Формы, виды и способы статистического наблюдения. По функциональному назначению

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПЕРВИЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

В соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Согласно Методических указаний Минфина Республики Беларусь по инвентаризации имущества и финансовых обязательств объектами инвентаризации могут выступать :

1) Все имущество организации независимо от его местонахождения;

2) Все виды финансовых обязательств организации;

3) Имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (на ответственном хранении, арендовании, полученное для переработки);

4) Имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В ходе проведения инвентаризации решаются следующие задачи :

· Выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объектов незавершенного производства;

· Контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем составления фактического наличия с данными бумагами бухгалтерского учета;

· Выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

· Проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном и валютном счетах, других счетах в банке, денежных средств в пути, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской и кредиторской задолженности;

· Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация классифицируется по следующим признакам

1) Виды проводимых инвентаризаций :

· Полные инвентаризации, когда проверяются все виды средств и источников;



· Частичные (выборочные, когда проверкой охватываются только отдельные виды средств и их источников).

2) По частоте или периодичности проведения различаются инвентаризации, которые проводятся:

· Ежемесячно (инвентаризация незавершенного производства, необходимого для расчета себестоимости НЗП);

· Ежеквартального (инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия);

· Ежегодно (инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, но не ранее, чем по состоянию на 31 октября каждого года).

3) По организационному признаку инвентаризации могут быть :

· Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится с целью дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества (денежных средств в кассе и материальных ценностей на складах предприятия);

· Плановая инвентаризация проводится в соответствии с утвержденным руководителем порядком, с указанием конкретного срока ее проведения.

4) Разновидности проводимых инвентаризаций :

a. Инициативная инвентаризация (проводится по решению руководителя предприятия);

b. Обязательная инвентаризация, которая проводится в следующих случаях:

· При смене собственника предприятия или реорганизации предприятия;

· При ликвидации предприятия;

· Перед составлением годовой отчетности;

· При смене руководителя предприятия;

· По решению суда;

· При установлении фактов хищений, злоупотреблений имущественного характера, порчи имущества;

· При уничтожении имущества в результате пожара, стихийного бедствия.

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год определяет руководитель предприятии одновременно с принятием учетной политики предприятия.

Для проведения инвентаризации руководителем предприятия назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия , в состав которой в обязательном порядке входят:

· Руководитель предприятия или его заместителя;

· Главного бухгалтера;

· Начальников структурных подразделений;

· Представителей общественности (незаинтересованное лицо);

Проверка должна проводиться в присутствии материально-ответственного лица в подотчете у которого находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие комиссии в составе:

· Представителя руководителей предприятия (председатель комиссии);

· Специалистов (бухгалтер, экономист, инженер, технолог, товаровед).

В состав комиссии включаются опытные работники предприятия, знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием признания инвентаризации недействительными.

Состав комиссии, порядок ее проведения устанавливается приказом руководителя предприятия, в котором должно быть указано :

1) Состав центральной и рабочей комиссии;

2) Перечень инвентаризуемого имущества;

3) Сроки проведения инвентаризации (дата начала и окончания);

4) Причины инвентаризации.

До начала проведения инвентаризации в инвентаризационную комиссию передаются все приходные и расходные кассовые документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии их визирует с указанием: «До инвентаризации на «__»________20__г.». Это является основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.

С материально-ответственного лица берется расписка о том, что на начало инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

До проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия обязана:

1) Опломбировать подсобные помещения, имеющие отдельные входы и выходы;

2) Проверить исправность всех весоизмерительных приборов.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии, должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе комиссии (в обеденное время, ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В результате обязательного подсчета, взвешенная членами инвентаризационной комиссии в инвентаризационной описи (бланк унифицированной формы) записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности реальных учтенных финансовых обязательств.

Документ, который создан в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной классификации видов и разновидностей документов.

Важнейшим признаком для классификации документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться по: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам.

По наименованию существует множество разновидностей документов. Вот лишь некоторые из них: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом "конфиденциально".

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.

Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.

Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т. к. экономят время на подготовку.

Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.

Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.

Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 содержит такие классы документов:

банковская документация;

финансовая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация труда, социальных вопросов и социальной защиты населения;

документация бытового обслуживания населения;

документация Пенсионного фонда;

словарно-справочная документация.

Системы документации

Согласно Государственному классификатору управленческой документации Украины ДК 010-98, система документации - это совокупность взаимосвязанных документов, которые используются в определенной сфере деятельности.

Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т.п.). Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительная, плановая, отчетностатистическая и др., т.е. присущие всем органам управления. Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств), принято считать отраслевыми. Можно выделять различные подсистемы документации по уровням управления, они между собой тесно связаны, и их трудно разграничить.

У нас в стране в связи с развитием автоматизации управленческих процессов разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами. Документы различных систем должны иметь унифицированную форму.

Унифицированная система документации (УСД) - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 выделяет такие системы документации:

организационно-распорядительная документация;

первично-учетная документация;

банковская документация;

финансовая документация;

отчетно-статистическая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения;

документация по бытовому обслуживанию населения;

бухгалтерско-учетная документация;

документация по Пенсионному фонду;

информационно-справочная документация.

Организационно-распорядительная документация - система документации, используемая для решения организационно-распорядительных заданий управления.

Организационно-распорядительная документация выделяется из единой по своей информационной природе документации в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство.

Органы государственной власти и государственного управления Украины, все учреждения, организации и предприятия отражают свою деятельность в распорядительных документах. В соответствии с положениями о государственных органах классифицируются и распорядительные документы.

К распорядительным документам, отражающим административно-управленческую деятельность учреждений, относятся:

постановления - правовые акты, принимаемые высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящими перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения.

решения - правовые акты, принимаемые исполнительными комитетами. Решения оформляют также результаты деятельности и других коллегиальных органов - коллегий, министерств и ведомств, научных советов и т.п.

распоряжения - акты управления государственного органа, имеющие властный характер, присвоенные должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющие обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано.

уставы - своды правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.

положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства, единого органа, структурного подразделения (комиссии, группы).

приказы - акты, издаваемые руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов, руководителями учреждений, объединений, организаций и предприятий, действующими на основе единоналичия. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом.

