Apparat — Журнал о новом обществе. Современное рабство: истории о людях без мозгов Рабство в разных странах

На сегодняшний день рабство официально отменено во всех странах мира. Последней страной, отменившей позорный рабский труд, является Мавритания. Соответствующий запрет был введён в июле 1980 года. Однако в США, в некоторых штатах, официальное рабство юридически не было отменено вплоть до начала XXI века. Лишь в феврале 2013 года последний такой штат Миссисипи запретил эту постыдную практику, ратифицировав 13 поправку к конституции США.

Однако официальная отмена рабства вовсе не означает, что данная проблема перестала существовать. На начало второго десятилетия XXI века в мире по разным оценкам насчитывалось от 20 млн. до 40 млн. рабов. Тут следует заметить, что торговля людьми по доходности занимает 3-е место после наркотиков и оружия. А раз денежные потоки огромные, то всегда найдутся желающие урвать свой кусок.

Что представляет собой рабство в наши дни? Это работорговля, принудительный труд взрослых и детей, долговая кабала. К рабству также относятся принудительные браки. А какие факторы способствуют процветанию рабства? Здесь можно указать нищету и слабую социальную защиту населения. Следует также учитывать менталитет людей, живущих на определённой территории, исторически сложившиеся традиции и обычаи. Ниже перечисляются страны, где есть рабство.

Количество рабов в разных странах мира в тыс. человек по данным "Вашингтон Пост"

Мавритания

В Мавритании по разным оценкам насчитывается от 150 тыс. до 680 тыс. рабов. И это, несмотря на официальную отмену рабства. Статус раба в этой стране передаётся из поколения в поколение. Рабовладелец распоряжается не только взрослыми людьми, но и детьми. Рабы трудятся на сельскохозяйственных полях и выполняют работу по дому. В то же время надо отметить, что в городах рабов стало гораздо меньше, чем раньше. А вот в сельской местности рабский труд пока процветает.

Индия

В Индии предположительно насчитывается до 15 млн. рабов. Их эксплуатируют в самых разных отраслях. Широко практикуется детский труд. Но несовершеннолетние граждане не только работают на полях и убираются в домах. Детей заставляют заниматься попрошайничеством и проституцией. Немалый процент занимает и долговая кабала, охватывающая миллионы граждан.

Непал

Непал считается одним из крупнейших источников рабов. Рабский труд широко распространён на кирпичных заводах, где подневольные люди занимаются обжигом кирпича. В этой стране насчитывается порядка 250 тыс. рабов. Многие из них имеют долговые обязательства перед работодателями. В Непале широко практикуется детский труд. Дети работают на шахтах и заводах.

Пакистан

Подневольным трудом в Пакистане занимается около 2 млн. человек. В основном это люди, попавшие в кабалу из-за долгов. Такая кабала может длиться десятки лет и передаваться из поколения в поколение, так как должники трудятся за гроши. В стране широко практикуется детский труд. Причём возраст детей находится в пределах от 5 до 15 лет. В основном несовершеннолетние занимаются производством кирпича.

Бенин

Говоря о странах, где есть рабство, нельзя не упомянуть и Бенин. Там около 80 тыс. человек вынуждены заниматься принудительным трудом. Эти люди трудятся на хлопковых полях, в фермерских хозяйствах, работают на карьерах, в частных домах и уличными торговцами. Широко практикуется продажа детей.

Гамбия

В Гамбии людей заставляют заниматься попрошайничеством. Много рабов трудится в частных домах. В стране рабами часто становятся дети. Это в первую очередь касается беспризорников и сирот, а также учащихся медресов. В медресах учатся дети из бедных семей, и учителя нещадно эксплуатируют их, заставляя попрошайничать. Если ребёнок приносит мало денег, то его бьют. Таких несчастных детей в стране насчитывается около 60 тыс.

Габон

В Габоне самый высокий уровень жизни в Африке, поэтому туда везут детей из других регионов жаркого континента. Девочки при этом занимаются бытовым рабством, а для мальчиков находят физический труд. Нередким явлением являются браки с детьми. Молодёжь из соседних стран едет в Габон, чтобы заработать, но часто такие юноши и девушки становятся рабами. Молодых девушек продают в богатые семьи, где их делают служанками. Среди самих же граждан Габона рабов нет.

Кот-д’Ивуар

Страны, где есть рабство, не ограничиваются вышеперечисленными государствами. Оно также распространено в Кот-д’Ивуар, где производят огромное количество какао. В этой отрасли занято не менее 40 тыс. детей, работающих в условиях настоящей каторги. Помимо этого, около тысячи детей трудятся на небольших частных фермах, выполняя самую разную тяжёлую работу. Чем больше рабов, тем больше какао-бобов, а, следовательно, больше и денег. Поэтому рабский детский труд широко практикуется в этом государстве.

Гаити

Всего на Гаити живёт порядка 10 млн. человек. Из них 200 тыс. человек являются рабами. Самый распространённый вид подневольного труда – это когда детей задействуют в домашнем хозяйстве. Нещадной эксплуатации подвергаются до 500 тыс. подростков. А чтобы они хорошо работали, на них воздействуют физически и эмоционально.

Итак, мы рассмотрели страны, где есть рабство. Но перечень далеко не полный. Рабов можно найти и в Европе, и США, и Австралии, и Гонконге и других внешне благополучных странах. Подневольный труд даёт большие выгоды рабовладельцам, а моральные и нравственные аспекты при этом вообще не учитываются. Этой проблеме может противостоять только грамотное законодательство и желание всех людей на корню уничтожать подобное негативное явление, позорящее «венец природы» .

Рабство не ушло в прошлое, а вместо этого превратилось в большой и прибыльный бизнес. Мы можем этого не замечать, но сегодня в мире проживает несколько десятков миллионов человек, которые трудятся против своей воли. Не исключено, что каждый день мы покупаем в магазинах товары, которые изготовлены их руками, - новые ботинки или даже смартфоны. Apparat изучил доклад правозащитной организации Walk Free и составил несколько карт, которые объясняют феномен современного рабства.

Что такое трудовое рабство: Мир несколько изменился, хотя на планете ещё и остались примеры классического рабовладения на манер Древнего Рима. Но авторы доклада Walk Free понимают под современным рабcтвом любой котнтроль над людьми, из-за которого они лишаются своих базовых свобод, - свободы менять работу, свободы переезжать с одного место на другое, свободы самостоятельно распоряжаться своим телом. Очевидно, что обычно это делается с целью получить прибыль. В число трудовых рабов входят добывающие «кровавые алмазы» в шахтах Конго дети, лишившиеся паспорта проститутки из Восточной Европы или содержащиеся в нечеловеческих условиях гастарбайтеры из Средней Азии.

