Приразломное нефтяное месторождение. Приразломное нефтяное месторождение «Мокрое» хранение нефти

Освоение российского арктического шельфа началось с разработки Приразломного месторождения нефти. В конце 2013 г. первая нефть поступила в хранилища морской платформы «Приразломная» – высокотехнологичного комплекса, в котором собраны лучшие разработки в области бурения, добычи и транспортировки жидких углеводородов.

Приразломное месторождение нефти расположено в самой изученной части российского арктического шельфа – Баренцевом море, а точнее, в его юго-восточной мелководной части – Печорском море. Залежи здесь – морское продолжение огромного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, занимающего большую часть Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Осадочная толща Тимано-Печоры, миллионы лет назад ставшая материнской породой для будущих нефтяных и газовых залежей, представлена палеозойскими и мезозойским отложениями, которые на юге достигают Перми, а на севере уходят далеко в Баренцево море.

Освоение континентальной Тимано-Печоры началось ещё в XVIII веке, когда на берегу реки Ухты нашли поверхностные выходы нефти. С тех пор геологи в поисках месторождений углеводородов тщательнейшим образом изучили эти территории. А вот до шельфовой части нефтегазоносной провинции добрались лишь в 80-х годах прошлого века. Приразломное было открыто в 1989 г., оно расположено в 55 км к северу от материка и в 980 км к западу от Мурманска. Глубина моря в пределах месторождения не превышает 19–20 м. Структура залежи представляет собой двухкупольную антиклинальную складку, простирающуюся на северо-запад. По всей площади предполагается наличие небольших разломов (тектонических нарушений), ориентированных вдоль длинной оси складки. Верхние породы – глины, под ними залегают нефтенасыщенные слои, разделяемые плотными породами. Что касается самой нефти Приразломного, то она малосернистая, тяжёлая и вязкая, её характеристики наиболее схожи с маркой Urals.

Морской закон.

Небольшие глубины в районе месторождения позволили установить платформу «Приразломная» прямо на морском дне. В итоге куст эксплуатационных скважин удалось расположить так, чтобы с водной средой непосредственного контакта они не имели. Таким образом, бурение на платформе ведётся практически так же, как на суше. При этом на «Приразломной» соблюдаются принятые на морских объектах повышенные требования в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Всего на платформе есть заготовки для 40 скважин: 19 добывающих, 16 нагнетательных, одна шламовая, еще четыре – резервные. С самого начала разработки месторождения приоритетным методом увеличения дебита выбрано строительство горизонтальных скважин, поэтому лишь одна из добывающих будет вертикальной, остальные – горизонтальными, причём две из них – двузабойными с проектным дебитом нефти 3300 куб. м в сутки.

Бурение горизонтальных скважин – и так достаточно сложный технологический процесс, а в морских условиях отягощающим фактором становятся повышенные экологические требования. На «Приразломной» ряд проблем, связанных с бурением, был решён за счёт применения суперсовременных высокоингибированных буровых растворов. В частности, раствор Kla-Shield для бурения сложных, протяжённых участков в разрезах активных глин, составляющих верхнюю часть месторождения, применяется и на суше, но благодаря своим высоким экономическим и экологическим характеристикам он получил широкое распространение в условиях морского бурения. Раствор укрепляет стенки ствола скважины, обеспечивая при этом его эффективную очистку, уменьшает набухание глины и её налипание на долото. Экономический эффект достигается за счёт того, что для прохождения даже длинных секций с активными глинами требуется относительно небольшое количество раствора. Не менее тщательно подбирался и раствор для вскрытия продуктивных горизонтов. Использующаяся система на водной основе для вскрытия пластов успешно применяется западными компаниями при бурении на шельфе благодаря своей экологичности.

Крайне важным моментом при проектировании бурения на платформе был выбор системы для хранения и транспортировки шлама – полностью закрытой, простой в обслуживании. Действующее на «Приразломной» требование «нулевого сброса» не допускает сброса с платформы в окружающую среду ничего, кроме воды для пожаротушения и очищенных хозбытовых стоков. Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло- и нефтесодержащая вода, загрязнённые дождевая вода и снег закачиваются обратно в пласт. Остальные отходы (тара, ртутные лампы, аккумуляторы и т.д.) будут вывозиться на берег, так же как и избытки шлама, если таковые появятся.