инструкции - правовые акты, издаваемые органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные вопросы, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов.

протоколы - документы, фиксирующие ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

докладные и объяснительные записки: докладные записки - документы, адресованные руководству и излагающие какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя; объяснительные записки - 1) документы, поясняющие содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта); 2) сообщения должностного лица, поясняющие какое-либо действие, факт, происшествие, представляемые вышестоящему должностному лицу.

акты - документы, составленные несколькими лицами и подтверждающие установленные факты или события.

отчёты и др.

Первично-учетная документация - система документации, используемая для управления производственно-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, всех форм собственности.

Банковская документация - система документации, используемая для осуществления расчетно-денежных операций через банки.

Финансовая документация - система документации, используемая для организации финансовых взаимоотношений субъектов экономики.

Отчетно-статистическая документация - система документации, используемая для решения задач государственной статистики и получения статистической информации.

Отчет - документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определенный период времени. Отчетная документация учреждения состоит из нескольких комплексов документов: государственная статистическая отчетность; ведомственная отчетность; внутриучрежденческая отчетность.

Формы документов государственной статистической отчетности разрабатываются Госкомстатом Украины и являются обязательными для всех учреждений, организаций и предприятий. Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются министерствами и ведомствами. Центральный банк Украины, Государственная налоговая служба Украины и Министерство финансов Украины представляют формы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций. Формы ведомственной отчетности готовят федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют отраслевое управление.

Государственная статистическая и ведомственная отчетность представляется в установленные сроки соответствующим территориальным органом. По срокам представления она может быть декадной, месячной, квартальной, полугодовой и годовой.

В каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов, заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства данной или вышестоящей организации. Внутриучрежденческие отчетные документы могут называться: отчет или справка отчетного характера.

Государственная статическая и ведомственная отчетность составляется на основе утвержденных унифицированных форм и в соответствии с утвержденными нормативными документами.

Плановая документация - система документации, используемая для решения задач прогнозирования и планирования развития экономики.

Результаты планирования фиксируются в плановых документах, которые имеют следующие названия: план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема.

Особенность плановых документов в том, что они всегда составляются на какой-либо определенный срок: несколько лет, год, полгода, квартал, месяц или на период выполнения конкретного вида работ.

Федеральные планы, программы, генеральные схемы разрабатываются по решению Правительства Украины одним или несколькими министерствами или ведомствами. Проекты до их представления в Правительство Украины на утверждение в обязательном порядке проходят стадию согласования со всеми заинтересованными учреждениями. Утверждаются федеральные программы, планы и генеральные схемы постановлениями Правительства Украины.

Отраслевые планы и программы разрабатываются органом исполнительной власти, для подведомственных учреждений и организаций. Утверждаются руководителем органа исполнительной власти (министерства или ведомства) и являются обязательными для выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются администрациями краев, областей, районов, городов, и других территориальных образований и действуют в рамках территории. Как правило, они касаются вопросов социального и экономического развития и благоустройства территорий.

Планирование деятельности отдельной организации, как правило, осуществляется в форме плана, программы или графика. При наличии в учреждении коллегий, советов, комиссий их деятельность также планируется.

Разрабатываются плановые документы руководством с привлечением квалифицированных специалистов и обязательно проходят стадию согласования и утверждения.

Программа подписывается руководителем подразделения, ответственного за разработку программы. Утверждаются программы руководителем вышестоящей или данной организации или коллегиальным органом (собранием, советом, коллегией и т.п.).

План - документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объем, сроки, ответственных исполнителей. Форма планов, как правило, табличная.

Планы организаций оформляются на общем бланке. Обязательными реквизитами плана являются: наименование организации, название вида документа, дата, номер документа, место составления плана, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Планы структурных подразделений оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Планы работ или мероприятий подписываются руководителями подразделений-разработчиков, утверждаются планы руководителем вышестоящего органа или данной организации.

Ценовая документация - система документации, используемая для решения задач анализа цен и ценообразования.

Ресурсная документация - система документации, используемая для решения задач управления ресурсами.

Торговая документация - система документации, используемая для решения задач управления торговлей.

Все торговые операции, осуществляемые предприятиями, должны в обязательном порядке быть оформлены документально. Особенно внимание необходимо уделить юридическим документам, так как без них эти операции будут недействительны.

Существующим законодательством предусмотрены специальные правовые нормы для оформления торговых документов, то есть, если их не придерживаться, документ не будет иметь юридическую силу. К ним можно отнести: содержание, форма, порядок оформления и исполнения, также регламентируемые законодательством.

В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности торговые предприятия вступают со своими партнерами во взаимоотношения. Сперва следует заключение договоров, а потом производятся расчеты.

В торговой деятельности предприятия чаще всего употребляют договора купли-продажи. По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, т.е. полное хозяйственное ведение или оперативное управление покупателя, а покупатель обязуется принять имущество и доплатить за него определенную цену.

Составление договора является сложной и ответственной частью заключения сделки.

Договор выполняет следующие функции:

Юридически закрепляет отношения между партнерами, придавая им характер, обязательность выполнения которых защищено законом;

Определяет порядок и способы выполнения обязательств;

Предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Долгосрочные контракты позволяют предприятию планировать деятельность, определять перспективы развития. Все аспекты хозяйственных отношений, не отмеченные в договоре, регламентированы действующим законодательством, т.е. есть определенные требования к действию договоров.

Документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения - система документации, используемая для решения задач управления трудовыми ресурсами и социальной защитой.

Документация по бухгалтерскому учету - система документации, используемая для решения задач бухгалтерского учета бюджетных и хозрасчетных учреждений и организаций.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Основные признаки, по которым классифицируются бухгалтерские документы:

по назначению;

По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.

Распорядительными называются такие документы, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хозяйственной операции. Их основное назначение - передача указаний руководящих работников непосредственным исполнителям. Многие операции совершаются только при наличии соответствующего распорядительного документа.

К числу распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, записи о приеме и увольнении с работы, об отпуске.

Эти документы еще не содержат в себе подтверждения фактов совершения операций, поэтому сами по себе они не могут служить основанием для отражения операций в учете.