Насколько это большая проблема: Огромная. Согласно докладу Walk Free, сейчас в мире почти 36 миллионов людей работают против своей воли. Рабовладение превратилось в большой и прибыльный, пусть и спрятанный в тени, бизнес. Не исключено, что каждый день вы пользуетесь вещами, которые были созданы с помощью рабов, - это может быть как ваш последний смартфон, так и купленные в супермаркете замороженные креветки. Международная организация труда оценивает годовой доход от незаконного принудительного труда в 150 миллиардов долларов.

Насколько можно доверять этим данным: Точно определить количество трудовых рабов на планете невозможно - торгующие женщинами преступники и использующие детей на фабриках бизнесмены не ведут статистики, которую каждый квартал аккуратно передают в налоговую службу. Поэтому исследователи основываются на анонимных социологических опросах и экстраполяции полученных данных. Но доклады других международных организаций также оценивают масштабы современного рабства в несколько десятков миллионов человек. Walk Free - это появившийся недавно фонд, который поддерживают многие известные бизнесмены - например, основатель Virgin Ричард Брэнсон и австралийский миллиардер Эндрю Форрестом.

Россия, Украина и Средняя Азия

Ситуация в регионе: Здесь проживают около 2,5 миллионов современных рабов - менее 10% от их общего числа на планете. Россию, как самую богатую страну региона, составители доклада называют «хабом принудительного труда» в Евразии - представьте себе огромный аэропорт, куда из всех близлежащих стран съезжаются нелегальные работники. Лучше всего проблему современного рабства решают власти Грузии, считают в Walk Free.

Узбекистан. Осенью каждого года в Узбекистане начинается сбор хлопка - главной статьи экспорта страны. На поля под давлением государства выходят тысячи людей - студентов, чиновников и фермеров: их угрожают выгнать из университета или уволить с работы. Каждый год при сборе хлопка умирают люди. Недавно под давлением международных партнёров Ташкент начал постепенно отказываться от использования детского труда на полях. Но это привело к повышению нагрузки на взрослых.

Северная Африка и Ближний Восток

Ситуация в регионе: Изобилие природных ресурсов приводит на Ближний Восток большое количество людей из Африки и Азии. Многие из них занимаются низкооплачиваемым тяжёлым трудом - работают на стройках или прислуживают местным жителям. Зачастую наниматель лишает их документов и запрещает покидать страну. Ситуация усугубилась в результате гражданской войны в Сирии и кампании «Исламского государства» в Ираке: сотни тысяч беженцев устремились в соседние государства в поисках безопасности.

Страна, на которую стоит обратить внимание: Катар. Через восемь лет в небольшом, но очень богатом нефтью и газом государстве на берегу Персидского залива должен пройти очередной чемпионат мира по футболу. К этому событию власти абсолютной монархии возводят в пустыне эффектные футуристичные стадионы и целые города. Делается это руками сотен тысяч строителей-иммигрантов из Индии, Непала и других развивающихся стран. Газета The Guardian в своём расследовании рассказывает, в каких условиях вынуждены работать приезжие: у них отбирают паспорта, содержат в неприемлемых условиях и плохо кормят. В результате с начала строительства погибло уже более тысячи человек. Отчасти в этом виновата так называемая система Кафала , ближневосточная вариация крепостного права, согласно которой гастарбайтер не имеет права покинуть страну без разрешения своего работодателя. Авторы доклада Walk Free отмечают, что, учитывая почти безграничные экономические возможности, Катар мог бы предпринимать больше усилий для борьбы с трудовым рабством.

Тропическая Африка

Ситуация в регионе: Бедность и голод, гражданские войны, климатические катастрофы, политическая нестабильность - всё это способствует постоянной миграции населения «Чёрной Африки» из сельской местности в города. Зачастую отправившиеся на поиск лучшей жизни люди оказываются в рабстве.

Страна, на которую стоит обратить внимание: Мавритания. Это государство в Западной Африке последним в мире запретило рабство - лишь в 1980 году. Однако до сих пор свободы воли остаются лишены более сотни тысяч человек: рабство слишком сильно переплетено с местной культурой и встроено в механизмы мавританского общества. Рабовладельцами обычно являются белые берберы, а рабами - чёрные берберы. Правительство страны предпринимает попытки изменить сложившуюся веками ситуацию, но не слишком активно. А в начале этого месяца при загадочных обстоятельствах был арестован Бирам Дах Абейд - один из самых известных борцов с рабством в Мавритании и кандидат на предыдущих президентских выборах в стране. Подробно про Абейда можно почитать в статье в журнале The New Yorker .

Юго-Восточная Азия и Океания

Ситуация в регионе: Азия - это Мекка принудительного труда. Почти две трети всех людей на планете, которых можно считать современными рабами, живут именно здесь. Большое количество рабов связано с тем, что регион является главным производственным плацдармом мировой экономики, обеспечивая фабрики со всего мира дешёвой рабочей силой.

Страна, на которую стоит обратить внимание: Индия. Здесь перед человеком открываются обширные возможности угодить в рабство. Принудительные браки, сексуальная эксплуатация, детский труд, нелегальная торговля людьми - доступны любые формы современного рабства, которые только приходят в голову. Особенно им подвержены женщины и представители низших каст, а в общей сложности число закабалённых людей превышает четырнадцать миллионов. В последние несколько лет правительство Индии пытается бороться с происходящим, но, учитывая масштабы проблемы и относительную бедность страны, на это может потребоваться очень много времени.

Южная и Северная Америка

Ситуация в регионе: Относительно благополучный регион: в трудовом рабстве находятся чуть больше одного миллиона человек. США, Канада и другие развитые американские страны предпринимают большие усилия в борьбе с проблемой.

Страна, на которую стоит обратить внимание: Гаити. В одной из самых бедных стран Америки до сих пор популярен обычай «реставек» , когда родители отдают своих детей в богатые семьи, чтобы обеспечить их едой и минимальным образованием. На практике такие дети часто занимаются грязной работой по дому (в «Русском репортёре» есть огромный цикл фоторепортажей на эту тему). Ситуация заметно ухудшилась после землетрясения 2010 года и последовавшей за ним гуманитарной катастрофой: гаитяне отдавали детей погибших родственников в трудовое рабство, поскольку не могли их содержать. По данным Walk Free, сейчас на Гаити проживает более 200 тысяч рабов. Большинство из них - дети.

Западная Европа

Ситуация в регионе: Европа в контексте принудительного труда является самым благополучным регионом на планете, по мнению составителей доклада. Хотя в современном рабстве и находятся сотни тысяч человек, страны Евросоюза борются с его проявлениями наиболее активно. Самой эффективной политикой отличаются Швеция и Голландия.

Страна, на которую стоит обратить внимание: Турция. Страна с максимальным количеством современных работв в Европе - почти двести тысяч человек. Одни из главных проблем - принудительные детские браки и сексуальная эксплуатация.

