Внесение законопроектов в государственную думу. Внесение законопроектов в государственную думу Ст 63 фз в новой редакции

Статья 5. Виды электронных подписей

1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Расскажем об особенностях данного законопроекта, затрагивающих N63-ФЗ ‎"Об электронной подписи".

1. Полномочный сертификат.

Вводится понятие "полномочный сертификат". Полномочные сертификаты будут двух видов:

  • Полномочный сертификат государственного органа – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице – руководителе государственного органа, в части информации о его полномочиях. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Федерального казначейства. Этот УЦ уже выдает сертификаты электронной подписи государственным органам для участия в государственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • Полномочный сертификат юридического лица – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Минкомсвязи России.

Сертификаты для государственных органов будут бесплатными, тогда как для юридических лиц, скорее всего, выпуск сертификатов станет платной услугой. Эта часть рынка оказывается закрытой для коммерческих УЦ, так как законопроект устанавливает закрытый перечень УЦ. К этой теме мы вернёмся чуть позже.

Использование полномочных сертификатов в информационных системах для совершения юридически значимых действий допускается лишь руководителем, директором и т.д. Возможно использование квалифицированных сертификатов, оформленных на лицо, не являющееся руководителем. В этом случае необходимо оформить доверенность, заверенную подписью, основанной на полномочном сертификате. Требования к форме и формату доверенности устанавливают владельцы информационных систем.

Таким образом, Минкомсвязь России решает проблему, при которой государственные органы и юридические лица не могут применять один сертификат в информационных системах разных ведомств и вынуждены приобретать разные виды сертификатов. Необходимость создания единой подписи давно обсуждается, поэтому появление данной инициативы было ожидаемо. При этом непонятно, почему требования к доверенностям для лиц, не являющихся руководителями, устанавливают операторы информационных систем. Ведь это повлечет за собой необходимость формирования доверенности для каждой из информационных систем, и концепция «единого инструмента» не будет реализована в полной мере.

2. Доверенная третья сторона.

Вводится понятие "доверенная третья сторона". Это Минкомсвязь России или организация, прошедшая процедуру аккредитации третьих лиц в Минкомсвязи. Процедура аккредитации доверенных третьих лиц будет прописана в статье 18.2 и во многом повторяет текущую процедуру аккредитации УЦ. Третья сторона осуществляет деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах, а также документально подтверждает результаты такой проверки.

3. Аккредитация Удостоверяющего центра.

В часть 1 статьи 16 N63-ФЗ ‎«Об электронной подписи» вносятся кардинальные изменения. Согласно документу аккредитация осуществляется в отношении:

  • Федерального казначейства (или подведомственной Федеральному казначейству организации);
  • Подведомственных организаций Минкомсвязи;
  • Федеральной налоговой службы (или подведомственной Федеральной налоговой службе организации).

На этом список заканчивается. Остальные, функционирующие на данный момент УЦ (созданные как государственными, так и коммерческими структурами), которых на 2 апреля 2018 года насчитывается более 450, теряют право на получение аккредитации и постепенно прекратят деятельность по выпуску квалифицированных сертификатов. Государственные органы будут получать квалифицированные сертификаты в УЦ Федерального казначейства, юридические и физические лица – в Минкомсвязи и подведомственных организациях (искренне надеемся, что полномочия достанутся не ФГУП «Почта России»). При этом вручением сертификатов разрешили заниматься МФЦ и нотариусам. Какую роль при этом отведут ФНС пока неясно.

Изменятся и правила аккредитации в части требований к стоимости чистых активов и наличию финансового обеспечения ответственности за убытки. Данные требования к государственным органам, получающим аккредитацию, и раньше не применялись. Таким образом, с рынка электронных подписей убирают коммерческие удостоверяющие центры. С технической и организационной точки зрения Регулятору в области использования электронной подписи нужно проделать немалую работу, чтобы покрыть возрастающие потребности рынка в квалифицированных сертификатах. Интересен тот факт, что данные изменения, несомненно, одни из самых значительных в рассматриваемом законопроекте, не зафиксированы в описательной части и присутствуют в законопроекте "между строк".

Законопроект предусматривает, что новые правила аккредитации УЦ вступят в силу по истечении 2 лет со дня официального опубликования.