Оправдательными (или исполнительными) называются документы, оформляющие уже произведенные операции. Они составляются в момент совершения операций и подтверждают факт выполнения приказа или распоряжения. Например, расчетные ведомости по заработной плате, накладные, акты, счета-фактуры, квитанции, свидетельствующие о приеме ценностей, и многие другие.

Документами бухгалтерского оформления называются такие документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних.

Документы бухгалтерского оформления составляют в бухгалтерии на основании ранее оформленных распорядительных и оправдательных документов. Они предназначены для отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах с целью ускорения учетного процесса. В этих документах нет распоряжения на проведение хозяйственной операции и нет подтверждения факта ее совершения. Например, расчет суммы претензии по иску, расчет износа основных средств и нематериальных активов, расчеты товарных потерь и т.д.

К документам бухгалтерского оформления относятся также бухгалтерские справки. Они составляются в тех случаях, когда нужно перенести сумму с одного счета на другой, оформить закрытие счета, исправить ошибки, допущенные в учетных записях, и т.п. Необходимость в этом возникает довольно часто, и поэтому справки такого рода в бухгалтерской практике весьма распространены.

Комбинированными называются такие документы, которые сочетают признаки нескольких видов документов: распорядительных и оправдательных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления и т.д. Они служат одновременно и распоряжением о выполнении данной операции, и оправданием ее выполнения, фиксируют совершенную операцию и в то же время содержат указание о порядке отражения ее в счетах. Например, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, требования на отпуск материалов, лимитно-заборные карты, расчетно-платежные ведомости, объявления о взносе наличных денежных средств на расчетный счет и т.д.

Сочетание в одном документе признаков нескольких видов документов упрощает их учетную обработку, сокращает количество документов и затраты на их приобретение. Комбинированные документы составляют для уменьшения числа документов по хозяйственным операциям, которые повторяются в организации многократно в течение короткого периода.

по способу (порядку) составления;

По способу (порядку) составления различают первичные и сводные документы.

Первичными называются документы, которые отражают все хозяйственные операции непосредственно в момент их совершения. Они являются первым формальным доказательством того, что данные операции действительно выполнены. К первичным документам относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты, наряды, квитанции и т.п. Примером первичного документа может также служить приходный ордер. Он составляется при поступлении материалов на склад и свидетельствует о выполнении кладовщиком данного ему распоряжения об их приеме.

Сводными называются документы, составляемые на основе первичных документов. В них отражаются операции, ранее уже оформленные соответствующими первичными документами. Составление вторичных документов напрямую не связано с хозяйственными операциями, в них лишь регистрируются эти операции по данным первичных документов.

Сводные документы позволяют уменьшить количество записей в счетах бухгалтерского учета. К сводным документам относятся разработочные таблицы, группировочные ведомости, ведомости распределения расходов, отчеты (ведомости) о движении продуктов и материалов, авансовый отчет и др. Авансовый отчет заполняется на основании первичных документов, где указываются все расходы, произведенные подотчетным лицом. К числу сводных документов относятся также расчетно-платежные ведомости по заработной плате или ведомости выпуска готовой продукции, различные внутренние отчеты (например, отчет о движении материальных ценностей по складу) и др. Все эти документы обязательно содержат дополнительные данные, помимо тех, которые имеются в первичных документах, явившихся базой для их составления.

Итак, сводные документы служат, во-первых, для объединения данных первичных документов и получения укрупненных показателей и, во-вторых, для группировки данных первичных документов с целью получения дополнительных сведений об учитываемых операциях и отражения этих операций в новом разрезе. Следовательно, сводные документы используются как средство обработки исходных данных об операциях.

по способу отражения хозяйственных операций;

По способу отражения хозяйственных операций документы делятся на разовые и накопительные.

Разовые документы отражают одну или одновременно несколько хозяйственных операций. Отличительная черта этих документов - сразу же после составления они передаются в бухгалтерию и могут служить основанием для бухгалтерских записей. Например, приходных ордер по материалам, ведомости распределения расходов, калькуляции, накладные, приемо-сдаточные акты, кассовые ордера, денежные чеки и т.п.

Накопительные документы служат для оформления однородных операций, совершаемых на предприятии в разное время (за неделю, декаду, полмесяца). Их составляют с целью уменьшения числа выписываемых документов по тем операциям, которые производятся на предприятии многократно в течение короткого времени. Например, дневной заборный лист на отпуск сырья, лицевые счета по заработной плате, табель учета рабочего времени, ведомость выполненных работ и т.п.

по месту составления;

По месту составления документы делят на внутренние и внешние.

Внутренние документы составляют внутри предприятия. Ими оформляются хозяйственные операции, совершаемые только внутри предприятия. Эти документы не выходят за пределы предприятия, например, расчетно-платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера и др.

Внешние документы составляют вне данного предприятия и ими оформляются операции, осуществляемые между предприятиями. Например, счета, накладные, счета-фактуры контрагентов.

Отдельные внутренние документы в результате совершаемых хозяйственных операций становятся внешними, например, денежные чеки, платежные поручения. При заполнении внутренних документов достаточно указать только обязательные реквизиты, а при составлении внешних документов необходимо еще добавить дополнительные реквизиты документов для полноты характеристики хозяйственной операции.

по качественным признакам;

По качественным признакам документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является такой документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

по степени использования средств вычислительной техники.

По степени использования средств вычислительной техники при оформлении документов их подразделяют на документы, заполняемые вручную, частично заполненные на машинах (т.е. документы, составленные на фирменных бланках) и полностью выполненные на машинах (расчетно-платежная ведомость, накладная, счет-фактура, инвентаризационная опись и т.д.).

Документация по Пенсионному фонду - система документации, используемая для решения задач пенсионного обеспечения.

Информационно-справочная документация - система документации, используемая для решения задач управления информационной базой и ее составными элементами (базы данных, унифицированные формы документов, информационные потоки, технико-экономические показатели и т.д.)

Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Документы этой системы играют служебную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам.

Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.

В состав информационно-справочных документов входят:

докладная записка - см. Организационно-распорядительная документация

служебная записка - записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу

объяснительная записка - см. Организационно-распорядительная документация

предложение - разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу

представление - документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

заявление - документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу.

