Оборонно-промышленный комплекс россии в современных экономических условиях. Путинские соколы: как «два товарища», Чемезов и Мантуров, поставили оборонную семью России под ружье Оборонно промышленный

Оборонно-промышленный комплекс». Вначале дадим определение оборонно-промышленному комплексу, рассмотрим его состав, обсудим особенности. Также на этом уроке познакомимся с тем, какую роль он играет в жизни нашей страны.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - система организаций и предприятий, занимающихся разработкой и производством боевой техники, вооружений и боеприпасов.

В состав Оборонно-промышленного комплекса входят разные типы предприятий и организаций.

1. Научно-исследовательские организации. Занимаются теоретическими исследованиям, на базе которых разрабатываются новые виды оружия.

2. Конструкторские бюро. Создают опытные образцы вооружений и боеприпасов и отрабатывают технологии их производства.

3. Испытательные лаборатории и полигоны. Проверяют опытные образцы в полевых условиях, а так же испытывают готовую продукцию оборонных предприятий.

4. Производственные предприятия. Осуществляют массовый выпуск вооружений, военной техники, боеприпасов.

Рис. 1. Состав ОПК

Особенностью ОПК является то, что потребность в его продукции определяется не рыночными механизмами, а государством и его оборонительными потребностями и экономическими возможностями.

Военная техника это одна из статей экспорта России. Этот вид экспорта более выгоден, нежели экспорт сырья и материалов.

Россия занимает 1-е место в мире по объемам торговли обычными вооружениями, обгоняя США, Францию, Германию и Великобританию.

Рис. 2. Военная техника

Оборонно-промышленный комплекс можно рассматривать как часть машиностроительного комплекса, поэтому на его размещение действуют те же факторы, что и в машиностроении, но для ОПК важнейшим является - военно-стратегический.

Военно-стратегический фактор включает в себя удаленность от государственных границ, размещение наиболее важных предприятий в «закрытых » городах, куда ограничен доступ.

Наиболее крупными отраслями ОПК являются: Производство ядерного оружия. Это часть атомной промышленности включает добычу руды, производство уранового концентрата, обогащение урана, изготовление тепловыделяющих элементов, выделение оружейного плутония, разработку ядерного оружия и боеприпасов, утилизацию ядерных отходов. Главные центры Саров и Снежинск.

Рис. 3. Ядерно-оружейный комплекс

Ракетно-космическая промышленность. Высокая наукоёмкость и техническая сложность выпускаемой продукции являются основными особенностями этого производства. Главные НИИ и конструкторские бюро располагаются в Москве и Московской области. Самое крупное серийное производство ракет и космических аппаратов располагается в Воронеже, Самаре, Златоусте, Омске, Красноярске, Железногорске . Полигоны для запуска ракет и испытаний ракетной техники находятся в малонаселенных районах: космодром «Плесецк» город Мирный Архангельской области, космодром «Свободный» Амурская область.

Рис. 4. Стартовый комплекс космодром Свободный

Авиационная промышленность. Отрасль производит самолеты, вертолеты, авиационные двигатели. Предприятия находятся в основном в крупных городах в Поволжье и на территории Центральной России.

Рис. 5. Авиационная промышленность России

Военное судостроение. Отрасль находится чаще всего там же где и гражданское судостроение. Главным центром судостроения является Санкт-Петербург, здесь же расположены НИИ и конструкторские бюро. Подводные лодки выпускают в городах Северодвинск (Архангельская область), Комсомольск-на-Амуре, Большой Камень (Приморский край) , в Приморском крае и Мурманской области утилизация атомных подводных лодок.

Рис. 6. На судостроительном заводе

Бронетанковая промышленность. Главные предприятия этой отрасли расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле, бронетранспортеры - в Арзамасе, боевые машины пехоты - в Кургане

Производство стрелкового и артиллерийского оружия. С 17 века и до настоящего момента крупным центром производства стрелкового оружия является Тула, с 19 века в больших объемах выпускают стрелковое оружие в Ижевске. Здесь делают знаменитые охотничьи ружья и автоматы Калашникова.

Рис. 7. М.Т. Калашников

Производство артиллерийских вооружений со времен Петра I сконцентрировано на Урале.

