Анализ проблемы профориентации учащихся старших классов. Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь? Проблемы профессиональной ориентации

Перспективы построения системы профориентации в крупном индустриальном центре в условиях рынка
Захаров Н.Н. , Ректор Прикамского социального института, профессор

Профессиональная ориентация - это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределении, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику. В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной формы
Профессиональная ориентация - это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределении, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику. В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной В определении места и роли профориентации в управлении профессиональным самоопределением учащейся молодежи необходимо исходить из того, что управление предполагает целенаправленное воздействие как на социально-экономические условия (объективные факторы выбора профессии), так и на индивидуума (субъективные факторы).
Проблема профориентации в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий государственных и муниципальных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов.
Управление - процесс, осуществляемый по определенной программе, предусматривающий достижение заданной цели (т. е. совпадение профессионального самоопределения и общественных потребностей в кадрах), учет исходного уровня профессионального самоопределения и его переходные состояния, систему корректировки на основе получаемой информации о функционировании системы управления (см. схему 1). Управление профориентацией включает подготовку и принятие решения относительно различных аспектов процесса профориентации, организацию практического осуществления решений, оперативное регулирование, контроль за реализацией решении, учет, подведение результатов, обработку и анализ управленческой информации, подбор, расстановку и обучение профориентаторов.
Процесс управления профессиональной ориентацией рассматривается нами как процесс двусторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом - социальные институты, но (действующие на его профессиональное самоопределение. Соответственно, управляемая система - это профессиональное самоопределение учащихся; управляющая - социальные институты, влияющие на него. Движущей силой управления профессиональной ориентацией выступает потребность личности в достижении заданной цели, т. е. профессиональное самоопределение, соответствующее индивидуальным особенностям школьника и потребностям в кадрах государства. Повышение эффективности профориентации требует определения научно обоснованных путей и условий управления ею, выявления его принципов, функций, структуры, методов
Основными принципами управления профориентацией являются: конкретность, оптимальность и эффективность, обратная связь, комплексность, системность, иерархичность, интеграция профориентационных воздействий, научность.
Профессиональная ориентация - это сложная динамическая система, в которой можно вычленить два уровня: общественный и личностный, находящиеся в тесной взаимосвязи и состоящие из совокупности определенных компонентов (подсистем). Игнорирование хотя бы одного из них может снизить качество профориентации в целом. Эти компоненты выполняют свои специфические функции и имеют между собой определенные связи и отношения.
Функционирование подсистем профориентации и управление ими направлены на сохранение их целостности и качественной определенности.
Принцип комплексного подхода означает система профориентационных воздействий, которая предполагает единство целей профориентации и направлений ее воздействия: взаимосвязь управления и самоуправления; учет основных факторов, внешних и внутренних, влияющих на профессиональное самоопределение школьников; планирование и координацию всех средств профориентации; охват системой профориентационных воздействий всех учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; взаимодействие сознания и чувств учащихся, их собственного опыта в приобретении знаний о мире профессий, пробы сил в будущей профессиональной деятельности; систематический анализ результатов профориентационного процесса и корректировку управления им с учетом тех задач, которые были поставлены.
Принцип иерархичности включает многоступенчатые и многоуровневые системы, которые делятся на элементы (звенья и ступени). Каждая ступень (уровень) управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Принцип интеграции связан с активизацией профориентационных воздействий на сознание, мотивы, склонности, эмоциональную сферу школьников, накопление ими социального опыта, приобретение определенных знаний, умений по овладению будущей профессией, с максимальным использованием своих творческих возможностей.
Принцип научности заключается в построении всей системы управления профессиональной ориентацией школьников на новейших данных науки управления с использованием достижений научно-технического прогресса, предполагает критическую оценку эффективности принимаемых решений, своевременное вскрытие противоречий, возникающих в процессе профессионального самоопределения учащихся, нахождение действенных способов их разрешения.
Территориально-отраслевой принцип - осуществление работы со школьниками с учетом потребностей государства в кадрах в целом и, прежде всего конкретного региона, области, города, района.
Итак, принципы управления профориентацией выражают характер требований к содержанию управленческой деятельности.
В диалектической взаимосвязи с принципами управления профориентацией находятся функции, раскрывающие суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях.
Функции характеризуют любой процесс управления (см. схему 2).