все разновидности переписки - обобщенное название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма (факс), электронное сообщение и др.), использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями

протокол - см. Организационно-распорядительная документация

акт - см. Организационно-распорядительная документация

справка - 1) документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.2) документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

заключение - документ, содержащий мнение, вывод учреждения, комиссии, специалиста по какому-либо документу или вопросу

отзыв - документ, содержащий мнение учреждения или специалиста по поводу какой-либо работы

сводка - документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу (сводка предложений, сводка замечаний, сводка требований и т.д.)

список - перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации

перечень - систематизированный список документов, предметов, объектов, составленный в целях распространения на них определенных норм или требований.

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации.

Предпринимались попытки классифицировать системы по следующим признакам:

по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т.п. системы);

виду научного направления, используемого для их моделирования (математические, физические, химические и др.);

взаимодействию со средой (открытые и закрытые);

величине и сложности.

Предлагалось также различать следующие типы систем:

детерминированные и стохастические;

абстрактные и материальные (существующие в объективной реальности); и т.д.

Классификации всегда относительны. Так, в детерминированной системе можно найти элементы стохастичности, и, напротив, детерминированную систему можно считать частным случаем стохастической (при вероятности равной единице).

Аналогично, если принять во внимание диалектику субъективного и объективного в системе, то станет понятной относительность разделения систем на абстрактные и объективно существующие: это могут быть стадии развития одной и той же системы.

Действительно, естественные и искусственные объекты, отражаясь в сознании человека, выступают в роли абстракций, понятий, а абстрактные проекты создаваемых систем воплощаются в реально существующие объекты, которые можно ощутить, а при изучении снова отразить в виде абстрактной системы.

Однако относительность классификаций не должна останавливать исследователей. Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем. При этом система, в принципе, может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т.е. ей может быть найдено место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной при выборе методов моделирования.

Рассмотрим некоторые из наиболее важных классификаций систем.

Открытые и закрытые системы. Понятие "открытая система" ввел Л. фон Берталанфи . Основные отличительные черты открытых систем – способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. В отличие от них предполагается, что закрытые системы (разумеется, с точностью до принятой чувствительности модели) полностью лишены этой способности, т.е. изолированны от среды.

Возможны частные случаи: например, не учитываются гравитационные и энергетические процессы, а в модели системы отражается только обмен информацией со средой; тогда говорят об информационно-проницаемых или, соответственно, об информационно-непроницаемых системах.

С моделью открытой системы Берталанфи можно познакомиться в его книгах по общей теории систем . Там же рассмотрены некоторые интересные особенности открытых систем.

Одна из наиболее важных состоит в следующем. В открытых системах "проявляются термодинамические закономерности, которые кажутся парадоксальными и противоречат второму началу термодинамики" . Напомним, что второй закон термодинамики ("второе начало"), сформулированный для закрытых систем, характеризует систему ростом энтропии, стремлением к неупорядоченности, разрушению.

Проявляется этот закон и в открытых системах (например, старение биологических систем). Однако (в отличие от закрытых систем) в открытых системах возможен "вывод энтропии", ее снижение; "подобные системы могут сохранять свой высокий уровень и даже развиваться в сторону увеличения порядка сложности" , т.е. в них проявляется рассматриваемая в следующем параграфе закономерность самоорганизации (хотя Берталанфи этот термин еще не использовал). Именно поэтому важно для системы управления поддерживать хороший обмен информацией со средой.

Целенаправленные, целеустремленные системы. При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных или целеустремленных систем .

Поясняя эти понятия на примерах, Ю. И. Черняк подчеркивает, что в случае большой системы объект может быть описан как бы на одном языке, т.е. с помощью единого метода моделирования, хотя и по частям, подсистемам (рис. 1.20, а). А сложная система отражает объект "с разных сторон в нескольких моделях, каждая из которых имеет свой язык", а для согласования этих моделей нужен особый метаязык (рис. 1.20, б).

Понятия большой и сложной системы Черняк связывает с понятием "наблюдатель" (на рис. 1.20 "наблюдатели" представлены прямоугольниками): для изучения большой системы необходим один "наблюдатель" (имеется в виду не число людей, принимающих участие в исследовании или проектировании системы, а относительная однородность их квалификации: например, инженер или экономист), а для понимания сложной системы – нужно несколько "наблюдателей", принципиально разной квалификации (например, инженер-машиностроитель, программист, специалист по вычислительной технике, экономист, а возможно, и юрист, психолог и т.п.).

При этом подчеркивается наличие у сложной системы "сложной, составной цели" или даже "разных целей" и "одновременно многих структур у одной системы (например, технологической, административной, коммуникационной, функциональной и т.д.)" .

В последующем Черняк уточняет эти определения. В частности, при определении большой системы он вводит понятие "априорно выделенные подсистемы " , а при определении сложной – понятие "несравнимые аспекты характеристики объекта", и включает в определение необходимость использования нескольких языков и разных моделей .

Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уровням сложности предложена К. Боулдингом . Выделенные в ней уровни приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Уровень сложности

Неживые системы

Статические структуры (остовы).

Простые динамические структуры с заданным законом поведения.

Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи

Кристаллы. Часовой механизм. Термостат

Открытые системы с самосохраняемой структурой (первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое).

Клетки, гомеостат.

Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию.

Растения.

Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием.

Животные.

Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением.

Социальные системы.

Трансцендентные системы или системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания

Социальные

организации

В классификации К. Боулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявлением свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (рассматриваемых в параграфе 1.6), хотя это не всегда отмечается, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.

Оценивая классификации с точки зрения их использования при выборе методов моделирования систем, следует отметить, что такие рекомендации (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в классификации К. Боулдинга , например, –для уровня неживых систем). Для более сложных систем оговаривается, что дать такие рекомендации трудно. Поэтому далее рассматривается классификация, в которой делается попытка связать выбор методов моделирования со всеми классами систем. Основанием этой классификации является степень организованности.

Классификация систем по степени организованности. Разделение систем по степени организованности предложено в продолжение идеи об их разделении на хорошо организованные и плохо организованные, или диффузные . К этим двум классам был добавлен еще класс развивающихся, или самоорганизующихся систем. Эти классы кратко охарактеризованы в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Краткая характеристика

Возможности

применения

1. Хорошо организованная

Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях, когда исследователю удается определить все ее элементы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей.