Главный научно-конструкторский центр стрелкового оружия г. Климовск Московской области

Производство боеприпасов. Отрасль включает в себя производство взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборку боеприпасов (машиностроительные заводы).

Предприятия расположены во многих районах страны, разработка находится в Москве и Московской области.

Радиоэлектронная промышленность и производство средств связи. Ориентируется на трудовые ресурсы, поэтому располагается во многих крупных городах. Основные научно-исследовательские и конструкторские бюро данных отраслей расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Какие функции выполняет ОПК России, каковы его масштабы?
  2. В чем особенность размещения ведущих отраслей ВПК по территории России?
  3. Как вы считаете, есть ли необходимость в сокращении производства продукции ОПК? Свой ответ оснуйте.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Объем ГОЗ, составлявший когда-то 100 % от загрузки, в настоящее время явно недостаточен для поддержания предприятий на плаву. Даже с учетом того обстоятельства, что значительная часть ГОЗ была направлена на финансирование стратегических сил, почти полное отсутствие физических закупок вооружений российской армией свидетельствует о наличии системных сбоев в распределении гособо-ронзаказа.

Общая сумма гособоронзаказа на закупки, разработку и ремонт вооружений составляет в бюджете этого года около 520 млрд руб. На сегодняшний день заключено более 3,5 тыс. контрактов на 300 млрд руб., что составляет 70 % объема гособоронза-каза. Министерство обороны уже перечислило предприятиям 130 млрд руб. в рамках финансирования гособоронзаказа этого года.

После пересмотра бюджета, по словам экспертов, до сих пор неясно, каковы будут конкретные объемы поддержки предприятий. Из-за этого с начала года вообще не финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а те деньги, которые все же получили предприятия, выданы в основном в рамках ранее

заключенных многолетних контрактов. Еще одна причина задержек - реформа заказывающих служб Минобороны и особенности законодательства: от проведения торгов по размещению заказа до заключения контракта проходит не менее двух месяцев, а почти по половине контрактов, которые надо заключить в этом году, даже не проведены торги. Такая ситуация в начале реализации реформы может поставить под угрозу сроки перевооружения, которое жизненно необходимо не только армии - всей экономике страны .

1. URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf00F60/ default. asp?n=10.

2. Новое оружие будет! //Красная Звезда. 2008 .

3. Литовкин Д. Станет ли гособоронзаказ-2009 локомотивом выхода из кризиса?/ Известия. 06.05.2009. URL: http://www.izvestia.ru/economic/ article3128165/

4. О федеральном бюджете: федер. закон.

© Абрамова Е. В., Власова К. Э., Еремеев Д. В., 2010

И. А. Бабурина, Э. Э. Губайдуллина Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Определяются основные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые отличают их деятельность от деятельности предприятий других сфер производства, раскрывается их сущность.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники для государственных силовых структур и на экспорт, а также гражданской продукции в рамках конверсии. Помимо этого на перспективу до 2015 г. потребности государства в этой области определены Государственной программой вооружения на 20072015 годы. Именно поэтому очень важно четко понимать основные особенности ОПК:

1. Высокая зависимость от госзаказа при существовании реальной перспективы его прекращения. Национальная безопасность - одна из главных потребностей государства и общества, удовлетворение которой обуславливает создание ОПК. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития ОПК. В результате основная цель функционирования ОПК делает его зависимым от наличия государственного заказа, т. е. от обеспечения его работой и необходимым финансированием .

2. Специфический характер назначения продукции определяется ее направленностью на обеспече-

ние стратегических интересов страны. Продукция ОПК - это в первую очередь военная техника, созданная для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; главный инструмент осуществления стратегических задач страны; основной показатель мощности и независимости государства, индикатор его статуса на мировой арене .

3. Большая часть деятельности представлена в проектной форме. Современная динамика развития требует от предприятий реализации все новых и новых проектов. С этой точки зрения, ОПК характеризуется наличием цели; ограниченностью во времени; уникальностью продукта и условий получения результата; наличием специфической структуры и команды; изменением, согласно которому проект переводит систему из существующего состояния в желаемое .

4. Наличие выраженной специализации производства. Специализация ОПК носит военный наукоемкий характер, что проявляется в таких крупных направлениях, как авиакосмическое, ракето-строительное, радиоэлектронное, производство средств связи, боеприпасов и спецтехники, приборостроение.