Работа на обложке: Fred Wilson

В Европе со времён Древнего Рима поля обрабатывали рабы и подневольные колоны. А потом западные страны захватили германские племена. Короли раздавали своим воинам земли вместе с жителями. Но «варвары» перенимали и римские обычаи.

Казнь в Западной Европе в XIV веке.

Как раз из этого смешения складывались феодальные порядки. Землевладелец получал полную власть над крестьянами вплоть до права казнить неугодных, сам назначал подати и повинности, даже пользовался правом «первой ночи». Кстати, это считалось не позором, а высокой честью. Глядишь, твоя молодая жена понравится господину, он и дальше будет уделять ей внимание. Перепадут какие-нибудь подарки, прибытки…

Особенно суровые формы крепостничество приобрело в Прибалтике. Пруссию, Померанию, Латвию, Эстонию завоевали немцы, а местные племена обращались в неволю. Трудились на полях, в прямом смысле слова, из-под палки, из самих крестьян назначали надсмотрщиков, готовых командовать соплеменниками и подгонять нерадивых ударами. Для строптивых существовали темницы в подвалах замка или их вешали на башнях на страх всем подданным. В Ливонии произвели кодификацию права по образцу римского, и крестьян напрямую приравняли к рабам. В результате развернулась розничная торговля крепостными. Цена человека составляла 40-70 марок, за хорошего мастера или красивую девушку платили 100.

В XIV веке прусские обычаи понравились великому князю Литвы Витовту, он внедрил их в своей стране. Впоследствии австрийский дипломат Герберштейн описывал порядки в Литве: «Народ жалок и угнетён тяжёлым рабством. Ибо если кто в сопровождении слуг входит в жилище какого-нибудь поселянина, то ему можно безнаказанно творить что угодно, грабить и забирать необходимые для житейского употребления вещи и даже жестоко побить поселянина… Со времён Витовта вплоть до наших дней они пребывают в настолько суровом рабстве, что если кто будет случайно осуждён на смерть, то он обязан по приказу господина казнить сам себя и собственноручно себя повесить. Если же он случайно откажется исполнить это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и, тем не менее, повесят… Если судья или назначенный для разбора дела начальник пригрозит виновному в случае его замедления или только скажет ему: “Спеши, господин гневается”, несчастный, опасаясь жесточайших ударов, оканчивает жизнь петлёю».

С середины XIV века крепостное право в Западной Европе стало слабеть. Этому способствовала эпидемия чумы, унёсшая десятки миллионов жизни. Целые области пустели, феодалы оставались без рабочих рук и переманивали к себе крестьян на более мягких условиях. Они становились уже не крепостными, а арендаторами. Впрочем, юридически крепостное право никто не отменял. Некоторая часть крестьян сохраняла статус рабов-сервов. Но даже крестьяне, лично свободные, оставались совершенно бесправными, землевладелец обладал над ними судебной и административной властью, сохранял феодальные привилегии.

А в странах Восточной и Северной Европы ни о каком ослаблении крепостничества речи не было. Швеция, захватив Ливонию, переняла здешние законы, приравняла крестьян к рабам. Причём крепостными признавались не только дети крепостных, но и свободные люди, поселившиеся во владениях помещика. В Польше не было никакой реальной разницы между положением свободных и крепостных крестьян. Право владеть землёй и недвижимостью принадлежало исключительно дворянам, они обладали правом суда и расправы в своих имениях, а крестьяне попадали в полную зависимость от них. Три дня в неделю их заставляли работать на барщине, отдавать ежегодно 10% всего имущества и массу дополнительных поборов. Боплан писал: «Но это ещё менее важно, чем то, что их владельцы пользуются безграничной властью не только над имуществом, но и над жизнью своих подданных… положение их бывает хуже каторжников на галерах». Папский нунций Руггиери отмечал, что паны, «казня и истязая крестьян ни за что, остаются свободны от всякой кары… можно смело сказать, что в целом свете нет невольника более несчастного, чем польский кмет».

Кроме крепостничества, в Европе сохранялось «обычное» рабство. Генуэзцы и венецианцы привозили с африканских рынков чёрных невольников. Они стоили дорого, их покупали ради экзотики, в свиты знати. Русских и украинцев татары сбывали гораздо дешевле. Их завозили в массовых количествах, в Италии их использовали на стройках эпохи Возрождения, в сельском хозяйстве, девушек разбирали в наложницы, в домашнюю прислугу. Великий гуманист Петрарка в своих письмах восторгался - дескать, как хорошо, что появилось так много дешёвых русских рабов, «всюду слышна скифская речь»!

В Лондоне на месте нынешнего Паддингтонского вокзала стояла знаменитая виселица, где единовременно могли казнить более двух десятков человек.

Ну а в Англии в гражданской войне Алой и Белой Роз аристократы истребили друг друга. Начали возвышаться «новые дворяне» из купцов и предпринимателей, скупали землю и получали от короля титулы. Они были куда более оборотистыми, чем «старое» дворянство. А по соседству, в Нидерландах и Бельгии, начали развиваться суконные мануфактуры. Выгодным экспортным товаром стала шерсть. Крестьяне, как свободные, так и крепостные, оказались для хозяев лишними. Их под разными предлогами сгоняли с земли, превращая её в пастбища. Особенно бурно эти процессы пошли в XVI веке, в правление Эдуарда VI и Елизаветы.

Массы людей были изгнаны из родных деревень, нищенствовали. Но Эдуард издал крутые законы против бродяжничества. Собирать милостыню дозволялось лишь старым и увечным. А здоровый безработный поступал в рабство к любому, кто о нём донесёт. Если работал плохо, хозяева имели право побуждать его плетьми. Если бежал, было велено бичевать и возвращать к принудительному труду. Если попадался в третий раз - вешать. Королева Елизавета подтвердила и ужесточила эти законы. Людей, потерявших средства к существованию, предписывалось направлять в особые работные дома, на мануфактуры. За побег осуждали на пожизненное рабство и клеймили, выжигая на щеке «S » (раб). За второй побег - клеймили вторую щеку. За третий вешали.

Условия существования на мануфактурах, как в Голландии, так и в Англии, пессимисты сравнивали с преисподней. Оптимисты - всего лишь с «преддверием преисподней». Рабочий день от рассвета до заката, оплата жалкая, жизнь в грязных переполненных бараках, труд на износ. Смертность была чрезвычайно высокой, рабочая сила пополнялась не естественным приростом, а притоком извне. И никуда не уйдёшь - поймают, изувечат и возвратят умирать. Впрочем, в Англии существовал целый народ невольников - ирландцы. С ними обращались как с «дикарями», отбирали землю, обращали в рабство, заставляя трудиться на английских фермеров. Даже убийство ирландца англичанином наказывалось лишь небольшим штрафом.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Особенно широкое поле для рабовладения открылось в колониях. Колумб, назначенный первым губернатором Вест-Индских островов, ввёл систему «репартименто» - раздавал испанским переселенцам землю вместе с жителями, они превращались в рабов. Индейцы возмущались, восставали, а их истребляли. Вместо них начали завозить негров. В 1542 году испанский король установил более мягкую систему «инкомиенда». Индейцы признавались подданными Испании, но передавались «под опеку» колонистов, должны были работать на них. А колонисты за это служить. Те, кто получил меньше 500 индейцев, - в пехоте, а если больше - в коннице. Нетрудно увидеть, что это соответствовало обычному феодальному праву.