В этот класс систем включается большинство моделей физических процессов и технических систем.

При представлении объекта этим классом систем задачи выбора целей и определения средств их достижения (элементов, связей) не разделяются. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражений, связывающих цель со средствами (т.е. в виде критерия функционирования, критерия или показателя эффективности, целевой функции и т.п.), которые могут быть представлены уравнением, формулой, системой уравнений

Этот класс систем используется в тех случаях, когда может быть предложено детерминированное описание и экспериментально показана правомерность его применения, т.е. экспериментально доказана адекватность модели реальному объекту или процессу. Попытки применить этот класс систем для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач, которые приходится решать при разработке технических комплексов, совершенствовании управления предприятиями и организациями и т.д., практически безрезультатны. Это требует недопустимо больших затрат времени на формирование модели, и, кроме того, как правило, не удается поставить эксперимент, доказывающий адекватность модели

2. Плохо организованная, или диффузная

При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все компоненты и их связи с целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования определенной с помощью некоторых правил достаточно представительной выборки компонентов, отображающих исследуемый объект или процесс.

На основе такого, выборочного, исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические и т.п.), и распространяют эти закономерности на поведение системы 8 целом с какой-то вероятностью (статистической или в широком смысле использования этого термина)

Отображение объектов в виде диффузных систем находит широкое применение при определении пропускной способности систем разного рода, при определении численности штатов в обслуживающих, например ремонтных цехах предприятия, в обслуживающих учреждениях (для решения подобных задач применяют методы теории массового обслуживания) и тщ. При применении этого класса систем основной проблемой становится доказательство адекватности модели.

В случае статистических закономерностей адекватность определяется репрезентативностью выборки. Для экономических закономерностей способы доказательства адекватности не исследованы

3. Самоорганизующаяся, или развивающаяся

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков, особенностей, приближающих их к реальным развивающимся объектам (см. подробнее в табл. 1.6). При исследовании этих особенностей выявлено важное отличие развивающихся систем с активными элементами от закрытых – принципиальная ограниченность их формализованного описания.

Эта особенность приводит к необходимости сочетания формальных методов и методов качественного анализа. Поэтому основную идею отображения проектируемого объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом. Разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования полученного отображения с помощью выбранных или принятых подходов и методов (структуризации, или декомпозиции; композиции, поиска мер близости на пространстве состояний и т.п.) получают новые, неизвестные ранее компоненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо послужить основой для принятия решений, либо подсказать последующие шаги на пути подготовки решения. Таким образом, можно накапливать информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила взаимодействия компонентов), и, применяя их, получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно формируя все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта. При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта)

Отображение изучаемого объекта как системы этого класса позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи. Примерами таких задач являются задачи, возникающие при проектировании сложных технических комплексов, исследовании и разработке систем управления организациями.

Большинство из моделей и методик системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем, хотя не всегда это особо оговаривается. При формировании таких моделей меняется привычное представление о моделях, характерное для математического моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о доказательстве адекватности таких моделей. Адекватность модели доказывается как бы последовательно (по мере ее формирования) путем оценки правильности отражения в каждой последующей модели компонентов и связей, необходимых для достижения поставленных целей.

При представлении объекта классом самоорганизующихся систем задачи определения целей и выбора средств, как правило, разделяются. При этом задачи определения целей, выбора средств, в свою очередь, могут быть описаны в виде самоорганизующихся систем, т.е. структуры основных направлений развития организации, структуры функциональной части АСУ, структуры обеспечивающей части АСУ, организационной структуры предприятия и т.д. следует также рассматривать как развивающиеся системы

В предложенной классификации систем использованы существовавшие к середине 70-х гг. XX в. термины, но они объединены в единую классификацию, в которой выделенные классы рассматриваются как подходы к отображению объекта или решению задачи и предлагается их характеристика, позволяющая выбирать класс систем для отображения объекта в зависимости от стадии его познания и возможности получения информации о нем.

Проблемным ситуациям с большой начальной неопределенностью в большей мере соответствует представление объекта в виде системы третьего класса. В этом случае моделирование становится как бы своеобразным "механизмом" развития системы. Практическая реализация такого "механизма" связана с необходимостью разработки порядка построения модели процесса принятия решения. Построение модели начинается с применения знаковой системы (языка моделирования), в основе которой лежит один из методов дискретной математики (например, теоретико-множественные представления, математическая логика, математическая лингвистика) или специальных методов системного анализа (например, имитационное динамическое моделирование и т.д.). При моделировании наиболее сложных процессов (например, процессов формирования структур целей, совершенствования организационных структур и т.п.) "механизм" развития (самоорганизации) может быть реализован в форме соответствующей методики системного анализа. На рассмотренной идее отображения объекта в процессе представления его классом самоорганизующихся систем базируется и метод постепенной формализации модели принятия решений, характеризуемый в гл. 4.

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков или особенностей, приближающих их к реальным развивающимся объектам (табл. 1.6).

Перечисленные признаки самоорганизующихся, или развивающихся, систем имеют разнообразные проявления, которые иногда можно выделять как самостоятельные особенности. Эти особенности, как правило, обусловлены наличием в системе активных элементов и носят двойственный характер: они являются новыми свойствами, полезными для существования системы, ее приспособлению к изменяющимся условиям среды, но в то же время вызывают неопределенность, затрудняют управление системой.

Мы не приводили подробных поясняющих примеров, поскольку каждый студент может легко обнаружить большинство из названных особенностей на примере своего собственного поведения или поведения своих друзей, коллектива, в котором учится.

Часть из рассмотренных особенностей характерна для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров ), но большинство из них являются специфическими признаками, существенно отличающими этот класс систем от других и затрудняющими их моделирование.

В то же время при создании и организации управления предприятиями часто стремятся представить их, используя теорию автоматического регулирования и управления, разрабатывавшуюся для закрытых, технических систем и существенно искажающую понимание систем с активными элементами, что может нанести вред предприятию, сделать его неживым "механизмом", неспособным адаптироваться к среде и разрабатывать варианты своего развития.

