Какой из принципов принят в организации управления. Основные принципы управления

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА

Кафедра « Менеджмент и маркетинг »

Контрольная работа

по дисциплине: «Менеджмент»

вариант №14

Введение

1. Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Менеджмент в целом можно определить как совокупность современных принципов, методов, средств и форма управления производством с целью повышения его эффективности. Исходя из этого, принципы управления организацией являются одним из центральных звеньев данной области знаний.

Целью контрольной работы является изучение принципов управления организацией, а также различных внешних факторов, которые на нее влияют. После раскрытия теоретических вопросов контрольная работа предусматривает решение задачи и теста.

В соответствии с целью контрольной работы были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть совокупность факторов внешней среды (прямых и косвенных), влияющих на организацию;

Изучить стадии контроля и расположить их в соответствии с логической последовательностью;

Рассмотреть существующие виды организационных структур и определить наиболее сложную из них.

Изучение принципов управления организацией, а также внешних факторов, воздействующих на нее, является актуальной задачей.

1. Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте

Принципы управления организацией - это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций . Они находят отражение в объективных закономерностях практики управления и определяют требования к конкретной системе, структуре и организации управления.

В настоящее время ведущим принципом управления организацией является сочетание централизации и децентрализации управления, из которого вытекают следующие принципы:

Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, который означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения.

Всю полноту ответственности несет одно лицо - директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. Этим достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений;

Принцип научной обоснованности, означающий, что управление должно осуществляться на научной основе;

Принцип плановости, означающий, что деятельность организации должна планироваться;

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность только в рамках установленных ему полномочий;

Принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и культурой.

Привлечение персонала к управлению усиливает рассматриваемый принцип.

Перечисленные выше принципы не являются единственно верными или постоянными. Экономическая жизнь общества не стоит на месте и постоянно претерпевает изменения, поэтому меняются и принципы управления организацией.

Так, в классической школе в управлении (1920 - 1950 гг.) принципы управления Анри Файолем были сформулированы в следующем виде:

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Современные принципы управления обращают все большее внимание на социальный аспект управления, а именно на человека, и формулируются следующим образом:

Развитие инноваций и инновационная предприимчивость;

Гуманизация процессов труда;

Ориентация менеджмента на конечные результаты;

Самоконтроль процессов деятельности организации;

Качество работы и созданного продукта;

Эффективность менеджмента;

Человек является не только средством достижения цели, но и целью менеджмента.

Принципы управления организацией тесно взаимосвязаны и всегда находят отражение в структуре управления организацией. Под организационной структурой управления понимается «упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого» .

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования основы структуры управления организацией. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления, прежде всего, отражает цели и задачи организации, а, следовательно, должна быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления следует связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью -- с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других хозяйствующих субъектах, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организацию структуры управления.

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние

В менеджменте организация рассматривается как некая совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и окружающей среды. Внешняя среда - это совокупность условий и организацией, оказывающих воздействие на деятельность фирмы или «совокупность воздействий и организаций, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности» .

Внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия, можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия. К первым, в частности, можно отнести клиентов, поставщиков, собственников, конкурентов, законы. Ко вторым - политические, демографические и экологические условия, состояние и тенденции научно-технического развития.

Окружающая среда организации не бывает стабильной, она динамична, и фирме необходимо в процессе принятия решений постоянно адаптировать свою деятельность к этим изменениям. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

К числу факторов прямого воздействия относят:

1. Клиенты - потребители продукции и услуг. Это основная группа, за счет которой существует и развивается организация. Четкое понимание состава клиентов организации представляется важнейшим условием успешной деятельности. Сбыт всегда оказывается важнейшей статьей расходов. Расходы на сбыт являются скрытыми, но от них зависит прибыльность деятельности.

2. Поставщики - предприятия, обеспечивающие ресурсами деятельность организации. К ним относятся поставщики материалов, энергии, оборудования, инструмента, комплектующих и т.д. Зависимость деятельности от поставщиков усиливается при повышении степени готовности получаемых узлов и комплектующих деталей для выпускаемой продукции. Этот фактор оказывает прямое воздействие, так как сырье на производстве почти всегда является основной статьей расходов. К сырью следует относиться как к приобретаемым товарам. Недостаточно приобретать сырье дешевое и хорошего качества. Материалы должны подходить для выпускаемых изделий так же, как и изделия должны проектироваться с учетом используемых материалов. Сырье, технология производства и выпускаемая продукция должны составлять единое целое.

Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала (в таком случае поставщиками служат банки, акционеры, инвесторы), трудовых ресурсов и др.

