Сообщение настоящее и будущее профессия архитектора. Архитекторы

Ландшафтный архитектор имеет дело с садово-парковым искусством. Он работает с проектными чертежами, на которых фиксирует все составляющие будущей композиции, включая состав трав и породы деревьев.

Архитектор промышленного строительства работает со зданиями в области взаимодействия производства и человека. Именно он решает, как расположить предприятие так, чтобы это было правильно как с экологической точки зрения, так и для рациональной организации технологического прогресса.

Архитектор-реставратор занимается реконструкцией дает им новую жизнь. Он способен сохранить величие и возвратить красоту зданию, приспособив его вместе с тем к современности.

Жилья - самая востребованная из специализаций. Этот специалист может найти работу как в большом городе, так и в небольшом поселке, так как его может привлечь строительство простых жилых домов, коттеджей и прочих обычных зданий.

Среди смежных профессий - дизайнер интерьера и инженер-строитель.

Профессия архитектор: история

Много лет назад, когда первые города только начали появляться, возникла необходимость в правильной их организации. Для этого нужны были люди, которые смогут взять во внимание все особенности местного ландшафта и смогут спроектировать дома так, чтобы они были и красивыми, и функциональными, и практичными. Именно в те времена и появились архитекторы. До наших дней дошли интересные истории о первых способах работы с проектированием: когда Александр Македонский решил основать город, он созвал всех градостроителей и приказал им предоставить по плану местности. Так как под рукой не оказалось мела, архитекторам пришлось наметить контуры плана на черной земле при помощи ячменного зернышка.

Естественно, сегодня архитектор - профессия более современная, и существует множество новых методов работы. В наше время для проектирования зданий используется компьютерная техника. Однако с одним компьютером далеко не пойдешь, так как у представителя этой нелегкой профессии должен быть определенный склад ума.

Профессия архитектор: основные обязанности и личные качества

В обязанности современного архитектора входит создание основной концепции будущего здания, ее вида, а также соединение всевозможных нюансов в единое целое. Давайте перечислим обязанности архитектора, которые предопределяют смысл его работы. Итак, архитектор обязан:

Разрабатывать проектные предложения, генеральные планы и макеты предприятий, строений, ландшафтных панорам и прочего;

Разрабатывать рабочую документацию и выполнять техническое руководство при проектировании объекта;

Контролировать соответствие использования материалов существующим нормам;

Участвовать в проведении исследований и поиске более удобных проектных решений.

Среди качеств, которые необходимо иметь для того, чтобы стать успешным архитектором - творческое и художественные и математические способности, хорошее представление пространства, хорошее зрение, убедительная речь, внимание, умение управлять собой и организовывать свою работу, умение понимать других людей и их желания, способность принимать решения и иметь свое мнение, усидчивость.

Профессия архитектор: плюсы и минусы

Несомненным плюсом профессии является высокий доход. Кроме того, работа эта считается очень престижной. Есть возможность работать за границей. Возможность творческой реализации.

Однако нужно быть готовым к повышенной интеллектуальной нагрузке, моральной и материальной ответственности. Архитектор ответственен за жизнь и здоровье людей, которые будут проводить время в будущем строении.

Структура, представляющая основные подсистемы профессиональной деятельности архитектора, должна быть дополнена структурой его профессионального развития. Для ее выявления необходим всесторонний учет совокупности факторов, влияющих на становление и развитие архитектора. Комплекс таких внешних и внутренних факторов состоит из четырех основных групп - социально-экономические, социально-психологические, учебно-образовательные и проектно-производственные факторы, и ряда дополнительных - национальные, региональные факторы, социальный статус, престиж профессии и т. д.

Присвоение профессиональной деятельности под воздействием формирующих факторов осуществляется в двух направлениях: развития и формирования профессиональной индивидуальности («субъ- ективация»), т. е. «материализации» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и развития и формирования личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщения будущего архитектора к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития архитектора, так как для архитектора как для индивида характерно утверждение себя как специалиста-профессионала, а для архитектора- личности характерна готовность к преодолению профессиональных стереотипов, к саморазвитию и развитию профессии.