Такая ситуация стала, в частности, наблюдаться в бывшем СССР в 60–70-е гг. XX в., когда слишком жесткие директивы стали сдерживать развитие промышленности.

Таблица 1.6

Особенность

Краткая характеристика

Нестационарность (изменчивость, нестабильность) параметров и стохастичность поведения

Эта особенность легко интерпретируется для любых систем с активными элементами (живых организмов, социальных организаций и т.п.), обусловливая стохастичность их поведения

Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях

Эти свойства проявляются у системы, благодаря наличию в ней активных элементов, в результате чего у системы как бы проявляется "свобода воли", но в то же время имеет место и наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными для определенного типа систем структурными связями

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам

Это свойство, казалось бы, является весьма полезным. Однако адаптивность может проявляться не только по отношению к помехам, но и по отношению к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой

Принципиальная

неравновесность

При исследовании отличий живых, развивающихся объектов от неживых биолог Эрвин Бауэр высказал гипотезу о том, что живое принципиально находится в неустойчивом, неравновесном состоянии и, более того, использует свою энергию для поддержания себя в неравновесном состоянии (которое и является собственно жизнью). Эта гипотеза находит все большее подтверждение в современных исследованиях. При этом возникают проблемы сохранения устойчивости системы

Способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и проявлять негэнтропийные тенденции

Она обусловлена наличием активных элементов, стимулирующих обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой и проявляющих собственные "инициативы", активное начало. Благодаря этому в таких системах нарушается закономерность возрастания энтропии (аналогичная второму закону термодинамики, действующему в закрытых системах, так называемому "второму началу"), и даже наблюдаются негэнтропийные тенденции, т.е. собственно самоорганизация, развитие, в том числе "свобода воли"

Способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру

Это свойство может обеспечиваться с помощью различных методов, позволяющих формировать разнообразные модели вариантов принятия решений, выходить на новый уровень эквифинальности, сохраняя при этом целостность и основные свойства

Способность и стремление к целеобразованию

В отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы (впервые эта особенность применительно к экономическим системам была сформулирована Ю. И. Черняком ); целеобразование – основа негэнтропийных процессов в социально-экономических системах

Неоднозначность

использования

Например, "цель – средство", "система – подсистема" и т.п. Эта особенность проявляется при формировании структур целей, разработке проектов сложных технических комплексов, автоматизированных систем управления и т.п., когда лица, формирующие структуру системы, назвав какую-то ее часть подсистемой, через некоторое время начинают говорить о ней, как о системе, не добавляя приставки "под", или подцели начинают называть средствами достижения вышестоящих целей. Из-за этого часто возникают затяжные дискуссии, которые легко разрешаются с помощью закономерности коммуникативности, свойства "двуликого Януса" (см. подробнее в параграфе 1.6)

Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большинстве случаев являются и положительными и отрицательными, желательными и нежелательными для создаваемой системы. Признаки систем не сразу можно понять и объяснить, выбрать и создать требуемую степень их проявления. Исследованием причин проявления подобных особенностей сложных объектов с активными элементами занимаются философы, психологи, специалисты по теории систем, которые для объяснения этих особенностей предлагают и исследуют закономерности систем. Основные изученные к настоящему времени закономерности построения, функционирования и развития систем, объясняющие эти особенности, будут рассмотрены в следующем параграфе.

Проявление противоречивых особенностей развивающихся систем и объяснение их закономерностей на примере реальных объектов необходимо изучать, постоянно контролировать, отражать в моделях и искать методы и средства, позволяющие регулировать степень их проявления.

При этом нужно иметь в виду важное отличие развивающихся систем с активными элементами от закрытых: пытаясь понять принципиальные особенности моделирования таких систем, уже первые исследователи отмечали, что начиная с некоторого уровня сложности систему легче изготовить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем отобразить формальной моделью.

По мере накопления опыта исследования и преобразования таких систем это наблюдение подтверждалось, и была осознана их основная особенность – принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся, самоорганизующихся систем.

Эта особенность, т.е. необходимость сочетания формальных методов и методов качественного анализа, и положена в основу большинства моделей и методик системного анализа. При формировании таких моделей меняется привычное представление о моделях, характерное для математического моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о доказательстве адекватности таких моделей.

Основную конструктивную идею моделирования при отображении объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом.

Разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования уже имеющегося отображения с помощью установленных (принятых) правил (правил структуризации или декомпозиции; правил композиции, поиска мер близости на пространстве состояний) получают новые, неизвестные ранее компоненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо послужить основой для принятия решений, либо подсказать последующие шаги на пути подготовки решения.

Таким образом, можно накапливать информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила взаимодействия компонент), и, применяя их, получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта.

При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта).

Адекватность модели также доказывается как бы последовательно (по мере ее формирования) путем оценки правильности отражения в каждой последующей модели компонентов и связей, необходимых для достижения поставленных целей.

Иными словами, такое моделирование становится как бы своеобразным "механизмом" развития системы. Практическая реализация такого "механизма" связана с необходимостью разработки языка моделирования процесса принятия решения. В основу такого языка (знаковой системы) может быть положен один из методов моделирования систем (например, теоретико-множественные представления, математическая логика, математическая лингвистика, имитационное динамическое моделирование, информационный подход и т.д.), но по мере развития модели методы могут меняться.

При моделирования наиболее сложных процессов (например, процессов целеобразования, совершенствования организационных структур и т.п.) "механизм" развития (самоорганизации) может быть реализован в форме соответствующей методики системного анализа (примеры которых рассматриваются в прикладных главах учебника).

Рассматриваемый класс систем можно разбить на подклассы, выделив адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самообучающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и т.п. классы систем, в которых в различной степени реализуются рассмотренные выше и еще не изученные (например, для самовоспроизводящихся систем) особенности.

При представлении объекта классом самоорганизующихся систем задачи определения целей и выбора средств, как правило, разделяются. При этом задачи определения целей, в свою очередь, могут быть описаны в виде самоорганизующихся систем, т.е. структура основных направлений развития предприятия, плана, структура функциональной части АСУ и т.д.) должны развиваться (и даже здесь нужно чаще включать "механизм" развития), как и задачи выбора средств, разработки структуры обеспечивающей части АСУ, организационной структуры предприятия и т.д.