Схема 2

Стадия

Планирование

Организация

Координация

Контроль

Информационное обеспечение

Профпросвещение

Развитие интересов, склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности

Профконсультация

Профадаптация


В профориентации это может быть управление профессиональным просвещением школьника и развитием их интересов, склонностей в целях формирования профессиональной направленности, профконсультацией и другими подсистемами. К основным функциям управления профориентацией относятся планирование, организация, координация, контроль, информационно обеспечение.
Планирование - установление целей управленческого воздействия, определение этапов его реализации, исполнителей, ресурсов. Организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и действий. Координация - регулирований корректирование, активизация воздействий органов yпpaвления на формирование профессионального самоопределения школьников. Контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности. Информационное обеспечение - совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей системы и внешней среды. Оно включает информацию: о целях и задачах профессиональной ориентации, стоящих перед субъектом управления в данный момент и на перспективу; о потребностях народного хозяйства, культуры и науки в кадрах в настоящее время и на перспективу, а также о возможности приема абитуриентов в профессиональные учебные заведения; о реальном осуществлении профессиональных намерений выпускников школ; об эффективности общественного воздействия, направленного на личность, ее формирование, изучение и реализацию профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Все перечисленные функции, действуя в единстве, направлены на осуществление профессионального самоопределения школьников. Например, в планировании (функция планирования) главным является постановка целен и задач в плане, который должен предусматривать средства их достижения, т. е. структуру органов управления (функция организации), что должно привести к согласованию между исполнителями (функция координации), а затем к постоянному наблюдению за ходом и сроками выполнения плана (функция контроля), к устранению выявленных при реализации плана недостатков (функция регулирования).
Таким образом, функции управления направлены на достижение определенной цели. Они отвечают на вопрос в том, что делается или должно делаться в системе управления.
Успешность управления профориентацией во многом определяется методами управления, которые представляют собой способы управленческой деятельности социальных институтов с целью воздействия на профессиональное самоопределение школьников.
Наиболее эффективным в управлении профориентацией является использование программно-целевого метода.
На основе главной цели и подцелей профориентации субъекты управления определяют комплекс мероприятий (систему управленческой деятельности) для достижения максимального результата по реализации поставленных целей.
Применение этого метода позволяет выявить реальные возможности ресурсов всех субъектов управления по подготовке школьников к выбору профессии, сконцентрировать и скоординировать управленческие воздействия, избежать их дублирования.
В неразрывном единстве с программно-целевым методом находится метод прогнозирования, который основывается на прогнозе в кадровой политике государства, учитывает современные и перспективные требования в работнику, тенденции научно-технического прогресса. С его помощью можно выработать научно обоснованные цели, задачи профессионального самоопределения учащихся, осуществить анализ, оценку и выбор оптимального решения.
Управление профориентацией школьников предполагает использование метода моделирования. Этот метод с помощью прогностической информации помогает создать соответствующие модели управления профориентацией в учебном заведении (школе, лицее, училище, колледже, вузе), микрорайоне предприятия, организации, районе городе, отрасли промышленности.
Наряду с указанными нами были использованы и методы, которые зарекомендовали себя в практике педагогического управления: организационно-распорядительные, психолого-педагогические, социально-экономические.
Организационно-распорядительные методы - приказы, распоряжения по профориентации с указанием, кто и что должен выполнять (в современных условиях - это в основном инструктивно-методические письма и рекомендации). Психолого-педагогические методы включают систематическое, ежегодное составление профориентационной характеристики школьников, их анкетирование. Социально-экономические методы - коллективные задания, новаторство, материальное стимулирование, экономическая ответственность, деятельность в условиях рынка.