Секция «Экономика и бизнес»

5. Долгосрочный и капиталоемкий характер производственной деятельности. Долгосрочное планирование позволяет принимать решения об основной структуре программы производства. Так, производственная программа формируется не на один год, а на несколько лет. Капиталоемкость определяется постоянным финансированием и зависимостью от сроков его осуществления. Все затраты на производство также рассчитываются на несколько лет с учетом возможности внесения изменений в распределение финансовых средств, либо с учетом вероятности прекращения их поступления.

6. Уникальность производимой продукции. ОПК -это единичное наукоемкое производство, выпускающее ограниченный вид продукции и имеющее своего определенного потребителя - государство. Уникальность продукции ОПК заключается в использовании при ее производстве определенного высокоточного оборудования, в применении уникальных и сложных технологий, использовании высококвалифицированных трудовых ресурсов .

7. Высокий уровень наукоемкости производства. ОПК России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Оборонно-промышленный комплекс - основной потребитель результатов инновационной деятельности.

8. Высокий уровень риска. Основа эффективной работы на ОПК - обеспечение постоянного контроля отклонений. Это подразумевает проведение регулярного учета, предоставление полной отчетности по производству, анализ и координацию производства. Государство не берет на себя экономическую ответственность за нанесение убытков предприятию. Помимо этого существует постоянный риск прекращения, задержки или сокращения финансирования государственного заказа, в результате чего, дальнейшее производство продукции полностью осуществляется за счет собственных средств предприятия .

9. Высокий уровень требований к качеству производимой продукции и выполнению бизнес-процессов (качество, сроки, затраты). Продукция ОПК должна выпускаться строго в указанные сроки и не превышать заложенные затраты.

10. Высокий уровень требований к квалификации персонала (рабочих, служащих, специалистов). Трудовые ресурсы ОПК определяются сложным характером труда и форм его мотивации, общегосударственным значением формирования и реализации трудового потенциала работников этой сферы деятельности. Персонал ОПК - обладатель уникальной совокупности навыков и умений.

11. Ограниченные возможности по передаче информации и технологий. Информационные условия функционирования предприятий - это особые требования, обусловленные секретностью, ограничивающей кооперацию и передачу технологий. Основные направления и объемы разработок оборонных технологий определяются военной доктриной государства. Сегодняшняя правовая основа ведения и охраны разработок оборонного комплекса определяются Конституцией РФ .

12. Наличие конверсионного производства. Кроме военной продукции, предприятия ОПК производят продукцию гражданского назначения. ОПК максимально использует свои возможности для обеспечения не только оборонной, но и экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, что и предусматривается в идее конверсии.

Согласно проведенному анализу отметим, что на основе особенностей ОПК разрабатывается производственная программа, через которую реализуется основная задача функционирования предприятий ОПК.

1. Катькало В. С. Госзаказ в экономических структурах: принципы формирования и механизм реализации // Вестник Ленинградского университета. 1990. Вып. 2. С. 104-111.

2. Антипов А. А. Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса // Красная звезда. 2006. № 3.

3. Осмоловский В. В. Организация и планирование промышленных предприятий (объединений). Минск: Вышейш. шк., 1978. С. 192.

4. Авдонина Ю. Поставщик ждет гарантий // Риск. 1993. № 3. С. 25.

© Бабурина И. А., Губайдуллина Э. Э., Юрковская Г. И., 2010

Н. В. Бахмарева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Предпринята попытка синтезировать способы оценки эффективности организационных структур управления, в целях выявления индикаторов, наиболее полно отражающих сущность рассматриваемых бизнес-процессов.

В современных экономических условиях при оценке результатов хозяйственной деятельности все более важное значение для организации приобрета-

ют качественные показатели, выступающие основой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Полагаем, что более устойчивое

Оборонно-промышленный комплекс России в 2012-2015 годах

ОПК Российской Федерации обеспечивает национальную безопасность страны и предотвращает опасность вовлечения России в большую войну

Для концентрации технологических, производственных, финансовых и кадровых ресурсов организаций ОПК продолжались в соответствии с утвержденными планами-графиками и стратегиями развития отраслей ОПК структурные преобразования. К началу 2012 г. 55 интегрированных структур ОПК, включая 330 промышленных предприятий, концентрировали 60% объемов продукции ОПК (в 2003 г. 18 интегрированных структур, объединявших 88 промышленных предприятий, выпускали около 25,5% продукции ОПК). Формирование корпоративного базиса ОПК позволяло осуществить запуск самого масштабного за последние 20 лет инвестиционного цикла в ОПК и эффективно им управлять.