В английских, голландских, французских колониях в Америке сказались сахарная, табачная лихорадка, позже - хлопковая. Эти товары в Европе стоили дорого, могли принести солидные прибыли. Но фермеры не выдерживали конкуренции с большими плантациями. Так, у англичан на Барбадосе в 1645 году насчитывалось 11 тыс. фермеров и 5800 рабов, в 1667 году осталось 745 плантаторов, и на них трудились 82 тыс. рабов. Но историки забывают любопытную особенность. Вплоть до конца XVII века большинство рабов в Северной Америке были ещё не черными, а белыми! В неволю обращали мятежников, ирландских повстанцев, в период Английской революции осуждали на рабство пленных противников. Лишали свободы и за уголовные преступления, за долг в 25 шиллингов.

Подрабатывали капитаны кораблей, ходивших в Америку, продавали за 20-30 реалов привезённых пассажиров. Во Франции действовали особые вербовщики, заманивали крестьян в Америку, обещая чуть ли не рай - и тоже продавали. А местные губернаторы сами были плантаторами, нуждались в рабах, закрывали на это глаза. Правда, белых продавали не пожизненно. Во французских владениях - на 3 года, в английских - на 7. Но, по воспоминаниям Эксквемелина и других современников, белым рабам доставалось похлеще, чем чёрным. Негры были дорогими, попадали в собственность навсегда, считались ценным имуществом. Из белого требовалось за 3 года (или 7) выжать все, что можно. Кормили дрянью, били, многие умирали.

Если невольники удирали, на них устраивали охоты с собаками. За побег, сопротивление хозяину и прочие серьёзные прегрешения раба ждала мучительная смерть. Так, в британских колониях в Вест-Индии провинившихся привязывали нагими на площади, пороли, мазали раны смесью сала, перца и лимонного сока, оставляли на ночь, а окончательно добивали на второй или третий день. Голландский плантатор Бальтесте прославился откровенным садизмом, собственноручно запорол насмерть сотню слуг и служанок, но нажил сказочное состояние и считался весьма авторитетной личностью.

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди - холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси - сам государь с боярской думой.

В 1557 - 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники - управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые - от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские - «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли - в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов - за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2-3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала - мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I . Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии - те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II , началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII - XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» - монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил - здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году - не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан - Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 - 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Вы думаете, что в современном мире рабства уже нет? Ошибаетесь. На самом деле современное рабство никто не отменял, его просто видоизменили, и теперь оно выглядит так:

1. Кредитные карты

Петя Клюшкин получает 30 тысяч рублей в месяц. Также у него есть несколько кредитных карточек с общим долгом в 100 тысяч рублей. За обслуживание этого кредита Петя ежемесячно платит банкам десять процентов от своей зарплаты: три тысячи.

При этом потихоньку выплатить кредит и перестать выплачивать дань ростовщикам Петя не может. Во-первых, его плотно держит на крючке такой приём как «минимальный платёж»: если Петя перестанет тратить деньги с кредиток, ему придётся в течение нескольких месяцев жить на половину зарплаты, чего он себе позволить не может.

А во-вторых, вокруг столько соблазнов, столько вещей-которые-можно-купить-за-деньги… что Петя не видит иного выхода, кроме как продолжать год за годом кормить жирующие на его беде банки.

Забавный факт: Петя давно уже мечтает о собственном бизнесе, при этом рентабельность в тридцать процентов годовых его более чем устроила бы. Однако организовать абсолютно железный гешефт - выплатить банкам долг и начать класть проценты по кредиту себе в карман - Петя не может. Матрица не разрешает.

2. Автомобили

Коля Пятачков любит автомобили. Раньше он ездил на метро, потом скопил денег на жигули. Сейчас перемещается на взятом в кредит лансере. Денег у него в обрез, часто приходится экономить на самом важном, типа отпуска или врачей. Но жизни без своего автомобиля Коля уже не представляет.

Ему надо отдавать кредит за машину, расплачиваться за втюханное дилером дополнительное оборудование и несуразно дорогую страховку. Ему надо решать кучу мелких проблем с парковкой, с царапинами, с заменой расходников и с гарантийным ремонтом. Ему надо раз в сезон менять резину и три раза в неделю заливать себе полный бак.

Коля, в принципе, не жалуется. Каждый отдельный денежный впрыск в машину вполне посилен. Вот только если бы Коля тщательно подсчитал стоимость владения своим сокровищем, он бы выяснил, что узкоглазый четвероколёсный «друг» ежемесячно пожирает треть его зарплаты и половину его свободного времени.

Мог бы Коля купить себе вместо Лансера старую добрую Ладу Зубило, чтобы не заморачиваться вообще ни КАСКО, ни ржавчиной/царапинами, ни дорогими запчастями? Чтобы бросать машину где угодно, и чтобы чиниться за мелкий прайс в хорошем сервисе рядом с домом, без бумажной возни и без очередей?

Наверное, мог бы. Но если вы скажете Коле, что он выбрал себе машину не по уровню, Коля даже не будет посылать вас с вашими советами. Коля просто сделает удивлённые глаза и покрутит пальцем у виска.

3. Мелкие расходы

Вася Жимобрюхов работает сантехником по вызову. Там тысяча, там две, здесь пятьсот рублей… в целом должен был бы получаться неплохой заработок. Однако в кошельке у Васи крайне редко скапливаются заметные суммы, он почти всегда на мели.

Потому что Вася как зарабатывает деньги, так их и тратит: не считая. Пятьсот рублей на такси до дома. Тысяча рублей на обед в ресторане. Вроде как, работаешь и работаешь… а денег нет как нет.

Если бы Вася завёл себе блокнот и начал туда записывать все доходы и расходы, у него бы от ужаса зашевелились волосы. Вася бы увидел, что поесть в ресторане - это не жалкая тысяча за раз, как он думал, а пятьдесят тысяч в месяц, шестьсот тысяч в год. Вася бы увидел, что такси - это удобно и комфортно, но два месяца перемещений на маршрутках позволят ему купить новый компьютер, о котором он мечтает уже три года.

Однако как и положено нормальному рабу Матрицы, считать деньги Вася не считает нужным.