Профессиональная ориентация школьников сможет достичь более эффективных результатов, если она будет приведена в единый устойчивый динамический механизм. В значительной степени этому способствует определение целей, принципов, функций профориентации, методов управления ею.
Возможно ли построить систему управления профориентацией в крупном индустриальном центре таком как Пермь?
Исходя из исторического опыта функционирования такой системы в 80-е годы прошлого века в областном центре, принципиального согласия всех социальных институтов о необходимости практической работы по совершенствованию профориентационной работы, безусловно, возможно.
Первые шаги уже сделаны - это создание в городе Перми Межведомственного совета профориентации во главе с заместителем мэра, проведение конкурса моделей профессионального самоопределения учебных заведений города в рамках выставки "Образование и карьера-2002", создание городского центра профориентации и многое другое.
Основываясь на тех методологических и теоретических принципах, рассмотренных выше, можно сделать попытку создания городской системы управления профориентацией.
Здесь необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.
Первое. Создание концепции управления профориентацией в условиях рыночных отношений и модернизации образования, профильного обучения учащихся.
Второе. Подготовка кадров профориентаторов, перераспределение функциональных обязанностей школьных психологов, социальных педагогов, заместителей директоров учебных заведений по воспитательной работе, координаторов этой работы в муниципальных образованиях и органах властных структур.
Третье. Создание кабинетов профориентации и всей материальной базы этой работы, ее научно-методического сопровождения.
Четвертое. Издание научно-популярного и методического журнала "Выбор" для учащихся, учителей и родителей, другой необходимой лиетратуры, профессиограмм, справочников и т.д. Создание профориентационного сайта, копьютеризация профориентационной работы в районах города Перми.
Пятое. Выстравивание вертикали и горизантали профориентационной работы. Координация деятельности центров профориентации учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, профконсультпунктов, кадровых агентств, отделов кадров предприятий и организаций, подразделений федеральной службы занятости и др.
Шестое. Формирование общественного мнения о важности координации усилий всех социальных институтов по формированию будущего кадрового потенциала города Перми. Введение номинации "Профориентатор" в конкурсе "Учитель года".
Седьмое. Создание рабочих групп, временных творческих коллективов, опытно-экспериментальных площадок по распространению передового профориентационного опыта, базовых учебных заведений, система грантов, финасовой поддержки интересных начинаний и т.д.
Восьмое. Материальное обеспечение всей профориентационной работы, выделение средств на развитие системы управления профориентацией в г. Перми отдельной строкой в бюджете города.
Новое, как говорится, - это хорошо забытое старое. Поэтому не надо создавать абсолютно новые модели управления: необходимо переосмыслить тот огромный опыт, который был накоплен в Перми в 70-80-е годы. Главное нельзя ждать, когда будут решены все проблемы (кадровые, организационные, материальные, методические и др.), а начинать работу по совершенствованию профориентационной работы немедленно, поэтапно.
Например, не требует больших финансовых вложений создание при городском межведомственном Совете по профориентации временной группы (комиссии) по пропаганде тех профессий, которые будут востребованы в условиях рынка в ближайшее время предприятиями, города, который мог бы организовывать массовые мероприятия, координировать графики посещения школьниками предприятий и учебных заведений, профконсультпунктов и Центров профориентации; обеспечивал бы школы информационными материалами о предприятиях различной формы собственности, учебных заведениях; организовывал бы выпуск и распространение оперативных профориентационных материалов о структуре вакансий, перспективах развития экономики региона (листовок, плакатов, проспектов, справочников), а также выпуск профессиографических материалов о массовых профессиях, потребность которых будет в ближайшие годы.
Группа по работе с родителями могла бы организовать профориентационную работу с родителями через средства массовой информации; координировать целенаправленную работу попечительских советов учебных заведений, корректирует планы работы профконсультпунктов и Центров профориентации и др.