В период 2011-2016 гг. разработано и принято около 80 нормативных правовых актов, касающихся различных направлений деятельности организаций ОПК, включая девять федеральных законов. Принятый в 2012 г. указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» обозначил систему целей развития ОПК, предопределив:

а) оснащение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), доведя к 2020 г. их долю до 70%;

б) приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих;

в) развитие Военно-морского флота, прежде всего в Арктической зоне Российской Федерации и на Дальнем Востоке, в целях защиты стратегических интересов РФ.

При этом были поставлены задачи по:

– созданию качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственных программ вооружения;

– расширению практики проведения открытых конкурсов и аукционов в рамках реализации государственного оборонного заказа и повышению ответственности за нарушение требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;

– совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа и ценообразования в отношении продукции военного назначения;

– упрощению процедуры создания новых производств продукции военного назначения, в том числе посредством реализации механизма государственно-частного партнерства;

– созданию системы управления полным индустриальным циклом производства вооружения, военной и специальной техники – от моделирования и проектирования до серийного выпуска изделий, обеспечения их эксплуатации и дальнейшей утилизации;

– созданию системы, направленной на совершенствование управления экономической деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации производственных процессов, позволяющих использовать передовые технологии, в том числе зарубежные, для создания качественной продукции;

– обеспечению динамичного развития прорывных высокорискованных исследований и разработок, фундаментальной науки и реализации прикладных исследовательских программ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе с участием Российской академии наук, государственных научных центров и ведущих университетов и т.д.

Достижение целей, установленных в этом указе, предполагало существенное повышение средств, выделяемых на реализацию Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, что привело к усилению зависимости оборонных предприятий от заключаемых ими государственных оборонных контрактов, существенно сократив выпуск продукции гражданского и двойного назначения.

В этот период продолжилось:

– усиление вертикали управления военно-технической сферой страны, проявившееся в повышении статуса Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, которая стала рабочим органом президента РФ;

– укрепление вертикально-интегрированных структур ОПК;

– совершенствование законодательно-правовой базы функционирования системы технического оснащения ВС РФ (федеральные законы от 29 декабря 2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления правительства РФ от 5 декабря 2013 г. №1119 «Об утверждении положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», от 13 декабря 2013 г. №1155 «Об утверждении положения о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу» и т.д.);

– принятие базовых документов, связанных с программно-целевым планированием развития ОПК в интересах повышения эффективности оснащения ВС РФ современными видами вооружения, военной и специальной техники (прогноз развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации до 2030 г.; технико-экономические исходные данные на период до 2025 г.; перечень базовых и критических промышленных технологий на период до 2025 г. в обеспечение разработки проекта Государственной программы вооружения на очередной программный период и др.);

– создание целостной системы государственной поддержки промышленности, включающей в себя разнообразные институты и инструменты, охватывающие практически все категории предприятий;

– переход к заключению долгосрочных контрактов, контрактов полного жизненного цикла образцов ВВСТ и т.д.

Эти меры обеспечили появление ряда положительных тенденций в развитии ОПК:

– непрерывный рост объема промышленной продукции;

– повышение размера прибыли, получаемой оборонными предприятиями;

– достижение средней заработной платы в ОПК до конкурентоспособного уровня;

– снижение среднего возраста работников ОПК.

В целом с 2000 г. – с начала реализации курса на структурное реформирование и развитие ОПК – производительность труда к 2016 г. выросла более чем в 8 раз.

Новые геополитические условия, начавшие формироваться с конца 2013 г., обусловили введение против Российской Федерации множества санкций, что поставило отечественные оборонные предприятия в сложное положение, а резкое снижение цен на продукцию топливно-энергетического комплекса на мировом рынке и связанное с этим сокращение доходов федерального бюджета не позволили государству оказать финансовую помощь этим предприятиям в требуемых объемах. В результате возникшего в России финансово-экономического кризиса отдельные из зародившихся положительных тенденций в ОПК были нарушены.

