяли на себя специальные светские учреждения. Функциональная специализация отдельных людей и социальных групп требует как взаимообменов между «равными», т. е. связей между действующими в равноценных социальных позициях (горизонтальная дифференциация социальная), так и асимметричных отношений по линии власть - подчинение (вертикальная дифференциация социальная, иерархия). Совокупность горизонтальных и вертикальных отношений описывает структуру любой социальной организации. В этом описании важно выделить переход дифференциации социальной в особую форму - системную социальную интеграцию, дифференциально отбирающую связи, поддерживающие функциональную целостность и работоспособность изучаемой социальной системы и не допускающие появления разрушительных расхождений между её элементами. В таком понимании и дифференциация социальная, и дополняющая её социальная интеграция по сути используются как адаптированные версии универсальных методологических принципов дифференциации и интеграции из общей теории систем и эволюции.

Эмпирические и теоретические исследования ранговой дифференциации социальной, тесно связанные с проблематикой социального неравенства, власти и собственности и потому всегда имеющие дело с людьми и группами в неравноценных социальных позициях, образуют специальную область «теорий социальной стратификации» (расслоения), включающую марксистские и веберианские теории классов. Социологи приписывают ранговые различия всем без исключения человеческим группам и обществам ввиду неустранимости неравенства (даже при отмене частной собственности) как необходимого условия всякой социальности. Без неравенства невозможно долго поддерживать мотивацию социальной деятельности. Развитая дифференциация социальная - показатель эволюционной сложности общества. Со времён Аристотеля, учившего, что есть свободные по природе и рабы по природе, коим «быть рабами и полезно и справедливо», не прекращается поиск и обоснование гармоничных соответствий между природными различиями людей по талантам и способностям и различиями их социальных позиций; иными словами, поиск естественной шкалы ранговой дифференциации социальной для «справедливой» расстановки людей в обществе. Однако большинство социальных мыслителей, начиная с Ж. Ж. Руссо, придерживаются мнения, что невозможно рационально и научно доказать достаточно существенную связь между естественным и социальным неравенствами и, соответственно, между индивидуальной дифференциацией (обусловленной случайным генетическим неравенством) и развивающейся исторически дифференциации социальной. Её нельзя уничтожить, но последствия дифференциации социальной можно смягчать и делать терпимыми для самых бедных слоёв общества. В современной политике этого добиваются поощрением состязательной формы дифференциации социальной и наделением и верхов, и низов общества всеобщим равным статусом граждан в демократическом, правовом, социальном государстве, цель которого - обеспечить всем международно признанные стандарты качества жизни, питания и потребления, достижимые при данном уровне цивилизации.

Лит.: Ленин В. И. Великий почин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 39; Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4; Вебер М. Избр. соч. М., 1990; Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996; Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 2000; Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»

Реферат

на тему: «СОциальная дифференциация общес Т ва»

Выполнил: Дудкин А.Д.

Научный руководитель: Шманев С.В

Москва 2013 год

  • Введение
  • 1. Концепции социального деления
    • Теория Сорокина
    • Теория Уорнера
    • Теория Вебера
  • 2. Конфликты, сопряженные с социальной дифференциацией
  • 3. Социальная дифференциация в России
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Во все времена существования человеческого общества, от примитивных общин до современных, более сложных конструкций, человеку было свойственно разграничивать и обособлять отдельные группы людей от других с целью повышения или понижения их социального и экономического статуса. В первобытных племенах деление было относительно простым: влиятельный и уважаемый вождь, его приближенные, рядовые члены общин, а также живущие "вне закона", отверженные.

На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным. Разделение труда, обязанностей, появление страты предпринимателей, среднего класса - все это вело к неизбежному расширению и усложнению социальных связей внутри как общества, так и всего мира.

Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально - значимые профессии - это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. - социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. дороги и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. Говоря о дифференциации общества, нельзя не сказать и про Российское общество, которое, на данный момент, невозможно представить себе без стратификационного деления. Общественная дифференциация изначально была одной из основ создания пост - коммунистического общества нашей страны, одним из условий формирования принципиально иного взгляда человека на мир.

1. Концепции социального деления

Говоря о социальной дифференциации, в первую очередь, я хотел бы описать современные концепции социального деления.

Теория Сорокина

Известный социолог П.А. Сорокин рассматривал стратификацию как неотъемлемую характеристику любого сложно организованного общества. Сущность стратификации он видел в неравном распределении экономических ресурсов, власти и влияния, прав и обязанностей между членами общества. По мнению этого социолога, можно было выделить три основных формы стратификации - экономическую, политическую и профессиональную. Экономическая стратификация была обусловлена неравным распределением материальных, финансовых ресурсов. Политическая была связана с неравным доступом к власти, а основу профессиональной стратификации образовывало разделение общественного труда и формирование различных профессий, в числе которых выделялись более и менее предпочтительные.

Сорокин исследовал особенности социальной стратификации в различных обществах. Рассматривая экономическую стратификацию, он проанализировал две гипотезы, которые сформулировали соответственно Карл Маркс и Вильфредо Парето. Согласно Марксу, по мере развития капитализма, усиливалось расслоение общества. Богатство во все большей степени концентрировалось в руках крупных собственников, что сопровождалось обнищанием широких слоев населения. В отличие от этого, Парето выдвинул идею о том, что во всех обществах доля экономического богатства, находящегося в руках правящего слоя является величиной относительно неизменной. Но, как показал Сорокин в своем исследовании, в конечном итоге, обе эти гипотезы не подтверждались историческими фактами. Характер экономической стратификации мог изменяться с течением времени, но в таких изменениях невозможно было обнаружить какую-либо постоянно действующую тенденцию.

Помимо концепций социального деления, Сорокин так же ввел понятие социальной мобильности. Социальная мобильность - это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной страты в другую, тем оно стабильнее, по мнению сторонников теории социальной стратификации.

Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая вертикальная мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая вертикальная мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей мобильности.

При вертикальном типе мобильности человек может совершать как подъемы, например, от кассира до управляющего банком, так и падения. Предприниматель может потерять часть своего состояния, перейти в группу людей с более низкими доходами.

Потеряв квалифицированную работу, человек может не найти равноценную и в связи с этим, утратить часть признаков, характеризующих его прежний социальный статус. Горизонтальная мобильность предполагает перемещение человека из одной группы в другую, расположенную на том же уровне, на той же ступеньке.

При таком типе мобильности человек, как правило, сохраняет основные признаки группы, например, рабочий перешел работать на другое предприятие, сохранив уровень зарплаты, и прежний разряд, или переехал в другой город; такой же по числу жителей и т. д. Социальные перемещения приводят и к появлению промежуточных, пограничных слоев, которые называются маргинальными.