UPD 16.04.2018 . Ассоциация "РОСЭУ" (Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг) опубликовала открытое письмо министру связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифорову, содержащее замечания и предложения в связи с внесением поправок в 63-ФЗ ‎"Об электронной подписи". В Ассоциацию входят крупнейшие участники рынка электронных услуг в Российской Федерации: "СКБ Контур", "Крипто-Про", "Актив", "Инфотекс Интернет Траст" и другие. В письме обозначены возможные негативные последствия принятия законопроекта и вносятся предложения по регуляции отрасли, которые позволят избежать разрушения существующей системы аккредитованных удостоверяющих центров.

Все не так просто, как кажется.

Введение в деловую практику обмена документами в электронной форме выявило необходимость в их удостоверении, чтобы бумаги имели юридическую силу. Для этого разработали электронную подпись (ЭП), но ее применение было бы невозможным без закрепления процедуры на правовом уровне.

Для этого в 2002 году был принят Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». С развитием электронного документооборота и внедрением его в различные сферы хозяйственной деятельности появилась необходимость принятия нового нормативного акта, им стал Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ). В этой статье мы рассмотрим основные его положения, а также узнаем о возможных изменениях, которые могут быть в ближайшее время в него внесены.

Его цель — регулировать отношения между контрагентами при использовании аналога визы и печати на бумажном носителе. Он применяется во время совершения сделок различного характера, в том числе и гражданско-правовых. Электронной подписью можно воспользоваться при получении государственных и муниципальных услуг, она имеет силу при исполнении функций государственных и муниципальных служб, во время судебных разбирательств и при решении других споров.

Электронная подпись и ее виды

В законе сказано, что таковой является информация в электронном виде, которая может быть присоединена к электронному документу для его удостоверения, являясь аналогом обычной подписи на бумажном носителе. Электронная подпись бывает:

  • Простой. Она создается с помощью паролей и кодов с целью подтвердить факт удостоверения документа конкретным лицом. Применяется в обычных деловых отношениях между юридическими или физическими лицами, при рассмотрении дел в арбитражных судах, при оказании госуслуг.
  • Усиленной неквалифицированной. Она представляет собой зашифрованную криптографическим способом информацию. Подобный способ кодирования исключает возможность подделки подписи, а также внесение несанкционированных правок в документ. Позволяет установить, какие изменения произошли с подписываемым документом, определить лицо, которое поставило свою визу. Для ее создания применяются специальные средства шифрования. Она может использоваться в тех же сферах деятельности, что и простая, кроме оказания государственных услуг.
  • Усиленной квалифицированной. Она обладает всеми свойствами неквалифицированной ЭП, но для ее создания используются средства, прошедшие сертификацию в ФСБ РФ. Кроме всех возможных сфер применения, она еще используется в отношениях с контролирующими органами (ФНС, ФСС, ПРФ) и при участии в электронных торгах.

Сертификат ключа проверки электронной подписи

Им подтверждаются только усиленные электронные подписи, он выдается специализированной организацией или ее доверенным лицом владельцу такой ЭП. Его основное назначение — подтвердить факт этого владения, защитить права собственника электронной подписи.

  • Закрытый. С его помощью генерируется электронная подпись и осуществляется визирование документа. Лицо, являющееся владельцем ЭП, должно хранить эту информацию в секрете, чтобы не допустить использование подписи другим лицом.
  • Открытый. Он неразрывно связан с предыдущим ключом и предназначен для определения подлинности ЭП.

В сертификате ключа проверки электронной подписи должны содержаться сведения:

  • уникальный номер, срок действия;
  • данные владельца сертификата, по которым его можно идентифицировать;
  • оригинальный ключ проверки ЭП;
  • наименование применяемого средства цифровой подписи;
  • стандарты, которым соответствуют закрытый и открытый ключи;
  • наименование организации и адрес, выдавшей сертификат.

В квалифицированном сертификате, кроме этих сведений, должны содержаться:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета и ИНН владельца этого документа для граждан, ИНН — для организаций;
  • ключ проверки ЭП;
  • наименование, адрес аккредитованной организации, выдавшей сертификат, номер ее квалификационного сертификата;
  • данные по ограничениям, наложенным на квалификационный сертификат, если они есть.

Сертификат ключа проверки ЭП может предоставляться на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае владелец документа вправе потребовать его заверенную копию на бумаге.

Обратите внимание!

Если сертификат ключа получает организация, то дополнительно указываются сведения уполномоченного лица, которое ответственно за использование цифровой подписи. Когда такого сотрудника нет — данные руководителя юридического лица.

Информация о сертификате ключа проверки цифровой подписи вносится в единый реестр не позднее того дня, когда документ вступает в силу. Такой датой считается день его выдачи, если иное не обозначено в самом сертификате.