Необходимость импортозамещения, обусловленная наложенными на Российскую Федерацию санкциями США и ЕС, привела к тому, что российские оборонные предприятия были вынуждены срочно переориентироваться на другие рынки комплектующих и элементной базы.

Значительно больший вклад, по сравнению с введенными санкциями западных стран, в актуализацию процесса импортозамещения внесла антироссийская политика Украины. Из-за прекращения поставок Украиной возникли проблемы в производстве некоторых видов военных судов для ВМФ. Россия вынуждена была переносить производство газотурбинных двигателей для фрегатов ВМФ с украинского предприятия «Зоря-Машпроект» в Николаеве на ОАО «Рыбинские моторы». Решалась и проблема по вертолетным двигателям, которые ранее производились на Украине.

Частично реализация политики импортозамещения началась еще в 2004 г., что существенно снизило остроту проблем, обусловленных прекращением технического сотрудничества с рядом иностранных государств, а накопленные к этому времени в оборонной промышленности страны научно-технический и производственно-технологический потенциалы позволили уже в 2017 г. фактически снять проблему замены зарубежных комплектующих на российские аналоги.

Даже в условиях очередного кризиса ОПК остался наиболее интенсивно развивающимся сегментом российской промышленности (в 2015 г. объемы производства выросли на 13%, в то время как в стране в целом они сократились на 5,1%, в 2016 г. – рост более чем на 10% против 1,3% в целом по стране).

При этом важно то, что ОПК обеспечивает выполнение основной своей функции как составной части военной организации, обеспечивая реализацию программ и планов развития системы вооружения ВС РФ – к началу 2017 г. доля современного вооружения и техники в армии и на флоте превысила 50%.

О повышении качества функционирования ОПК в последний период свидетельствует неуклонный рост степени выполнения государственного оборонного заказа в целом (в 2013 г. – 93%, в 2014 г. – 96,7%, в 2015 г. – 97,6%, в 2016 г. – 98,8%).

В то же время ориентация преимущественно на выполнение государственных оборонных контрактов создала опасность того, что многие оборонные предприятия, утратив свои позиции на рынках гражданской продукции, при сокращении государственного оборонного заказа по мере достижения заданных параметров состояния ВС РФ окажутся в сложной экономической ситуации. В этой связи президентом России поставлена задача последовательного повышения доли продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме производства ОПК (к 2025 г. до 50%), что актуализировало работу по диверсификации производства оборонных предприятий.

3 июля 2016 г. принят федеральный закон №317-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.292 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование взаимодействия государственных заказчиков и головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов по выполнению заданий ГОЗ и усиления ответственности за качество исполнения принятых обязательств.

В данный период разработаны Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу (далее – Основы-2025) и утверждены указом президента РФ от 23 февраля 2017 г. Организована работа по разработке и утверждению плана мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Основ-2025. Основами-2025 предусмотрен комплекс задач по дальнейшему наращиванию и эффективному использованию потенциала ОПК.

Сформирована система программно-целевого планирования развития ОПК. В частности, утверждены постановлением правительства РФ от 16 мая 2016 г. №425-8 государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и изменения в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.». В соответствии с постановлением правительства РФ в рамках указанной программы и ГОЗ на предприятиях ОПК осуществляются разработка промышленных базовых и критических технологий, а также работы по техническому переоснащению и реконструкция части производственной и экспериментально-технологической базы, что позволило существенно повысить производственно-технологическую готовность к выполнению ГПВ-2020.

В рамках государственных и федеральных целевых программ разработано более 900 промышленных технологий, введены в действие около 400 объектов капитального строительства. Разработаны и активно применяются такие инструменты государственной поддержки и стимулирования развития организаций ОПК, как различного вида субсидии, государственные гарантии и др.

Завершена организационная интеграция ОПК. Сформирован мощный корпоративный базис, который в настоящее время включает 65 интегрированных структур – это новые центры компетенции в оборонной промышленности, концентрирующие около 78% от общего объема выпуска продукции организаций ОПК. Осуществляется лицензирование деятельности в области ГОЗ. На сегодняшний день количество действующих лицензий на деятельность в сфере ГОЗ составляет почти 1,8 тыс. лицензий.