4. Свадьбы и дни рождения

Алиса Скотинёнок выходит замуж. Алиса работает помощником менеджера, её избранник - младшим инженером технической поддержки. Бюджет свежесозданной семьи - сорок тысяч рублей в месяц.

Бюджет свадьбы - пятьсот тысяч.

Почему бы Алисе не расписаться тихо в ЗАГСе и не поехать отмечать обмен кольцами вдвоём с супругом в какой-нибудь тихий ресторанчик? Зачем ей этот петросянистый тамада, зачем ей эти позорные конкурсы, зачем ей эта толпа пьяного быдла, неуклюже топающая ногами под Верку Сердючку?

Зачем надо залезать в долги, разорять родителей, кормить и поить людей, которые, будем откровенны, вполне в состоянии поесть и выпить за свой счёт? Алиса ведь не дура и понимает, что если она не будет устраивать свадьбу, никто на это и внимания не обратит: пожмут плечами и забудут на следующий день.

Причин спускать в никуда годовой доход семьи у Алисы две. Во-первых, так ей приказывает Матрица в лице наших обычаев и традиций. Во-вторых, Алисе хочется покрасоваться в белом платье и Алиса считает, что год работы двух человек - вполне нормальная цена за несколько свадебных фотографий.

Конечно, защитники наивной девушки могли бы сказать сейчас, что свадьба бывает раз в жизни… Но ведь есть ещё дни рождения, похороны, отмечания Нового года. Сколько денег Алиса будет спускать ежегодно на эти бестолковые посиделки?

5. Алкогольная петля

Юра Скоблеплюхин периодически смотрит в зеркало и думает, что надо бы, наконец, записаться в тренажёрный зал: убрать пивной животик и взбодрить мышцы гирями-гантелями. Однако Юра работает пять дней в неделю, а после работы выпивает кружку-другую разбавленного этанола.

Он вовсе не алкоголик: Юра верит, что спирт в малых дозах если не полезен, то хотя бы не особо вреден.

Однако работа и алкоголь так хорошо структурируют его время, что записаться в тренажёрный зал ему решительно некогда, да и сил после подвигов трудовых на подвиги спортивные уже не остаётся.

Острых причин менять ритм своей жизни у Юры нет. Просто Юра выглядит на пятнадцать лет старше своего возраста и всё время чувствует себя слегка паршиво… но в целом всё ок. Матрица держит Юру стальной хваткой. Шансов сорвать со своего горла её пальцы у Юры, прямо скажем, немного.

Лена Вурдалакина пьёт колу, курит мальборо, жуёт стиморол и жрёт в три горла гамбугеры в МакДоналдсе. От неё всегда пахнет дольче габбана, а свой айфон Лена носит в сумке от луивиттон.

Хищные рыла с телеэкранов хором поддерживают Лену в её наивном заблуждении: «Ты свободный человек, Леночка, ты умная и красивая женщина, ты всегда абсолютно добровольно и независимо выбираешь, кому из нас ты покорно отнесёшь очередную свою зарплату».

7. Дорогие вещи

Глеб Щерблюнич не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Точнее, он вообще не богат. Глеб - нищеброд, и денег у него часто не хватает даже на чашку дымящегося кофе в автомате этажом ниже его офиса.

Однако говорить «идите вы как можно дальше, это для меня слишком дорого» Глеб не умеет. Из-за этого он постоянно покупает себе вещи, при виде которых даже у гораздо более обеспеченного человека на горле немедленно смыкаются холодные зелёные лапки.

Кожаная куртка ценой в две зарплаты? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. И плевать, что в размерах и фасонах Глеб не разбирается, из-за чего выглядит в этой куртке как брат скупщика краденого.

Ноутбук последней модели за сто тысяч рублей? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Возьму кредит под безумные проценты, буду два года питаться овсяной кашей с солью и ездить зайцем на метро, но зато у меня на полке будет пылиться красивый серебристый ноутбук.

Спрашивается, и чего бы Глебу не быть поскромнее, и не покупать себе вещи чуть похуже, но в десять раз дешевле?

Да всё просто. Глеб ленится потратить три часа времени, чтобы посравнивать цены и характеристики, чтобы просчитать плюсы и минусы покупки. Ему проще кавалерийски рубануть рукой и сказать «я решил, покупаю». Кроме того, несмотря на дырявые ботинки и заклеенные изолентой очки, Глеб почему-то стесняется сообщать продавцам, что он нищеброд.

8. Ремонт

Клава Загребрюк считает, что квартиры в России слишком дорогие. Один Бог знает, каких усилий ей и её семье стоила эта новая двухкомнатная квартира. Теперь Клава делает в квартире ремонт.

Возьмём, например, кухню.

Можно пойти в строительный магазин и купить там самую дешёвую кухню, тысяч так за восемь рублей. За эти деньги Клава получит несколько убогих шкафчиков из ЛДСП, пусть безо всяких претензий на дизайн, но всё же умеющих хранить внутри себя тарелки и кастрюли.

Можно пойти к шведам в ИКЕА и выбрать себе уже что-нибудь поприличнее, тысяч так за пятьдесят . Качество, конечно, будет не фонтан, но если найти хорошего сборщика, который потратит несколько дней на доводку изделий прижимистых шведов до ума, получится вполне себе даже симпатично.

Можно навестить какую-нибудь нашу мебельную фабрику и выбрать из каталога кухню под заказ. Это будет уже тысяч двести , но зато подружки Клавы будут одобрительно цокать языками при виде подсветки внутри шкафчиков и синусоидного карниза над пылесборными декоративными полочками.

Можно зайти в салон итальянской мебели и поддаться скромному обаянию буржуазии. Там цены на кухни начинаются где-то от одного миллиона, но если немного повезёт, можно будет отхватить что-нибудь из старой коллекции с огромной скидкой…

Спрашивается, какого хлора Клава при всём богатстве выбора купила кухню за шестьсот тысяч рублей? Это же годовая (!) её с мужем зарплата. При этом никаких накоплений в семье не намечается, им и так пришлось занимать, чтобы завершить ремонт к зиме.

Нет, я понимаю, кухня - это важно, кухня - это надолго, Италия - это качество… Но если Клава не могла никак повлиять на цену квартиры, то вот хотя бы цена ремонта была в её власти? Вот серьёзно, если бы Клава потратила на ремонт не два миллиона, а двести тысяч рублей - что, сэкономленные три года работы не окупили бы ей моральных страданий от вида дешёвой плитки и тонкого ламината?

9. Нытьё

Егор Оскопчик постоянно рассказывает знакомым истории, одну просто удивительнее другой. Про кризис. Про какую-то политоту, митинги. Егор вечно на взводе, у него постоянно кто-то неправ: то начальник, то гаишник, то всенародно избранный президент Российской Федерации.