Этот документ прекращает свое действие по истечении указанного в нем срока или по следующим причинам:

  • по письменному заявлению его владельца, представленному на бумаге или в электронном виде;
  • когда организация, выдавшая сертификат, прекращает свою работу и не передает свои функции другому лицу;
  • по судебному решению;
  • в случае когда владелец документа прекратил свою деятельность, или по причине смерти владельца — физического лица.

Организация, выдавшая сертификат ключа проверки электронной подписи, может по своей инициативе отозвать документ, если имеются сведения, что владелец сертификата не владеет соответствующим ключом ЭП или документ содержит недостоверные данные, что подтверждено решением суда.

Информация об аннулировании документа вносится в реестр сертификатов в течение 12 часов с момента наступления вышеуказанных обстоятельств. Организация, выдавшая этот документ, должна уведомить его владельца о прекращении действия сертификата.

Обратите внимание!

Законодательство РФ не предусматривает никакой ответственности за использование аннулированного сертификата.

Средства электронной подписи

Согласно закону ими признаются шифровальные устройства, выполняющие создание электронной подписи и формирование ключей ЭП, закрытого и открытого.

Такие средства должны:

  • определять факт внесения поправок в подписанный документ;
  • обеспечивать защиту ключа цифровой подписи от его несанкционированного вычисления;
  • при подписании документа показывать информацию о нем;
  • создавать ЭП только после подтверждения ее владельцем;
  • указывать на факт подписания документа;
  • сохранять конфиденциальность, когда подписывается документ, содержащий данные для ограниченного доступа.
Если средства электронной подписи используются при работе с документами, содержащими государственную тайну, то они в обязательном порядке проходят сертификацию в ФСБ РФ.

Кто выдает электронные подписи и сертификаты к ним в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Такое право предоставляется удостоверяющим центрам (УЦ), которыми могут являться частные предприниматели, организации различных форм собственности, а также муниципальные и государственные органы. Кроме выдачи ЭП и сертификатов ключей проверки цифровых подписей УЦ имеют право:

  • по заявлению владельца ключа электронной подписи подтверждать право такой собственности;
  • определять сроки, в течение которых действительны сертификаты ключей проверки ЭП;
  • аннулировать выданные ими сертификаты;
  • по заявлению обратившегося лица выдавать средства электронной подписи;
  • вести реестры действительных и аннулированных сертификатов ключей проверки ЭП;
  • определять порядок ведения таких реестров, если в них зарегистрированы неквалифицированные сертификаты, устанавливать порядок доступа к этой информации;
  • создавать ключи цифровых подписей обоих видов;
  • проверять уникальность этих ключей;
  • по обращению лиц, являющихся участниками отношений с использованием ЭП, проверять подлинность цифровых подписей;
  • выполнять другие действия, связанные с исполнением положений Закона № 63-ФЗ.

Удостоверяющие центры могут быть:

  • Неаккредитованными Минкомсвязью РФ. Они имеют право заниматься вопросами, связанными с усиленными неквалифицированными ЭП.
  • Аккредитованными в федеральном органе. Такие организации обладают всеми полномочиями, в том числе вопросами, касающимися квалифицированных цифровых подписей.

В соответствии с законодательством РФ удостоверяющие центры несут ответственность за причинение вреда гражданам и организациям вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Обратите внимание!

Удостоверяющие центры могут делегировать свои полномочия по вручению сертификатов ключей третьим лицам. В таких случаях они становятся головными УД по отношению к тем, кому они оказали доверие.

Какие изменения планируется внести в Закон № 63-ФЗ

Минкомсвязи РФ 03.04.2018 г. в открытом доступе опубликовало проект изменений в этот закон для того, чтобы общественность могла рассмотреть их и сделать свои замечания. Основные поправки в новой редакции касаются:

  1. Введение понятия «полномочных сертификатов».

Они подразделяются на два вида:

  • Полномочный сертификат юридического лица. По сути, это квалифицированный сертификат, владельцем которого является руководитель организации, имеющий право осуществлять свои действия без доверенности. В документе, кроме информации о юрлице, содержатся данные о владельце. Выдается этот сертификат Минкомсвязи РФ.
  • Полномочный сертификат органа государственной власти. Также является квалифицированным, его владельцем может быть гражданин России, определяемый президентом или правительством РФ. Документ содержит информацию об органе власти, чиновник которого является владельцем сертификата, а также данные об этом человеке. Выдается документ УЦ Федерального Казначейства РФ.
В обоих случаях владельцы сертификатов могут делегировать свои полномочия, для этого им надо будет оформить электронную доверенность, понятие которой также впервые появляется в этом проекте закона.
  1. Правил аккредитации удостоверяющих центров.