Городской центр профориентации является рабочим органом при межведомственном совете. В его задачи входит методическое руководство профориентационной работой и ее обеспечение необходимыми материалами, проведение справочно-информационной, медицинской и психолого-педагогической консультации для учащихся и родителей по вопросам выбора профессии. Сотрудники центра профориентации принимают непосредственное участие в работе межведомственного совета, взаимодействуют с Центрами профориентации учебных заведений и профконсультпунктов в районах.
В задачи кабинета профориентации территориального центра входит изучение и распространение передового опыта работы.
Подразделения службы занятости и управления труда в соответствии со своей спецификой изучают потребности предприятий и организаций в кадрах, участвует в научно-обоснованном согласовании планов набора в учебные заведения, находящиеся на их территории, выявляет и анализирует профессиональные намерения учащихся старших классов школ; направляет работу социальных институтов по пропаганде профессий завтрашнего дня; способствует трудоустройству молодежи.
В проведении профориентационной работы должны активно участвовать районные структуры, начиная с межведомственных советов по профориентации, так и отделов и управлений районных администраций.
Отдел образования обеспечивает проведение профориентационной работы в школах и внешкольных учреждениях, контролирует ее проведение через методический кабинет, обеспечивает школы методическими материалами.
В целях методического обеспечения профориентационной работы школ микрорайона и осуществления их связи с межведомственным советом по профориентации создаются опорные школы, где накоплен опыт профориентационной работы и хорошо организовано профильное обучение учащихся.
Управление профориентацией в Перми можно представить как процесс, включающий пять уровней функционирования:
I уровень - региональный координационный совет профориентации молодежи (областной); II уровень - координационный совет профориентации (городской); III уровень - координационный совет профориентации (районный); IV уровень - координационный совет профориентации микрорайона (там, где есть условия и необходимость); V уровень - совет профориентации предприятия, организации, учреждения.
Главным критерием надежности системы управления профориентацией в городе является степень ее соответствия производственной структуре народного хозяйства данной территории. Выполнение целевой программы управления профориентацией, не требуя перестройки организационной структуры производства, происходит лишь за счет введения небольшого числа постоянных и временных органов управления.
Общее научно-методическое руководство профориентацией молодежи в Перми должен осуществлять городской центр профориентации, координацию профориентационной работы и руководство ею на предприятиях и организациях данной территории - координационные советы городов и районов. Им подчиняются советы профориентации предприятий, организаций и учебных заведений.
Каждый ответственный руководитель (председатель СПО соответствующего уровня) должен быть подотчетен только одному руководителю вышестоящего уровня. При таком подходе общение между ними происходит посредством прямых контактов. Это способствует взаимосвязи между руководителями и подчиненными и обеспечивает единство команд в системе управления.
В подготовке и принятии решений на всех уровнях принимают участие органы по труду, федеральной службы занятости населения, кадровые агентства. Исполнители и штабные подразделения подчиняются только своему вышестоящему руководителю. Структура управления характеризует степень участия каждой заинтересованной инстанции в проведении профпросвещения, активизации пробы сил учащихся в различных видах деятельности, профконсультации и адаптации их на основе возрастных особенностей, интересов и возможностей личности, потребности общества в кадрах.
Городская система управления профориентации молодежи должна предусматривать комплекс мероприятий для каждой из подсистем профориентации, устанавливает функциональные обязанности органов, служб, исполнителей, ответственных за работу по профориентации, определяет взаимодействие предприятий, школ, учебно-производственных комбинатов (УПК), учебных заведений, учреждений культуры в профориентационной работе с молодежью, уточняет роль каждой заинтересованной инстанции в проведении профориентационных мероприятий на основе возрастных особенностей, интересов личности и возможностей, потребностей общества.
Реализация городской системы должно осуществляться на базе "Комплексного плана управления профориентацией молодежи в г. Перми", составляемого на длительный срок на основе реальных потребностей предприятий и организаций в кадрах, демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Таким образом, в Перми существует реальная возможность создания научно-методической системы управления профориентацией молодежи в условиях новых рыночных отношений.