Возможность для индивида стать личностью и несоответствие развития личностной и индивидуальной сторон профессиональной деятельности связаны с тем, что это развитие происходит в различных структурах: профессиональная специализация (индивидуальное, точнее, «индивидное» развитие) в настоящее время осуществляется преимущественно в формализованных структурах профессии, архитектор же как личность формируется в неформализованных структурах социокультурной и общественной деятельности.

Выделяя таким образом в процессе развития архитектора «формальную» и «неформальную» структуры, рассмотрим, как они отражаются в этапах процесса развития. На этапе формирования-становления происходят последовательное приобщение субъекта к профессиональному и социокультурному опыту, включение в соответствующие коммуникационные системы в результате специально-организованного обучения. На этапе развития-совершенствования на основе усвоенного ранее профессионального опыта происходят дальнейшая профессионализация и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности. При этом этап формирования-становления в большей мере отражает пространственно-временное формирование архитектора (уровни развития), а этап развития-совершенствования - качественные состояния архитектора (его социальные и профессиональные типы).

В целостном процессе формирования названных выше профессиональных характеристик могут быть выделены допрофессионалъный и профессиональный периоды. Рассматривая допрофессиональный период, связанный с некоторыми формами довузовской подготовки (школы, студии и т. д.), необходимо выделить его высший уровень - категоризацию, означающую психологический переход от самых общих недифференцированных (и зачастую неверных) представлений о будущей профессии к профессиональной направленности на освоение структуры профессиональной деятельности.

Период профессионализации, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного целенаправленного развития, освоения деятельности. Нами выделяются три основных уровня профессионализации: предметный, теоретический и практический, на каждом из которых формируется и закономерно трансформируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения специфического для каждого уровня круга профессиональных задач.

Рассматривая процесс освоения деятельности как процесс интерио- ризации ее внешней предметной формы и экстериоризации внутренних потенций сложившихся возможностей, отметим, что на начальных этапах обучения внешняя предметная деятельность не столько средство объективации содержания мыслительной деятельности индивида, сколько исходный пункт формирования системы профессиональных характеристик. В этом заключается базовая роль «предметного» уровня профессионализации.

Усвоение характеристик предметной деятельности (ее визуальноизобразительных и логико-семантических средств) создает основу для формирования комплекса характеристик идеальных действий, в связи с чем можно говорить о формировании основ архитектурного мышления.

В это время происходит начальное приобщение индивида к социокультурному контексту профессии - формируется комплекс ценностных ориентиров, мотивов, потребностей. Элементарные профессиональные характеристики формируются в виде системы начальных представлений и понятий, причем их реализация на этом этапе возможна лишь в формах, воспроизводящих профессионально значимые аналоги и образцы.

Следующий уровень профессионализации - «теоретический» отражает результаты интериоризации - формирования внутреннего плана действия в формах и методах профессионального мышления и деятельности. Это формирование как процесс и результат освоения содержания профессиональной деятельности осуществляется, как правило, в «искусственных» условиях целенаправленного обучения, отражающего наиболее характерные проектные ситуации, благодаря чему складывается основной каркас профессиональных характеристик, вырабатывается профессионально-определенный тип мышления и нормативно-заданные методы деятельности. Предел этого уровня развития - потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности.

Основы социокультурной деятельности, осваиваемые на данном уровне развития особенно в современных условиях, связаны с ориентацией будущего архитектора на научно-исследовательскую деятельность, однако фактически в сложившихся условиях эта сторона деятельности не выходит за рамки репродуктивной.

Следующий уровень профессионализации - «практический» характеризуется как наиболее значимый в творческой биографии архитектора, так как здесь формируются потенциальные возможности для перехода к качественно иному этапу овладения деятельностью профессионального совершенствования. В этот период происходит формирование ядра зрелой личности специалиста, образуемого складывающейся иерархией ценностей. Эти характеристики в дальнейшем становятся первичными, активизируя, в свою очередь, развитие профессиональных качеств и способностей.