Тройной контроль.

Бессмысленно говорить о безопасности морской добывающей платформы без оценки риска фонтанного выброса нефти, который может произойти в ходе бурения или эксплуатации скважин. На «Приразломной» он сведён практически к нулю за счёт установки на всех скважинах двойной системы защиты от аварийных выбросов: клапана-отсекателя и дублирующего гидравлического клапана, входящего в состав фонтанной арматуры. Это уникальное оборудование было специально разработано для условий Приразломного нефтяного месторождения и учитывает специфику и особые требования к проведению работ именно в этом регионе.

Клапан-отсекатель модели Onyx-5 (E) предназначен для отсечения нижней части скважины при возникновении нештатной ситуации. Он устанавливается на глубине около 150 м от устья скважины. Гидравлическая система соединяет клапан-отсекатель с системой аварийного останова на поверхности. Как только на гидравлическое оборудование приходит сигнал от системы безопасности, давление жидкости на клапан прекращается, и он автоматически устанавливается в закрытое положение, изолируя таким образом скважину. Всё это происходит на глубине, достаточной для обеспечения безопасности эксплуатации скважины и комплекса платформы.

Устье скважины в целях безопасности во время бурения перекрывается противовыбросовым оборудованием, а перед началом добычи его заменяют на фонтанную арматуру, в том числе включающую в себя дистанционно управляемую гидравлическую задвижку. Эта задвижка дублирует функции клапана-отсекателя в случае его неисправности. Работа всех этих систем завязана на автоматизированную систему управления и безопасности (АСУБ).

Помимо вышеописанных клапанов и задвижек существует и третья ступень безопасности – механический управляемый скважинный контрольный клапан RCV™ Baker Oil Tools, расположенный на глубине более 2 тыс. м. Он устанавливается в скважине во время размещения системы первичного заканчивания для регулировки режима притока пласта. При замене электроцентробежного насоса или капитального ремонта скважины этот клапан перекрывает приток из коллектора, предотвращая тем самым потери пластового флюида. В то же время он может выполнять и функции клапана-отсекателя, обеспечивая дополнительную защиту.

Ледовый класс.

Очевидные источники риска – процессы хранения, отгрузки и транспортировки нефти. На «Приразломной» главные опасности при хранении – утечка и возможность взрыва – исключены практически полностью. Добываемая нефть поступает в нижнюю часть платформы – кессон со стенками трёхметровой толщины и двойным дном, где опасность взрыва устраняется за счёт «мокрого» способа хранения, который исключает попадание кислорода в нефтехранилище. Балластная вода, используемая при «мокром» хранении, поддерживает постоянное давление в танке с нефтью, обеспечивая таким образом не только 100%ю заполняемость резервуара, но и подпор насосам, задействованным при отгрузке.

Отгрузка представляет собой наиболее уязвимый процесс, ведь именно здесь нефть покидает неприступный кессон. Тем не менее, риски, связанные с отгрузкой, также предельно минимизированы. Перекачка нефти из нефтехранилища платформы на танкеры происходит с помощью комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), расположенных на платформе. Таких устройств два, что обеспечивает беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях. Для предотвращения разлива нефти в процессе перекачки отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки, позволяющей прекратить перекачку сырья в течение 7 секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку. Удерживать танкер на месте, несмотря на ветер и волны, позволяет система динамического позиционирования. Нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (допустимой массой груза) 70 тыс. т – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» были созданы специально для работы на Приразломном.

Эти суда – часть морской транспортно-технологической системы (МТТС), в свою очередь входящей в комплекс обустройства Приразломного нефтяного месторождения. Помимо «Ульянова» и «Лаврова» МТТС составляют специально созданные для проекта многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Ледоколы были построены специально по заказу «Газпром нефть шельфа», занимающегося разработкой Приразломного месторождения. Недавно ледокольный флот был усилен третьим судном – «Венгери», зафрахтованным у компании «ФЕМКО». Все ледоколы предназначены как для обеспечения круглогодичного обслуживания платформы, доставки грузов, так и для несения аварийно-спасательного дежурства. Кроме того, в качестве вспомогательных буксиров они помогают при отгрузке нефти на танкер. Суда рассчитаны на работу в условиях повышенных ледовых нагрузок и обеспечены новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования, предназначенного для ликвидации разливов нефти как на открытой воде, так и в ледовых условиях. Дополнительное судно обеспечения было привлечено в соответствии с действующим в рамках проекта планом предупреждения и ликвидации разливов нефти, а также в связи с началом активной фазы работ: в декабре 2013 г. на месторождении Приразломное началась добыча, в первом квартале этого года выполнена отгрузка на танкер первой партии нефти.