УДК 374.32

Д.В. Казаков, А.А. Даничев, А.А. Машанов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Теоретическое исследование посвящено кругу основных проблем профессионального самоопределения личности, которые заключаются в отсутствии индивидуального, дифференцированного подхода к личности выбирающего профессию, нехватке квалифицированных кадров, слабом мониторинге современного рынка труда и пр.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самоопределение, профессиональный выбор, индивидуальные особенности.

D.V. Kazakov, A.A. Danichev, A.A. Mashanov

MAIN PROBLEMS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ORIENTATION IN MODERN STAGE OF SOCIETY DEVELOPMENT

Theoretical investigation is devoted to the range of the main problems in the individual’s professional selfdetermination that consists in the absence of individual and differentiated approach to the personality that is choosing the profession, the lack of qualified teaching staff, insufficient monitoring of labor market, etc.

Key words: professional orientation, professional self-determination, vocational choice, personal characteristics.

Нарастающие темпы преобразований во всех сферах российского общества объективно обуславливают ориентирование старшеклассников в профессиональном выборе, который в свою очередь отражает качественные изменения, происходящие в образовательной сфере. Неслучайно приоритетный национальный проект «Образование» (2012 г.) предусматривает модернизацию российского образования, результатом которой должно стать достижение современного качества образования, адекватного меняющимся социально-экономическим условиям и запросам общества.

Одной из первоочередных задач, которую необходимо решить системе общего образования, является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире - это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся:

Система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Федоришин Б.А., Киев);

Диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Шадриков В.Д., Москва; Воронин Н.П., Ярославль);

Теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи (Климов Е.А., Москва);

Системный подход к профориентации школьников (Сахаров В.Ф., Степаненков Н.К., Минск);

Общественно-значимые мотивы выбора профессии (Павлютенков Е.М., Комсомольск-на-Амуре);

Особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Шадиев Н.Ш. , Ташкент; Шавир П.А., Тюмень);

Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Шевченко Г.П. , Луганск).

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным недостатком в развитии профориентации выступает то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов-профориентаторов .

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками, по мнению Э.Ф. Зеера, свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся:

Между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;

Осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

Их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

Склонностью и представлениям о престиже профессии;

Желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении;

Несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. .

Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических. Но не менее

значимы и социально-экономические противоречия:

Между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения;

Профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью государства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;

Потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах-профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет вслед за А.М. Столяренко следующим образом сформулировать определение профориентации: «это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации» .

Система профориентации является частью общей системы подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно-значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по ее совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества.

Профориентационная работа со старшеклассниками сегодня - это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление школьных кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в школьных кружках, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого старшеклассника.

Участие в профориентации и помощь подросткам в обоснованном выборе профессии - одна из важнейших сторон работы в предпрофильной подготовке школьников. В содержание этой деятельности входит:

Выявление интересов, склонностей школьников, направленности личности, первичных профнаме-рений и повторных, их динамики;

Определение социальных установок и помощь в их формировании;

Определение мотивации выбора и ее структуры;

Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

Определение выраженности и структуры способностей;

Определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

Осуществление профподбора, при необходимости - первичного профотбора;

Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения школьников;

Проведение теоретических занятий со школьниками по курсу «Основы выбора профессии» .

Для углубленного исследования данного вопроса с целью решения проблем профессионализации на

базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Емельяновской средней образовательной школы № 3 в 2011 году открыт Центр психолого-педагогического сопровождения профориентационных работ с учащимися всех ступеней обучения. В ходе мониторинга профориентационных работ (20112012 уч. гг.) сотрудники Центра психолого-педагогического сопровождения установили, что в образовательной системе МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3 работа по психологопедагогическому сопровождению профессионального выбора старшеклассников не пользуется полноценной системой средств, направленной на развитие профессионального самоопределения. Отчетная документация центра позволяет сделать выводы, отражающие современные проблемы профориентации школьников не только в МКОУ Емельяновской средней общеобразовательной школы № 3, но и многих других образовательных учреждений в России.