Теория Уорнера

Ллойд Уорнер в своей книге «Yankee City» представил первое масштабное эмпирическое изучение социальной стратификации в США. Уорнер следовал веберовской традиции относительно статусных групп. Он предпринял попытку разработать стандартный индекс статусных характеристик (a Standard Index of Status Characteristics), отправляясь от таких моментов как образование, место жительства, доход и происхождение. Все эти факторы, с точки зрения Уорнера, используются американцами при оценке их социальной стоимости, при выборе друзей для себя и для своих детей. В противоположность Марксу, Уорнер в большей степени полагался на «субъективные» критерии стратификации, т.е. на то, как члены той или иной общины (общности) оценивают социальное положение друг друга, чем на такие «объективные» различия как, например, доход.

Основной заслугой Уорнера в разделении американского общества на классы, считается теория, группы в которой состоят из индивидов с одинаковым престижным рангом. Именно Уорнер выдвинул идею существования шестиклассовой структуры («репутационная теория)» вместо обычной двух или трехклассовой, в которую вошли:

· Высший слой высшего класса - составляли богатые аристократы.

· Низший слой высшего класса - входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей, они выставляли напоказ своё богатство, сумели «прорасти сквозь асфальт, обладают сильным характером, наглостью и феноменальной предприимчивостью.

· Высший слой среднего класса - состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала.

· Низший слой среднего класса - представляли главным образом "белые воротнички" (секретари, делопроизводители, канцелярские служащие, кассиры).

· Высший слой низшего класса - составляли "синие воротнички" (квалифицированные рабочие и прочие работники физического труда).

· Низший слой низшего класса - включал самых бедных и отверженных членов общности, весьма сходных с люмпен-пролетариатом (бездомные бродяги, нищие и безработные).

Уорнер определил классы как группы, в существование которых верят члены общества и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях.

Теория Вебера

Знаменитый социолог Макс Вебер, проводя многолетние исследования, положившие начало его теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. Впоследствии, эти три измерения им же были названы автономными. Согласно теории Макса Вебера именно собственность, а, точнее, виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.

Вебер определяет класс как возможность отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход в рыночных условиях. Проще говоря, в класс входят индивидуумы с исходным положением, профессиями, доходами и доступом к возможностям обладания ресурсами. Этот социолог не без основания полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью. Как и у остальных теоретиков социологии, у Макса Вебера ни в одной из работ нет четкой классификации структуры изученного им общества, в частности, капиталистического. Поэтому большинство социологов, изучающих работы этого теоретика, дают нам совершенно различные перечни в зависимости от собственной интерпретации. Наиболее близкими по всеобщему мнению считаются классификации определенные на основании трудов Вебера Радаевым и Шкаратан. Она имеет следующий вид:

Рабочий класс;

Мелкая буржуазия;

Интеллигенция и инженерно-технические работники;

Административно-управленческий персонал;

Собственники;

Арендодатели;

Предприниматели

Экономическая составляющая, мысленно разделенная на две части позволяет отнести в одну из частей собственников с неизменно позитивным настроем и пролетариат с его негативными настроениями вследствие неимения собственности и по большому счету квалификации для возможной ее реализации в условиях рынка. При таком расслоении в центре образуется средний класс, в который входят мелкие собственники и люди, имеющие определенные навыки и знания, требуемые в условиях рынка. Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины. Зачастую такого рода оценивание было связано с классовым различием, в котором нужно заметить собственность, а вернее количественное обладание ей играло не последнюю роль, а возможно и главенствующую, но в одну статусную группу могли входить как люди имеющие собственность, так и не имущие. Макс Вебер представлял приобретение в статусных группах почести (престижа) возможным только путем прочного закрепления за членами группы строго исключительными видами деятельности, налагая запрет на занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом - возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта, отдыха отдельного и отличного от других индивидуумов группы для подчеркивания исключительности членов именно этой статусной группы и возможного упрочнения и увеличения дистанции между группами. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга и тому подобные меры выделения путем исключительности. Все это вело к образованию прогрессирующей замкнутости статусной группы. Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и, конечно же, с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп, но необязательным условием образования партий является классовая или статусная ориентированность, а скорее лояльность по отношению к любым статусным группам в идеале.

Единственное выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы.

2. Конфликты, сопряженные с социальной дифференциацией

социальный неравенство дифференциация общество

Очевидно, что социальная дифференциация, порожденная разницей в доходах, статусе, возможностях, неизбежно приводит к конфликтам в обществе. В данном случае конфликтом будет являться столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. Разбираясь в причинах конфликтов, происходящих в обществе, можно не просто решать проблемы конкретно этих конфликтов, но и в целом разобрать основные последствия социальной дифференциации общества.

Каждый из социологов, изучающих вопрос социальной дифференциации и конфликтов, сопряженных с этим понятием, стремился дать свою классификацию, дополняя или урезая имеющиеся знания.

Так, Макс Вебер приводил классификацию согласно направленности конфликта: целенаправленные и ценностно-направленные. Целенаправленные действия стремятся к успеху, используя внешний мир как средство, ценностно-направленные действия не имеют какой-либо цели и являются самоценными. Образ мыслей людей первого типа действий следующий: «Я ищу, достигаю, используя других», второго типа действий - «Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала, даже если это вредит мне». Различие между ценностным и целенаправленным типом деятельности состоит в том, что цель понимается как представление об успехе, которое становится причиной действия, а ценность - представление о долге, которое становится основанием действия. Люди в своих поступках могут быть как целенаправленны, так и ценностно-ориентированы, но, тем не менее, они действуют в определенных социальных связях неизолированно.

Карл Маркс изучал теорию социального конфликта и пришёл к выводу, что конфликт является неизбежным в любой группе, организации, обществе. Основной причиной возникновения конфликта Маркс выделил дефицит и несправедливое разделение ресурсов и, конечно же, власти. Негативные последствия конфликта предопределены и априорны.

Георг Зиммел, считающийся основателем теоретической конфликтологии, утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, потому что конфликт - это естественная составляющая некоторых общественных процессов. Но в отличии от теории Маркса, в теории Зиммеля конфликт не обязательно приводил к негативным последствиям и разрушениям социальных систем. Конфликт вносил в общество и положительные моменты - укрепление социальных систем, их сплочённость. Возможными источниками конфликтов Зиммель считал не только столкновение интересов, но и проявление людьми враждебности и агрессивности к друг другу. Исходя из этого, он выделял факторы руководящие характером конфликта - инстинкты ненависти и любви.

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями. Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого. Класс большинства проводит границы не только горизонтально, но и вертикально (расово-этническая проблема). Дарендорф пишет, что прелести многонационального общества пропали даром для большинства, скорее пекущегося о соблюдении межрасовых барьеров, чем о достижении открытости. Такое состояние в обществе - шаг назад в истории развития гражданства. Необходимы позитивные действия: предоставление меньшинствам и другим обездоленным некоторых социальных льгот при получении образования и найме на работу. Возник новый тип «подмоченного» либерализма, отказывающегося от великих завоеваний в области всеобщих гражданских прав и норм ради того, чтобы удовлетворить сепаратистские требования национальных меньшинств. Права меньшинства изначально были неверно поняты и вследствие этого превратились в в меньшинства.