Конечно, мы живём в свободной стране, и Егор имеет право в кругу друзей обкладывать гениталиями кого угодно… но ведь Егор постоянно страдает из-за чужих проблем. Привычка лезть в чужие проблемы регулярно заставляет его чувствовать гнетущее бессилие, осознавать, что где-то что-то плохо, а он не может ничего изменить.

Если бы Егору кто-нибудь объяснил, что наш мир устроен несправедливо, и что единственный способ сделать его лучше - начать с самого себя, Егор, наверное, давно бы уже был на какой-нибудь руководящей должности. Мозги и руки у Егора на месте, энергия из него так и прёт.

Вот только Егор, к сожалению, предпочитает тратить свою неистощимую энергию не на созидательную деятельность, а на обличение и наказание людей, которые - по мнению Егора - ведут себя неправильно.

Сам себя Егор считает хорошо приспособленным к жизни человеком: он умеет скандалить и стоять на своём, может при случае даже в морду дать. Друзья же смотрят на Егора с плохо скрываемой жалостью. Так как Егор постоянно вляпывается на ровном месте то в скандалы, то в драки, то даже в какие-то нелепые суды.

10. Недосып

Оля Головоластная спит по шесть часов в день. Иногда - по пять часов. Проснулась, хлопнула кофе и давай суетиться до самой ночи.

Другая девушка на ее месте давно бы уже задумалась о том, что как-то неправильно живет. Но Оля вот уже много лет не высыпается, и думать она уже давно отучилась. Когда у Оли выпадают свободные полчаса, она наливает себе очередную чашку какой-нибудь бодрящей бурды и… садится тупить. Смотрит телевизор, втыкает в интернет, просто глядит осоловевшими глазами в стену и гоняет по кругу пустые мысли.

Со стороны кажется, будто выйти из этого порочного круга очень просто. Надо просто взять себе за правило нырять под одеяло ровно в двенадцать ночи. Пара недель восьмичасового сна, и Олю будет не узнать. Она станет спокойной и доброй, перестанет гавкать на людей и начнет все успевать.

Но… чтобы в ритме вальса переделать все дела к одиннадцати вечера надо совершить над собой некислое волевое усилие. А на такое усилие сонная Оля, увы, не способна.

Невыспавшаяся Оля будет ежедневно тратить несколько часов на разного рода бессмысленную ерунду. Из-за этих потерянных часов Оля будет ежедневно ложиться не в двенадцать, а в два. А в восемь утра - хочешь или не хочешь - ей придется невыспавшейся вставать и копытить на работу. Где уж тут задумываться о какой-то там смене деятельности и больших деньгах. Это так, мечты.

Живой товар:
рабство в современном мире

В нашем сознании со словами "рабы" и "рабство" обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в XVI-XIX вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия - предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-х - 50-х годов ХХ века, например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности.

Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Но на самом деле это совсем не так. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Но они есть. Некоторые правозащитные организации, говоря о масштабах рабства в современном мире, называют цифру от 100 до 200 миллионов человек. Но все же более соответствующей истине представляется точка зрения английского социолога Кевина Бейлза, который оценивает численность современных рабов в 27 миллионов человек! Большинство из них составляют кабальные рабочие в Индии, Пакистане и некоторых других странах Южной Азии. Кроме того, рабство существует в различных формах в Индокитае, в Южной Америке, в Западной и Центральной Африке, на Аравийском полуострове.

Но не надо думать, что эта проблема не касается т.н. "цивилизованного мира" - и в CША, и в Японии, и в Западной Европе тоже существуют рабы. Их неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в районе 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света. Современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Но и между современными рабами в разных культурах и частях света есть различия.

Так, в некоторых азиатских и африканских странах сохраняется домашнее рабство, наиболее приближенное к архаичным чертам классического рабства, традиционного для этих культур. Наиболее же распространена, в том числе и в "развитых странах", более современная форма рабства, которую можно назвать "рабством по контракту". Она гораздо теснее связана с мировой экономикой, чем патриархальное домашнее рабство в замкнутых обществах ближневосточных и африканских стран.

Домашнее рабство в мавританском обществе

Домашнее рабство на протяжении столетий было характерно для традиционных культур многих азиатских и африканских стран. Практически все семьи традиционной феодальной знати и многие незнатные зажиточные семьи владели невольниками, в которых обращали привозимых из внутренних африканских районов взятых в плен или насильно захваченных работорговцами людей. В течение XIX-XX вв. в большинстве ближневосточных и во многих африканских странах эта традиция была преодолена, но в некоторых домашнее рабство остается до сих пор, хотя и в несколько измененном состоянии. Мавритания расположена в северо-западной Африке. Эта страна Сахары, имеющая выход к Атлантическому океану, обладает площадью более миллиона квадратных километров, большую часть которой занимает пустыня. Она всегда развивалась на стыке двух цивилизаций - арабской и африканской. Ее юг - долину реки Сенегал, где еще возможно вести какое-то сельское хозяйство, населяют западноафриканские народы тукулер, фульбе, волоф и т.д., традиционно занимающиеся земледелием. Центральные и северные районы - край господства кочевых и полукочевых арабо-берберских племен - т.н. "великих номадов", представители знатных семейств которых до сих пор удерживают всю полноту реальной власти в стране в своих руках.

В экономическом отношении Мавритания - одна из наиболее слаборазвитых стран Африканского континента, да и всей планеты. Ее внешнеэкономический долг превышает 2,5 миллиарда долларов, потребности в продовольствии страна может обеспечить лишь на 30%. Единственное, что Мавритания может предложить взамен импорта иностранных товаров - железная руда. Но доходы от ее экспорта оседают в карманах правящей верхушки и практически не расходуются на развитие экономики, инфраструктуры, образования и здравоохранения. Мавритания - страна со средней продолжительностью жизни 40 лет, тридцатилетние женщины здесь уже выглядят старухами. Только пятая часть домов имеет электричество, а в кочевьях наступление ночи означает сплошную темень. Здесь и по сей день сохраняются многие пережитки феодальных отношений, в том числе и деление населения страны на касты - высшую военную знать ("хасанов"), мусульманское духовенство ("марабутов"), рядовых кочевников-скотоводов ("зенага"), рабов и их потомков ("харатинов").