Выводы. Во-первых, в профориентационном процессе должен быть задействован медработник. Это немаловажно, поскольку медработник имеет информацию о состоянии здоровья каждого учащегося, а это напрямую связано с профессиональным выбором, то есть, если у учащегося есть склонности, способности и желание к выбранной профессии, то у него могут быть противопоказания в физическом плане, проблемы со здоровьем, на что просто необходимо обращать внимание. Также немаловажно постоянно повышать квалификацию психолога по теме профессиональной ориентации старшеклассников, так как работа психолога не должна ограничиваться только диагностированием, психолог должен участвовать также и в консилиумах, сотрудничать с медработником и составлять для каждого ученика рекомендации.

Во-вторых, говоря о специфике профориентационной работы со школьниками, упущены такие важные моменты, как учет потребностей рынка труда и мониторинг новых профессий. На учете только индивидуальных характеристик эффективную профориентационную работу не построишь, поскольку необходимо внутренние предпосылки брать вкупе с внешними условиями, и затем уже на основе анализа внешних и внутренних факторов строить дальнейшую работу по профориентации.

И, наконец, в-третьих, отсутствуют критерии оценки старшеклассников к профессиональному самоопределению. На основе оценивания только лишь профессионального желания невозможно сделать какие-либо качественные выводы о личности ученика, здесь нужна углубленная личностная и профессиональная диагностика, беседы с учащимися. Необходимо знать уровень профессиональных, коммуникативных и компетентно-

стных характеристик личности каждого учащегося. Если какой-либо уровень западает, то нужно коррекционную деятельность направлять именно в это русло. Для полноценной готовности учащегося к профессиональному выбору важно, чтобы все параметры, характеристики и психологические, и личностные были на должном для каждого возраста уровне. Если в развитии учащегося наблюдается норма по всем критериям, то здесь идет речь о качественно проведенной работе по формированию профессионального выбора.

В заключение необходимо отметить, что среди условий, создаваемых для повышения качества общего образования, необходимо акцентировать внимание на создании в системе профессиональной ориентации учеников каждой школы в России вышеперечисленных нами условий для психологической поддержки обучающихся, а также оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной выбранной профессии.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.

2. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

3. Гостева П.А. Типы выбора профессии современными старшеклассниками // Проф. потенциал. - 2002.

- № 4. - С. 12-17.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

УДК 378.96 М.И. Шилова, ИЛ. Белых

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме формирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза.

Установлено, что ценностное самоопределение личности студента - сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.

Ключевые слова: студент, технический вуз, ценностное самоопределение, культуросообразный процесс.

M.I. Shilova, I.L. Belikh

TO THE PROBLEM OF VALUE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of student values self - determination formation in cultural corresponding educational process in technical higher educational institution.

It is established that student’s self - determination of values is a complex phenomenon which is based on the perception of the personality as the individual who has made free choice and has worked out his own position in cultural field.

Key words: student, technical higher educational institution, values self - determination, cultural corresponding process.

Современные социально-экономические условия становления рыночной экономики требуют социально-мобильных, способных к реализации своих возможностей специалистов, что определяет необходимость модернизации процесса образования. На фоне кризиса общественных ценностей и противоречивости приоритетов экономических преобразований развертывается хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределенности перспектив его развития. В современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, ориентации в пространстве экономической, общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности. В ряде государственных документов: в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Нарастает проблема трудоустройства выпускников ПТУ и техникумов, даже государственные ВУЗы все более ориентируются на удовлетворение потребности населения в образовании, нежели на удовлетворении потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов определенного профиля, в результате чего рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практически не связанными.

