Духовная ситуация современности. Презентация на тему "научно-технический прогресс" Научно технический прогресс и общественно политическая мысль

  • Влияние научно-технического прогресса, демографического взрыва, урбанизации на состояние СО и процесс жизнедеятельности человека.
  • Влияние современного научно-технического прогресса на тенденции и структуру международной торговли
  • Вместе с тем необходимо иметь в виду, что среди НСД есть не только прогрессивные, но и реакционные движения, представляющие собой определенную опасность общественному развитию.
  • Воздействие технологических, социальных и природных систем друг на друга должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупности.
  • Гигиена труда на этапе ускорения научно-технического прогресса
  • Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО)
  • Демократия, ее характеристика. Демократическая политическая культура.
  • Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

    Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.

    Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась и высказывается многими философами. Есть точка зрения, что под воздействием технического прогресса наступит смерть культуры, она покорится технике и свернется, умрёт. Что технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографий, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки - волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли, а все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе, презирается. Другие основную причину социальных бедствий современного общества видят во все возрастающей диспропорции между уровнем развития техники и нравственности.

    Также возникает утверждение о существовании двух культур между которыми нет понимания, понимаю технику как элемент культуры и их разделяет стена непонимания.

    Против разделения единой человеческой культуры на два сегмента выступает ряд ученых. Объясняя это тем, что ученые в своей деятельности исходят не только из своих научных принципов, но и из ценностей гуманизма. Гуманитарии в свою очередь с удовольствием пользуются техникой.

    Многие западные философы техники считают, что культура по своему существу едина и в основе этого единства лежит творческая материальная и духовная деятельность. Какова же связь техники с культурой? Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами.



    В этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением.

    Связь искусства с техникой реализуется и через технику самого искусства. Воздействие техники на искусство органически сопровождается воздействием искусства на проектирование, конструирование и функционирование техники. Взаимосвязь конструкторского решения и эстетических свойств технического объекта существовала и раньше по разному проявляясь в различных видах техники и формах искусства. Так, в архитектуре излишний материал всегда вызывал впечатление чрезмерной тяжести, а недостаточность материала ассоциировалась с неустойчивостью, ненадежностью и вызывала отрицательные эмоции. здесь воедино связывались конструкторские, эстетические и функциональные качества.



    В условиях современного научно-технического прогресса связь утилитарно-конструкторских и эстетических качеств создаваемой техники необычайно усиливается и реализуется в дизайне который оформился в самостоятельную форму творческой деятельности и включает в себя как теоретическую часть - производственную (или техническую) эстетику, так и практическую - художественное конструирование. Вполне естественно, что создание технических средств удовлетворяющих основному требованию дизайна - взаимосвязи функции, конструкции и содержательной формы продуктов - в принципе несовместимо с несовершенной технологией, требует высокой культуры производства и способствует повышению качества выпускаемой продукции. Так дизайн выступает в роли стимулятора технического прогресса, возникает обратная связь искусства с техникой.

    Слайд 2

    Вопросы

    • Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века?
    • Чем грозит обществу разрушение природной среды?
    • Научно-технический прогресс – благо или зло?
  • Слайд 3

    Научно-техническая революция

    Научно-техническая революция - скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Слайд 4

    Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных взглядов.

    Слайд 5

    • 1-ый этап (60-70 гг.). Автоматизация производства
    • 2-й этап (70-90 гг.). Компьютерная (информационная) революция
  • Слайд 6

    1 этап: 60-70 гг. ХХ в:

    Качественные сдвиги в технике, в орудиях производства

    Слайд 7

    С конца 70-х гг. – компьютерная революция:

    • ЭВМ контролирует и управляет машиной, освобождая человека от контакта с ней.
    • Им свойственна недоступная руке человека скорость движения и мысли.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    • Решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные технологии и новое технологическое мышление
    • Изменение принципов производства
  • Слайд 10

    • направления развития современных технологий
    • получение материалов с заданными свойствами
    • биотехнологии (генная инженерия)
    • изменения в предмете труда
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Одно из перспективных направлений – биотехнология
    • Создание новых конструкционных материалов
    • Меняется положение человека в системе производства
    • Изменения в различных сферах общественной жизни
  • Слайд 14

