Атомный ледокол советский союз утилизируют. Восстановление «Советского Союза

В будущем году в эксплуатацию на Северном морском пути будет введён ещё один атомный ледокол. Таким образом, всего в Арктике будет действовать уже шесть судов этого класса. Об этом сообщил журналистам руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский, выступая на круглом столе, посвящённом теме «Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона».

«Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы в 2012 году вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое, - сказал он. – Это будет шестое судно этого класса, которое выйдет на трассу Северного морского пути» .

Возвращаемый к работе ледокол называется «Советский Союз» , и именно под этим именем он будет ходить в Арктике, отметил Головинский. «Да, мы его не переименовываем», - подчеркнул он.

Первый российский атомный ледокол нового проекта будет построен в 2017 году , сообщил Головинский.

Строительство серии из трёх таких судов начнётся уже в 2012 году , сообщил представитель «Атомфлота». «Бюджет принят, деньги на это выделены», - отметил он, напомнив, что «удовольствие это недешёвое - стоимость строительства составляет 32 млрд рублей». Однако этот шаг необходим ввиду планов экономического освоения Арктики.

Основная задача новых ледоколов - содействие развитию полуострова Ямал, проводка судов, вывозящих добытые там природные ресурсы, пояснил Головинский. При этом суда смогут прокладывать фарватеры во льдах и на море, и на реках. Это достигается благодаря тому, что они будут менять свою осадку за счёт балласта воды в специальных танках. Ширина же корпуса судна такова, что «за ним практически свободно может идти танкер водоизмещением 70 тыс тонн», отметил специалист. На этом ледоколе будут внедрены самые передовые мировые технологии, подчеркнул Головинский.

Атомный ледокольный флот решает государственные задачи, сказал специалист. Основные из них – аварийно-спасательные операции при необходимости, участие в работах по определению границ шельфа, то есть, по сути, определению границ российской экономической зоны. Кроме того, отметил Головинский, «совместно с Росгидрометом мы занимаемся мониторингом погоды, а также завозим и забираем экспедиции „Северный полюс“, выполняем задачи министерства обороны по обеспечению деятельности Военно-морского флота в северных морях».

Однако при этом, подчеркнул представитель «Атомфлота», ледокольный флот выполняет всё больше работ на коммерческой основе. «Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам. Но не увеличением тарифов, а наоборот, их снижением – за счёт соответствующего увеличения спроса», - сказал Головинский, отметив, что «мы сумели увеличить коммерческую выручку за три года в два раза».

Российский атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) Вячеслав Рукша .

Атомный ледокол «Советский Союз» в порту г. Мурманска. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал Рукша.

В чём причина?

Рукша пояснил, что причиной такого решения стали санкции западных стран против России. «Из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», — сказал глава «Росатомфлота».

Он также сообщил, что изучался вопрос об использовании ледокола арктической группировкой ВС РФ. Но для этой цели он оказался избыточен по мощности и в его использовании нет экономической целесообразности, пояснил Рукша.

Чем занимался ледокол?

С 2010 года «Советский Союз» не эксплуатировался. Он был выведен из состава флота из-за снижения объемов работ в Арктике.

Однако в 2014 году руководство «Росатома» приняло решение к 2018 году восстановить атомоход и задействовать его в новых шельфовых проектах. Предполагалось, что он будет способен передвигаться во льдах со скоростью 12-14 узлов (22-26 км/ч). После продления ресурса реакторной установки «Советский Союз» мог бы прослужить еще 20 лет.

В чём особенности ледокола?

Российский атомный ледокол класса «Арктика» «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность ледокола в том, что он был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

«Советский Союз» использовался для арктического туризма и в научных целях. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, которые участвовали в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Российский атомный ледокол "Советский Союз" не будет восстановлен и подлежит утилизации, хотя ранее планировалось продлить его ресурс и использовать в проектах по освоению Арктики или задействовать в интересах Вооруженных Сил РФ.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 МВт. Эксперимент прошел успешно, но был признан нерентабельным. Снижение объемов работ в Арктике в свое время привело к тому, что "Советский Союз" остался без загрузки, был выведен из эксплуатации и стоял у причала. В 2014 году руководство "Росатома" приняло решение к 2018 году восстановить атомоход, чтобы обеспечить новые российские арктические проекты. Предполагалось, что после продления ресурса реакторной установки "Советский Союз" мог бы прослужить еще 20 лет.