Судя по оценкам экспертов, такие условия для проведения профессиональной ориентации в школах как: материальная база, наличие кадров, способных вести такую работу на должном уровне, наличие научно-методической литературы, а также информированность школ о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, оставляют желать лучшего.

До сих пор в известной степени остается дискуссионным вопрос о том, кто же должен заниматься профессиональной ориентацией учащихся. На сегодня, ею занимаются педагогические работники, учителя производственного обучения и классные руководители. Подключаются также учителя-предметники и школьные психологи. Должны же заниматься профориентационной работой в первую очередь психологи и социальные педагоги. Остальные - по мере возможности (либо необходимости). Также предполагается, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами /18/.

Что же конкретно делается в школах по профессиональной ориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:

формирование положительного отношения учащихся к труду;

проведение спецкурса "Основы выбора профессии";

осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

проведение профессиональной консультации школьников;

осуществление психофизиологической диагностики способностей;

выявление отклонений состояния здоровья учащихся и определение профессиональной пригодности по медицинским показаниям;

проведение работы с родителями о выборе профессий с их детьми;

организация начального производственного обучения в школе;

прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

организация выставок технического и художественного творчества;

проведение экскурсий на предприятия, в организации, в различного типа учреждения.

Таким образом, на первый план в работе со школьниками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всем будет понято и принято, то "ориентированная на перспективу" помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации.

При выделении результатов и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выбор), сколько на формирование самой готовности сделать выбор, т.е. готовность к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профориентационной работы, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своего выбора /19/.

Лучшей подготовкой школьников к трудовой жизни способствует спецкурс по основам выбора профессии, который уже можно проводить, начиная с 8-го класса. Но наиболее эффективным способом обнаружения и развития способностей детей является погружение их в соответствующую деятельность, в которой только и можно раскрыть свои способности.

Анализируя состояние профориентационной работы в школе, можно сказать что, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, в первую очередь финансовые и материально технического обеспечения, она продолжает осуществляться. И есть готовность школ ее совершенствовать.

Проблемы профессиональной ориентации школьников

Копылова Т.Н., педагог-психолог

Центр Развития Творчества Детей и Юношества, Нерюнгри, Россия

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной для старшеклассника. Подросток вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Опрос приведенных данных показывает, что 65% опрошенных выпускников школ, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник, теряет время и веру в свои силы. Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьника и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самоопределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы; осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, не владение способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией и т.д. И в этой связи необходимо отметить основные противоречия, которые образовались между возросшими требованиями к выпускникам школы и уровнем их подготовленности к профессиональному самоопределению.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы . С позиций проблемы формирования личности профессионала личностное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности .

Выше обозначенная проблема профессионального самоопределения старшеклассника эффективно решаема в условиях дополнительного образования через творческие объединения ЦРТД и Ю.

В ходе профориентационной работы в Центре развития творчества детей и юношества были выявлены следующие противоречия:

1. между потребностью общества в различных сферах производства и личными планами молодых людей. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами как юристы, экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным;

2. профессиональные планы старшеклассников в свою очередь не всегда совпадают с их личными качествами. Иногда старшеклассники выбирают профессию, успешная самореализация в которой требует качеств личности, которыми данный молодой человек или юноша не обладает. Таким образом, начав трудовую деятельность, он понимает, что ошибся с выбором профессии и вынужден переквалифицироваться;

3. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и необходимостью обязательного выбора. К моменту окончания школы юноши и девушки четко осознают, что наступает время получения профессионального образования и необходимо сделать выбор, куда пойти учиться дальше. Для тех, кто не задумался заранее о дальнейшем пути это сложное время;

4. вышеназванные противоречия тесно связаны с противоречием между необходимостью планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и отсутствием у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Выпускник четко представляет себе свое будущее, свою цель, однако по определенным обстоятельствам, не видит способов достижения данной цели;

5.противоречием между недостаточной информированностью старшеклассников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности профессионального выбора. Данное противоречие приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на престижности той или иной профессии, выборе друзей «за компанию», по советам родителей;

6. между потребностями учащихся в профессиональном обучении и недостатком или отсутствием компетентных консультантов, способных осуществлять профориентационную работу как можно раньше и эффективнее.