    • Интернет
    • Новая научно-технологическая цивилизация
  • Слайд 15

    Экономическое содержание нового этапа НТР

    • усиление социальной направленности
    • экономического развития
    • Сложность современного производства (экономические причины)
      • высокообразованный,
      • психологически устойчивый
      • волевой работник
  • Слайд 16

    • Переход на экстенсивный путь развития производства
    • Сокращение числа занятых в производстве
    • Сокращение использования сырья и энергии
    • Отказ от территориальной привязки предприятий к источникам сырья.
  • Слайд 17

    • Резкое увеличение капиталовложений в НИОКР
    • Увеличение роли научных исследований
    • Уменьшение сроков замены технологий
    • Появление научно-производственных объединений
  • Слайд 18

    Экономические последствия НТР

    • Переход на интенсивный путь производства
    • Трансконтинентальные компании
    • Капиталовложения в наукоемкие производства
    • Комплексные научно-производственные объединения
  • Слайд 19

    Социальные последствия НТР

    • Быстрое развитие сферы производственных и бытовых услуг
    • Меняется облик рабочего класса:
    • Рост квалификации рабочего класса
    • Сокращаются старые профессии (горняков)
    • НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производства.
  • Слайд 20

    НТР и природная среда

    Рост масштабов хозяйственной деятельности привели к нарушению экологического равновесия на планете, следствием которого является экологический кризис.

  • Слайд 21

    • Возросло потребление природных ресурсов
    • Загрязнение планеты и Мирового океана, и атмосферного воздуха
    • 16-18% территории России – это регионы, где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные большинством стран.
  • Научно-технический прогресс и общество в 19 веке Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш. НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ПРИРОДЫ. В 19 веке умозрительные представления об атомистическом строении вещества стали на твердую экспериментальную основу. Ученые нашли атомный вес многих химических элементов, создали модели, обнаружили явлении изомерии химических элементов молекулярных структур, ввели понятие валентности. Началось развитие синтетической органической химии

    Дж.ДАЛЬТОН (1766–1844)

    Английский физик и химик, сыгравший большую роль в развитии атомистических представлений применительно к химии, открыл несколько новых эмпирических закономерностей: закон парциальных давлений (закон Дальтона), закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри-Дальтона) и, наконец, закон кратных отношений (1803). Он ввел понятие атомной массы и, приняв за единицу массу атома водорода, в 1803 составил первую таблицу относительных атомных масс элементов

    Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ (1834 - 1907)

    Великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Опубликовал за свою жизнь 431 научную работу, в том числе 99 работ были посвящены различным областям техники.

    Он изобрел новый вид пороха, защитил докторскую диссертацию организовал Главную палату мер и весов в России, писал работы по воздухоплаванию, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, народному просвещению. Но свое самое знаменитое открытие Д.И.Менделеев совершил в 1869 году, он открыл Периодический закон, который принес ему всемирную славу.

    Д.К. МАКСВЕЛЛ

    Выдающийся английский физик, является создателем теории электромагнитного поля и электромагнитной теории света.

    Теория электромагнетизма Максвелла получила опытное подтверждение и стала общепризнанной классической основой современной физики.

    Русский физиолог и просветитель публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог,нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер

    И.М. СЕЧЕНОВ

    В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал естественно-научное объяснение сознательным и бессознательным проявлениям деятельности человека. Рефлексы он трактовал как автоматизированную стереотипную реакцию организма на внешние раздражения и делил их на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные)

    ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Развитие научной мысли в 19 веке коренным образом изменило представление людей об окружающем мире. Строение живой и неживой материи и живых организмов, закономерности природных явлений и общественного развития- это и многие другие эволюционные подходы к пониманию природы и общества все шире вводились в научный оборот.

    Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Ему также принадлежит одно из первых исследований о происхождении человека

    Ч. Р. ДАРВИН (1809 - 1882)

    В работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) установил основные факторы эволюции живого мира и ее закономерности. В другом своем труде, «Происхождение человека и половой отбор», он обосновывал теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвинская концепция жизни - это представление о

    движении ее форм от

    простейших к более

    сложным и совершенным.

    Российский биолог и патолог

    один из основоположников

    патологиэволюционной эмбрио

    логии и иммунологии, создатель

    научной школы, основал (1886)

    первую в России бактериологиче

    скую станцию,

    изложил фагоцитарную теорию

    иммунитета. Создал теорию

    происхождения многоклеточных

    организмов. Ему принадлежат

    труды по проблеме

    старения. Лауреат Нобелевской

    премии (1908)

    И.И. МЕЧНИКОВ (1845-1916)

    Французский философ сформулировал «закон трех стадий».

    Первая стадия-

    теологическая, когда все явления объясняются на основе религиозного взгляда на мир. Вторая- метафизическая, когда объяснения приобретают абстрактный характер. Третья стадия- позитивная, т.е. научная. На ней становится возможным изучение общества и его рациональная организация.

    О. КОНТ (1798-1857)

    Немецкий философ, социолог, экономист, писатель, общественный деятель, основатель диалектического и исторического материализма. Марксизм представлял развитие общества как смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)

    К.МАРКС 1818-1883

    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. На протяжении всего 19 веке шел процесс отделения школьного образования от церкви, становления светской школы. Обязательным обучением охвачены дети от 6 до 12-13 лет. В начальном образовании осуществлен переход к государственной школьной системе.

    Развивалась сеть средних общеобразовательных школ, которые в большинстве стран назывались гимназиями или лицеями. В них преподавались предметы гуманитарного цикла и естественнонаучных дисциплин.19 век положил начало массовому женскому образованию. Массовая грамотность и рост интеллигенции стали фактором прогресса и изменили лицо мира.

    СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 19 веке источником информации стали газеты.Во второй половине 19 века ежедневные газеты стали издаваться почти во всех странах мира. Широкое распространение получили различные журналы (литературные, научно-популярные и др»
    • «. Рейтер»
    • опулярные)

    Газета «Нью-Йорк Таймс»

    Информационное агентство

    «. Рейтер»

    В 19 веке шла дифференциация книжного дела. Наибольшими тиражами выходили художественная литература и учебники. Большим спросом во второй половине 19 века стала пользоваться научно-популярная литература.

    Энциклопедия «Британника».

    Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона.

    Библиотека конгресса США

    Публичная библиотека в Петербурге

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ОБЩЕСТВО 19 век начался как « век пара», а закончился переходом от энергетики пара к энергетике электричества и двигателей внутреннего сгорания.Расширились энергетические возможности передовых стран и возможности, связанные с внедрением новых технологий в производство Повысился жизненный уровень населения, увеличилась продолжительность жизни. НТП сказался и на бытовой культуре.

    Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») , которой положил начало первой практически применимой системе электрического освещения

    П.Н.ЯБЛОЧКОВ

    Первый опыт показал большое преимущество свечи в сравнении с газовым освещением

    „Русский свет" появился в столицах: Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Неаполе - и распространился на восток. В Европе начали возникать компании по эксплуатации свечи Яблочкова. .

    Применение свечи Яблочкова вызвало новые изобретения и усовершенствования. Свечи Яблочкова включались в цепь последовательно в количестве 4 - 5 штук. Вместо старых регуляторов Яблочков применил трансформаторы

    Всемирно известный

    американский

    изобретатель. Только в США Эдисон получил 1908 патентов и около 3 тысяч в других странах

    мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру,разработал один из первых успешных вариантов электрической лампы накалива

    ния,создал сверхмощный электрогенератор и участвовал в сооружении и пуске в Нью-Йорке первой в мире центральной тепловой электростанции с разветвленной сетью подачи электроэнергии (1881 г)

    Т. А.ЭДИСОН

    Эдисон изобрел щелочной железо-никелевый аккумулятор, предохранитель, поворотный выключатель, мегафон.