Ранее сообщалось, что "Росатом" предлагал министерству обороны создать на ледоколе "Советский Союз" плавучий командный пункт для арктической группировки Вооруженных Сил РФ, но так как ледокол избыточен по мощности, его использование для нужд Вооруженных Сил признали экономически нецелесообразным, передает РИА Новости

Использованы фотографии: © РИА Новости / Сергей Субботин

Marafonec. Из комментов:

Per se.
Цитата: japs
На них наводит ужас и страх несусветный само название корабля.
Возможно, что и так. Как-то слабо верится, что причина в "отсутствии работы" из-за санкций, и, уж тем более, "ледокол избыточен по мощности", для нужд нашего ВМФ, из-за "экономической нецелесообразности"... Ну, плохиши жгут! Это при том, что возраст для корабля далеко не критичный, особенно, учитывая толстенный ледокольный корпус, и, особенно, учитывая сроки постройки новых кораблей, из которых только патрульные катера можно считать "скорострелами". Что мешает господам использовать особенность проекта "Арктика", позволяющая быстро переоборудовать ледокол в крейсер? Кто дирижёр то подобной симфонии глупости... Готовый танк Т-95 (объект 195), который прошёл Государственные испытания, рубят в 2010 году, так-как танк, как заявляли, слишком дорогой и сложный для срочников. Далее, конечно в целях экономии "изобретают" давно существующие в армии платформы, чтобы утилизировать все советские запасы танков и завалить армию новыми бегемотами-мастодонтами типа Т-15, "Курганец", "Бумеранг" (если и не при штучной сборке, так очень далёкой от темпов производства в советское время). Под проект платформы "Армата", на ОКРы и НИОКРы, по словам Владимира Путина, тратят 64 миллиарда рублей, почти пять лет после 2010 года, чтобы к параду Победы выкатить сырые "платформы", не прошедшие испытания, не принятые на вооружение, потратив ещё миллионы на показуху, вместо закупки для армии реальной техники. Всегда действует аксиома, что платформой становится только надёжная, проверенная временем и освоенная промышленностью техника, технологичная, относительно дешёвая. Буржуины назначают "платформой" танк, имеющий стоимость порядка 400 миллионов, и который тем более по сложности не для срочников. На базе такой "золотой рыбки" и хотят делать тотальное перевооружение, при тотальном уничтожении танковых запасов советского периода. Это при том, что та же САУ "Коалиция" прекрасно ставится на базу Т-90, как и множество другой техники вполне обойдётся без платформы от Т-14. Сам Т-14 лишают главного, ради чего в Советском Союзе начали делать объект 195, - 152 мм орудие, а при 125 мм пушке танк не имеет существенных преимуществ перед модернизированным Т-90. Воруют миллиарды, тратят охрененные средства на пиар-проекты, но переделать ледокол "Советский Союз" в боевой корабль, просто модернизировать, жаба задушила... Это сильно. Наверное, и впрямь одно название "Советский Союз" пугает, как ладан чёрта, а переименовать бояться перед народом.

3officer
Слишком мощный...поэтому нужно попилить на иголки belay да уж логика железная. 89 год постройки не предельный возраст для судна, тем более такого уникального.А признал то нерентабельным кто?? небось очередные "эффективные" менеджеры. Чтоб не получилось как бывало до этого- петух клюнет и опять аренда за бугром,потому что свое эффективно утилизировали или продали.Какой то сумасбродный ход а ля девяностые am

3officer Вчера, 16:45
...Установкой могли бы специалисты Росатома заняться это им по силам(по крайней мере не сложнее чем за бесплатно строить атомную в Турции) а по корпусу отработать это тоже не из области фантастики.
cariperpaint Сегодня, 02:35
все сложнее. по большому счету это атомный реактор вокруг которого построили ледокол. который работал в сложных ледовых условиях. двигался туда сюда. вибрации и прочее. все это разрушает его очень не хило так скажем. можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый. если бы нашли ему дело то продлили бы но сами видите. жаль конечно но все говорят что это единственный выход. он же не первый такой. сибирь в прошлом году тоже на метал хотели резать. сроки вышли.

Цитата: cariperpaint-можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый.

Пусть построят.Поставят к стенке рядом аналогичный проект,а уж потом ведут разговоры о утилизации и тому подобном.Пока построены полубуксиры-полуледоколы способные ходить в битом льде,но не как не полноценная замена.По примеру работ над Ту-160,закономерно оказалось что "пилить" гораздо проще чем собирать по крупицам утерянное производство.А вся эта эпопея со сломом ледокольного флота вообще напоминает как минимум лоббизм товарищей "раздельщиков-утиллизаторов" -ломать не строить.Сильный диссонанс, между заявленной новой волной освоения Арктики и одновременной могилизацией ледоколов.