По мере развития проекта в систему также войдут суда портового флота, плавучее нефтехранилище и линейные танкеры. «“Газпром” – форпост России в Арктике. В прошлом году мы покорили Ямал, создав на суше в арктических широтах не имеющий аналогов в мире новый центр газодобычи. Сегодня – стали пионерами освоения российского шельфа Арктики. Нет сомнений, “Газпром” продолжит покорение Арктики», – отметил Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома».

«Транспортная система проекта, включающая три многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы и персонал, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность работ, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий аварий на платформе и возможных разливов нефти в зоне ответственности платформы. Кроме того, недавно по заказу компании «ФЕМКО» было начато проектирование и строительство многофункционального ледокола «Алеут», который, как судно более высокого ледового класса и улучшенных технических характеристик, в соответствии с обязательствами судовладельца осенью 2015 г. придёт на смену «Венгери» и приступит к аварийно-спасательному дежурству у платформы», – рассказывает Геннадий Любин, исполнительный директор «Газпром нефть шельфа».

Приразломное нефтяное месторождение:

  • открыто в 1989 г.;
  • расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км от пос. Варандей, Ненецкий АО;
  • глубина моря в районе месторождения – 19–20 м;
  • извлекаемые запасы нефти – 71,96 млн т;
  • проектный уровень добычи – около 6 млн т в год (будет обеспечен после 2020 г.);
  • срок разработки – 25 лет;
  • фонд скважин – 36 шт.;
  • продуктивные горизонты залегают на глубине 2,3–2,7 км.

«Мокрое» хранение нефти.

Танки для хранения нефти расположены в нижней части платформы – кессоне. «Мокрый» способ хранения подразумевает, что каждый танк постоянно полностью заполнен жидкостью, независимо от количества сырья. Достичь этого удаётся за счёт системы балластной воды. Так, в режиме заполнения нефть поступает в танк сверху через специальные устройства, которые называются диффузорами. Во время заполнения нефтью происходит вытеснение воды из танка в балластную систему. Во избежание загрязнения балластной системы подтоварной водой последняя отводится в систему очистки и в дальнейшем используется для поддержания давления в продуктивном пласте.

В режиме отгрузки нефть вытесняется из танка водой, которая самотёком поступает в танк из напорного резервуара. Одновременно грузовой насос откачивает нефть с поверхности танка в систему отгрузки. По мере того как насос откачивает товарную нефть с поверхности танка, балластная вода поступает в танк снизу через два разбрызгивателя, расположенные у днища. Таким образом, она постепенно замещает нефть в танке.

Сказано новое слово в области отечественной нефтедобычи. Приразломное месторождение стало первой ласточкой в освоении морских подземных богатств Заполярья и Дальнего Востока. Это перспективное решение которое принесет нашей стране очень большую выгоду в экономическом плане и что намного ценнее, энергетическую независимость. Однако, Арктика накладывает свои ограничения на эксплуатацию этого месторождения.

Данной природной зоне присущи суровые атмосферные условия. Так, водная поверхность замерзает на 7 месяцев, толщина льда составляет около 2 м, температурный минимум может достигать -45 °С. Запасы нефти расположены в наиболее изученной части российской Арктики – на шельфовом продолжении Варандей-Адзьвинской литосферной плиты, где в начале 90-х был проведен подробный тектонический мониторинг с бурением четырех разведочных скважин.

Где находится

Месторождение находится в мелководной юго-восточной части Баренцева моря на расстоянии 320 км в северо-восточном направлении от административного центра Ненецкого АО Нарьян-Мара и 980 км от Мурманска. Оно открыто в 1989 году.