Льюис Козер, подходя к проблеме конфликта, солидарен с работами Г. Зиммеля, монография которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: « Конфликт- это форма социализации». Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника. Предметом, из-за которого возникает абсолютное большинство конфликтов, являются реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых. Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Как видно, авторы социальных теорий придерживаются, в большинстве своем, двух противоположных полюсов: конфликты в обществе, порождённые различными формами дифференциации, могут являться как негативными для общества, приводя к необратимым переменам, так и нейтральными, являясь особой формой социализации для страт.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во - первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во - вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием, является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Большое значение имеет заключительная, пост - конфликтная стадия. На этой стадии должны, быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок противоборствующих сторон, ликвидирована социально - психологическая напряженность между ними.

Исходя из вышесказанного, я бы хотел отметить, что наиболее эффективным снижением уровня напряженности в обществе, связанной с различиями в стратах, является упрощение перехода из одной социальной группы в другую; что, в целом, реализовано в современном обществе и механизм этого продолжает совершенствоваться.

3. Социальная дифференциация в России

Несмотря на то, что экономика России после распада Советского Союза приобрела явно рыночные и западные очертания, нельзя говорить о происходящей дифференциации общества в "западную" сторону. Создание "среднего класса", свободного предпринимательства, приватизации бывшего государственного имущества - всего, к чему так стремилась политическая власть, хоть и отразило явные перемены в обществе в процессе ухода от коммунистического строя, но имеет свои, уникальные черты.

Становление пост - индустриального общества в России проявляется не только в создании информационно - технологического базиса материального и духовного производства, но и в развитии рыночных отношений на основе разнообразных форм собственности, изменении механизма государственного регулирования, значительном повышении роли сферы услуг, крупномасштабной концентрации производства при отставании малого и среднего бизнеса. Проведенные в последние десятилетия экономические реформы самым непосредственным образом сказались на состоянии социальных групп и слоев.

Наиболее существенные изменения произошли в содержании социальных групп, выделенных на основе критериев положения в системе общественного производства, разделения и сферы приложения труда. Прежде всего, я имею ввиду новые параметры экономически активного населения, имеющего самое непосредственное отношение к производству товаров и услуг. Статистические данные показывают, что устойчивой тенденцией развития социальной дифференциации постиндустриальных стран явился рост численности рабочей силы (так, в США он изменился со 125,8 млн. чел. в 1990 г. до 153 млн. чел. в 2010 г.); однако, прямо противоположные изменения происходили в российском обществе - снижение количественных параметров экономически активного населения с 75,1 млн. чел. в 1990 г. до 72,9 млн. чел. в 2003 г. и только к 2010 г. удалось достичь показателя 75,4 млн. чел., что стало отражением кризисного развития экономики в данный период. Так же, я хотел бы привести следующие данные по социальной градации российского общества: несмотря на устойчивый рост численности занятого населения в мире (к примеру, США - со 118,8 млн. чел. в 1990 г. до 139,0 млн. чел. в 2010 г.), динамика среднегодовой численности занятых в экономике в России характеризовалась неоднозначными показателями: 1990 г. - 71,2 млн. чел., 2000 г. - 65,1 млн. чел., 2010 г.- 69,8 млн. чел. Сокращение объемов производства в период кризиса привело к уменьшению параметров занятой рабочей силы. Одновременно выросли количественные показатели группы безработных и ее удельного веса в составе экономически активного населения с 3,9 млн. чел. в 1990 г. до 5,6 млн. чел. в 2010 г., что во многом явилось следствием проходивших процессов индустриализации страны.

Анализируя работы известных социологов, можно придти к выводу, что в любом развивающемся обществе происходит выделение так называемого класса "предпринимателей", что являет собой значимый переход к новосу витку развития экономических отношений. Однако, современные статистические данные говорят об обратном: результаты переписей населения свидетельствуют о том, что абсолютное большинство занятых в экономике составляют работающие по найму (2002 г. - 58 млн. чел. (95%), 2010 г. - 61,6 млн. чел (94%). Нельзя забывать так же о стихийном и крайне быстром формировании класса предпринимателей в России (в 2002 г. почти 1 млн. занятых (1,5%) являлись работодателями, привлекающими для осуществления своей деятельности наемных работников; в 2010 г. их количественный состав увеличился до 1,4 млн.). Образование крупных собственников и возможность получения ими сверхвысоких доходов напрямую связывается с безоглядной приватизацией государственной собственности, передачей в частный сектор добычи и продажи природных ресурсов, перераспределением властных полномочий. Так же не способствует развитию предпринимательства в современной России судебное и уголовное право: так, по информации журнала Forbes, каждый пятый осужденный в России на 2012 год получал приговор именно из-за своей предпринимательской деятельности - будь то неверное ведение бухгалтерского учета, спекулятивные операции или простое желание органов государственной власти сохранить монополию в той или иной сфере деятельности.

Так же, определенному накалу отношений в обществе приводит и вышеупомянутая "поляризация": за короткий период в России сформировался правящий класс (крупные собственники, высшие менеджеры, политики), характеризующийся сверхвысоким уровнем доходов, и низший класс, объединяющий наемных работников, выполняющих функции исполнительского труда в различных сферах общественного производства и характеризующихся низким уровнем дохода (по данному показателю до 70% населения в настоящее время может быть отнесена к низшему классу).

Наконец, хотелось бы привести информацию по созданному "среднему классу", который объединяет индивидов, характеризующихся стандартным уровнем доходов и потребления, имеющих достаточно высокий уровень образования, профессиональный статус, определенные политические и моральные ценности. Специфика российской реальности заключается в том, что, несмотря на развитие малого и среднего бизнеса и возрастание образовательного уровня населения, представители данных групп характеризуются невысоким имущественным статусом и уровнем доходов. В связи с этим, в настоящее время, можно лишь ставить вопрос о формировании среднего класса в России при условии проведения соответствующей государственной политики, но никак не полноценном функционировании этого класса как подсистемы общества.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что современная дифференциация общества является результатом сложных общественных, политических и экономических процессов, происходивших в обществах различных стран Европы, России, Азии и США за период их существования и, во многом, определенные ими.

Очевидно, что, с течением времени, происходит снижение давления духовной и нравственной сфер на свободу мысли и слова человека, происходит создание новых страт, новых категорий общественного деления, существование которых немыслимо себе представить в реалиях прошлых веков. Происходит, в прямом смысле, эволюция общества, которая опирается на идеи и мысли прошлых веков, но вносит свои, принципиально новые, корректировки.