3. Конкуренты - предприятия, выпускающие аналогичную продукцию. Во многих случаях конкуренты определяют цену продаваемого товара, поэтому контроль за развитием конкурентов, их политикой на рынках является важнейшей задачей менеджмента. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Следует помнить, что конкуренция идет не только за нишу на рынке, за потребителей. Предприятия могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Государство можно отнести одновременно и к среде прямого, и к среде косвенного воздействия. Оно устанавливает правила (законы) функционирования экономики, контролирует их соблюдение. Косвенное воздействие на предприятие со стороны государственных органов проявляется через систему налогов, прямое - через законодательные акты и государственные заказы.

Экономическое окружение определяется стоимость ресурсов и спрос на товары. В условиях инфляции предприятия заинтересованы в накапливании запасов, задержке платежей, увеличении займов. Спад экономики в стране ведет к уменьшению объемов производства, сокращению числа работающих.

Социальное окружение влияет на организацию через социокультурные установки, жизненные ценности и традиции. К примеру, в одной стране дача взятки для получения выгодного контракта, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и даже противозаконными, а в другой стране подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Так, косвенное воздействие может осуществляться не только через налоговую систему, но и через:

Установление различных льгот;

Требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств;

Законодательство по защите потребителей;

Стандарты безопасности и экологические стандарты и др.

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов. В последнее время все большее влияние на деятельность предприятий оказывают общественные объединения и группы. Они становятся постоянным фактором социальной и экономической жизни.

Научно-технический прогресс является одновременно фактором и внутренней и внешней среды. Он имеет большое значение, технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

принцип управление контроль организационный

3. Задача

Необходимо расположить стадии контроля в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) фиксирование состояния объектов (мониторинг);

б) выбор объекта контроля;

в) выявление характера отклонений;

г) оценка возможных последствий отклонений;

д) выявление причин отклонений.

Контроль является одной из функций менеджмента, он гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Задачами контроля и регулирования являются:

Сбор и систематизация информации о состоянии объектов;

Оценка состояния и полученных результатов деятельности;

Анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

Подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

Таким образом, процесс контроля осуществляется путем выполнения следующих этапов:

Выбор объекта контроля;

Фиксирование состояние объектов;

Выявление характера отклонений;

Выявление причин отклонений;

Оценка возможных последствий отклонений.

На основе всех проведенных этапов принимаются те или иные управленческие решения.

4. Тест

Наиболее сложный тип организационной структуры:

1) линейная;

2) матричная;

3) функциональная;

4) матрично-штабная;

5) линейно-функциональная.

Линейная структура (1) представляет собой самую простую организационную структуру - с единым начальником на всех уровнях. Функциональная структура (3) подразумевает подразделение по областям управленческой деятельности. Линейно-функциональная (5) структура сочетает в себе две предыдущие. Матричная структура (2) еще более сложная, она подразумевает, что для каждого подразделения назначаются два руководителя: один по производственному профилю, другой - по функциональному. Матрично-штабная (4) является самым сложным типом организационной структуры. Кроме трудностей матричной структуры в ней также добавляется сложная организация управления, присущая штабной структуре.

Заключение

На основе изложенного в работе материала можно сделать следующий вывод, что принципы управления организацией эволюционируют со временем. Если изначально они были больше ориентированы непосредственно на процесс производства, то теперь они ориентированы на процесс управления и принятия управленческих решений. Основной тенденцией развития принципов управления организацией является их переориентация в социальную сторону - в сторону человека.

Факторы внешней играют важнейшую роль при управлении организацией. Их изменения постоянно надо учитывать при принятии управленческих решений. Успех организации в значительной степени зависит от учета этого рода факторов.

С возникновением и развитием маркетинга и менеджмента руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды, как прямых, так и косвенных.

При рассмотрении внешней среды и ее влияние на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов (социальных, культурных, экологических и пр.) на экономические процессы.

Таким образом, в развитии как принципов управления, так и принципов учета внешних факторов, наблюдается схожая тенденция.

Список использованной литературы

1. Менеджмент. Учебник для вузов. 3-е изд. / В.В. Глухов - СПб.: Питер, 2008. - 608 с.

2. Менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал - М.: ИНФРА-М, 2008. - 440 с.

3. Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 343 с.

4. Основы менеджмента / Мескон М., Альерт М., Хедоури Ф. - М.: Издательство «Дело», 2007. - 481 с.

5. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2008. - 556 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика линейной, функциональной и целевой организационной структуры. Формирование структурной схемы управления предприятием. Факторы внешней среды организации. Понятие и состав инфраструктуры менеджмента. Договорные обязательства в менеджменте.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2011

    Контроль как одна из функций управления и процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Основные функции и классификация внутреннего и внешнего контроля. Общая схема процесса контроля в менеджменте и принципы достижения его эффективности.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2010

    Сущность и содержание основных функций управления, критерии их классификации и место в системе менеджмента. Роль функций управления при формировании структуры управления. Совершенствование применения функций управления в муниципальной организации.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Планирование как функция менеджмента. Анализ организационной структуры управления предприятием. Анализ функций планирования, мотивации и контроля, рекомендации по их улучшению. Процесс приходования товара в магазине и порядок проведения инвентаризации.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2012

    Понятия, применяемые в менеджменте. Элементы системы управления. Цели и задачи менеджмента. Структура управления организацией. Принципы формализации процесса управления. Решение современных задач управления предприятием. Задачи менеджмента в XXI веке.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Общая характеристика и анализ необходимости основных принципов и функций управления. Сущность, содержание, классификация и особенности экономических, административно-правовых и социально-психологических методов управления предприятием (организацией).

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Понятие и принципы построения организационной структуры управления, значение данной категории менеджмента в деятельности предприятия. Классификация и типы структур управления, цели и задачи их формирования, существующие проблемы и пути разрешения.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Анализ существующей структуры управления. Проектирование новой организационной структуры. Методы управления организацией и принципов построения организационной структуры. Централизованное управление.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2007

    Краткая характеристика предприятия. Примеры реализации основных функций менеджмента. SWOT-анализ и стратегия развития компании. Анализ организационной структуры управления. Теории мотивации. Содержание контрольных мероприятий. Коммуникации в менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2016

    Понятие и основные элементы внешней среды организации. Виды воздействия внешней среды на организацию. Теоретические и практические аспекты внутренних и внешних стратегий управления организацией. Пути и методы разрешения проблем управления внешней средой.

1. Принципы управления организацией как фундаментальная основа управления 6

1.1. Виды принципов 6

1.2.Подходы к разработке принципов организации фирмы 12

2. Использование принципов в практике управленческой деятельности 16

2.1.Зарубежный опыт 16

2.2. Отечественный опыт 20

3. Анализ применения принципов в организациях 26

Заключение 33

Список используемой литературы 34

Введение

Управление - искусство, подобно медицине или инженерному делу,

которое должно полагаться на лежащую в его основе науку -

концепции, теории, принципы и методы.

Герольд Кунц,

Президент Международной

Академии управления

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы . Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управление - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные. Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные отношения, установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной на тысячи лет человеческих цивилизаций, - на принципах, законах управления. Принципы управления должны определять не очевидные, а более глубокие, именно принципиальные закономерности и одновременно служить руководством к практическим действиям. Принципы управления реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

В руководстве персоналом необходим не только "технократический" административный подход (понятие "экономический человек"), но и социально-этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор.

Цель курсовой работы состоит в исследовании принципов управления организацией. На основе поставленной цели были определены следующие задачи:

    Изучить теоретические аспекты принципов управления организацией;

    Исследовать практические применение принципов управления в деятельности организации;

    Провести анализ применения принципов управления организаций.

1. Принципы управления организацией как фундаментальная основа управления

1.1. Виды принципов

Принцип системности и комплексности

Основные свойства, которые включает в себя принцип системности.

Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

Эмерджентность - означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу. Подсистема "персонал" руководствуется целью максимизации оплаты труда при минимизации энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит искусство руководителей.

Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.

Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Устойчивость . Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.

Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами.

Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы.

Свойство "обратных связей" . Фундаментальное свойство больших систем - установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). 1

Принцип правовой защищенности управленческого решения

Этот принцип требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нормах - особенно. Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Государственная Дума России поражает мир удивительной законотворческой плодовитостью, рождаются бесчисленные указы Президента и решения Правительства.

Принцип оптимизации управления

Оптимизация - не есть нарастание сложности, но всегда характеризуется поисками качественно новых путей и структурной рационализации. Оптимизация и упрощение сложных производственных систем - необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации, что и определяет прогресс систем. В народном хозяйстве принцип оптимизации управления диктует необходимость сокращение отраслевых иерархических уровней управления, уменьшения регламентирующей роли государственного аппарата, сковывающей самостоятельность и инициативу, совершенствования структуры управления предприятий и мотивации труда. Все это в итоге повысит эффективность деятельности трудовых коллективов и народного хозяйства в целом.

Принцип делегирования полномочий

Само название принципа содержит расшифровку его основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Этот оптимизационный прием обычно называется методом делегирования полномочий и о нем говорилось при рассмотрении проблем децентрализации управления. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Принцип соответствия

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.