Оказалось, что обнаруженные залежи являются ответвлением обширного Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, граница которого на юге доходит до Перми. Его осадочная порода состоит из палеозойских и мезозойских отложений.

В свое время они послужили исходным материалом для современных нефтяных и газовых образований. Разработка континентальных запасов стартовала в XVIII столетии (тогда на Ухте были обнаружен выход нефти на земную поверхность), однако до освоения Крайнего севера как нефтегазоносного региона руки дошли только через двести лет.

Основные характеристики месторождения

Глубина Северного Ледовитого океана здесь не превышает 19–20 метров, зато мощность Приразломного оценивается в 72 млн тонн нефти. Его строение выглядит как двухкупольная антиклинальная складка с северо-западным простиранием. Не исключено присутствие мелких разломов (горных нарушений), сопровождающих складочную ось.

В верхнем слое залегают глины, под ними располагаются нефтенасыщенные слои, которые разделены плотными породистыми перегородками. Месторождение содержит высококачественное сырье . Полезное ископаемое вмещает небольшое количество серы, имеет хорошие характеристики по плотности и вязкости, по результатам анализа напоминая марку Urals.

Новый сорт получил название арктической нефти ARCO (ArcticOil).

На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству месторождений Баренцева, и Охотского морей. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений.

Такой подход даст возможность снизить расходы, а также подготовит предпосылки для системной разработки морских месторождений. Большим плюсом в этом случае является полное отсутствие связанной с их эксплуатацией социальной инфраструктуры, хотя с учетом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ее объекты в дальнейшем возводить придется. Помимо прочего, потребуются вахтовый поселок перевалочной базы и отраслевой вертодром.

Сроки начала и окончания разработки месторождения

Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 года. Именно тогда в хранилище технологического комплекса, где представлены передовые отраслевые достижения платформы «Приразломная», была закачана первая нефть. Период разработки рассчитан на 25 лет.

Особенности добычи на данном месторождении

Главным объектом хозяйственной деятельности на месторождении считается уже упомянутая морская нефтедобывающая платформа «Приразломная», с которой в настоящее время бурится до 40 наклонно направленных скважин длиной 7 тыс. м. Следует учитывать, что продуктивные горизонты залегают на глубине 2,3–2,7 км. Другие основные особенности применяемой технологии следующие.

Данный объект, созданный на ОАО ПО« Севмаш», обеспечит подготовку скважин, добычу, а также хранение и отправку нефти потребителям. Специфичность его конструкции состоит в устойчивом сопротивлении ледовым нагрузкам, практически полной автономности с круглогодичным функционированием. Она надежно удерживается на дне моря за счет собственной массы, которая составляет не менее 500 тыс. тонн.

Построены ледостойкие танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», транспортирующие нефть от платформы в пункты назначения челночным методом. Также для надежного обслуживания подразделений «Газпромнефтьшельфа» задействованы многоцелевые ледоколы «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», «Венгери».

На «Приразломной» утечка и возможность взрыва маловероятны по той причине, что танки-хранилища с добытым сырьем располагаются внизу конструкции, а толстостенный кессон имеет двойное дно.

Плюс, при «мокром хранении» воздух в хранилища не поступает.
Перекачка нефти осуществляется комплексом прямой отгрузки. Два специальных приспособления гарантируют свободный проход судна к платформе даже в самой неблагоприятной обстановке. Чтобы избежать нефтяной утечки, оборудование снабжено аппаратурой аварийного остановки. Это позволяет прервать процесс за 7 секунд.

Технологическая идея «Приразломной» в дальнейшем предполагает способность накапливать жидкое полезное ископаемое, добытое поблизости. Это будет способствовать более продуктивному применению дорогостоящего оборудования и более рациональному обустройству добычных точек. Её емкости вмещают 110 тыс. кубометров нефти.

Компании, разрабатывающие месторождение, и численность персонала

Корпорация «Газпромнефть» является собственником ООО «Газпромнефтьшельф», которое монопольно владеет правом разрабатывать месторождение в Печорском море. Кроме представителей промышленно-финансовой группы «Газпром» в круг лиц, реализующих данный проект, входят топ-менеджеры «Совкомфлота» и «ФЕМКО». Обслуживающий персонал достигает 5 000 исполнителей: жилой блок рассчитан на 200 человек (1 вахта) плюс экипажи судов и аппарат управления.