В зависимости от более или менее выраженной установки на развитие в профессиональном плане, отражающей индивидуальные особенности специалиста, можно говорить либо о дальнейшем прогрессе, обеспечивающем переход на новый уровень развития, либо о стабилизации профессионального развития. Однако даже в этом случае сохраняется потенциальная возможность углубления и совершенствования имеющихся профессиональных качеств.

Со вторым этапом в ходе профессионального развития - совершенствованием - связана не столько еще более высокая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности творчества архитектора. Условно здесь можно выделить два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации на данном этапе характеризуется «свертыванием» полученных знаний и методов и соответственно укрупнением комплексов профессиональных характеристик, установлением между ними системных связей, что обеспечивает возможности выработки категориальных оснований индивидуального «почерка», стиля деятельности. Интенсивное творческое самоопределение стимулирует формирование способности к управлению собственными и производственными связями в многообразии профессиональных ситуаций, что создает основу для развития организационно-управленческих качеств деятельности.

На этом уровне начинают складываться определенные типы деятельности, которые характеризуются выраженной специализацией как общественных, так и производственных функций.

Важнейшая особенность того или иного типа архитектора - доминирование определенных качеств, связанных с инициативностью и установкой на профессиональное лидерство в избранной сфере деятельности. Профессиональные характеристики на этом уровне организуются в функциональные комплексы, обеспечивающие архитектору возможность оперировать более крупными блоками (единицами) профессионального мышления и являющиеся необходимым условием творческой деятельности. Общие для данного уровня развития личностные и профессиональные характеристики получают конкретную и специфическую реализацию в деятельности архитекторов разных типов.

Следующий уровень - уровень мастерства - определяет высшую степень профессионализма, когда архитектор в равной степени владеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, т. е. сочетает в себе все многообразие типов профессиональной индивидуализации, выделенных характеристик связано с ярко выраженной личностной направленностью и «персонификацией» творчества архитектора и соответственно - с его меньшей зависимостью, «отвязанностью» от внешних условий деятельности. На этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы. Известный советский архитектор И. В. Жолтовский в свое время подчеркивал, что свобода подлинного мастера «дается в результате долгой и упорной работы и... обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (154, т. 1, с. 34].

Естественно, что архитектурное проектирование как деятельность сложившаяся, так сказать, «ставшая» по своей структуре и механизмам регуляции качественно отличается от своего «прообраза» - учебного проектирования - ведущей, профилирующей дисциплины в подготовке профессионального архитектора. Но именно от психологически обоснованной организации учебного проектирования существенно зависит будущий творческий потенциал архитектора. Поэтому психолого-педагогическое исследование закономерностей трансформации учебного проектирования в профессиональное творчество архитектора, изучение психологических предпосылок и условий становления творческого метода архитектора, анализ основных средств проектной деятельности студента-архитектора представляются значимыми и актуальными не только для развития психологической теории профессионального обучения в высшей школе и психолого-педагогической науки в целом, но и для практического совершенствования архитектурного образования.

Профессия архитектор - одна из древнейших. В странах Древнего Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Древней Греции (V-II вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании архитектурного образования в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия "Десять книг об архитектуре" (2-я половина I в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт архитектурного образования в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Ближнего Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система архитектурного образования получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника - для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8-10 лет.

Истоки архитектурного образования в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, "архитектурных команд" слились в команду выдающегося архитектора Д.В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана "Академия трёх знатнейших художеств", преобразованная в 1764 в Академию художеств во главе с А.Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М.Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки). философское профессия архитектор инженерная

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы архитектурного образования был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - Московский архитектурный институт, который стал центром архитектурного образования в стране.

За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

Сегодня трудно судить о времени зарождения искусств и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий.

История развития инженерного дела берет свое начало со времен зарождения цивилизаций (в Египте - 2 тысячелетие до н.э.) Развитие земледелия вызвало необходимость перехода к оседлому образу жизни, а вместе с тем к оборудованию жилища. Переход первобытных общин к оседлости дает возможность развитию, наравне с земледелием, живот­новодству, гончарным, прядильным, ткацким, мельничному и кузнечному ремеслам. Такая дифференциация трудовой деятельности была вызвана потребностью создания орудий труда, необходимых для каждого ремесла.