Благодаря мерам государственной поддержки, в первую очередь в рамках указанных программ и ГОЗ, в 2011-2016 гг. отмечаются высокие устойчивые темпы развития ОПК. По сравнению с 2010 г. объем промышленного производства ОПК в 2016 г. увеличился в 1,9 раза (см. таблицу), а за весь период реализации курса на развитие ОПК (2007-2016 гг.) – почти в 2,9 раза.

Объем промышленной продукции, произведенной предприятиями ОПК за 2016 г., вырос на 10,7%. За счет опережающих темпов роста доля продукции ОПК (военного, двойного и гражданского назначения) в общем объеме промышленного производства России возросла в 2016 г. на 0,5% по сравнению с 2015 г.

За счет внедрения новых технических решений производительность труда выросла за 2011-2016 гг. в 1,9 раза. В 2016 г. прирост производительности труда составил 10,3% к уровню 2015 г. О качестве экономического роста в ОПК также свидетельствует увеличение доли инновационной продукции в общих объемах производства продукции оборонной промышленности и рост продукции, производимой на экспорт. Улучшается возрастной состав парка оборудования.

Знаковым для оборонной промышленности России стало возрождение института генеральных конструкторов по созданию ВВСТ.

Институт генеральных конструкторов был введен в СССР в 1956 г. Роль и статус генерального конструктора определялись самим порядком назначения на эту ключевую должность в системе военно-промышленного комплекса страны. Кандидатуры генеральных конструкторов рассматривались и утверждались на заседаниях Политбюро ЦК КПСС.

…и ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.

В постсоветский период в новых экономических условиях по ряду причин роль генеральных конструкторов снизилась.

Понимая стратегическую важность эффективного управления разработкой перспективного вооружения и в целях формирования и реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования ВВСТ, указом президента РФ от 19 января 2015 г. №18 «О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники» утверждено положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники, которым определены права, обязанности и ответственность генерального конструктора, а также порядок его деятельности.

В соответствии с положением, генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) ВВСТ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следующим логичным шагом, направленным на повышение эффективности управления разработкой перспективного вооружения, стало создание института руководителей приоритетных технологических направлений в соответствии с указом президента РФ от 20 июля 2016 г. №347 «О руководителе приоритетного технологического направления».

На руководителя приоритетного технологического направления возложено руководство работами по созданию и внедрению промышленных технологий для инновационного развития ОПК и разработки ВВСТ, а также координация разработок в данной сфере.

В целом анализ истории становления и развития оборонно-промышленного комплекса свидетельствует о следующем:

– его развитие осуществлялось в большей степени путем ситуационного управления (в 1920-е гг. – из-за необходимости сохранить оставшуюся не разрушенной промышленность; в 1930-е гг. – под воздействием надвигающейся военной угрозы; в 1940-е гг. – в силу быстро меняющейся военной ситуации; в 1950-е гг. – из-за опасности отстать в развитии средств вооруженной борьбы; в 1960-1980-е гг. – вследствие гонки вооружения; в 1990-е гг. – в результате кардинальных перемен в стране; с конца 1990-х гг. – под циклическим воздействием финансово-экономических кризисов различного масштаба); это не оставляло возможности для выработки стратегии его развития с системных позиций, т.к. быстрая изменчивость военно-политической ситуации в мире, а также форм и способов ведения вооруженной борьбы постоянно требовали оперативной реакции на новые угрозы;

– система управления оборонной промышленностью в своем развитии сменила несколько фаз централизации и децентрализации, что показало способность ОПК функционировать в различных вариантах управления, но с разной эффективностью (при этом наибольшая степень централизации была обеспечена с конца июня 1941 г., когда в ходе Великой Отечественной войны был образован чрезвычайный и полномочный орган – Государственный комитет обороны (ГКО), решавший все политические и экономические вопросы и обладавший всей полнотой власти; в июле 1941 г. была создана Ставка Верховного главнокомандования, решавшая все военные вопросы, в том числе связанные с управлением оборонной промышленностью);

– начиная с предвоенных лет и до начала 1990-х гг. была обеспечена жесткая увязка развития оборонно-промышленного комплекса с целями развития Вооруженных Сил и экономики страны; при этом все составные части военной организации формировали единое целое и гармонично дополняли друг друга с точки зрения решения задач технического оснащения ВС РФ;