Аккредитованными УЦ будут признаваться те организации, которые, по мнению Минкомсвязи, соответствуют положениям Закона № 63-ФЗ. Они имеют право делегировать свои полномочия по выдаче сертификатов МФЦ и нотариусам. Аккредитацию смогут получить только Федеральное Казначейство, подчиняющиеся ему госучреждения, а также государственные структуры, подведомственные Минкомсвязи РФ.

Из проекта закона следует, что коммерческие организации не смогут получать аккредитацию.

Резюме

Для заверения электронных документов была придумана электронная подпись. Чтобы придать ей юридическую силу, был принят Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи». Вопросы, связанные с ЭП, относятся к полномочию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Электронная подпись — это информация в электронном виде, которая может быть присоединена к электронному документу для его удостоверения, являясь аналогом обычной подписи на бумажном носителе.

Электронная подпись может быть простой, она создается с помощью паролей и кодов с целью подтвердить факт удостоверения документа конкретным лицом, и усиленной (квалифицированной и неквалифицированной), создается с помощью средств криптографического шифрования. Эти виды электронных подписей используются в различных целях.

Для создания и проверки ЭП существуют средства электронной подписи, обладающие определенными свойствами. При оформлении цифровой подписи выдается сертификат ключа ее проверки. Он может иметь квалификацию или быть неквалифицированным. Выдачей электронных подписей занимаются удостоверяющие центры. Они могут пройти аккредитацию в Минкомсвязи РФ и в таком случае получают особые полномочия.

В Закон № 63-ФЗ планируется внесение поправок. Они касаются введения понятия «полномочных сертификатов» и изменений правил аккредитации удостоверяющих центров.

Вопрос об электронной подписи сложен и обладает множеством нюансов. Потому в одной статье невозможно рассмотреть все моменты. Если у вас остались вопросы, обратитесь к нашим профессиональным юристам. Они дадут исчерпывающую консультацию по этой теме.

И на каких условиях могут использоваться. Им предусматриваются два вида ЭП – простая и усиленная. В зависимости от наличия специального сертификата усиленные электронные подписи делят на неквалифицированные и квалифицированные.

Согласно ФЗ-63, электронной подписью называется информация в электронной форме, зашифрованная с помощью криптографических программных средств и присоединенная к электронному документу. Она служит для определения лица, которое подписывает этот документ, и при достаточной степени защиты может заменять обычную подпись и печать.

Простая электронная подпись

Этот вид электронной подписи подтверждает личность того, кто подписал электронный документ. Она не дает указаний на то, что в этот документ от момента подписания до момента отправки не вносились изменения третьими лицами. ФЗ-63 об электронной подписи требует в этом случае выполнения двух условий:

  1. Содержание простой электронной подписи в самом документе.
  2. Соблюдение правил использования ключа электронной подписи, действующих в информационной системе, где создается и отправляется документ.

Простой электронной подписью можно пользоваться для отправки электронных писем должностным лицам, однако государственные структуры могут потребовать, чтобы письма в их адрес были подписаны усиленной электронной подписью или продублированы на бумаге с обычной подписью.

Закон не допускает использование этого вида электронной подписи для документов, касающихся государственной тайны.

Усиленная электронная подпись

По сравнению с простой электронной подписью, усиленная электронная подпись имеет ряд преимуществ. Она может применяться в случаях, когда документ наряду с личной подписью руководителя должен быть заверен еще и печатью. Усиленная электронная подпись позволяет определить, были ли внесены в документ изменения между его подписанием и отправкой.

Владельцу усиленной электронной подписи выдаются ключ ЭП и ключ проверки ЭП. Первым ключом он пользуется сам, а второй отсылает вместе с документами, чтобы получатель мог удостовериться в подлинности ЭП. Ключ проверки может указываться в специальном сертификате. Его получение делает усиленную электронную подпись квалифицированной. Усиленная квалифицированная электронная подпись является самой надежной, и ее использование юридически приравнивается к подписи и печати на бумажном документе.

Для представления документов государственным органам допускается использование только усиленной квалифицированной электронной подписи. В связи с этим лучше оформить именно такую электронную подпись, которая подходит для всех возможных случаев.

Квалифицированный сертификат

Выдавать такие сертификаты имеют право:

  • аккредитованные удостоверяющие центры;
  • федеральные уполномоченные органы исполнительной власти.

Квалифицированный сертификат перестает действовать, если выдавшая его организация утрачивает свои полномочия. Также законом предусмотрен срок действия, после которого требуется замена сертификата, – один год. Владелец электронной подписи при получении сертификата знакомится под расписку со всей необходимой информацией, касающейся мер безопасности.