Однако, не смотря на сильное смягчение рамок, на сегодняшний день нельзя заявить об однозначной победе разума над дифференциацией - и люди до сих пор оценивают друг друга не столько по морально-личностным качествам, но по внутренним системам оценки и категоризации, с учетом именно социально-классовой классификации.

Я считаю, что одним из важнейших направлений эволюции социальной дифференциации общества в ближайшие годы должен стать отказ от категоризационной схемы мышления и оценки общественными элементами друг друга и переход к новой, гарантирующей еще большую свободу самовыражения и самоопределения, системе.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Москва: Феникс, 2010.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Москва: Феникс, 2009.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Социология для средних и специальных учебных заведений. Тверь, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

6. Росенко Светлана Ивановна: «Общество в целом. Социальное развитие»: М.: ЭКСМО, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная дифференциация и социальное неравенство как основа теорий социальной стратификации и мобильности. Понятие, сущность и виды социальной ответственности. Общая характеристика, основные причины и стадии социальных конфликтов, способы их разрешения.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Теоретико-методологические основы исследования социальной дифференциации населения, ее понятие, сущность и причины. Современное состояние и основные направления повышения уровня и качества жизни населения в России. Формы и виды социального неравенства.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Стратификационные концепции, социальная дифференциация совокупностей людей на классы в иерархическом ранге. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними, причины социального неравенства. Соотношение неравенства, равенства и справедливости.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Социальное неравенство, возникающее вследствие социальных различий и дифференциации. Факторы социального различия. Естественные различия между людьми. Основы дифференциации общества. Структура социальной стратификации. Основные принципы деления.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Сравнительная характеристика социального неравенства России и Бразилии. Исследование социальной дифференциации. Измерение экономического неравенства по группам населения. Изучение границы бедности и уровня материальной обеспеченности в государстве.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Характеристика основных систем социальной стратификации. Изучение стратификационных тенденций современного российского общества. Анализ проблемы происхождения социального неравенства. Классовая теория Маркса. Социальная мобильность: каналы и механизмы.

    реферат , добавлен 13.02.2016

    Неравенство между слоями общества. Социальная дифференциация общества. Разделение общества на социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Социальное неравенство в роли стимулятора человека к саморазвитию и достижению своих целей.

    реферат , добавлен 27.01.2016

    Характеристика основ прогнозирования социальной структуры общества, рассмотрение ее роли в устойчивом развитии общества в условиях рыночных преобразований. Анализ тенденций и перспектив развития социальной структуры общества в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Измененеие социальной стратификации российского общества в ходе развития демократических реформ. Дифференциация доходов населения и полярное расслоение общества. Маргинализация общества как утеря связи со своей социальной, национально-этнической группой.

    презентация , добавлен 12.04.2015

    Анализ роли процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества в контексте социальной системы, их функции и системное значение, практическая значимость. Способы классификации социальных общностей. Понятие классов и социальных слоев.

Применительно к современному обществу в социологии обычно выделяют три основных класса - высший, средний и низший. При этом распределение населения по этим уровням происходит на основе множественных критериев, где к числу базовых факторов относится собственность, престиж, власть и образование. Значимость каждого из оснований стратификации, как правило, определяется господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками (например, если в современном западном обществе высоко ценится свобода, то соответственно на первый план будет и цениться то, что се обеспечивает, т.е. материальная независимость, высокий доход и т.д.).

Однако слоев в реальности может быть гораздо больше, чем эти три, условно выделяемых как основные. Каждый из них в свою очередь может расслаиваться на множество подклассов и подгрупп.

Показательной в этом отношении является широко известная в социологической науке, начиная с 1930-х гг., модель стратификации американского социолога У. Уорнера, в рамках которой он выделяет шесть основных страт, или классов, применительно к американскому обществу:

  • 1. Верхний высший класс - богатые люди со знатным происхождением, крупные политические деятели. Это «аристократы по крови», с особым образом жизни, безупречным вкусом и поведением.
  • 2. Нижний высший класс - люди высокого достатка - владельцы крупного капитала (новые богатые), военачальники, профессура, а также выдающиеся спортсмены, кино- или эстрадные звезды, получающие крупные гонорары.
  • 3. Верхний средний класс - высокообразованные люди, занятые научным или престижным трудом: крупные адвокаты, врачи, актеры или телекомментаторы, преподаватели вузов. Их называют «золотыми воротничками».
  • 4. Нижний средний класс - так называемые «белые воротнички» - самая крупная прослойка индустриально-развитого общества: конторские служащие, среднеоплачиваемые профессионалы, менеджеры, преподаватели, учителя среднего уровня и даже высококвалифицированные рабочие.
  • 5. Верхний низший класс - в основном так называемые «синие воротнички» - средне- и малоквалифицированные рабочие, занятые в массовом производстве, на местных фабриках. Они живут в относительном достатке, но имеют невысокое образование, ведут пассивный досуг и имеют примитивные развлечения, используют ненормативную лексику и зачастую чрезмерно употребляют спиртное.
  • 6. Нижний низший класс - безработные или те, кто перебивается случайной, временной работой, люмпенизированные слои населения: обитатели трущоб, подвалов, чердаков.

Возвращаясь к выделяемым большинством социологов трем уровням положения населения в обществе, следует указать, что их характеристики в основной массе совпадают. Так, высший класс (или элита) всегда небольшой по численности, концентрирует в своих руках материальные, финансовые, политические ресурсы. Противоположную позицию занимает низший слой. Если на этой позиции оказывается основная масса населения, это означает, что в таком обществе существует высокий уровень социального неравенства.

В странах с развитой рыночной экономикой (например, страны Западной Европы, США, Япония) модель социальной структуры общества, по мнению специалистов, выглядит как ромб («лимон», «яйцо»): с развитой центральной частью (средние слои), относительно небольшими полюсами высшего класса (элитой) и группами беднейших слоев. К среднему классу относят примерно 60-80% населения (рис. 2.).

Рис. 2.

Рис. 3.

Для социальной структуры многих стран Восточной Европы характерна фигура придавленной к земле пирамиды, где большинство населения (80%) «прижато» книзу, богатые составляют ее вершину (3-5%), а средний класс крайне малочисленен (ок. 15%).

Аналогичная картина складывается и в странах зоны бывшего СССР. Как показал анализ крупнейших экономик СНГ постсоветского пространства - России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана - подавляющее большинство населения в этих странах относится к категории наиболее нуждающихся и низкообеспеченных слоев, а средне- и высокообеспеченные граждане либо составляют меньшинство, либо статистически отсутствуют (такой вывод социологи и статистики делают на основе анализа национальных сводок о доходах и прожиточных минимумах) (рис. 3.).

Схожая пирамидальная модель видится специалистами и применительно к странам развивающимся, к примеру, латиноамериканская модель социальной структуры напоминает Эйфелеву башню, где широкое основание представлено беднейшими слоями, вытянутая средняя часть - средними слоями и верхушка - элитой.

Как свидетельствует опыт развитых стран, неравенство в распределении доходов со временем сокращается.