Принцип автоматического замещения отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Принцип первого руководителя

Принцип первого руководителя гласит - при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, т.к. только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия. Т.к. основной целью внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности социально-экономического функционирования предприятия, то руководить такими работами должен не специалист в какой-то определенной области, а только тот специалист, который может охватить всю проблему, стоящую перед предприятием в целом, глубоко знающий цели и задачи, узкие места в его работе, т.е. первый руководитель. 2

Эффективное функционирование социального образования зависит от известного числа условий, которые чаще называют принципами. В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного, все в нем – вопрос меры. Почти никогда не приходится принимать один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов.

Стало быть, принципы должны быть гибки и применимы при всяких запросах. Надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры.

Чувство меры как производное такта и опыта – одно из важнейших качеств администратора.

Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением.

Рассмотрим некоторые из принципов, наиболее часто находящих применение в теории и практике управления.

1. Разделение труда. Разделение – естественное явление. Мы наблюдаем его в животном мире: чем совершеннее организм животного, тем больше у него органов, выполняющих различные функции; мы наблюдаем его в человеческих обществах: чем важнее социальное образование, тем теснее в нем связь органов с определенными функциями.

Цель разделения труда – в повышении количества и качества производства при равной затрате усилий.

Администратор, постоянно руководящий одними и теми же делами, как и рабочий, постоянно изготавливающий одну и ту же деталь, приобретает сноровку, уверенность, точность, увеличивающих эффективность труда. Всякая перемена занятия влечет за собой снижение эффективности производства.

Разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие. Общепризнано, что это – лучшее средство использования индивидов и коллективов.

Разделение труда приложимо ко всем без исключения работам, требующим более или менее значительного числа работников с разнообразными данными. Результатом его является специализация функции и разделение власти.

Хотя выгоды разделения труда общепризнанны, и трудно себе представить, например, возможности прогресса без специального труда ученых, художников, педагогов и т.д., все же разделение труда имеет свои пределы.

2. Власть – ответственность. Власть – есть право отдавать распоряжения, и сила, принуждающая им подчиняться.

В начальнике различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, заслугах и т.д. В хорошем начальнике личный авторитет является необходимым дополнением к власти, принадлежащей ему по уставу.

Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкции – награды или кары, сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, необходимый придаток. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

Санкция актов власти принадлежит к числу существенных условий хорошего управления. Обычно нелегко удается ее осуществить; сначала необходимо установить степень ответственности, затем градацию санкции.

Мужественное принятие и осознание ответственности вызывает уважение других; это – род мужества, всюду очень ценимый.

К сожалению, довольно часто ответственность настолько же не любят, насколько ищут власть. Боязнь ответственности парализует много начинаний и сводит на нет множество качеств. Хороший начальник должен распространять вокруг себя мужество ответственности. Лучшая гарантия против злоупотребления властью и послабления со стороны начальника – его личные достоинства, и в особенности – его высокий моральный облик.

3. Дисциплина, по существу, означает повиновение, усердие, деятельность, манеру держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между организацией и ее служащими соглашению. Подвергалось ли это соглашение свободному обсуждению или возникло без предварительной дискуссии; принято ли молчаливо; вытекает ли оно из воли сторон или законов и обычаев – оно фиксирует степень дисциплины.

Общественное сознание убеждено, что дисциплина абсолютно необходима для хорошего хода дела, что ни одна организация не могла бы преуспевать без нее. Состояние дисциплины практически в любом социальном образовании существенно зависит от достоинства его руководителей. В этой связи нельзя не согласиться с афоризмом: «Дисциплина – это то, во что ее превращают начальники».

Когда дисциплина оказывается невысокой, или когда взаимоотношения между начальниками и подчиненными оставляют желать лучшего, не следует ограничиваться сваливанием вины на состояние коллектива; гораздо чаще причиной является бездарность начальников.

Интересы организации не позволяют пренебрегать известными санкциями против актов нарушения дисциплины, дабы помешать им или сделать более редкими их рецидивы. Опыт и такт начальника выявляются в выборе характера и степени применяемых им санкций: предупреждение, понижение по службе, увольнение и т.д. Надо считаться с индивидуальностью и средой. Дисциплина обязательна как для самых крупных начальников, так и для самых скромных служащих.

4. Единство распорядительства означает, что служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

С момента, когда два начальника отдают свои распоряжения одному и тому же служащему или одному и тому же отделу, «недомогание» налицо. Если причина не будет устранена, тревога растет, болезнь становится явственной, как в живом организме, угнетаемом внедренным в него вирусом. При этом наблюдаются следующие последствия: либо дуализм прекращается вследствие исчезновения или устранения одного из начальников и социальное здоровье восстанавливается, либо организм продолжает гибнуть.