– качественно новый этап послевоенного развития всех объектов военно-технической политики наступил в 1990-х гг. с переходом к рыночной экономике, главным следствием которого стало изменение парадигмы их функционирования (при этом перемены, произошедшие в 90-х гг. ХХ века, носили в основном деструктивный характер, в результате чего эффективность функционирования оборонно-промышленного комплекса резко снизилась);

– предпринимаемые с начала ХХI века меры вначале стабилизировали, а затем создали условия для интенсификации развития оборонно-промышленного комплекса в системе рыночных отношений;

– несмотря на все сложности, ОПК Российской Федерации обеспечивает национальную безопасность страны и предотвращает опасность вовлечения России в большую войну.

20 декабря 2019 , Обсуждались итоги работы банка в 2019 году и планы на будущий год.

18 ноября 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И.И.Торопова Конструкторскому бюро исполняется 70 лет.

27 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ В ходе поездки вице-премьер посетил ряд предприятий и провёл серию совещаний по диверсификации производств судо- и авиастроения, а также о ходе реализации отдельных инвестиционных проектов.

13 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Заместитель Председателя Правительства посетил Военный инновационный технополис «Эра» в Анапе, где осмотрел построенные лаборатории, пообщался с операторами научных рот и провёл совещание об организации взаимодействия вузов и предприятий ОПК с Минобороны России при выполнении исследований и разработок на базе ВИТ«Эра».

12 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Коллективу АО «НПО “Высокоточные комплексы”» 12 февраля 2019 года исполняется 10 лет со дня образования АО «НПО “Высокоточные комплексы”».

1 февраля 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Юрий Борисов встретился с учёными Российской академии наук Обсуждались вопросы проведения научных исследований в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства.

22 января 2019 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Обсуждались итоги работы банка в прошлом году и планы на последующий период.

28 декабря 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании планирования закупок по государственному оборонному заказу Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №571-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1393-р. Федеральным законом устанавливается, что закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов и планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

13 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ О внесении в Госдуму законопроекта об административной ответственности за нарушения исполнения государственных контрактов в сфере гособоронзаказа Распоряжение от 13 октября 2018 года №2201-р. Цель законопроекта – усиление контроля за реализацией государственных контрактов в сфере государственного оборонного заказа, повышение исполнительской дисциплины, предотвращение нарушений при его выполнении.

7 октября 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Вице-премьер рассказал победителям конкурса «Лидеры России» о структуре российского ОПК, его современном состоянии, основных проблемах и перспективах развития.

21 августа 2018 , Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ Форум проводится в четвёртый раз. В этом году более 1,2 тыс. российских и иностранных участников представили около 18 тыс. образцов своей продукции.

1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы оборонно-промышленного комплекса (ОПК). История развития ОПК на Алтае, его понятия и структура. Состояние и перспективы эффективного развития, причины гибели оборонно-промышленных предприятий. Направления по выходу из кризиса и стабилизации.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Законодательные основы и структура органов управления ОПК РФ. Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края. Анализ задач обеспечения национальной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и сущность военно-промышленного комплекса России, география и факторы размещения отраслей, современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний и факторы, благоприятствующие данному процессу на сегодня, направления развития.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Теоретические основы торговли вооружениями и военной техникой, факторы и предпосылки развития данной сферы деятельности на сегодня, нормативно-правовое регулирование. Направления совершенствования экспортной деятельности оборонно-промышленного комплекса.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Сравнительный анализ функционирования военно-промышленного комплекса Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Структура военной экономики и ее связь с национальной. Расходы на оборону. Мировой портфель экспортных заказов 2005-2012 годов.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2016

    Теоретические основы военно-промышленного комплекса РФ. География и факторы размещения отраслей ВПК. Конверсия ВПК в 90-е годы и современная конверсия. Формирование новых военно-промышленных компаний. Внешнеэкономические связи и перспективы развития ВПК.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2012

    Крупнейшие авиастроительные предприятия России. Развитие ракетно-космической промышленности. Артиллерийско-стрелковое вооружение как важная отрасль военно-промышленного комплекса. Производство бронетанковой техники, ядерного и стрелкового оружия.