Согласно гипотезе американского социолога Г. Ленски, уровень социального неравенства уменьшается в связи с общественным развитием. Эпохи рабовладения и феодализма характеризовались глубоким неравенством. Меньшую степень неравенства Ленски видел применительно к промышленному обществу, которую объяснял меньшей концентрацией власти у управляющих, наличием демократических правительств, борьбой за влияние между профсоюзами и предпринимателями, высоким уровнем социальной мобильности и развитой системой социального обеспечения, которая повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов.

Как измеряется социальное неравенство? В мировой практике существуют различные единицы измерения социального неравенства: коэффициент неравенства Джини, индекс Тейла, децильный коэффициент неравенства доходов и др. Среди них широко используется децильный коэффициент неравенства доходов (или коэффициент дифференциации доходов), который характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных. Чем больше значение ДКНД, тем выше уровень неравенства в обществе.

На 2010 г. значение ДКНД составляло: в Скандинавских странах -1:3-5, в Евросоюзе - 1:5-8, в Японии и Северной Африке - 1:6, в США - 1:10-15, в Латинской Америке - 1:30, в Африке -1:50.

В России, согласно данным, приводимым в журнале «Вопросы статистики» за 2002 г., начиная с 1991 г. в РФ ДКНД регулярно увеличивался до 19 и даже до 25 (при норме до 10!). Сегодня, по официальным данным Госкомстата, ДНКД в России составляет 1:14-15, а, по мнению ряда социологов - 1:30-40. Для сравнения: в СССР этот показатель укладывался в интервале от 3,5 до 4,5; в царской России, по приближенным оценкам, ДКНД достигал 25-30.

Правило, когда ДК достигает 10, то в стране создаются условия для социальных беспорядков, не действует в США - там этот уровень дифференциации считается нормальным в соответствии со сложившимися либеральными ценностями у большинства американцев.

Кого считать бедным? В мировой, в том числе и российской научной практике, определение бедности характеризуется своей неоднозначностью. Под ней понимается и определенный уровень дохода, и низкие денежные доходы, и отсутствие других экономических ресурсов, и невозможность поддержания воспринимаемых как «нормальные» стандартов образа жизни. В самом общем смысле бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не в состоянии удовлетворить определенный круг своих минимальных потребностей для существования . При этом бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

На Западе бедность чаще всего измеряется на основании прожиточного минимума, с помощью которого устанавливается черта бедности - уровень среднедушевого дохода. Черта бедности при этом устанавливается через возможность удовлетворения основных материальных потребностей, для чего следует выбрать минимальное количество необходимых товаров, а затем определить их стоимость.

В Евросоюзе, с одной стороны, бедными считаются те граждане, чей доход (включая социальные выплаты) меньше 60% от уровня зарплаты в стране проживания. С другой стороны, бедность в Европе определяется не по уровню доходов, а по наличию материальных благ. Eurostat (Европейское статистическое агентство) выделяет 9 видов материальных благ: возможность питаться мясом (птицей, рыбой) как минимум через день, наличие автомобиля, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность хотя бы недельного отпуска вдали от дома, способность оплатить непредвиденные расходы (т.е. наличие сбережений), возможность поддерживать в своем жилье необходимую температуру и т.д. Если хотя бы 3 из этих материальных благ отсутствуют, то семью следует считать бедной.

В США стандарт бедности исчисляется из прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 2,5, и составляет ок. 1 тыс. $ в месяц. При этом прожиточный минимум представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, обеспечивающих минимально допустимый уровень личного потребления.

На данной основе в мировой практике сложились и используются две основные концепции в подходе к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход нс превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

По международным стандартам бедность считается не от прожиточного минимума, а от так называемого медианного дохода (если взять все население и распределить по уровню доходов, то там, где пройдет 50 и 51-й процент, и сеть медиана). Если люди имеют доход ниже этого уровня, то они не могут поддерживать тот стандарт жизни, который считается общепринятым.

Другим способом определения бедности является анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода.

Данный принцип основывается на законе Энгеля, выведенному еще в сер. XIX в., согласно которому, чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяется незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Позже были найдены и другие законы потребления: закон Швабе (1868 г.) - чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище; закон Райта (1875 г.) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе.

Существует практика измерения бедности уровнем жизни - если он невысокий, то считается, что его представители принадлежат к бедным. Однако измерять бедность уровнем жизни довольно проблематично, поскольку он не всегда совпадает с доходами.

К примеру, можно взять двух человек, один из которых зарабатывает 14 000 рублей, а другой - 7000. У одного доходы больше, но у него больная мать и ребенок заканчивает школу. У второго - работающая жена и нет детей, на которых идет множество неучтенных расходов.

Существуют и другие характеристики бедности, например, опережающее ухудшение положения. Это когда доходы вроде бы растут (напр., увеличивается пенсия, выплачивается дополнительное пособие), но при этом их рост не обеспечивает восстановления имеющегося имущества, оставшегося с давних времен. В итоге получается ситуация, когда денег становится чуть больше, но жизнь ухудшается.

В других случаях считается, что бедные и богатые различаются по степени удовлетворения потребностей в товарах культурно-бытового назначения, особенно более дорогих, приобретаемых не очень часто.

В хозяйствах, имеющих доход в 3 раза больше некоторого базисного уровня, имеется в 1,5 раза больше предметов группы культурно-бытового назначения. По данным бюджетных обследований, в низкодоходных группах в 1,5 раза меньше холодильников, в 3 раза - магнитофонов, в 9 раз - фотоаппаратов, в 12 - пылесосов, нежели в высокодоходных. Уровень среднедушевых потребительских расходов малообеспеченных хозяйств составил примерно 30% их величины в высокодоходных хозяйствах [Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология, Т. 2.).

При всей сложности определения бедности следует помнить, что это будет иметь свою специфику в зависимости от того или иного общества, от принятых там стандартов жизни и от того круга потребностей, удовлетворение которых признаётся общественно необходимым.

Социальная мобильность является источником социальных изменений общества. В периоды распада общества наблюдается неупорядоченное, хаотическое перемещение людей в обществе. Хаос в социальной мобильности, в конечном счете, приводит к разрушению социальной структуры общества, поскольку теряется при этом устойчивость , упорядоченность социальных отношений.

В стабильном обществе социальная мобильность отнюдь не напоминает "броуновское движение". В ней обнаруживается определенная направленность, устойчиво проявляющаяся в те или иные периоды развития общества. Например, в период становления индустриального общества большая часть мигрантов, переселяются из села в город. Одновременно происходит переход значительной части крестьян в состав рабочих и служащих. Работа в качестве рабочих или служащих предполагает освоение тех или иных профессий, следовательно, происходит и становление новых профессиональных общностей. Обратные процессы (из города в село, из рабочих в крестьян) в этот период носят эпизодический характер и поэтому не определяют общую картину социальной мобильности общества.