Ни в одном из случаев не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

А между тем, дуализм распорядительства – чрезвычайно частое явление; он производит опустошение во всех организациях, больших и малых, в семье и в государстве. К сожалению, дуализм распорядительства внедряется в социальный организм под всякими благовидными предлогами. Например, в надежде быть лучше понятым, или выиграть время, или чтобы приостановить нечто, вышестоящий начальник отдает распоряжения непосредственно служащему, минуя непосредственного начальника, задание которого он выполнял. Если подобное явление повторяется, налицо дуализм распорядительства со всеми его последствиями: смятением, обидой, недовольством у оставленного в стороне начальника, перебоями в работе и т.д.

При возникновении дуализма в управлении сначала появляется стесненность отношений, затем некоторое взаимное раздражение и даже, если дуализм остается, – вражда.

Дуализм распорядительства – вещь недопустимая. Во всех человеческих ассоциациях – в образовании, науке, промышленности, армии, в семье, в государстве – дуализм распорядительства часто является источником тяжелых конфликтов, на которые должны обратить внимание руководители всех уровней.

5. Единство руководства. Можно выразить так: один руководитель и одна программа совокупных операций, преследующих одну и ту же цель. Это необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, – чудовище. Ему тяжело жить.

Не следует смешивать единство руководства (один начальник, одна программа) с единством распорядительства (служащий получает распоряжения только от одного начальника). Единство руководства обеспечивается хорошей конструкцией социального образования; единство же распорядительства зависит от надлежащего функционирования состава всего персонала.

6. Подчинение частных интересов общим. Принцип предполагает, что в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов организации. Интересы семьи должны преобладать над интересами отдельных ее членов и т.д.

Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, честолюбие, эгоизм и прочие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частным. И это питает вечную борьбу.

Лицом к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одинаково заслуживающих признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

7. Централизация есть явление естественного порядка и состоит в том, что во всяком животном или социальном организме восприятия сходятся в одном центре – в мозгу или в дирекции, и из мозга или дирекции исходят приказы, приводящие в движение все части организма (или организации).

Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителей и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для организации.

От свойств руководителя, его достоинств, профессиональных и личностных качеств подчиненных, а также от условий организации зависит та доля инициативы, которая может быть предоставлена посредствующим звеньям. Степень централизации должна видоизменяться сообразно обстоятельствам. Но основной целью при этом всегда остается возможно лучшее использование способностей всего персонала. Если высокие качества руководителя, его ум, опыт, быстрота ориентировки позволяют ему широко развить свою активность, он может провести жесткую централизацию и оставить своим помощникам роль простых исполнителей. Если же, наоборот, сохраняя за собой привилегию давать общие директивы, он предпочитает больше опираться на опыт, мнение и советы своих сотрудников – возможна широкая децентрализация.

Вопрос централизации и децентрализации следует решать сообразно обстоятельствам с наивыгоднейшим учетом всех факторов. При этом он возникает не только перед высшими органами управления, но и перед руководящим персоналом разных уровней. Каждый из руководителей любого уровня без всякого исключения может в известной мере расширять и ограничивать инициативу своих подчиненных.

Проблема централизации и децентрализации решается определением меры, дающей наилучшую общую производительность. При этом в пользу децентрализации бывают аргументы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных; в пользу централизации – все те, которые подтверждают ее незначительность.

8. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими.

Иерархическая колея – это тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги от высших руководителей или адресуемые им. Этот путь диктуется одновременно необходимостью обеспеченности передачи и единства распорядительства. Но он не всегда оперативный, иногда даже гибельно длителен, если очень крупная организация напоминает государство.

Между тем существует много операций, успех которых заключается в быстром исполнении; значит, надо уметь совместить уважение к иерархической колее с обязательством быстро доходить до цели.

Это достигается следующим образом. Допустим, что необходимо установить связь между отделом Е и отделом П в организации, в которой иерархия может быть изображена двойной лестницей Ж – А – Р.

Рис. Иерархическая колея

Следуя по иерархической колее, надо было бы подняться от Е до А, затем спуститься от А до П, останавливаясь на каждой ступени, затем вновь подняться от П до А и спуститься от А до Е, чтобы вернуться к отправному пункту.

Очевидно, гораздо проще и быстрее пройти прямо из Е в П, пользуясь мостком Е – П. Чаще всего так и поступают.

Иерархический принцип будет соблюден, если начальствующие лица Д и О уполномочат своих непосредственных подчиненных Е и П вступить в непосредственные взаимоотношения. Положение будет вполне урегулировано, если Е и П будут непосредственно осведомлять своих начальников о том, что они сделали по общему согласию.

Поскольку действия Е и П остаются согласованными и одобряются их непосредственным начальством, постольку их прямые взаимоотношения могут продолжаться; с момента же, когда согласованность нарушается или действия не одобряются начальством, прекращаются и эти взаимодействия и вновь устанавливаются по иерархической колее.