По результатам исследования по проблеме профессиональной ориентации школьников, проводимые социально-психологической службой ЦРТД и Ю в течение трех лет , позволяют сделать следующие выводы:

1. реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывают затруднения, выбирая «модные», престижные профессии, многие лишь приблизительно представляют себе содержание будущей профессии;

2. решающим фактором является пример родителей, финансового аналитика, а именно определенной заработной платы и престижности профессии. Важно информировать, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор выпускников ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной преемственности в рамках существующих возможностей;

3. готовить выпускника к выбору профессиональной деятельности с позиций формирования у него ключевых социальных компетентностей. Проблема профессиональной ориентации школьников имеет несколько аспектов: социально - экономический, психологический, медицинский, педагогический . Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на любые профессии является проблемой медицинской и психологической. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще, а также ориентации школьников на рабочие профессии. Ключевую роль в профессиональной ориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. Такую информацию старшеклассники получают в творческом объединении «Твой выбор», Центра развития творчества детей и юношества, на занятиях по программе «Профессиональный выбор» с элементами тренинга, дающих живые примеры для лекций, разборов ситуаций. Целью данной программы является осознание личностных особенностей обучающимися и соотнесение их с требованиями будущей профессии, через создание условий стимулирующих развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника. На индивидуальных занятиях подросткам, оказывается психолого-педагогическая помощь для более глубокого удовлетворения интересов, изучения способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.

Работа по профориентации в творческом объединении осуществляется по нескольким направлениям:

Профессиональное просвещение, целью которого является расширение информационного поля субъектов деятельности, повышение социализирующих возможностей.

Профессиография. Целью данного направления служит разностороннее изучение профессиональной деятельности, обучение обучающихся описывать профессии социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения, психологических и физических нагрузок и др.

Профессиональная пропаганда, заключающаяся в формировании положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает особую потребность.

Профессиональное воспитание. Цель данного направления деятельности заключается в развитии индивидуально-личностных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за профессию и т. д.

Профессиональная пригодность с целью прогнозирования возможностей старшеклассника, в овладении какой либо деятельностью, профессией.

Профессиональная диагностика - изучение индивидуально-личностных особенностей профессионально- значимых качеств выпускника, мониторинга профилизации.

Результаты апробации развивающих занятий с элементами тренинга достоверно подтвердили факт, что данная работа по программе достаточно успешно способствует решению проблем в профессиональной ориентации подростка.

Рис. 1 Полнота учета основных факторов профессионального самоопределения.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте информированности на профориентационных занятиях , индивидуальных консультациях в условиях дополнительного образования.

Таким образом, в комплексном решении проблем профессиональной ориентации существенное значение имеет изучение психологии жизненного самоопределения. Эффективность профессиональной ориентации подростков обеспечивается актуализацией

субъективной позиции подростков, стимулирования личностных достижений в самоопределении в выборе профессии и включение в личностно значимую деятельность. Психология выбора профессии в юности может быть понята лишь в контексте целостного развития личности. Результатом деятельности творческого объединения «Твой выбор» по профессиональной ориентации подростка, является составление личного профессионального плана, отчетливое осознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если этого нет, то нет и самоопределения как такового. Профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но и динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

Литература

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной
консультации. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов - н /Д: Из-во «Феникс», 2000. - 512 с.

Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся / Науч. ред. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М.: Институт профессионального самоопределения молодежи, 1999. - 77 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения. М. 2002.400 с.

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М. 2002. 79 с.

Сметанина М.А. Активизация профессионального и личностного
самоопределения у подростков (авторская программа). Учебно-
методическое пособие. М. 2000. 24 с.