    Участвовал в создании лекарственных препаратов, красителей и других материалов, разработал процесс получения синтетического фенола и жидких продуктов перегонки каменного угля.

    Положил начало электронике и изобрел собственный способ обогащения железной руды.

    Н. И. ПИРОГОВ

    Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

    Н. И. Пироговым «были созданы новые методы исследования в изучении анатомии, новые методы в клинической медицине, была также создана военно-полевая хирургия. В этих работах в философско-научной части он дал метод, утвердил господство метода и явил пример использования этого метода. В этом Пирогов нашел свою славу»(Н. Н. Бурденко, К исторической характеристике академической деятельности Н. И. Пирогова (1836-1854).

    Заслуженный российский профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.

    Н.В.СКЛИФОСОВСКИЙ

    Французский микробиолог и химик, доказал, что брожение – биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов,предложил способ сохранения пищевых продуктов с помощью тепловой обработки. Л.Пастер изучал заразные болезни (сибирскую язву, бешенство, куриную слепоту, краснуху и др.). Предложил метод прививок против этих и других инфекционных заболеваний с использованием ослабленных культур соответствующих микроорганизмов-возбудителей. Предложил назвать ослабленные культуры вакцинами, а процедуру их применения – вакцинацией. В 1880 Пастер установил вирусную природу бешенства.

    Немецкий микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии. Труды по выявлению возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. Сформулировал критерии этиологической связи инфекционного заболевания с микроорганизмом (триада Коха). Открыл (1882) возбудителя туберкулеза («палочка Коха»). Впервые выделил чистую культуру возбудителя сибирской язвы, доказал ее способность к спорообразованию. Предложил способы дезинфекции. Нобелевская премия (1905).

    Использованная литература

    http://class-fizika.narod.ru/port5.htm

    http://www.artscroll.ru/page.php?al=Portret_D_I__Mendeleeva_1885__56201_kartina

    http://www.medical-enc.ru/topographic_anatomy/pirogov.shtmlhttp://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors/author152827/

    http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=81

    https://ru.wikipedia.org/wiki

    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%2C_%D0%9B%D1%83%D0%B8

    http://www.e-reading.club/chapter.

    php/83377/32/Gricak-Populyarnaya_istoriya_mediciny.html

    http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Hystory/mechnikov.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/197026/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%D0%92

    https://www.etsy.com/search?order=most_relevant&page=4&q=encyclopedia%20book

    http://kervansaraymarmaris.com/?p=3116















































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

    Учебно-воспитательные задачи:

    • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
    • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
    • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

    Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

    Этапы урока:

    1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
    2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
    3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
      • Геоинформатика;
      • Геоинформационные системы.
    4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
    5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

    Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

    Ход урока

    I. Организация класса.

    II. Изучение нового материала.

    Введение в тему. (Слайд 1)

    Определение целей.

    Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

    Эпиграф. (Слайд 2)

    Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

    План лекции: (Слайд 4)

    • Научно-техническая революция
    • Характерные черты НТР.
    • Составные части НТР.
    • Понятие о геоинформационных системах.

    1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

    Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

    Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

    Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

    Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

    Беседа с классом

    Вопросы:

    • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
    • Что объединяет все эти определения?
    • Какое бы определение вы дали НТР?
    • В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

    Ответ:

    Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

    Ответ:

    Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

    2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

    1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

    НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

    Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

    Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

    2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

    Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

    Работа с учебником

    Задание:

    • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
    • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

    3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

    Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

    В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

    4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

    Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

    3. Составные части НТР. (Слайд 14)

    НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

    1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

    Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

    В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

    • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

    Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .

    Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

    • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
    • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

    2) Техника и технология. (Слайд 18)

    Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

    Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

    По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

    Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

    1. Эволюционный путь
    2. Революционный путь

    (Слайд 19)

    a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

    (Слайд 20)

    Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

    Ответ:

    Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

    Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

    Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

    b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

    Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

    Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)

    Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

    Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

    3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

    Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

    a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

    Например:

    • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
    • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
    • в связи – сотовые телефоны.

    Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

    Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

    b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

    Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

    c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

    Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

    В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

    d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

    Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

    Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

    e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

    Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

    Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

    Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

    Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

    f) Космизация. (Слайд 43)

    Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

    Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

    Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

    4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

    Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

    Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

    Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.

    Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

    Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

    Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .

    4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

    (ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

    Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

    III . Итоги урока:

    1) Проверка схемоконспекта.

    2) Закрепление:

    Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

    1. Производство новых материалов.
    2. Комплексная автоматизация.
    3. Перестройка энергетического хозяйства.
    4. Ускоренное развитие биотехнологии.
    5. Ускорение научно-технических преобразований.
    6. Космизация.
    7. Повышение требований к уровню квалификации.
    8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
    9. Универсальность и всеохватность.
    10. Электронизация.

    В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

    IV . Домашнее задание

    • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
    • Подготовить презентации по темам:
    • «Использование достижений НТР в географии»,
    • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

    Интересные факты

    В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

    В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

    Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

    А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

    Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

    Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

    Литература

    1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
    2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
    3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
    4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999

    Сегодня, когда столетие близится к своему завершению, мы получаем возможность обобщить итоги философской и социологической мысли и выявить на основе анализа произведений философов и социологов главные факторы , определившие ход событий и духовную атмосферу времени. Это тем более важно, что эти факторы не утратили своей действенности до сих пор, а влияние многих из них возросло.

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие XX в. Последствия научно-технического прогресса прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Принято считать, что развитие науки и техники в XX в. явило невиданную революцию, в результате которой наука стала решающей частью технологии, как промышленной, так и всякой иной. Таким образом, речь может идти о технологической революции. Сущность последней усматривается в масштабном применении и распространении технологий, составленных на основе новейших теоретических достижений. Сама технология стала наиболее ценным продуктом. Современное положение лишь с небольшим преувеличением может быть охарактеризовано так: «Кто владеет наиболее передовой в научно- техническом отношении технологией, тот владеет всем».

    В XX в. нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формы познания законов мироздания в главное средство

    преобразования мира на основе его познания. Положение науки сегодня радикально отлично от предшествующих эпох, когда ученый воспринимался в качестве чудака-одиночки, с жадным любопытством разгадывающего загадки природы. Современную науку делают научные коллективы (что, однако, не исключает роли личности-творца), организованные по универсальным принципам, а к технологиям и их применению имеют отношение все. Новые технологии радикально изменили мир человека и сам характер его бытия. Кроме того, они превратили деятельность человека в один из внутриприродных факторов (например, в фактор геологический), мощь которого сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Многие природные процессы теперь протекают не так, как они могли бы протекать в отсутствие человеческой деятельности. Человек стал геологической силой планетарного масштаба.

    У истоков технологической революции лежала научная революция конца XIX - начала XX в. В этот период был сделан ряд выдающихся открытий, радикально изменивших представления о законах природы и облик самой науки. Научная революция породила неклассическую (постклассическую) науку, которая по ряду существенных характеристик отлична от прежнего типа научного знания. Последнее стало теперь восприниматься как классическое.

    Классическая наука возникала начиная с XVII в. В ее основе лежали разработанные И. Ньютоном методы классической механики и математического естествознания в целом, базировавшегося на достижениях математики Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Такой тип научного знания предполагал определенную картину мира , которую с позиций неклассических (современных) приходится признать упрощенной. Обратим внимание на некоторые ее черты - более подробно этот вопрос будет рассмотрен в последующем.

    Во-первых, картина мира классической науки предполагала доминирование в природе однозначных и определенных законов - динамических - и почти не уделяла внимания законам статистическим (вероятностным). Во-вторых, она строилась на предпосылке возможности полного исключения (элиминации) субъекта, т.е. человека, из объекта познания - представимости природы так, «как будто бы человека не было». В-третьих, исходила из понимания самого человека в качестве сугубо или по преимуществу рационального существа - роль иррационального, темного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась. Картина мира классической науки создавала почву для веры в достижимость абсолютного торжества научного разума, веры, согласно которой все общественные и человеческие проблемы в скором времени будут решены за счет развития науки. В течение нескольких веков своего развития классическая наука обогатила человеческую мысль рядом блестящих достижений в самых различных отраслях знания.