Таково фактическое положение в большинстве случаев. Оно допускает известную степень инициативы на всех ступенях лестницы.

Применение мостка – просто, быстро, верно; оно позволяет, например, двум отделам Е и П разрешить одним заседанием в несколько часов такой вопрос, который при иерархической колее пройдет двадцать этапов, обеспокоит многих людей, заставит потерять недели или месяцы, для того чтобы прийти в конце концов к решению, в общем, менее удачному, чем то, которое можно было получить, поставив в непосредственное соприкосновение Е и П.

Обычно думают, что главной причиной такой порочной практики является боязнь ответственности. Скорее можно полагать, что это результат недостаточной административной установки руководителей.

Если бы глава А требовал от своих сотрудников Б и Л применения в нужных случаях мостка и рекомендовал им требовать того же от их подчиненных В и М и т.д., то соответственные навыки и мужественное принятие на себя ответственности появлялись бы одновременно с развитием практики кратчайших путей.

Ошибкой является уклонение без нужды от иерархической колеи; но гораздо большая ошибка – следование ей, когда это может грозить опасностью для организации. Иногда обстоятельства складываются очень неблагоприятно. И если служащему приходится, не имея возможности узнать мнение руководителя организации, самому делать выбор между двумя процессами, у него должно быть достаточно мужества и чувства независимости, чтобы выбрать тот, который диктуется общими интересами. Для подобного умонастроения нужна заблаговременная подготовленность и личный пример руководителя. Примером должен служить верхний этаж управления.

9. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

Результатом материального порядка должно быть уменьшение потерь материала и времени. Для того чтобы цель была полностью достигнута, необходимо не только чтобы вещи находились на своем месте и были хорошо уложены, но чтобы и самый выбор места в возможно большей степени облегчал все операции. Если последнее условие не выполнено – порядок лишь кажущийся, внешний.

Кажущийся порядок может прикрывать действительный беспорядок. Например, если в один и тот же штабель уложены четыре или пять сортов стали, предназначенных для различных изделий, возникают бесполезные движения, потеря времени, возможность ошибок и т.д. – вещи не были на своих местах.

Наоборот, случается и так, что под видимым беспорядком скрывается действительный порядок. Бывает, например, когда, приняв за беспорядок разложенные на столе руководителем для какой-нибудь работы бумаги, его секретарь соберет их и уложит в правильные стопки по формату. Порядок-то этим и нарушен.

Совершенный социальный порядок требует, чтобы место было по работнику и работник по месту.

При таком понимании социального порядка предполагаются решенными две из наиболее трудных административных операций: хорошая организация и хороший подбор персонала. После того как определяются необходимые для хода организации штаты, на предусматриваемые ими посты приглашаются должностные лица, и каждый занимает тот пост, где он может принести наибольшую пользу. Таков совершенный социальный порядок.

10. Справедливость. Для того чтобы персонал организации относился к исполнению своих обязанностей ответственно, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Справедливость не исключает ни энергичных действий, ни суровости. Она лишь при практическом ее осуществлении нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.

Требование справедливости и равенства – это такие запросы, с которыми важно уметь считаться, общаясь с персоналом. Надо, чтобы эти запросы как можно больше удовлетворялись, и при этом не нарушались никакие принципы реализации общего интереса. Справедливое отношение к подчиненным должно преобладать на всех ступенях иерархии.

11. Инициатива. Создать план и обеспечить его успех – вот что может дать одно из важнейших удовлетворений человеку; в то же время это и большой стимул к деятельности.

Инициатива – возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно так же относится к категории инициативы. Инициатива всех, присоединенная к инициативе руководства и по необходимости ее дополняющая, – большая сила для организации. Это бывает особенно заметно в трудные моменты.

Необходимо, чтобы руководство умело жертвовать своим самолюбием, поощряя инициативы своих подчиненных.

При прочих равных условиях руководитель, умеющий поддержать инициативу своего персонала, существенно превосходит руководителя, не умеющего это делать.

12. Постоянство состава персонала. Служащему нужно определенное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами. Если подобные перемещения производятся часто, функция никогда не будет хорошо выполняться. Печальные последствия подобной неустойчивости состава особенно опасны для организации, где освоение всего дела отнимает обычно у руководителей немало времени. Нередко приходится наблюдать, насколько предпочтительнее бывает руководитель со средними способностями, но долгое время занимающийся одним и тем же делом, чем руководитель, хотя и с большими способностями, но с тенденцией к частой перемене мест.

Как правило, руководящий состав успешно развивающихся учреждений устойчив, неудачных – неустойчив.

Текучесть состава является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены тут неизбежны: возраст, болезни, отставки и т.д. Некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу.

Таким образом, принцип нетекучести состава организации имеет свою меру.