MoJloT Вчера, 16:24
Продать, законсервировать, переоборудовать, музей открыть... НЕТ РАСПИЛИТЬ (Россия матушка)
PS А когда понадобится, тогда что?
Masya Masya
Усатый грузин Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
Туда ему и дорога.Покойся с миром...

матрасам слова не давали.
"Советский Союз" - российский атомный ледокол класса "Арктика". Был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность этого атомохода в том, что он был спроектирован так, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.
Крейсер в Арктике лишний не помешал бы НАМ...

Bert
Цитата: seti
Ледокол достаточно свежей постройки. Жаль что так. Видимо затраты на ремонт и модернизацию настолько велики что гораздо проще построить новый и с нуля. Видимо ему на смену ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220).

Да нет его постигла та же участь что и станцию мир. Не нужна нам ни Арктика ни космос. Это Китай достраивается 2 ледокола подобного класса. Они Китаю нужны что бы ходить нашим северным морским путем. Белый дракон и второй запамятовал. А мы и так самые могучие. А когда то на северном полюсе были наши полярные станции и не от нечего делать. Было там что изучать. И денег на все хватало.

«Росатом» предложил Минобороны модернизировать атомный ледокол «Советский Союз», установив на него специальное оборудование военного характера. После этого корабль можно будет использовать в арктических водах в качестве подвижного командного пункта для недавно созданного Объединённого стратегического командования «Север». «Наша Версия» разбиралась, насколько реалистична эта затея и что может за ней стоять.

Как стало нам известно, Министерство обороны уже получило предложение «Атомфлота», однако реакция военного ведомства до сих пор неясна. Молчат и неофициальные источники. Всё это рождает две версии: либо в Минобороны пока ещё не определились, как реагировать на такое предложение, и не знают, что говорить, либо в недрах министерства действительно созрел какой-то план, однако он носит настолько секретный характер, что любая информация покрыта тайной.

На «Советском Союзе» есть место для пушки

«Советский Союз» является четвёртым кораблём в серии атомных ледоколов типа «Арктика» проекта 10520. Он был построен на Балтийском заводе и введён в эксплуатацию в 1989 году. Его водоизмещение составляет около 23 тыс. тонн, максимальная скорость хода – 20 узлов. Атомная паропроизводящая установка ОК-900А, разработанная в ОКБМ им. И.И. Африкантова, включает два водо-водяных энергетических реактора номинальной мощностью 171 мегаватт каждый, что позволяет кораблю автономно находиться в море семь месяцев.

Таким образом очевидно, что возможности у ледокола широкие. Вот только зачем они военным?

Тут нужно приоткрыть тайну: с самого начала ледоколы этого типа проектировались так, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту. Так, в носовой части корабля перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

Учитывая это обстоятельство, идея о переоборудовании ледокола в штабной корабль уже не кажется такой уж неожиданной. Она тем более представляется логичной на фоне заявлений об освоении Арктики и планах России по созданию военно-морского арктического флота. Потому хотя и возникает вопрос, насколько современным может считаться оборудование, выпущенное 30 лет назад, всё же стоит признать: идея переоборудования ледокола под штабной корабль может в принципе оказаться жизнеспособной.

На тебе, Шойгу, что нам негоже

Однако, как и в любом проекте, встаёт главный вопрос: а сколько будет стоить преображение гражданского ледокола в боевую единицу? И с чего это вдруг в «Росатоме» решили отказаться от корабля в пользу военных? Что за аттракцион неслыханной щедрости?

Тут стоит обратить внимание на судьбу «Советского Союза». После распада СССР ледоколам долго искали сферы применения, пробовали в различных качествах и «Советский Союз». С 1991 по 1997 год его использовали для арктического туризма, а заодно для выполнения исследовательских работ. Однако применение атомного ледокола в качестве повозки для туристов вряд ли являлось адекватным способом окупить затраты на его содержание. В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт.

С самого начала ледоколы этого типа проектировались таким образом, чтобы за короткое время их можно было переоборудовать в боевой корабль. Для этого на береговых складах хранится необходимое оборудование, а некоторые системы в законсервированном состоянии находятся прямо на борту.

В результате в 2010 году «Советский Союз» был выведен из состава флота. Сообщалось, что на нём запланированы работы по техническому восстановлению и модернизации. Спустя два года было объявлено, что выведение «Советского Союза» из технологического резерва завершится к 2014 году. Тогда затраты на загрузку топлива для двух реакторов этого атомохода и его ремонт оценивались в миллиард рублей.