    Постклассическая наука не отвергла достижений научной классики, хотя на первых порах создавалось впечатление, что речь идет именно о разрушении самого фундамента прежнего научного знания. Однако вскоре выяснилось, что необходимо вести речь о радикальном расширении научных горизонтов, о значительном усложнении научной картины мира. Со второй половины XIX в. следует серия научных открытий, знаменовавших собой становление нового, отличного от классического типа научного знания.

    Одним из первых в этом ряду стало создание Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля, потребовавшее введения в основы физики некоторых принципиально новых положений. Затем последовали открытия, связанные с обнаружением радиоактивности (А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и др.), приведшие в дальнейшем к созданию М. Планком квантовой теории. Квантовая теория ввела физику в своеобразный мир элементарных частиц, закономерности которого поражают своей необычностью и странностью в сравнении с закономерностями классической физики. Создание А. Эйнштейном теории относительности, постулировавшей постоянство скорости света и возможность ускорения и замедления течения времени, укрепило уверенность в необычности (неклассичности) тезисов новой науки. К этому следует добавить пересмотр оснований математики, приведший к созданию теории множеств, а также развитие новой логики, существенно отличной от той, которая была заложена Аристотелем и просуществовала без серьезных изменений более двух тысячелетий. Новые теории позволили дать физическую интерпретацию неэвклидовой геометрии Г. Римана и Н. Лобачевского, идеи которых не могут не выглядеть удивительными при сопоставлении с привычной геометрией Эвклида.

    Панорама научных достижений первых десятилетий XX в. не исчерпывается, конечно, названными открытиями. Не случайно драматическим событиям в научном мире того времени посвящена обширнейшая литература. Однако и названных достаточно, чтобы сделать вывод о новизне и необычности - неклассичности - новой науки. В течение последующего времени эти достижения развивались и обогащались, осмысливались под различными углами зрения. Вскоре многие из них принесли свои практические результаты, воплотившись в разнообразные технические устройства.

    К 40 гг. созрели условия для превращения того, что ранее было лишь теоретическими выкладками, в материальную форму технических достижений. К этому периоду относятся становление электроники, приведшее к созданию первых ЭВМ, применение радиолокации, телемеханики и автоматики, создание ядерного оружия и начало работы над термоядерным, разработка проектов мирного использования энергии атома, экспериментальных реактивных самолетов, в том числе со сверхзвуковой скоростью, широкое внедрение радио, первые шаги телевидения и многое другое.

    Технологическая революция XX в. явилась продолжением и качественным развитием промышленной революции XIX столетия. Первый этап технологической революции связан с автоматизацией производственных процессов. Автоматизация стала принципиально новым шагом по сравнению с механизацией , которая являлась характерной чертой промышленной революции прошлого. Механизация означала замену мускульной энергии человека и животных энергией машин. Паровые, а затем электрические машины еще в XIX в. позволили создать крупную индустрию. Автоматизация явилась следующим шагом на этом пути. Теперь человек получил возможность не только использовать энергию машин взамен мускульной, но и создавать и использовать специфические рабочие органы машин , во многом заменявшие человеческую руку. Особенно интенсивно процесс автоматизации пошел после второй мировой войны, начиная с конца 40-50-х гг.

    Следующим этапом технологической революции стала информатизация . Информатизация связана с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с совершенными средствами связи. Компьютер стал уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Если все прежние средства автоматизации касались лишь сферы материального труда, облегчали работу рук, но не головы, то компьютерно-информационные технологии затронули непосредственно интеллектуальную сферу. Информационные возможности вследствие происшедших перемен не просто возросли многократно, но стали несопоставимы с докомпьютерной эрой.

    Значение информационной революции было осознано в 70-80-е гг. С этого времени резко возрастает значение информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и иных способов распространения информации резко увеличивает возможности радио и телевидения, в том числе и их воздействие на массовое сознание, а следовательно, на направленность и ход социальных процессов. Борьба за контроль над средствами массовой информации становится частью политической борьбы, которая ведется как внутри страны, так и на международной арене. Однако информатизация сделала невозможным изолированное существование отдельных стран; стремление отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны, стало в полном объеме неосуществимым.