13. Единение персонала. Гармония, единение персонала – большая сила организации. В стремлении ее достичь помогут многие пригодные для этого средства. Особо отметим принцип, который надо соблюдать, он называется единством распорядительства. Опасности же кроются в дурном толковании принципа «разделяй и властвуй» и злоупотреблении письменной формой общения.

Разъединять враждебные силы, для того чтобы их ослабить, – дело искусное, но не суметь сплотить коллектив организации – тяжелая ошибка.

Является ли эта ошибка результатом слабой административной «установки», недостаточного понимания положения вещей, эгоизма, жертвующего общими интересами в угоду личным, – она всегда заслуживает осуждения, потому что наносит вред организации.

Руководитель должен координировать усилия подчиненных, стимулировать их усердие, использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений.

Выяснение деловых вопросов или отдача распоряжений путем переписки часто порождает конфликты и недоразумения, которые легко можно рассеять в устной беседе. Отсюда следует, что всегда, когда только это возможно, производственные отношения должны быть устными. Устные распоряжения, как правило, скорее попадают адресату, позволяют растолковать непонятное, активизировать обстановку.

14. Научная обоснованность управления. Основное содержание этого принципа заключается в требовании осуществления управленческих действий на основе всестороннего учета ресурсов соответствующих организаций и достигнутого уровня развития с применением научных методов и подходов. Научная обоснованность управления несовместима с авантюризмом, игнорированием реальных условий, накопленного опыта. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке решения, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов.

Принцип научности содержит требование объективности и реальности управленческих решений. Наряду с этим он требует обеспечения конкретности, управления. Конкретность управленческих решений означает не узость, а всесторонность и глубину подходов при выработке управленческих решений. Научный подход требует научной добросовестности. В основе решений нужно всегда иметь объективный анализ действительности, базирующийся на изучении фактов, опыта, а не способность принимать желаемое за действительное.

Принцип научной обоснованности управления неразрывно связан с требованием опережающего развития теории по отношению к практике.

Принцип научной обоснованности требует перспективного подхода к решению стоящих задач. Работа с перспективой означает не какой-либо особый дар предвидения или прозорливости, а стремление правильно оценить и своевременно учитывать назревшие потребности и тенденции общественного развития в методах управления.

Принцип научности проявляется в стремлении к оптимальности управления. Сущность этого требования состоит в том, чтобы обеспечивать решения поставленных задач в возможно более короткие сроки и при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Принцип научной обоснованности управления предполагает регулярную работу в области научной организации труда и систематического совершенствования систем управления. Принцип научности требует соответствующего подхода к подготовке руководителей, их обучению, воспитанию. Естественно, перечень принципов управления можно продолжить, т.е. он остается открытым.

При этом важно понимать, что все принципы должны рассматриваться как единая взаимосвязанная система. Любой принцип нельзя правильно понять и эффективно использовать, если взять его изолированно, вне связи со всей системой принципов управления. Лишь в совокупности, в единстве они дают правильное представление об основах управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополага­ющие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и дей­ствуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и жела­ния. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в инте­ресах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой, иными словами, переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отра­жают объективную реальность, существующую вне зависимости от со­знания человека, т. е. они объективны. Вместе с тем каждый их принци­пов - это идея, т. е. субъективная конструкция, субъективное построение,которое мыслительно создает каждый руководитель на уровне его позна­ния, обшей и профессиональной культуры.

Основное требование к принципам управления состоит в том, что­бы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. При­нципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осущест­вляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и фор­мулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленчес­кой деятельности.

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управ­ления. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управ­ления. В практике управления государственными органами применяются общие и частные принципы.

К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены принципы:

    научности;

    системности, системного подхода;

    единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке реше­ний;

    централизации и децентрализации;

    единства распорядительства и ответственности в управлении;

    оптимальности (принцип экономии времени);

    информационной достаточности;

    обратной связи.

Принцип научности требует построения системы управления и управ­ления ее деятельностью на строго научных основах. Необходимо исполь­зовать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей для проявления субъективизма.

Принцип системности - ведущий принцип управления. Системность означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения. В системе управления даже частное локальное ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Системный подход предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераз­дельно, как целого. При этом должны быть определены цели и критериидля функционирования объекта и проведена структуризация, вскрываю­щая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и со­вершенствует структурное и функциональное единство системы.

Принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработ­ке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться кол­легиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплекс­ность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип едино­началия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями руководителя (единона­чальника). Это выражается:

    в полноте и объеме властных полномочий для решения поставлен­ных перед данной структурой задач;

    в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;

    в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководите­лей-единоначальников.

По принципу единоначалия осуществляет свою деятельность руково­дитель ФТС России.