Те общности и слои, откуда люди перемещаются, постепенно меняются и количественно, и качественно. В результате они или исчезают ("отмирают") или перестают играть какую-либо заметную роль в жизни общества. Таким образом, социальная мобильность изменяет как количественное соотношение между общностями и слоями ( по численности своих членов) так и качественно (например, по среднему возрасту людей, по уровню образования и квалификации и т.п.).

Социальная мобильность может совершаться в рамках одной общности или слоя, а также в рамках общества и, таким образом, между общностями и слоями. Такие виды социальных перемещений выше обозначены как интра- и экстрасоциальная мобильность. В результате интрасоциальной мобильности происходит возникновение и отмирание различных слоев и групп внутри слоев и общностей. В результате экстрасоциальной мобильности образуются новые слои и общности, исчезают другие слои и общности уже в рамках общества в целом. Итак, социальная мобильность является источником возникновения и развития одних общностей и слоев и отмирания или упадка роли других и слоев общества.

Чем же обусловливается направленность социальных перемещений в обществе? Во-первых, она связана с характером изменений функциональных взаимосвязей в обществе, прежде всего, в экономической сфере. Например, те или иные профессии "устаревают", постепенно утрачивая свои общественно важные функции. Соответственно, эти профессии становятся непрестижными и не привлекают молодое поколение. По мере механизации аграрного труда также происходит уменьшение спроса на рабочую силу на селе, что обуславливает отток населения в города. Какие-либо профессии и специальности, наоборот приобретают более важные функции, и, как результат, происходит повышение конкурса в учебных заведениях, в которых готовят специалистов по этим профессиям. Промышленный труд начинает играть доминирующую роль в индустриальном обществе, поэтому и постепенно происходит увеличение населения, занятого в этом секторе экономики. В 21 веке изменяется структура занятости – все большим спросом пользуются профессии, связанные со сферой сервиса, интеллектуальной и информационной сферами трудовой деятельности.

Направленность социальных перемещений обусловлена и характером социальной стратификации . Чем ниже оплачивается данный вид труда, тем меньше желающих занять это рабочее место . Село обладает гораздо меньшими возможностями для повышения материального благосостояния, получения профессионального образования, удовлетворения духовных, личных и информационных потребностей, чем город. Поэтому преобладает миграция из села в город, а не наоборот. Таким же образом можно объяснить и профессиональную мобильность: гораздо больше желающих получить высокооплачиваемую и престижную профессию, нежели низкооплачиваемую и не престижную. Таким образом, направленность социальных перемещений обусловливается особенностями социальной структуры.

В то же время социальные перемещения меняют и саму социальную структуру общества. Они, с одной стороны, разрушают сложившиеся вертикальные и функциональные отношения. Однако с течением времени выстраивается новый социальный "каркас" общества: взаимоотношения между вновь образовавшимися и традиционно существующими обществами и слоями приобретают устойчивый, упорядоченный характер. В результате социальных перемещений, таким образом, социальная структура общества переходит из одного своего состояния в другое состояние ("от старого к новому" социальному порядку). Итак, социальная мобильность является источником обновления социальной структуры общества . В социологической науке процесс обновления общества называется социальной дифференциацей .

Социальная дифференциация - это процесс обновления социальной структуры общества в результате социальных перемещении, характеризующийся возникновением новых социальных общностей и слоев , и исчезновением утративших свои социальные функции других социальных общностей и слоев .

В зависимости от того, какая мобильность интра - или экстра социальная является источником социальной дифференциации, последняя может существовать соответственно в двух разновидностях. Интрасоциальная дифференциация характеризуется делением какой-либо общности или слоя и образованием внутри них новых общностей или слоев.

Например, в традиционном обществе отсутствует какое-либо четкое деление на поколения (генерации). Дети постепенно начинают выполнять многие функции взрослых. Приобретя в полной мере работоспособность, они превращаются во взрослых. Утратившие работоспособность люди превращаются в стариков. Соответственно не вырабатываются культурные различия между поколениями. Одни и те же нормы и ценности, символы и ритуалы регулируют поведение всех, независимо от возраста. Становление индустриального общества сопровождается делением общества на поколения. Значительная часть детей (особенно в городах) отрываются от общественного производства, большая часть времени у них уходит на образование и общение со сверстниками. Формируется новое поколение, занимающее место между детьми и взрослыми, - молодежь. В отличие от традиционного общества, в индустриальном обществе требуется особое, переходное время, в течение которого происходит получение общего и профессионального образования, квалификации и приобретение устойчивого социального (прежде всего, профессионального) образования. При этом, чем сложнее получение профессии и адаптация к ней, тем большее время занимает этот процесс. Жизнь молодого поколения увеличивается с начала XX века с 2-3-х лет до 10 лет и более в конце века. Поколение взрослых также делится на два: среднее и пожилое поколения. Среднее поколение обладает максимальной работоспособностью, пожилое поколение, постепенно утрачивая работоспособность, тем не менее, обладает высокой квалификацией, опытом, связями, и, как правило, в целом обладает более высоким социальным статусом. В развитых странах к пожилым можно отнести людей старше-70 лет, в бедных странах люди раньше социально стареют. Утратив работоспособность и соответственно самостоятельно, без помощи общества или других социальных групп, обеспечить свою жизнь, пожилые люди превращаются в стариков. Таким образом, в индустриальном обществе в результате интрасоциальной мобильности формируются пять поколений.

В результате экстрасоциальной дифференциации формируются совершенно новые общности и слои, представители которых приобретают новый социальный статус, перемещаясь, из других общностей и слоев. Так, в результате возникновения новых профессий происходит становление и новых профессиональных групп (например, рекламные агенты, программисты). В период становления индустриального общества происходит интенсивный процесс формирования классов (рабочего класса, буржуазии, мелкой буржуазии) за счет представителей различных сословий - крестьянства, мещан, купечества, дворянства и т.д. В ходе урбанизации появляются такие совершенно новые типы расселения, как мегалополисы и агломерации.

Как уже отмечалось выше, социальные перемещения имеют определенную направленность. Преобладающей формой может быть профункциональная или дисфункциональная, восходящая или нисходящая мобильность. В зависимости от направленности и характера социальных перемещений, социальная дифференциация общества может происходить в двоякой форме.

Первая форма социальной дифференциации – это социальная интеграция . Источником социальной интеграции является профункциональная (в горизонтальном виде) и восходящая (в вертикальном виде) социальная мобильность индивида, общностей и слоев. В процессе профункциональной мобильности происходит усиление функциональных связей между различными общностями и слоями общества. Отношения между поколениями, профессиональными, территориальными, этническими, классовыми и другими общностями становятся более тесными и взаимообусловленными. К примеру, эффективность деятельности представителей одной профессии все больше зависит от эффективности деятельности представителей других профессий. В результате восходящей мобильности большинство вновь образовавшихся или "растущих" слоев и общностей концентрируются в середине иерархической лестницы общества. В результате в иерархической структуре общества образуются множество слоев и общностей, разделенных друг от друга незначительной социальной дистанцией.