    Блистательные достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. Последствия технологической революции многообразны. Очевидно, что техническое могущество открыло широкие возможности для духовного развития в самых разнообразных направлениях. Однако, как выясняется, сама по себе техника автоматически не влечет за собой прогресса в духовно-нравственной и культурной областях. Скорее дело обстоит так, что научно-технические достижения выступают фактором усложнения духовной ситуации, которая с XX в. становится значительно более многообразной и запутанной по сравнению с предшествующими эпохами. Власть техники выдвигает множество острейших проблем, требующих решения. Достаточно назвать проблему ядерной безопасности и экологическую угрозу. Они лишь составная часть целого комплекса проблем, сегодня хорошо известных.

    Социальное значение техники столь очевидно, что не оспаривается никем из философов XX в. Различия между философскими направлениями связаны с различиями в оценке этой роли. Часть мыслителей оценивает эту роль как исключительно положительную, связывая с прогрессом техники большие надежды. Такой взгляд следует характеризовать как технократический . Другая часть мыслителей подходит к оценке роли техники более осторожно, указывая не только на преимущества, создаваемые научно-техническим прогрессом, но и на опасности. Этот взгляд следует квалифицировать как гуманитарный. Представители гуманитарного подхода высказывают озабоченность не только относительно проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом (типа ядерной и экологической), но главным образом относительно того, что перед лицом технического могущества человеку грозит опасность «утраты собственного лица». Иначе говоря, человек, уверовав во всемогущество технических достижений, может незаметно для себя утратить ценности гуманитарного характера, такие, как способность сочувствовать и сострадать ближнему, ценности добра и красоты. В этом случае возникла бы угроза дегуманизации общественных, межчеловеческих отношений. Эта угроза вполне реальна, и ее реальность можно наблюдать повсюду, в том числе и в нашей стране. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем в основном придерживаться гуманитарного подхода.

    На протяжении столетия волны технократических настроений и ожиданий возникали неоднократно. Как правило, они были связаны с новым прорывом в области науки и техники. Так, в начале 60-х гг. особые надежды возлагались на автоматизацию. Несколько позже - на решение проблемы термоядерного синтеза, что предоставило бы в распоряжение человечества практически неисчерпаемые источники энергии. В 70-80-е гг. популярны стали упования на прогресс биологической науки, суливший заманчивые перспективы в области генной инженерии и в других направлениях. Характерно, что каждый раз очередное достижение воспринималось как своеобразная «палочка- выручалочка», как волшебный ключ, открывающий дверь к мгновенному решению всех проблем. Сегодня такие же надежды некоторые авторы возлагают на информатизацию и компьютер .

    Особое значение имеет то, что технический прогресс характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют негативное значение. Человеку, следовательно, необходимо находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы того, что создано им самим: искусственный мир технических устройств способен принести не только пользу, но и нанести непоправимый ущерб человеку и среде обитания.

    История философского развития XX в. свидетельствует о напряженных поисках ответов на вызовы техники, о драматической трудности осознания грозящих опасностей, когда на место легкомысленной уверенности в преходящем и незначительном характере трудностей, с одной стороны, и паническому страху перед отрицательными последствиями технического прогресса - с другой, приходит мужественное осознание необходимости неустанной и кропотливой работы. Едва ли хоть один крупный философ XX в. оставил без внимания вопросы осмысления роли техники. Очевидно, что итогом философского осмысления научно-технического прогресса прежде всего следует признать понимание важности постоянного «отслеживания» негативных последствий развития науки и техники. Задача осознания опасности и выработки адекватной реакции, исключающей как неумеренное восхваление техники, так и проклятия в ее адрес, - не есть задача одноразового решения. Она встает вновь и вновь, каждый раз как бы заново. Каждое последующее поколение должно решать ее самостоятельно, впрочем, не забывая об уроках прошлого и думая о будущем.

    • См., например: Авдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994.