Человечество всегда гордилось своими техническими достижениями. При обновлении техники бережно относились к сохранению достижений былых времен. Древнему миру мы обязаны многими техническими от­кры­тиями, определившими судьбу нашей цивилизации. Первые египетские пи­рамиды строились примерно 3 тысячи лет до н.э. Для сооружения самой вы­со­кой из них - пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) - потребовалось 2330000 каменных глыб, средний вес которых равен 2.5 тоннам. При со­оружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков сотен тонн. Это свидетельствует о том, что народы, создававшие великие цивилизации, уже тогда были хорошо знакомы с такими механическими орудиями, как рычаг и клин. Величайшим открытием того времени является колесо.

Сложно однозначно определить дату появления колеса. Большинство ученых полагает, что колесо (или круг) впервые применили около 3500 г. до н.э. гончары в Месопотамии (современный Ирак), либо в центральной или Восточной Европе. Первый датированный документ об использовании колеса для перевозки - месопотамская мозаика (3200 г до н.э.). На ней изображена повозка на цельных колесах.

Однако безвестные изобретатели того времени не называли себя инженерами. Впервые инженерами стали называть группу людей, имеющих определенную квалификацию и находящихся на службе при армии с целью обеспечения различных технических работ, в Древнем Риме. В функции инженеров того времени входило строительство мостов, каналов, резер­вуаров, акведуков, дорог, туннелей, гаваней. Они конструировали большие дренажные системы, фортификационные сооружения, руководили созда­нием и эксплуатацией военных машин.

Труд инженеров уже тогда, несмотря на низкую степень разделения труда, должен был быть отнесен к преимущественно умственному: ин­женеры не строили сами, а руководили постройкой, проектировали соору­жения. Вместе с тем их труд был далек от труда ученых, он практически не основывался на теоретических знаниях, а был продуктом интуиции и опыта. Инженеры этого периода занимали промежуточное положение между учеными и ремесленниками. Их главной миссией было исполь­зование известных приемов постройки и создания техники, а также технологический контроль процесса производства.

В античном обществе не существовало профессиональной группы, исключительной функцией которой была бы разработка новой техники. Эту задачу решали представители разных социальных групп: крупные изобретения, основанные на сознательном использовании законов и принципов теоретической науки, рождались в наиболее образованном слое общества, в его интеллектуальной элите. Например: Архимед был сыном сиракузского тирана, Ктезибий - другой гениальный механик и инженер - служил при дворе и занимался изготовлением диковинных игрушек-автоматов.

Изобретения не столь значительные, а также многочисленные технические усовершенствования были плодом деятельности инженеров и ремесленников, стоящих весьма близко друг к другу в социальной иерархии.

Единственной сферой, где чувствовалась острая потребность в изобретениях, было военное дело. Античные общества, с их развитой системой рабства, требовали постоянного пополнения армии рабов, а это значит ведения войн. Развитие технических средств нападения и защиты, создание новых видов оружия, возведение бастионов, изготовление средств для разрушения укреплений и т.п. стало основным делом инженера. От оснащения армии зависело существование государства, т.к. решался вопрос о его жизни или смерти. Поэтому армию по праву можно считать колыбелью инженерной профессии.

В римской армии по мере развития средств вооруженной борьбы формируются два типа инженерных задач: первый связан с фортификацией, второй - с артиллерией.

Фортификационные инженеры представляют собой группу хорошо обученных специалистов, знающих, как надо строить дороги и мосты, акведуки и туннели. Под руководством военных инженеров в Риме часто велось гражданское строительство, использующее дешевый неква­ли­фицированный труд рабов и легионеров. Высокий профессиональный уро­вень инженеров этого периода может быть подтвержден сохранившимися до настоящего времени крупными ансамблями, амфитеатрами (Колизей в Риме), театрами, термами, крытыми рынками, инсулами (5-6 этажные дома для малоимущих). Древнейшие каменные здания уже тогда возводились на плоских каменных глыбах, служивших фундаментом для каменных стенных блоков. В качестве вяжущих материалов римские строители использовали бетон. С падением Римской империи использование бетона прекратилось и возобновилось лишь в XVIII в. в западноевропейских странах.