Общество, в котором социальная дифференциация осуществляется преимущественно в форме социальной интеграции (в социально интегрированном обществе), в социальном представлении людей воспринимается в образе "Мы" ("мы разные, но все равно мы -единое целое"). Объективно же происходит укрепление связей между общностями и слоями, их объединение в единое целое.

Итак, социальная интеграция – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся усилением иерархических и функциональных связей между общностями и слоями, тенденцией к целостности общества как социальной системы.

Противоположной формой социальной дифференциации является социальная поляризация общества. Она характеризуется следующими особенностями. Во-первых, происходит ослабление функциональных взаимосвязей различных социальных общностей и слоев общества. Различные общности и слои (село и город, поколения, региональные общности, профессиональные общности и т.д.) начинают функционально замыкаться, обособляться друг от друга. Горожане и сельские жители, поколения, регионы, классы и другие социальные общности становятся в своей жизнедеятельности все менее взаимосвязанными и взаимозависимыми. В результате в обществе наблюдается симптомы разрыва между поколениями, непонимания ими друг друга. Обнаруживается региональный сепаратизм. Различные социальные классы и профессиональные группы как бы начинают жить только для себя, не заботясь о проблемах других групп. Таким образом, горизонтальная мобильность приобретает дисфункциональную форму.

Во-вторых, вертикальная мобильность приобретает нисходящую форму. Большинство членов общества понижают свой социальный статус ( по доходам, собственности, власти, доступу к образованию и другим духовным благам). Происходит увеличение социальной дистанции между различными общностями и слоями населения: между социальными "низами" и "верхами", между классами и профессиональными группами, между жителями города и села, между "власть имущими" (политической элитой) и гражданами.

Итак, социальная поляризация – это разновидность социальной дифференциации общества, характеризующаяся ослаблением функциональных взаимосвязей и увеличением дистанции в социальной иерархии между общностями и слоями, тенденцией к разобщенности общества как социальной системы.

Социальная интеграция и социальная поляризация в чистом виде практически не проявляются. В любом обществе в процессе его изменений обнаруживают себя обе указанные тенденции. Одновременно происходит и восходящая и нисходящая, и профункциональная и дисфункциональная мобильность. В то же время одна тенденция может быть господствующей, преобладающей, а вторая - подчиненной, незначительной. В зависимости от того, какая тенденция социальной дифференциации преобладает, зависит характер и направленность социальных изменений общества.

Социальная дифференциация определяет характер изменений всех видов социальной структуры общества: классовой, профессиональной, демографической, этнической, конфессиональной, территориальной. В условиях преобладания интеграционных процессов прослеживается усиление функциональной взаимозависимости и отношений солидарности и партнерства между классами, профессиональными, этническими и другими общностями. Исчезает пропасть между основными группами общества. И, наоборот, в условиях преобладания поляризационных процессов наблюдается разрушение функциональных взаимосвязей и усиление разобщенности между социальными слоями и группами, увеличивается социальная дистанция между ними.

Если социальная дифференциация происходит преимущественно в интеграционной форме, то социальная стратификация общества приобретает вид ромба. Большая часть формирующихся общностей и слоев населения укрепляются в результате социальной мобильности в "середине" иерархической структуры. Например, формирование слоя высококвалифицированных рабочих и служащих сопровождается повышением их социального статуса (доходов, условий труда, быта, уровня образования и т.д.), в результате чего увеличивается доля средних слоев общества.

В условиях, когда социальная поляризация становится преобладающей тенденцией, большая часть общества снижает свой социальный статус. В итоге происходит увеличение доли социальных "низов". Социальная поляризация общества приводит ко многим негативным последствиям. Усиливается социальная напряженность и конфронтация. В таких условиях ослабляет социальная база для социального партнерства между работодателями и работниками для развития предпринимательства (для чего нужен первоначальный капитал). Средние слои постоянно "смываются" очередной волной экономического кризиса. Происходит рост политической апатии, обусловленной неверием возможности влиять на власть. А это представляет собой благоприятную почву для тоталитаризма и разных форм диктатуры, ксенофобии и национализма. Социальная поляризация существенным образом меняет не только социальную стратификацию, но и всю социальную структуру общества. Нисходящая социальная мобильность в большинстве степени охватывает целые социальные общности людей.

В первом десятилетии 21 века в развитии российского общества происходили противоречивые процессы. С одной стороны общество стало более интегрированным, несколько сократилась бедность, по сравнению с 90-ми годами. С другой стороны, процессы интеграции во многом были подменены искусственной консолидацией на фоне конструирования вымышленных угроз и мифических врагов нации. Кроме того, происходил процесс "усреднения" социума за счет уменьшения пространства экономической и политической свободы. И, наконец, интеграция далеко не всегда была добровольной и естественной (пример – решение чеченской проблемы). Следовательно, важна не столько сама интеграция , сколько ее качество, тип, уровень и технологии ее достижения. Поэтому к началу второго десятилетия нового века социальная интеграция и единство российского социума не являются в должной мере прочными, устойчивыми и долговременными.

Краткие итоги:

  1. Стабильность общества достигается при оптимальном сочетании социальной статики и социальной динамики
  2. Социальная мобильность – это социальные перемещения, связанные с изменениями статуса
  3. Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная (интергенерационная) и внутрипоколенная (интрагенерационная).
  4. Существуют два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.
  5. Социальная дифференциация – это процесс обновления социальной структуры, связанный с возникновением новых социальных общностей.
  6. Социальная интеграция характеризуется усилением вертикальных и горизонтальных связей между общностями и слоями, целостность общества.
  7. Социальная поляризация – ослабление функциональных взаимосвязей и увеличение социальной дистанции между общностями и слоями, раскол общества
  8. Социальная интеграция основана на добровольном объединении социальных субъектов и равноправной симметричной коммуникации

Набор для практики

Вопросы :

  1. Почему стабильность общества зависит от совершения назревших реформ и изменений?
  2. Зависит ли индивидуальная мобильность от групповой?
  3. Чем отличается социальная дифференциация от простого деления общества от простого деления общества на различные группы и слои?
  4. По каким причинам социальная дифференциация может приобрести характер интеграции или поляризации?
  5. К какому виду социальной мобильности можно отнести увольнение по сокращению штатов?
  6. Можно ли назвать такое изменение статуса как вступление в брак примером вертикальной мобильности?
  7. Как связаны понятия социальная мобильность и социальная стратификация ?
  8. Согласны ли вы с точкой зрения, что социальный порядок связан с разными формами политической диктатуры, а социальный хаос порождается процессами демократизации и либерализации общества?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Социальная мобильность и миграция
  2. Миграционная картина современной России
  3. Тенденции изменения стратификации в современном российском обществе
  4. Факторы социальной интеграции и единства российского общества
  5. Социальная мобильность и социальная динамика
  6. Структурная мобильность
  7. Демографические факторы мобильности
  8. Социальная динамика советского общества
  9. Социальная мобильность и культурная динамика

по курсу «Естествознание»

на тему «Социальная дифференциация общества»

1. Социальная стратификация

В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального неравенства. Социальное неравенство - это такая форма социальной дифференциаций, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы занимают определенное положение в иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Идея социального равенства принадлежит к числу великих и наиболее привлекательных мифов человечества. В реальной действительности не было и нет ни одного сложного общества, в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, социальное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значительный уровень социального неравенства. Главная проблема состоит в том, чтобы постоянно находить приемлемое для общества и составляющих его индивидов соотношение между степенью неизбежного социального неравенства и представлениями людей о социальной, справедливости.