Однако обещания «Росатома» так и не сбылись. Конечно, любопытно было бы узнать, сколько денег за эти годы корпорация списала на ремонт ледокола, но, увы, вряд ли это удастся. Вследствие чего возникает версия: похоже, что в ведомстве Сергея Кириенко просто решили перебросить на Министерство обороны свою застарелую проблему, доверив приводить в порядок «Советский Союз» военным. Ну а что – бюджет Минобороны с каждым годом растёт и под маркой необходимости оборонять Арктику передача ледокола будет выглядеть вполне себе патриотическим решением.

Но всё же рождаются сомнения: можно ли создавать командный пункт на столь гигантском слабозащищённом и медленном корабле? Ведь обнаружить и уничтожить такой объект будет невероятно легко, а потому потребуются значительные силы на его защиту. А если представить, что попадание в атомный ледокол ракеты может вызвать радиоактивное заражение большой территории, то идея «Росатома» покажется и вовсе нелепой.

Виктор Кравченко, начальник Главного штаба ВМФ (1998 – 2005 годы), адмирал:

– Флоту совершенно не нужно переоборудовать ледоколы в командные пункты, поскольку все большие корабли ВМФ России имеют возможность размещать их у себя на борту. Речь идёт не только о флагмане Северного флота тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», но и кораблях первого ранга. Эти корабли оборудованы специальными средствами связи и оборудованием для управления флотом, а также средствами защиты. Зачем что-то ещё использовать, совершенно непонятно. Чтобы создать командный пункт из ледокола, понадобятся большие, совершенно неоправданные финансовые вложения. Тем более что ледокол «Советский Союз» использовался исключительно для гражданских целей, поэтому его придётся практически полностью модернизировать. Утверждения, что ледокол сможет проходить во льдах и оттого именно такой командный пункт нужен флоту на Севере, также не выдерживает никакой критики. Подобные варианты использования ледоколов не рассматривались даже при Советском Союзе. Во льдах ему просто нечем управлять. По всей видимости, в «Росатоме» нет денег и не знают, как использовать свой корабль, вот они и предлагают подобные авантюрные варианты.

Конкретно

Предложения креативного применения кораблей с ядерными силовыми установками появляются регулярно. Например, в 1997 году родилась идея по использованию атомоходов для обеспечения Северного завоза. Так был проведён уникальный эксперимент: подводная лодка Северного флота доставила грузы в вахтовый посёлок Харасавэй Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако полностью выполнить поставленную задачу военные моряки не смогли: из-за мелководья лодка не могла подойти к берегу ближе, чем на 300 метров, поскольку возникла опасность попадания донного ила в систему охлаждения реактора. Поэтому мешки с мукой и сахаром выгрузили через погрузочный люк на лёд, после чего на оленьих упряжках товары доставили в посёлок.

В 2000 году Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» приступило к проработке вопроса о возможности переоборудования атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» в подводные транспорты. Инициаторами проекта выступили Министерство обороны и ОАО «Норникель». Последний для поставки своей продукции с Таймырского полуострова на Большую землю был вынужден арендовать несколько ледоколов, поэтому идея возить грузы подо льдом выглядела весьма перспективной. Однако проект так и не был реализован, поскольку для переоборудования подлодок в транспорты их пришлось бы практически полностью перестраивать, кроме того, из-за мелководья часть пути подлодка должна была преодолевать в надводном положении, следуя за ледоколом.

Ещё одна идея использовать субмарины в народном хозяйстве возникла в 2011 году, когда Мин-обороны приняло решение списать все стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». На северо-двинском предприятии «Севмаш» предложили переделать «Акул» в подводные танкеры-газовозы или морские грузовики. Однако от этой затеи отказались сразу же после составления сметы, которая оказалась астрономической. Впрочем, в 2014 году идея получила второе дыхание: вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что у технологии подлёдной добычи нефти и газа есть большое будущее, поэтому идею атомных подводных газовозов окончательно списывать со счетов не стоит.

В этой сфере у СССР не было конкурентов, так как во льдах у Союза было полнейшее господство. Мы кололи замёрзший лёд мощнейшими атомными ледоколами, которые были только у нас. 22 октября 1977 года в своё первое плавание отправился ледокол «Сибирь». Сегодня мы хотим показать вам 7 атомных ледоколов СССР!



1. «СИБИРЬ»
Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.


2. «ЛЕНИН»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.


3. «АРКТИКА»
Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.


4. «РОССИЯ»
Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.


5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.


6. «ЯМАЛ»
Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.


7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»
Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.