Принципы централизации и децентрализации. Централизация позво­ляет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной сис­темы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и опера­тивно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и дополня­ют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с поте­рей автономности она потеряет свою структурность и возможность опе­ративного реагирования.

Принцип единства распорядительства и ответственности в управ­лении. В государственной системе за конкретным руководителем установ­лена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительст­ва по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.).

Основные варианты закрепления полномочий распорядительства сле­дующие:

    за непосредственными руководителями в рамках общей субордина­ции - полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

    за вышестоящими руководителями - полномочия, которые не деле­гированы ими на нижестоящие уровни;

    за руководителями функциональных подразделений - полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышес­тоящим руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обес­печивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каж­дый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда раз­ные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

Принцип единства распорядительства и ответственности означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от од­ного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестояще­му лицу.

Принцип оптимальности (принцип экономии времени) требует посто­янного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, в первую очередь, относится к информационным операциям по подготов­ке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий поз­воляют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математи­ческих методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях не­бывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огром­ное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России. ГНИВЦ предприни­мают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.

Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управ­ляемой подсистемами, которая носит информационный характер и явля­ется необходимым условием протекания процессов управления как осно­вы существования или существования и развития систем управления. Это

также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управлен­ческих действий.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое откло­нение системы от ее естественного или заданного состояния является ис­точником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном или заданном состоянии.

Методологическая функция принципа обратной связи определяется рядом его существенных признаков.

Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно-следственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобрета­ет характер специального обратного воздействия, а именно управляюще­го обратного воздействия и обусловливается передачей осведомительной и контролирующей информации.

Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи явля­ется то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловле­но определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровнем организации системы управления, а также потому, что этот принцип спо­собствует повышению уровня организации систем управления.

В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой и необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуп­равляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранения или сохранения и развития системы управления.

Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции со­гласования, координации действий с другими системами управления.

Многогранный термин «менеджмент» в современных реалиях все чаще рассматривается в значении «искусства управления». Ведь чтобы наилучшим образом обеспечивать развитие организации, менеджер должен обладать талантом, навыками, опытом, знаниями, быть в полном смысле слова профессионалом. Бесспорно, искусство управления – тяжелый труд. В чем же он заключается? Ответ очень прост: в грамотном использовании комплекса взаимосвязанных категорий, таких как принципы, функции, виды и методы управления.

Пожалуй, принципы управления в менеджменте – основополагающие ориентиры, на которые имеет смысл обращать внимание для постижения основ результативного администрирования.

Становление принципов управления!

В понятие «принцип управления» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то характеризует его как убежденность поступать так, как говорит внутренний голос, а кто-то как точку зрения относительно чего-то. Манера себя держать, правило или установка, закон или истина также могут выступать как основа формирования принципов.

История управленческой мысли неотделима от истории человечества. Например, в период первобытного общества управление основывалось на социальных нормах. Иначе говоря, власть, как таковая, формировалась на основе авторитета, характера лидера и на его принуждении к повиновению. А с развитием человеческого общества, с учетом существенных изменений в людях и их ценностях, принципы управления понесли качественные модификации.

Первые значимые труды, посвященные организационным проблемам управления, вышли из-под пера Платона «Государство» и Аристотеля «Политика». Их античной философии было свойственно внедрение новаторских нововведений.

Фундаментальный вклад в развитие управления сделал философ эпохи Возрождения Н. Макиавелли со своим трактатом «Государь». Принципы флорентийского мыслителя сводятся к положениям относительно государственного устройства и особенностям управления вертикально-интегрированных организаций.

Родоначальник научной организации труда, американец Ф. Тейлор, в 1911 г. представил свои «Принципы научного менеджмента», им была сделана попытка применить науку для проектирования процесса управления.

Пожалуй, наиболее широко распространенной классификацией, считаются принципы управления в менеджменте французского теоретика и практика А. Файоля, изложенные в работе «Общее и промышленное управление» 1916 г. Рассмотрим детальнее.

Самые важные принципы в управлении!


Стоит отметить, что единого подхода к классификации принципов не выработано. В силу того, что управленческие принципы не содержат обязательных положений, они могут рассматриваться в качестве рекомендаций.

Заключение

Принципы управления в менеджменте – не абстрактные установки. Принятие и осуществление решений, структура управления в организации, а также характер отношений в коллективе, на все это оказывают влияние принципы.

Современному управленцу вовсе не обязательно полностью следовать принципам, например, А. Файоля, сформулированным в XX в. Несомненно, общие принципы действительны для всех, поскольку с природой не поспоришь. А что качается частных, руководитель должен самостоятельно их вырабатывать, основываясь на понимании сложившихся традиций и культуры. Об этом следует помнить!