Перспективы

В настоящий момент продолжается разбуривание месторождения российским подрядчиком «Газпромбурение». В 2015 году планируется пробурить 4 . Падение мировых цен на нефть никак не сказалось на ритме работы «Приразломной», и если все будет идти по намеченной программе, через 5 лет вложения в проект стоимостью 120 млрд рублей полностью окупятся. К 2018 году развитие добычи достигнет 4 млн тонн, к 2020-му – 5,5 млн тонн. Затем возможен пик объема среднегодовой добычи в 6,6 млн тонн, хотя сейчас такая задача не ставится. Следует сосредоточиться на научных исследованиях, чтобы определиться относительно корректировки дальнейшего режима функционирования объекта.

Вообще разведано 17 западноарктических месторождений, причем лишь 2 (Штокмановское и Приразломное) расцениваются как реальный потенциал на будущее. Всем другим специалисты отводят роль «попутчиков», да и то после того, как станут известны сведения, полученные в результате их детальной разведки, а также первые итоги разработки основных месторождений. Разработка арктического шельфа по капиталоемкости пока малопривлекательна, и из-за высокой себестоимости подготовительных операций выбор вариантов ограничен. А инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом некоторых стран, ждать не приходится; особенно после введения против РФ экономических санкций.

Влияние добычи нефти на экологию региона

В условиях морской добычи дополнительным осложнением при эксплуатации являются также повышенные экологические требования. В связи с этим на платформе используется ряд прогрессивных ноу-хау.

Ингибиторы, которых для технологического процесса требуется сравнительно немного. Данный метод пользуется популярностью у западных компаний благодаря своей безопасности.
Схема хранения и транспортировки шлама, которая изолирована и проста в эксплуатации. Соблюдается принцип «нулевого сброса», что исключает непосредственное удаление отходов в море. Они отправляются в отдельную, специально отведенную для этой цели скважину.

Тара, ртутные лампы, аккумуляторы вместе с возможными избытками шлама удаляются на берег.

Уникальные клапаны, специально изобретенные для данной платформы с учетом особенностей проведения операций в этом регионе. Так что риск аварийного фонтанного выброса минимизирован путем оснащения скважин двойной системой защиты.

Еще до официального пуска объекта Greenpeace организовывал протесты близ платформы «Приразломная». Особенно напряженная обстановка складывалась там в сентябре 2013-го: деятельность активистов создавала угрозу безопасности обслуживающего персонала. Впоследствии чрезвычайная ситуация путем силового давления и переговоров разрешилась, а на инициаторов акции было заведено уголовное дело. По заявлениям управляющей компании отрицательного влияния деятельности нефтяников на окружающую природную среду не наблюдается.

О техногенных происшествиях, связанных с работой упомянутой платформы, также до сих пор пока ничего не известно.

На платформе "Приразломная" в Баренцевом море добыта и отгружена 12-миллионная тонна нефти ARCO. Челночный танкер ледового класса "Кирилл Лавров" доставил ее в Кольский залив, где находится на рейде танкер-накопитель "Умба". Оттуда нефть стандартными партиями отправится потребителям в Европу.

"Газпром нефть" добыла на Приразломном месторождении 10-миллионную тонну нефти

"Газпром нефть шельф" добыл 10-миллионную тонну нефти на Приразломном месторождении. Об этом в рамках Международного арктического форума рассказал заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов "Газпром нефти" Андрей Патрушев.

"Газпром нефть" планирует в 2018 г. добыть на Приразломном свыше 3 млн тонн нефти

"Газпром нефть" планирует в 2018 году увеличить добычу нефти на месторождении Приразломное до более 3 миллионов тонн нефти с ожидаемых по итогам текущего года 2,6 миллиона тонн, сообщил заместитель генерального директора компании Андрей Патрушев.

"Газпром нефть" на 79% увеличила объём добычи на Приразломном месторождении в I полугодии 2017 г.

"Газпром нефть" в первом полугодии 2017 года увеличила объём добычи первой российской нефти арктического шельфа (ARCO) на Приразломном месторождении на 79% по сравнению с показателем прошлого года – до 1,6 млн тонн. Накопленная добыча нефти на сегодняшний день составляет более 5 млн тонн. Рост объёмов добычи обусловлен вводом в эксплуатацию новых добывающих и нагнетательных скважин. Объём суточной добычи нефти на морской ледостойкой стационарной платформе "Приразломная" увеличился до 10 тыс. тонн.