Большинство из рассматриваемых в последующих главах примеров методов, моделей и методик системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем, хотя не всегда это будет особо оговариваться.

Рассмотренные классы систем удобно использовать как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи. Этим классам поставлены в соответствие методы формализованного представления систем (гл. 2), и таким образом, определив класс системы, можно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить.

  • См., например, ссылки на работы ученых, внесших вклад в развитие классификаций и закономерностей систем, в справочнике: учеб, пособие под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова .
  • Волкова, В. Н. Подход к выбору метода формализованного представления систем / В. Н. Волкова, Ф. Е. Темников // Моделирование сложных систем: сб. статей. – М.: МДНТП, 1978. – С. 38–40.
  • Налимов, В. В. Влияние идей кибернетики и математической статистики на методологию научных исследований /В. В. Налимов // Методологические проблемы кибернетики: материалы к Всесоюзной конференции. – Т.1. – М., 1970. – С. 50–71.

1. В зависимости от уровня взимания и распределения налогов они делятся на:

§ федераль­ные: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, го­сударственные пошлины, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

§ Региональные (налоги субъектов РФ): налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог на пользователей автодорог, налог на игор­ный бизнес, региональные лицензионные сборы.

§ местные: земельный налог, налог на рекламу, на­лог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Перечень налогов устанавливается на уровне государства, а ставки рег. и местн. налогов на рег. и местн. уровне.

2. По объекту обложения налогов делятся:

§ Прямые налоги зависят от величины доходов и размеров имущества. Чем больше доход, тем больше величина налога. Налог на прибыль физических и юридических лиц.

§ Косвенные на­логи не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену или себестоимость продукции и оплачиваются потребителем – на продукцию, услуги и работу (НДС, акцизы, и др.)

3. По месту поступления платежей и направлению их использования:

§ В бюджет - все налоги из пункта 1.

§ Внебюджетный фонд - пенсионный фонд, фонд социального страхования, мед. страхования.

4. По месту формирования:

Налоги, включаемые в себестоимость – страхование имущества, земельный налог, экологические платежи, налог на добычу полезных ископаемых; налоги, включаемые в цену продукции;

Налоги, уплачиваемые за счёт финансовых результатов – НДС, акцизы, налог на прибыль и имущество.

34. Основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями материального
производства.

Вид налога Ставка, размер налога
Налоги с цены
Акцизный налог 10;20 % от добавленной стоимости
Налог с продаж До 5% от стоимости продукции, реализуемой за наличный расчёт с учётом акциза и НДС
Налоги с прибыли(или с финансового результата)
Налог на прибыль 24 % от балансовой прибыли
Налог с дивидендов 6% - для резидентов, 15% - с дивидендов иностранных организаций, 15% - по государственным ценным бумагам
Налог на имущество До 2% от стоимости имущества
Налог на рекламу 5% от стоимости рекламы
За загрязнение окружающей среды Специальный расчёт (около 10% от величины экономического ущерба)
Налоги, относимые на себестоимость
Плата за землю За 1 гектар по ставкам
Налог на пользователей автодорог 1% от стоимости реализованной продукции
Единый социальный налог (ЕСН) 35,6% от выплат и вознаграждений работниками предприятия
Налог на добычу полезных ископаемых Для нефти и газа 16.5% от стоимости добытых полезных ископаемых
Налоги на доходы физических лиц
Налог на доходы 13% от доходов 30-35% от дивидендов и других видов доходов


35.Основные организационно - правовые формы предприятий
материального производства.

Организация Владельцы Имущество Управление Распределение прибыли Ответственность
1. ИЧП Не ЮЛ, а гражданин Складчатый капитал, личное имущество Самоуправление Между участниками Всем имуществом
2. Полное товарищество (полное ХТ) Участники, в соответствии с заключенным между ними договором Складчатый капитал По общему сог-ласию всех участ-ников или боль-шинством голо-сов, у каждого участника – 1 голос Пропорционально долям участников в складчатом капитале (по договору), также распределенные долги Всем имуществом по обязательствам товарищества
3. ХТ на вере (коммандитное товарищество) Участники товарищества + вкладчики Складчатый капитал Полными товарищами и вкладчиками Пропорционально долям в капитале между участниками и вкладчиками В размере вкладов
4. Общество с ограниченной ответствен-ностью (ООО) Юридические и физические лица Стоимость вклада участников Высший орган – собрание, создастся исполнительный орган; может привлекаться аудитор со стороны В соответствии с долей вложенного капитала * участники не от-вечают по обяза-тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества; * участники, внес-шие вклад не пол-ностью, несут от-ветственность по его обязательст-вам в пределах стоимости невы-плаченной части вклада каждого из участников
5. Акционерное общество (АО) Учредитель + акционеры Стоимость акций Общее собрание акционеров; совет директоров, исполнительный орган По полной стоимости и количеству акций акционеров
6. Производст-венный кооператив Добровольное объединение граждан на основе членства физических и юридических лиц Делится на чле-нов в соответст-вии с уставом кооператива; неделимые фонды; после ликвидации определяются в соответствии с трудовым участием членов Общее собрание с председателем; только члены кооператива Между членами в соответствии с участием, если не предусмотрено договором Члены несут субсидиарную ответственность по кодексу или уставу
7. Государствен-ное или муници-пальное предприятие Государство Неделимо и в собственности Органом унитарного предприятия является собственник Всем имуществом
8. Потребительс-кий кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства Паевые взносы Органом управления, оговаривается уставом Между членами по уставу Солидарно, в пре-делах невнесен-ной части допол-нительного взноса каждого члена

З6.Внутриотраслевая структура предприятий нефтяной и газовой
промышленности.

Н/Г промышленность представляет собой сложный комплекс, который состоит из различных производственных процессов, тесно взаимосвязанных между собой.