Если среди членов общества имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения. Никакие, этикетки, вывески не в состоянии изменить факт неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни. Если в пределах какой-то-группы существуют управляющие и управляемые; это означает, что такая группа политически дифференцирована. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, и некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, то такое общество профессионально дифференцировано. Это три основные формы социальной стратификации. Как правило, они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот, хотя бывают и исключения.

Сам термин «стратификация» латинского происхождения, позаимствован из геологии, означает в переводе «слоистость, напластование». Социальная стратификация - это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами. Таких критериев очень много. К. Маркс выдвигал на первый план обладание собственностью и уровень доходов. М. Вебер добавил социальный престиж, принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин называл причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, кроме того - гражданство, род занятий, национальная, религиозная принадлежность. Он предложил следующее стратификационное разделение общества:

высший слой профессионалов-администраторов;

технические специалисты среднего уровня;

коммерческий класс;

мелкая буржуазия;

техники и рабочие, выполняющие руководящие функции;

квалифицированные рабочие;

неквалифицированные рабочие.

Существует много других вариантов стратификационного деления общества. В последние годы наибольшее распространение получила шестислойная иерархия современного западного общества:

Высший класс:

высший слой высшего класса (наследственное богатство, до 1 % населения);

низший слой (заработанное богатство, до 4 % населения);

Средний класс:

высший слой (высокооплачиваемые представители умственного труда и деловые люди, от 15 до 25 % населения);

низший слой («белые воротнички», менеджеры, инженерно-технические работники - до 40 % населения);

Низший класс:

высший слой (работники физического труда – 20 - 25 % населения);

низший слой (люмпены, безработные - 5-10 % населения).

Между стратами существует социальное неравенство, преодолеть которое невозможно. Главный способ ослабления социальной напряженности - возможность перемещения из одной страты в другую

2. Социальная мобильность

Понятие социальной мобильности ввел в научный оборот П. Сорокин. Социальная мобильность - это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества. Чем мобильнее общество, чем легче перейти из одной страты в другую, тем оно стабильнее, по мнению сторонников теории социальной стратификации.

Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая вертикальная мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая вертикальная мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей мобильности. При вертикальном типе мобильности человек может совершать как подъемы, например, от кассира до управляющего банком, так и падения. Предприниматель может потерять часть своего состояния, перейти в группу людей с более низкими доходами. Потеряв квалифицированную работу, человек может не найти равноценную и в связи с этим, утратить часть признаков, характеризующих его прежний социальный статус. Горизонтальная мобильность предполагает перемещение человека из одной группы в другую, расположенную на том же уровне, на той же ступеньке. При таком типе мобильности человек, как правило, сохраняет основные признаки группы, например, рабочий перешел работать на другое предприятие, сохранив уровень зарплаты, и прежний разряд, или переехал в другой город; такой же по числу жителей и т. д. Социальные перемещения приводят и к появлению промежуточных, пограничных слоев, которые называются маргинальными.

«Социальными лифтами» с помощью которых осуществляются перемещения, в первую очередь являются армия, церковь, школа. К дополнительным «социальным лифтам» относятся средства массовой информации, партийная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

3. Социальный контроль и социальная ответственность

Понятие ответственности в широком смысле характеризуется в науке как общественное отношение между отдельными субъектами (человеком, группой и др.) и тем, кто контролирует их поведение. Это может быть контроль собственной совести, общественного мнения или государства. Социальную ответственность можно определить как один из аспектов отношений участников общественной жизни, характеризующий взаимосвязь индивида, общества и государства, индивидов между собой и включающий осознание субъектом социальной значимости своего поведения и его последствий, его обязанность действовать в рамках требований социальных норм, регламентирующих общественные отношения. Применительно к отдельному человеку ответственность - это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Ответственность у индивида формируется как результат требований, которые к нему предъявляют общество, социальная группа, в которую он включен. Осознанные индивидом требования становятся основой мотивации его поведения, которое регулируется совестью, чувством долга. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится ее свойством. Ответственность проявляется в действиях человека и охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предъявляемые требования, в какой мере он их правильно понял и истолковал, может ли он предвидеть последствия своих поступков для себя и общества, готов ли принять санкции в случае допущенных нарушений. К ответственности необходимо подходить, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе, социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности.

В зависимости от содержания социальных норм различают моральную, политическую, юридическую и иные виды социальной ответственности. Различны санкции в случае нарушения тех или иных норм. Например, в случае отсутствия моральной ответственности, нарушения моральных норм применяются так называемые неформальные негативные санкции: порицание, замечание, насмешка. Социальная ответственность - это не только ответственность отдельных лиц, но и ответственность государства, всех субъектов политической системы общества за взятые на себя обязательства, что составляет суть политической ответственности. Основные санкции в случае неисполнения политиками своих обязательств - неизбрание на следующий срок, критика общественностью, в средствах массовой информации. Специфическая особенность юридической ответственности заключается в четком определении в законе субъектов, содержания, видов, форм и механизмов реализации. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. В зависимости от характера правонарушения определяются виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

4. Социальный конфликт и пути его разрешения

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, престиже, доступе к власти являются источником социальной напряженности. Социальная напряженность нередко перерастает в конфликт. Социальный конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной" отрасли социологического знания - конфликтологии.

Социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт это временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Они полагают, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. Конфликт, по их мнению, - необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Другое дело в том, что не следует допускать чрезмерного разрастания конфликта, ибо это может привести к катастрофическим последствиям.

В качестве причин социальных конфликтов марксистские социологи выдвигают на передний план экономические факторы. Один из создателей современной конфликтологии немецкий социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Предконфликтная стадия после скрытой фазы развития конфликта завершается инцидентом, каким-либо внешним событием, являющимся поводом, который приводит в движение конфликтующие стороны. Вторую, основную стадию конфликта, характеризует конфликтное поведение, т. е. действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во-первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во-вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны, быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок противоборствующих сторон, ликвидирована социально-психологическая напряженность между ними.

Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.