Античные армии располагали богатым арсеналом военных машин, применяемых в осадной войне. В V в. до н.э. в Греции использовались различные машины для метания дротиков, камней, зажигательных сна­рядов. До нас дошло имя инженера Диада, служившего при Александра Македонском, который руководил осадой Тира и других городов и широко использовал изобретенные или усовершенствованные им военные механизмы. Наибольшего расцвета военная техника достигла в римской армии. Каждый легион имел “артиллерию” в виде 55 карбаллист, метавших тяжелые стрелы и 10 ангар - метавших тяжелые камни. Баллисты и ангары перевозились на вьюке или на телеге с воловьей упряжкой и требовали до 11 человек прислуги каждая. (Баллиста - древняя метательная машина. Приводилась в действие силой упругости скрученных волокон. Дальность метания тяжелых стрел - окованных железом бревен длинной до 3.5 м достигала 400-800 м.). Римские метательные машины достигали гигантских размеров. Так, например, гелёполь имела девять этажей и приводилась в действие усилиями 3400 человек (гелёполь - передвижная многоэтажная баш­ня, применяющаяся при осаде крепости. Башня имеет бревенчатый кар­кас с междуэтажными перекрытиями. В стенах каждого этажа устраивались отверстия для стрельбы - бойницы. На верхних этажах находились пере­кладные мостики для перехода из гелёполи на крепостную стену).

Таким образом, мы можем судить, что легионеры армии античного мира обладали достаточно обширными знаниями, позволявшими им решать сложнейшие задачи создания военной техники и осуществлять строительство как военных сооружений, так и строительство культовых и жилищных объектов. Люди, обслуживавшие военные машины, были не солдатами, а военными ремесленниками - фабри и составляли особую цеховую корпорацию. Руководители бригад фабри не имели армейского чина, а относились к мастерам.

Подъем на качественно новый технический уровень строительства в III-I вв. до н.э. обуславливает появление в обществе гражданских инженеров. В ходе дальнейшего разделения труда среди гражданских инженеров происходит выделение двух относительно самостоятельных отраслей строительного дела: строительство жилых зданий закрепляется за ар­хитекторами, строительство коммунальных, ирригационных и тран­спорт­ных сооружений за инженерами.

Под “архитектурой” в античном обществе понималась вся совокупность технических наук того времени: строительство, создание кораблей, машин, конструирование часов. Мастерству архитектора придавалось большое значение и его в Риме называли руководителем строительства. Считалось, что для получения этой профессии необходимы: врож­денные способности, знания и опыт. Причем, кроме знаний при­кладных и практических, архитектор должен был быть и философски образованным человеком.

Для получения теоретических знаний и формальных документов, удостоверяющих получение необходимых знаний, в этот период еще не было государственных институтов, и система подготовки во многом напоминала цеховую: “ученик - подмастерье - мастер”. В этот период происходит разделение труда по уровню его сложности. Наиболее простые операции достаются ученикам, более сложная работа поручается подмастерьям, а самый квалифицированный труд ремесленники-мастера оставляют за собой. Но в некоторых областях инженерного дела появились и анонимная литература и авторские работы. До нашего времени дошли авторские работы Марка Витрувия Поллиона - “Десять книг об ар­хи­тектуре”. Встречаются ссылки на работы более раннего периода (например, Дилона “О пропорциях священных построек”, Силена “О пропорциях коринфских построек”), в которых приводились чертежи и расчеты. В этот период появляются и первые теоретические труды по физике, механике - Аристотель (384-322 г. до н.э.) - “Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “О метеорах”; Архимед (287-212 г. до н.э.) - трактат “О равновесии плоских фигур или о центрах тяжести плоских фигур”, трактат “О плавающих телах”; Герон Александрийский (I в. н.э.) - “Механика Герона”, состоящая из 3-х книг (1-я книга - теоретические вопросы, 2-я - описание рычага, клина, ворота, винта и блока, 3-я книга - описание приборов для поднятия тяжестей). Герону принадлежат и первые труды по прикладной механике. В трактате “Пневматика” описаны механизмы, приводимые в движение нагретым или сжатым воздухом или паром, трактат “Об автоматах” содержит описание некоторых самодвижущихся приборов и автоматов, трактат “Белопойика” содержит описание основ античной артиллерии, конструкции луков, катапульт и других видов оружия. Им были созданы: сифон - для автоматического открывания дверей храма; эолипил - прибор, явившийся прообразом паровой турбины; годомер - устройство для автоматического отсчета пройденного экипажем расстояния; автомат для продажи священной воды и др.