Подотрасли:

1. поиск и разведка н/г месторождений (обеспечивает открытие новых месторождений и подготовку к промышленной разработке. Осуществляется специальными государственными предприятиями и подразделениями ряда нефтяных компаний);

2. бурение скважин (готовит для эксплуатации новые скважины, создает условия для добычи, является связующим звеном между геологической разведкой и добычей);

3. добыча (создаем сырьевую базу, все остальные пункты – обслуживание, производится н/г добывающими предприятиями, их задача – обеспечение нефтью и газом внутреннего рынка)

4. переработка (на НПЗ);

5. транспорт и хранение (осуществляется системами МГНП. Газопроводы работают по единой системе, регулировка подачи);

6. сооружение магистральных трубопроводов (осуществляется спец. строительными организациями, которые являются самостоятельными или входят в состав н/г компаний);

7. нефтяное и газовое машино- и аппаратостроение (предприятия выпускают значительное количество н/г оборудования на спец. заводах).

37.Управление предприятиями в составе вертикально-интегрированных
нефтяных компаний и ОАО «Газпром».

1. Нефтяная промышленность.

А) нефтяная промышленность РФ представлена вертикально--интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), объединяющими предприятия добычи нефти, переработки и сбыта нефтепродуктов, являющиеся дочерними предприятиями ВИНК (ДАО).

Б) ВИНК в большинстве случаев являются холдингами, в которых «материнская компания – ИНК» является держателем контрольного пакета акций своих дочерних предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

В) Дочерние предприятия ВИНК в составе холдинга являются самостоятельными предприятиями, осуществляющими свою производственно-хозяйственную деятельность.

Г) Государственное регулирование нефтяными компаниями осуществляется через обладание пакетом акций ВИНК и организация доступа к магистральным нефтепроводам компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт», контрольный пакет акций (75%) которых находиться в собственности государства.

Виды ВИНК.

1)ВИНК – холдинг.

Контрольный пакет акций ДАО принадлежит материнской компании.

2)ВИНК – корпорация.

Предприятия, входящие в ВИНК, теряют статус ДАО и превращаются в ООО, переход на «единую акцию» компании.

Центральная функция на уровне материнской компании.

3) ВИНК в составе финансово-промышленных групп (ФПГ).

Центральная функция на уровне банка – владельца контрольного пакета.

Газовая промышленность

Принципиально важным является, то что газовая промышленность представляет собой единый производственно-технический комплекс непрерывного действия, в состав которого входят предприятия добычи, переработки, транспорта и хранения газа, технологически и организационно связанных единой системой газоснабжения (ЕГС), которая имеет также широко развитую инфраструктуру.

Приватизация государственного концерна «Гаспром» осуществлялась на основе Указа Президента от 05.11.1992 г. Как единого производственного – технологического комплекса (что принципиально отличается от создания ВИНК на базе ранее акционированных самостоятельных предприятий нефтяного комплекса).

ОАО «Газпром» имеет две группы субъектов управления.

1-ая группа Дочерние предприятия обеспечивающие функционирование ЕСГ РФ: - предприятия бурения - предприятия добычи - крупнейшие – Ямбургаздобыча, Уренгойгазпром, Надымгазпром, Оренбурггазпром. - газотранспортные предприятия, крупнейшие: Тюментрансгаз, Мострансгаз, Лентрансгаз, Нефтьтрансгаз. - Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) - Фирма «Газобезопастность» и др. Всего 38 субъектов 100% их акций является собственностью ОАО «Газпром» 2-ая группа Дочерние акционерные общества (ДАО), обеспечивающие инфраструктуры «Газпрома». Это предприятия: - строительство объектов газовой промышленности. - заводы газового машина и аппарата строения. - научно-производственные предприятия. - научно-исследовательские институты. Всего 26 субъектов, 51% - акций ДАО принадлежит ОАО «Газпром».
Управление предприятиями 1-ой группы со стороны ОАО «Газпром» осуществляется на корпоративной основе. Управление предприятиями 2-ой группы осуществляется на принципах холднига.

Размещение пакета акций ОАО «Газпром»:

40% - собственность РФ.

15% - акций членов трудового коллектива и администрации «Газпром».

1.1% АО «Росгазификация».

10% - собственность самого «Газпрома».

Государственным является предприятие, имущество которого принадлежит государству. Оно может создаваться за счет бюджетных ассигнований, вкладов других государственных предприятий или иных источников. Различают государственные предприятия, находящиеся в республиканской собственности, и коммунальные предприятия.

Таблица 1. Общая классификация предприятий

Частным является предприятие (коммерческая организация), имущество которого (ой) принадлежит одному или нескольким физическим и (или) юридическим лицам.

Новыми формами добровольных объединений предприятий являются хозяйственные ассоциации, концерны, холдинги, консорциумы, финансово-промышленные группы и союзы.

Хозяйственная ассоциация – это добровольное объединение предприятий, принадлежащих различным отраслям промышленности, для решения крупных научно-технических проблем, представления своих интересов перед государственными органами.

Концерн – объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации многих функций производственного, научно-технического развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Концерны могут быть отраслевыми («Беллегпром», «Беллеспром», «Белгоспищепром) и межотраслевыми.

Консорциум – соучастие, сотоварищество – временное добровольное соглашение между фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия, строительства дорогостоящего объекта, осуществления целевой научно-технической, природоохранной или иной программы, размещения займа и т.п.

Холдинг представляет собой головную компанию, которая обладает контрольным пакетом акции предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль за их деятельностью.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – хозяйственное объединение предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. Она формируется в сферах, определяющих научный, производственный и экспортный потенциал, а также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной политики.

Союзы – объединения предприятий, создаваемые по отраслевому, территориальному или иным признакам. Союз не ведет совместной производственно-хозяйственной деятельности. Он может разрабатывать экономические прогнозы, организовывать конференции, обобщать и распространять передовой опыт, осуществлять информационно-издательскую деятельность в интересах его участников. Союз осуществляет свою деятельность за счет членских взносов и пожертвований предприятий, организаций и граждан.

Некоммерческие организации :

К некоммерческим организациям относятся:

1) потребительский кооператив;

2) общественные и религиозные организации;

4) учреждения.

Потребительскими кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных поев взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов, о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слово «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после учреждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Доходы (прибыль), полученные потребительским кооперативом, не могут распределиться между его членами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке: объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям:

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, несоответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его расположении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяется законодательством.