Всего лишь 30% населения составляют т.н. "белые мавры" арабского происхождения, остальная часть приходится на афро-мавританцев и харатинов. Но белым маврам в стране принадлежит вся полнота власти и все экономические богатства.Они заинтересованы в сохранении своего господства и не собираются что-либо менять. Домашнее рабство для них - неотъемлимый источник доходов и следование древним традициям. Обычно рабы передаются в семьях мавританской знати по наследству и составляют часть их собственности, выполняя любую работу, которую им поручают хозяева. Рабыни готовят, убирают в доме, удовлетворяют сексуальные потребности хозяина. Мужчин-рабов можно увидеть ухаживающими за скотом и охраняющими стада и кочевья, в городах они трудятся на стройках, продают на улицах самый ходовой в стране товар - холодную воду, стоят за прилавками магазинов и рыночными лотками. Большинство рабов живет в вопиющей нищете, владея жалкими пожитками вроде собственных лохмотьев, чашек и одеяла. Жаркий мавританский климат позволяет им жить прямо на улице, ночуя у шатра или у дома своего хозяина. В мавританской столице - городе Нуакшот, где более-менее сказывается влияние современной цивилизации, рабство принимает новые формы. Переселяясь в Нуакшот из отдаленных районов страны, белые мавры привозят с собой своих рабов и открывают собственный бизнес, используя их неоплачиваемый труд.

В среднем, на содержание одного раба хозяин тратит около 15 долларов в месяц, что является одним из самых низких в мире расходов на оплату труда. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в Нуакшоте - торговля водой. В городе, где только 40% жителей пользуется водопроводом, это очень прибыльное дело. С раннего утра и до позднего вечера рабы развозят по городу воду на тележках, в общей сложности - не менее 700-800 литров в день. Если раб приносит домой выручку меньше той суммы, которую ему назначил хозяин, то раба ждут побои или лишение еды. Конечно, выручка в 4-5 долларов в день, которую приносит раб, по европейским меркам сумма маленькая, но для мавританского хозяина это пусть небольшой, но все же стабильный и почти дармовой доход. А если учесть, что воду развозит несколько рабов, то эта сумма может быть больше в четыре, пять, шесть раз. Почему рабы не уходят от своих хозяев? - напрашивается естественный вопрос. Но ведь им попросту некуда идти! Рабы, ушедшие от своих хозяев, обречены на еще более нищенскую жизнь, полную страданий и лишений. Бывшего раба-мужчину ждет изнурительный физический труд на добыче железной руды или на строительстве, женщину - участь проститутки. К тому же, дети рабынь обычно остаются у хозяина, так как хозяин всегда будет настаивать, что это дети от него и патриархальный шариатский суд всегда подтвердит его правоту.

Под нажимом мировой общественности мавританское правительство еще в 1980 году заявило о полной ликвидации рабства в стране. Но в действительности оно существует и правящие круги ничуть не стремятся к его действительной ликвидации. Для правящих страной кланов арабской кочевой знати рабство - надежный источник доходов и мусульманские улемы (богословы и законоучители) всегда найдут ему оправдание, ссылаясь на Коран и арабские традиции. Правительство усиленно скрывает факты существования рабовладения в стране, ограничивая въезд в Мавританию иностранцев и преследуя всех, кто пытается донести правду о рабстве до мировой общественности. Тем не менее, в стране уже появились первые ростки антирабовладельческого движения. Один из примеров - правозащитная организация "SOS рабов", активисты которой по мере своих сил и возможностей пытаются бороться с рабством.

"Рабство по контракту" в Бразилии...

В отличии от отсталых полуфеодальных обществ вроде Мавритании, Бразилия выглядит вполне цивилизованной "демократической" страной, интегрированной в мировую экономику. Но за внешним бразильским благополучием скрываются чудовищная нищета миллионов безработных и сезонных рабочих, хищническая эксплуатация природных богатств и полное безразличие коррумпированной власти и потворствующих ей "умеренных левых". В этой стране никогда не было недостатка в бедняках, готовых пойти на любую работу ради выживания собственного и своей семьи. Поэтому не удивительно, что в ХХ веке здесь появилось новое рабство. Оно приняло совершенно иные, чем в традиционных восточных обществах, формы. Его можно назвать "рабством по контракту". Наибольшее значение "рабство по контракту" имеет для добычи древесного угля, в котором нуждается работающая на экспорт и внутренние нужды бразильская сталелитейная промышленность. Древесный уголь поступает в результате почти неограниченной вырубки тропических лесов Амазонии. В лесных площадях пока там еще нет недостатка, но есть недостаток в рабочей силе, который бразильские предприниматели и стремятся восполнить за счет "рабов по контракту". Вербовщики рабочей силы, которых бразильцы называют gatos ("коты"), появляются в "фавеллах" - городских трущобах Сан-Паулу и Минас-Жерайса, обещая отчаявшимся безработным беднякам стабильный и высокий заработок на лесозаготовках. Люди верят, к тому же gatos часто покровительствуют местные власти, в том числе и полицейское начальство. У завербовавшегося на лесозаготовки рабочего gatos требуют в первую очередь удостоверение личности и трудовую книжку. И во многих случаях эти документы рабочий назад не получает. Начиная с этого момента, бразильский рабочий де-факто превращается в бесправного раба. Увезенный в далекие районы, рабочий не имеет ни цента даже для того,
чтобы вернуться домой. Без документов они рискуют быть задержанными полицией, а отсутствие трудовой книжки делает невозможным устройство на работу. Поэтому завербованным рабочим не остается ничего иного, как в тяжелейших условиях почти задаром трудиться на хозяина. Лагеря, где производят древесный уголь, называются batterias - батареи угольных печей. В них может быть от 20 и до нескольких сотен печей, а количество рабочих - от 8 до 40 человек. Угольные печи имеют круглую форму и сделаны из кирпича и глины. Они выстроены в длинную прямую линию - двадцать, тридцать, сорок отстоящих друг от друга на небольшое расстояние печей. Через узкое отверстие рабочие заполняют печь древесиной, складывая ее штабелями, очень тщательно, чтобы все дерево хорошо прогорело и превратилось в уголь. Затем отверстие закладывают кирпичами, замазывают грязью и в печи разжигается огонь. Древесный уголь получается за счет сгорания древесины при минимальном содержании кислорода. Если в печи попадает слишком много воздуха, древесина сгорает до золы. Если воздуха мало, она превращается в бесполезные обугленные деревяшки. Горение продолжается примерно два дня и все это время рабочие должны следить за температурой. Территория вокруг лагеря представляет собой угнетающее зрелище. Все деревья уничтожены, стоит неимоверная жара. Амазонские леса - сами по себе места с очень жарким климатом. Постоянно горящие печи, над которыми струится дым, делают жару возле них неимоверной. Рабочие, черные от копоти и мокрые от пота, вынуждены забираться в саму печь, чтобы выгрузить уголь. От жары они работают почти голыми и поэтому покрыты ожогами. Как правило, после нескольких месяцев работы у печей рабочие заболевают и их безжалостно выгоняют. Редко кому удается продержаться год, два года --почти рекорд. Зная, что сроки получения максимальной прибыли с рабочего очень коротки, gatos стремятся выжать из него все соки, заставляя работать и днем, и ночью практически без передышки.