Наличие первых теоретических разработок античного мира позволило архитекторам и гражданским инженерам накапливать тео­ре­тические знания, изучая опыт предшественников. Однако, ни архитекторы, ни инженеры античного мира не были отнесены к ученым мужам, их считали “заурядными работягами”, людьми второго сорта, находящимися ближе к ремесленникам.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что античное ра­бо­владельческое общество является прародителем инженерного дела т.к. именно в этот период инженерное дело впервые приобрело признаки профессии: регулярное воспроизводство, доход от занятия, систему полученния знаний. В период расцвета Римской империи инженеры ста­новятся многочисленной группой. Происходит внутрипрофессиональное разделение труда: наряду с военными инженерами появляются инженеры гражданские, специализирующиеся в строительстве, коммунальном хо­зяйстве, мелиорации и ирригации. Однако этот период относится к доинституциональному, т.к. не определены каналы рекрутации и не решены проблемы формализации образования.

Архитекторы (греч. αρχη - здесь: основа, происхождение; и лат. tectum - дом, укрытие) (народная этимология) - люди, которые занимаются архитектурой, то есть, разработкой планов, объемных форм зданий и расчетом их конструкций.

Изначально это греч. слово означало главу плотников. Плотники в Древней Греции были ещё и каменщиками.

В русском языке слово «архитектор» появилось на рубеже XV и XVI веков; первыми «архитектонами» в летописях записаны итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый, Алевиз Новый. До этого использовались термины «муроль» и «палатных дел мастер».

В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: на «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий - «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.

К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии, такие как дизайнер по интерьеру или ландшафтный дизайнер. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования и продумывающих принципы реализации этих требований. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.

Специалисты шутят, что профессия архитектора более ответственна, нежели врача, поскольку последний может скрыть свою ошибку, а ошибка архитектора остается на всеобщем обозрении многие годы.

Архитектор это технолог окружающей среды. Основная задача архитектора заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно - планировочных решений окружающей среды необходимых для нормального функционирования человека.

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры. Притцкеровская премия считается аналогом Нобелевской премии.

В последнее время практически обязательным требованием к архитекторам становится знание компьютерных программ, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов, — AutoCAD и 3D Studio MAX (реже встречаются Arcon и ArchiCAD). Надо отметить, что значительная часть студентов, получающих образование архитектурного профиля, достаточно хорошо знают и обычные программы, позволяющие работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.).

Архитектор должен знать:

Методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов.

Технические, художественные, экономические, экологические, социальные и другие требования, предъявляемые к проектируемым объектам.

Специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных и других условий реализации градостроительных и архитектурных решений.

Виды и свойства строительных материалов и конструкций.

Требования охраны окружающей среды.

Передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства.

Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов.

Стандарты, технические условия и другие требования к разработке и оформлению проектно-сметной документации.

Технологию строительства.

Технические средства проектирования и строительства.

Основы экономики, организации труда, производства и управления.

Законодательство о труде.

Правила и нормы охраны труда.

Ведущий вуз России, готовящий специалистов подобного рода и имеющий мировую известность — МАРХИ (Московский архитектурный институт). Надо заметить, что с течением времени архитектурное образование становится, условно говоря, менее художественным и более строительным. Лишь небольшой части выпускников удается найти работу именно архитектурного профиля, большинство становится просто дизайнерами.

Требования к квалификации

Архитектор: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Места работы - в государственных организациях, частных бюро.

Зарплата архитектора высокая. Заработная плата архитектора частного бюро чаще всего сдельная. Он получает процент от суммы заказа.