30 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроекты о введении единого федерального реестра турагентов Распоряжения от 27 декабря 2019 года №3232-р, №3233-р. С января 2021 года предлагается ввести единый федеральный реестр турагентов в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Принятие и реализация законопроектов направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности.

26 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании процедуры рассмотрения заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности Распоряжение от 25 декабря 2019 года №3175-р. Законопроектом предусматривается возможность осуществления Роспатентом деятельности, связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно или через подведомственное ему учреждение.

17 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников Распоряжение от 14 декабря 2019 года №3047-р. Предлагается установить основные критерии аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников и требования к их образованию, стажу работы, а также к наличию профессиональных знаний и навыков. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности, создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг.

13 декабря 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Распоряжение от 12 ноября 2019 года №2986-р. В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Также уточняются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры.

12 декабря 2019 , Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительство внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по внедрению электронного кадрового документооборота Распоряжение от 11 декабря 2019 года №2976-р. Предлагается с 1 апреля до 31 декабря 2020 года провести эксперимент по ведению электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, в отношении которых предусмотрено оформление в бумажном виде или ознакомление работника под роспись, без их дублирования на бумажном носителе.

2 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о биологической безопасности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2859-р. Принятие и реализация законопроекта направлены на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков. Это позволит обеспечить поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных биологических факторов на население и окружающую среду, что является основной целью государственной политики в области обеспечения биологической безопасности.

2 декабря 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

27 ноября 2019 , Материнский капитал Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении возможностей использования средств материнского капитала Распоряжение от 26 ноября 2019 года №2799-р. Законопроектом предлагается распространить возможность направления средств материнского капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на садовом земельном участке.

19 ноября 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения памятников истории и культуры Распоряжение от 16 ноября 2019 года №2712-р. Законопроектом предлагается устранить избыточность требований разрешительных документов при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также выявленного объекта культурного наследия.

6 ноября 2019 , Малое и среднее предпринимательство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании участия «самозанятых» граждан в закупках товаров, работ, услуг Распоряжение от 31 октября 2019 года №2594-р. Законопроектом предлагается распространить предусмотренные законодательством меры поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на «самозанятых» граждан.

8 октября 2019 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов участия родителей в дополнительных расходах на детей Распоряжение от 7 октября 2019 года №2291-р. Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей, в том числе путём привлечения родителя, проживающего отдельно от ребёнка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

8 октября 2019 , Антикоррупционное регулирование Правительство внесло в Госдуму законопроект об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ по противодействию коррупции Распоряжение от 7 октября 2019 года №2294-р. Законопроект направлен на обеспечение единых подходов при дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции.

8 октября 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения охотничьих ресурсов Распоряжение от 7 октября 2019 года №2295-р. Законопроектом предлагается расширить круг субъектов права, регулирующих численность охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, и предоставить право охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов охотникам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре.

8 октября 2019 , Жилищно-коммунальное хозяйство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов управления многоквартирными домами Распоряжение от 7 октября 2019 года №2297-р. Законопроектом предлагается установить, что управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Это будет способствовать развитию конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами.

8 октября 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке заключения контрактов в сфере госзакупок Распоряжение от 7 октября 2019 года №2293-р. Законопроект направлен на повышение эффективности госзакупок, установление единой правоприменительной практики в сфере заключения контрактов с единственными поставщиками по итогам признания закупок несостоявшимися, предотвращение коррупционных правонарушений в этой сфере.

Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2211-р. Основные характеристики проекта бюджета: доходы в 2020 году – 20379,4 млрд рублей, в 2021 году – 21246,5 млрд рублей, в 2022 году – 22058,3 млрд рублей. Расходы в 2020 году – 19503,3 млрд рублей, в 2021 году – 20634 млрд рублей, в 2022 году – 21763,3 млрд рублей. Профицит в 2020 году – 876,1 млрд рублей, в 2021 году – 612,5 млрд рублей, в 2022 году – 295 млрд рублей.

30 сентября 2019 , Социальное страхование Правительство внесло в Госдуму законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2215-р. Сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Сохраняется льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принятие законопроекта позволит сформировать доходную часть бюджета Фонда социального страхования, обеспечивающую в полном объёме выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов.

30 сентября 2019 , Оплата труда. Доходы населения Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении минимального размера оплаты труда Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2216-р. Законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал 2019 года.

1