"Газпром нефть" пробурила первую многозабойную скважину по технологии "рыбья кость" на арктическом шельфе

На платформе "Приразломная", единственном проекте на российском арктическом шельфе, где ведётся промышленная добыча нефти, пробурили и ввели в эксплуатацию первую многозабойную скважину с множественными горизонтальными ответвлениями "рыбья кость" (англ. fishbone). Выбранная траектория стволов позволяет существенно увеличить охват нефтенасыщенных участков пласта. Новая скважина стала четвёртой нагнетательной на "Приразломной", в настоящее время на платформе введены в эксплуатацию одиннадцать скважин: шесть добывающих, четыре нагнетательных и одна поглощающая.

"Газпром нефть" рассказала о своих шельфовых проектах на форуме "Арктика – территория диалога"

29–30 марта 2017 года "Газпром нефть" раскрыла ключевые векторы развития шельфовых проектов компании на форуме "Арктика – территория диалога". В числе озвученных на мероприятии приоритетных направлений – укрепление международного сотрудничества, усиление технологий и профессиональных компетенций в рамках промышленного освоения региона, а также эффективность реализации программ по защите окружающей среды.

Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе в юго-восточной части Печорского моря на продолжении Варандей-Адзьвинской структурной зоны.

Приразломное месторождение было открыто в 1989 году. Месторождение было открыто компанией «Арктикморнефтегазразведка» при проведении геолого-разведочных работ на нефть и газ на шельфе. В пределах месторождения глубины моря составляют 17-19 м. Количество пробуренных скважин на месторождении - пять. Четыре скважины (№ 1,2,3,4) пробурила «Арктикморнефтегазразведка».

Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ЗАО «Севморнефтегаз» - 100-процентное дочернее общество ОАО «Газпром». Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т.

Значение реализации проекта

Освоение углеводородного потенциала арктического шельфа является принципиально новым этапом развития топливно-энергетического комплекса России в ХХI веке. По прогнозным оценкам, начальные суммарные ресурсы углеводородов на российском континентальном шельфе составляют около 90 млрд. тонн условного топлива. Из них более 60 млрд. т у. т. сосредоточены в Баренцевом и Карском морях. Основную часть ресурсов шельфа составляет газ - 76 трлн. куб. м.

Формирование на основе месторождений шельфа Арктических морей нового газодобывающего района России и вовлечение в разработку нефтяных месторождений будет способствовать укреплению «Газпрома» в качестве многопрофильной энергетической компании мирового уровня.

Разработанной в ОАО «Газпром» Концепцией работы компании на шельфе РФ предлагается комплексный метод обустройства месторождений Баренцева, Карского и Печорского морей. В основе комплексного подхода лежит разработка групп близко расположенных месторождений, что позволяет оптимизировать затраты и создает условия для совместной разработки крупных и относительно небольших морских месторождений.

В этой связи освоение Приразломного месторождения является для «Газпрома» актуальной задачей, так как создаваемая для реализации проекта инфраструктура станет основой для последующего освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей.

Ловушка представляет собой поднятие асимметричного профиля, ограниченное с юго-запада взбросом. Две залежи нефти приурочены к карбонатным отложениям нижнепермско-каменноугольным отложениям и по типу относятся к массивным. Коллекторами являются кавернозно-пористые рифовые известняки. Региональным флюидоупором служат глинистые отложения артинско-кунгурского возраста.

Название: Приразломное нефтяное месторождение

Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.

Лицензия: Владелец - ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»

Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента. По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины - 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.

Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году - 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году - 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность - 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента - запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения - 36 лет.

Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).

Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.

Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.

Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.

История освоения: Освоение Приразломного - пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».

В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.

Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов - в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG. Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда - ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень - 5,8 млн тонн нефти в год - в 2001-2002 годах. Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.

Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum - из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник - Wintershall AG - сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.

В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» - ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы. Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении - на 2005 год. Интересный факт - в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco. Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.

Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» - компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.

В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.

Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.

Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении. Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена. 9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.