Масштабы использования рабского труда в современной Бразилии ужасающи. Только в 1996 году в трех графствах штата Мату Гросу в 200 угольных лагерях содержалось более 10 000 человек, включая женщин и детей! А ведь добыча древесного угля производится и во многих других штатах Бразилии. Угольными лагерями далеко не исчерпывается список отраслей, активно использующих дармовой труд "рабов по контракту". Рабы трудятся на золотых приисках, рубят лес в Амазонии, срезают сахарный тростник на плантациях. Чаще всего попадают в кабалу индейцы, которые до сих пор остаются самой бесправной частью бразильского населения. С рабством в Бразилии пытаются бороться правозащитные организации и некоторые левые группы. Эти отважные люди стремятся рассказать всю правду о рабстве, несмотря на то, что это может стоить им жизни. Так, имена восьми активистов в небольшом городе Рио-Мариа в штате Пара внесены в списки "приговоренных к смерти" местной мафией, связанной с владельцами печей, а шестеро правозащитников уже убиты.

...и в России

"Рабство по контракту" - проблема не только бразильская. Как бы не стремилось российское правительство скрыть факты существования "рабства по контракту" в России, особенно в Москве, о нем все равно становится известно. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение, обращаются в кадровые агенства и другие фирмы, сулящие им большие деньги за "вахтовые работы" в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах.Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего. Отдельная тема - рабство у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие т.н. "бичи" и "бомжи" попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и содержа впроголодь. Случаи освобождения таких рабов имели место и в Ростовской области, в частности в Батайске и Шахтах, где во время рейдов по домам цыганских наркоторговцев милиция не раз обнаруживала в сараях содержимых на положении рабов мужчин и женщин - как правило, из категории бездомных или злоупотребляющих алкоголем людей.

Дети-рабы

В интересах наживы современные рабовладельцы, как и их предшественники тысячелетия и столетия назад, не гнушаются ничем. Они не останавливаются и перед использованием в качестве дармовой рабочей силы детей и подростков, которые разными путями попадают в рабство. В промышленности подневольный детский труд используется на некоторых предприятиях в азиатских, латиноамериканских и африканских странах. Печально известны фабрики, производящие фейерверки в районе города Шивакаси в индийском штате Тамил-Наду. Примерно 50 000 детей и подростков в возрасте от трех с половиной (!) до пятнадцати лет работают на производстве фейерверков. Занимая деньги в долг крестьянам окрестных деревень, агенты фабрик ставят их в кабальную зависимость. Расплачиваются родители не только своим трудом, но и своими детьми. Автобусы с агентами приезжают в деревню около 5 часов утра, ежедневно. Агенты забирают детей на фабрики, где они работают по 12 часов в сутки. Возвращаются домой дети только после семи часов вечера. В период перед национальным индийским праздником Дивали (Фестиваль огней) фабрики работают без выходных по 7 дней в неделю, а продолжительность рабочего дня увеличивается до 14 часов. Задача детей на фабриках - сворачивать и упаковывать в красочные обертки фейерверки. Со временем пороховая смесь разъедает кожу на детских пальцах и образуются волдыри. Их прижигают куском угля или сигаретой и продолжают работать. У долго работающих на фабриках детей пальцы превращаются в сплошное месиво шрамов, а порошкообразный хлористый калий, фосфор и окись цинка попадают в легкие, вызывая проблемы с дыханием и заражение крови.

Мало чем отличается от рабства труд детей, отдаваемых в качестве работников в чужие состоятельные семьи, в ряде карибских стран. Выполняя грязные домашние работы, эти дети не получают никакой оплаты, кроме скудной пищи, а вдобавок к этому не имеют права покинуть хозяина и часто подвергаются издевательствам и избиениям. Для многих быть отданным в чужую семью означает рабство вплоть до наступления совершеннолетия.

Наконец, в самых разных уголках планеты тысячи девочек и девушек похищаются, покупаются у родителей и принуждаются заниматься проституцией. В отсталых северных районах Таиланда девочку можно купить у ее родителей по цене цветного телевизора. Бордели Бангкока и других тайских городов, столь посещаемых западными туристами в поисках "восточной экзотики", наполнены насильно удерживаемыми девушками, большинству которых от 13 до 18 лет. Чем моложе девушка, тем выше ее стоимость и тем больше она приносит прибыли сутенерам. Но уже через два-три года таиландская проститутка заболевает СПИДом и ее выбрасывают на улицу умирать в нищете. Похищают и покупают девушек не только в азиатских странах, но и в бывших республиках Советского Союза, население которых живет далеко за чертой бедности. Русскими, украинскими, среднеазиатскими девушками уже наполнены публичные дома Европы, США, Израиля, арабских стран. Механизмы вывоза девушек за границу в качестве проституток освещались в прессе не раз, но, тем не менее, торговля живым товаром продолжается. Помимо вывоза девушек зарубеж, их похищают или сладкими обещаниями заманивают в Москву и другие крупные города России "на работу" якобы в качестве нянь, официанток, продавцов и т.д. На самом деле они попадают в положение сексуальных рабынь. Проституция приносит огромные доходы как непосредственно организующим и контролирующим ее криминальным группировкам, так и пронизанным коррупцией т.н. "органам охраны порядка", которые во многих странах сами мало чем отличаются от преступных банд.

Сопротивление рабству

С рабством в современном мире пытаются бороться многие правозащитные, религиозные и политические организации. Надо отдать должное мужеству людей, которые не боясь угрозы ареста или физической расправы, находят в себе силы и смелость открыто выступать против тщательно скрываемых правительствами, капиталистами и криминалом фактов рабства. Конечно, побороть рабство эти люди только своими усилиями не в состоянии. Но они делают очень важную и необходимую работу - собирают по крупицам всю информацию, которая становится благодаря им известна более широким кругам общественности. Часто сбор информации может запросто стоить им жизни, но они бесстрашно интервьюируют бразильских угольщиков и мавританских рабов, выдавая себя за посетителей борделей, расспрашивают проституток, проникают под видом ученых или туристов в самые небезопасные "горячие точки" планеты. Честь и хвала этим людям!

Но, к сожалению, ни правозащитники, ни христианские миссионеры, как бы они не были искренни в своем стремлении освободить часть людей от рабства, саму систему бесчеловечного владения людьми перебороть не в силах. Для того, чтобы полностью освободить рабов и для того, чтобы сделать невозможным явления вроде рабства, необходима смена всей социально-экономической системы. Пока одна минимальная часть людей будет, проживая в нескольких европейских или американских центрах, эксплуатировать миллиарды других жителей планеты, пока безумие капиталистической гонки за прибылью будет уничтожать лесные массивы и превращать некогда цветущие земли в безжизненные пустыни, почва для рабства будет существовать. Только уничтожение капитализма как системы эксплуатации человека человеком (что уже есть рабство) и только борьба с иерархическим и авторитарным устройством общества смогут положить конец рабству во всех его проявлениях.