Виды рекультивации нарушенных земель. Что такое рекультивация, каков порядок ее проведения и с какой целью проводится рекультивация земель сельскохозяйственного назначения? Рекультивация земель по направлениям их целевого использования

Рекультивация земель - комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель в процессе природопользования, а также на улучшение условий окружающей среды.

Нарушение земель – это процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.

Рекультивированные земли - это нарушенные земли, на которых восстановлена продуктивность, народнохозяйственная ценность и улучшены условия окружающей среды.

В рекультивации земель различают два этапа:

1. Технический - подготовка земель для последующего целевого использования

2. Биологический – восстановление плодородия, осуществляемое после технического этапа и включающее комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление исторически сложившейся совокупности флоры, фауны и микроорганизмов.

Проведение работ по рекультивации включает следующие стадии:

  • Проектно-изыскательские работы (почвенные и другие полевые обследования, лабораторные анализы, картографирование)
  • Определение характеристики очищаемого объекта: инженерно-геологические показатели, качественные и количественные показатели загрязнений, микробиологические и агрохимические показатели очищаемого грунта
  • Локализация загрязнений
  • Обваловка, применение сорбентов
  • Очистка территории от загрязнений
  • Механическая, сорбционная и микробиологическая очистка
  • Химический и микробиологический контроль процесса очистки
  • Приобретение плодородного слоя почвы (при необходимости)
  • Нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы
  • Ликвидация промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей, зданий и сооружений, других объектов (при необходимости)
  • Очистка рекультивируемой территории от производственных отходов
  • Устройство дренажной и водоотводящей сети для последующего использования рекультивированных земель (при необходимости)
  • Приобретение и посадка саженцев
  • Подготовка дна, обустройство карьерных и других выемок при создании в них водоемов (при необходимости)
  • Восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (приобретение семян, удобрений, мелиорантов и их использование и др.).

Причины возникновения нарушенных земель и водоёмов

Виды деятельности человека, в результате которых может возникать потребность в проведении рекультивации земель и водоёмов:

  • хозяйственная деятельность
    • добыча полезных ископаемых, особенно открытая разработка месторождений;
    • вырубка лесов;
    • возникновение свалок;
    • строительство городов;
    • создание гидросооружений и аналогичных объектов;
  • проведение военных испытаний, в том числе испытаний ядерного оружия.

Два основных этапа рекультивации

Работы по рекультивации обычно имеют два основных этапа - технический и биологический. На техническом этапе проводится корректировка ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, впадин, провалов грунта, разравнивание и террасирование промышленных терриконов), создаются гидротехнические и мелиоративные сооружения, осуществляется захоронение токсичных отходов, производится нанесение плодородного слоя почвы. В результате осуществляются образование территории. На биологическом этапе проводятся агротехнические работы, целью которых является улучшение свойств почвы.

Направления рекультивации земель

В зависимости от тех целей, которые ставятся при рекультивации земель, различают следующие направления рекультивации земель:

  • природоохранное направление;
  • рекреационное направление;
  • сельскохозяйственное направление;
    • растениеводческое направление;
    • сенокосно-пастбищное направление;
  • лесохозяйственное направление;
  • водохозяйственное направление.

Растения, используемые при рекультивации

Среди растений, используемых для повышения качества земель, в первую очередь можно назвать травянистых представителей семейства Бобовые, которые способны фиксировать атмосферный азот. К примеру, в Австралии для рекультивации территорий угольных шахт используется Клитория тройчатая (Clitoria ternatea). Ещё одно растение, активно применяемое при рекультивации земель, - Тополь чёрный (Populus nigra).

Период рекультивации может продолжаться 10 лет и более. Он включает технический и биологический этапы.

Технический этап рекультивации (техническая рекультивация, а при восстановлении земель, нарушенных горными работами, - горно-техническая рекультивация) включает следующие виды работ: снятие и складирование плодородного слоя почвы, планировку поверхности, транспортирование и нанесение плодородных почв на рекультивируемую поверхность, строительство осушительной и водоподводящей сети каналов, устройство противоэрозионных сооружений. Технический этап рекультивация выполняют горнодобывающие предприятия.

Биологический этап рекультивации (биологическая рекультивация) включает мероприятия по восстановлению плодородия рекультивированных земель и возобновлению флоры и фауны. Работы по данному этапу выполняют предприятия лесохозяйственного или сельскохозяйственного профиля, в постоянное пользование которых после проведения технической рекультивации поступает земельный участок.

Различают направления или виды рекультивации, характеризующиеся специфическими приемами и методами, зависящими от целевого использования рекультивируемой территории. Наибольшее распространение получили следующие направления рекультивации: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, рекреационное, санитарно-гигиеническое и строительное.

Рекультивация земель должна носить комплексный характер, т. е. предусматривать их различное последующее использование.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140).

3. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

4. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 779), постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4676).

5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, будет осуществляться в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти и органам местного самоуправления в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2017 г. N

Положение
о порядке проведения рекультивации и консервации земель

I. Общее положение

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения рекультивации и консервации земель.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

нарушенные земли - земли и почвы, на которых в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера произошло ухудшение качества земель и почв, в том числе, приводящее к невозможности использовать такие земли в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

деградация земель - ухудшение качества земель и почв по физическим, химическим, биологическим показателям в результате природного и (или) антропогенного воздействий (водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, захламления отходами производства и потребления);

способ рекультивации земель - комплекс мероприятий (работ), технических, инженерных, агрономических, экологических и иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и почв для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации;

проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель и почв;

типовой проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование;

консервация земель - исключение, в том числе и временное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения развития и прекращения деградации земель и почв,

плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, концентрация органического углерода (за исключением нефтепродуктов) в котором более чем на 50 % отличается от нее в нижележащих горизонтах;

3. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

проведении работ, связанных с пользованием недрами на земельных участках, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

порче либо уничтожении плодородного слоя почвы при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на их использование;

использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без их перевода в земли иных категорий, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

сносе объектов лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них;

использовании земель для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

загрязнении нефтью земель, на которых расположены леса;

окончании использования болота при добыче торфа и других полезных ископаемых или его части;

строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе военных и оборонных объектов, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации;

планировании и застройке городских и сельских поселений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

нарушении земель при размещении отходов I - V классов опасности, в том числе земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

причинении вреда почвам, землям в результате их загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования, деградации и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Нарушенные земли, подвергшиеся деградации подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая приведение земель в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна.

Решение о консервации земель принимается с учетом возможности достижения качества нарушенных земель и почв, при котором возможно их использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования при применении выбранных способов рекультивации.

5. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации или консервации, направляют уведомление об этом в органы, осуществляющие государственный земельный надзор, в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации и консервации земель.

II. О порядке рекультивации земель

6. Рекультивация земель проводится собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

7. Проведение рекультивации земель включает:

а) разработку и утверждение проекта рекультивации земель;

б) проведение работ по рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель;

в) приемку работ по рекультивации земель.

Рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование, может проводиться в соответствии с типовым проектом рекультивации земель.

8. Рекультивация земель проводится по следующим направлениям, учитывающим необходимость приведения нарушенных земель в состояние, соответствующее их целевому назначению и разрешенному использованию:

а) сельскохозяйственное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства,в том числе создание на нарушенных землях плодородного слоя почвы, характеризующегося содержанием органического углерода, иными физико-химическими и агрохимическими показателями, необходимыми для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);

б) лесохозяйственное направление рекультивации - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства;

в) природоохранное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в природоохранных целях.

9. Работы по рекультивации земель направлены на восстановление нарушенных земель, обеспечивающее достижение, тех нормативов качества окружающей среды по физическим, химическим (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций), биологическим показателям и (или) их совокупности, которые отражают последствия нарушения земель, или в случае их отсутствия, - обеспечивающие достижение значений физических, химических, биологических показателей и (или) их совокупности почв и земель на фоновом участке территории (далее - целевые показатели) и, допускающее вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

Фоновым участком территории является земельный участок, расположенный в одной и той же со сравниваемым участком природно-климатической зоне в пределах особо охраняемой природной территории той категории, для которой установлен наибольший режим охраны, либо - при отсутствии соответствующей особо охраняемой природной территории - иной земельный участок, на котором минимально присутствуют антропогенные воздействия на компоненты окружающей среды и не нарушены основные экологические функции оцениваемого компонента.

10. Работы по рекультивации земель осуществляются в соответствии с проектом рекультивации земель последовательно в два этапа: технический и биологический.

11. Технический этап предусматривает комплекс работ по ликвидации источников и последствий негативного воздействия на земли и почвы, перемещение грунтов и горных пород, планировку рельефа, снятие и нанесение плодородного слоя почвы и (или) почвогрунтов, устройство гидротехнических и мелиоративных систем, а также проведение других работ, создающих необходимые условия восстановления нарушенных земель, допускающее вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей.

12. Биологический этап предусматривает комплекс агрохимических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

13. Технический и биологический этапы рекультивации земель могут осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации для каждого этапа работ, сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации для каждого этапа работ.

14. Разработка проектов рекультивации земель осуществляется с учетом:

а) масштаба и характера нарушенных земель, выявленных в результате проведенного обследования земель и почв;

б) экологических, санитарно-гигиенических, строительных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов для достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель;

в) планируемого целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель после их рекультивации.

15. Проект рекультивации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

б) эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель.

16. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий рекультивируемого земельного участка, его площадь, месторасположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих рекультивации;

17. Раздел "Эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель" должен содержать:

а) экологическое и экономическое обоснование выбора направления рекультивации земель;

б) обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель в связи с выбранным направлением рекультивации земель на основании целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации;

в) описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель;

г) обоснование достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации.

18. Раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель" должен содержать:

а) обследования земель и почв, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные обследования, лабораторные исследования, в том числе измерения физических, химических и биологических показателей состояния почв, в отношении которых устанавливаются целевые показатели, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

б) состав работ по рекультивации земель в объемах, необходимых для достижения целевых показателей состояния земель и почв по окончании рекультивации земель, определяемый на основе результатов обследования земель и почв;

в) обоснование достижения по результатам рекультивации восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей;

г) последовательность и объем выполнения работ по рекультивации земель;

д) сроки проведения работ по рекультивации земель с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;

е) планируемые сроки окончания сдачи работ по рекультивации земель.

19. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации" должен содержать локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель.

20. Проекты рекультивации земель разрабатываются и утверждаются собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

21. Для уведомления органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях соответствующего целевого назначения и разрешенного вида хозяйственного использования (далее - уполномоченные органы по рекультивации), в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации, направляют письменное заявление с приложением проекта рекультивации земель в соответствующие уполномоченные органы по рекультивации по месту нахождения земельного участка, для которого разработан проект рекультивации земель.

Проекты рекультивации земель по сельскохозяйственному направлению направляются в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору; проекты рекультивации земель по лесохозяйственному направлению направляются в органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на организацию использования лесов, владение, пользование, распоряжение лесными участками; проекты рекультивации земель по природоохранному направлению направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В заявлении необходимо указать:

для юридических лиц: их реквизиты, почтовый адрес и перечень прилагаемых документов;

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место регистрации, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, и перечень прилагаемых документов.

22. К заявлению прилагается проект рекультивации земель (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе).

23. Завершение работ по рекультивации нарушенных земель подтверждается документацией, содержащей результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды подвергшегося нарушению.

24. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, с момента завершения работ по рекультивации земель, несут ответственность за соответствие показателей качества почв и земель целевым показателям, установленным проектом рекультивации и за подтверждение их соответствия.

25. В ходе проведения уполномоченным органом по рекультивации земель мероприятий по государственному земельному надзору собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, осуществившие рекультивацию земель, обязаны предоставить документы, подтверждающие проведение данного вида работ:

а) пояснительная записка о проведенных работах по рекультивации земель;

б) результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды, подвергшегося нарушению, выполненные с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

в) копии договоров с подрядными и проектными организациями, в случае, если работы по рекультивации земель были выполнены такими организациями полностью или частично, акты приемки выполненных работ;

г) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;

д) иные документы, подтверждающие выполнение работ по рекультивации земель, по усмотрению собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка.

26. В случае недостижения по итогам выполнения работ по рекультивации земель целевых показателей, установленных проектом рекультивации, и восстановления нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования рекультивация земель считается невыполненной правообладателем земельного участка.

27. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования, и обеспечения достижения целевых показателей, готовят предложения по консервации нарушенных земель.

Для уведомления уполномоченных органов по рекультивации о консервации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых не подлежат рекультивации, направляют письменное предложение о консервации земель с приложением обоснования отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих достижение целевых показателей и восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

III. О порядке консервации земель

28. Консервация земель проводится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган по консервации), осуществляющего управление земельными ресурсами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

29. Предложения о консервации земель представляются в уполномоченный орган по консервации собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами нарушенных земельных участков, подвергшихся деградации.

30. В предложении о консервации земель указываются:

а) сведения о состоянии земельного участка, предлагаемого к консервации, выявленные в ходе обследования земель, с приложением подтверждающих документов, об источнике и характере нарушения земель с указанием причин, приведших к их деградации;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подверженных деградации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования: защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 7-ФЗ; зон с особыми условиями, установленными в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

д) сведения о границах территории (площадь, местоположение), подлежащей консервации в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории.

31. Уполномоченный орган по консервации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления предложения о консервации земель, указанного в пункте 29 настоящего Положения, принимает решение об отказе в консервации земель в случае, если в таком предложении предлагается:

а) консервация земель, в отношении которых проводятся рекультивация земель в соответствии с проектом рекультивации, обосновывающим достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации и вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования;

б) консервация земель, на которых осуществляется хозяйственная деятельность либо проведение работ, связанных с нарушением земель и почв, в случае, если такой вид деятельности допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков;

в) консервация земель, на которой осуществляется вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений проектом вывода из эксплуатации которых не предусмотрена их консервация.

32. При отсутствии оснований для отказа в консервации земель, уполномоченный орган по консервации организует за счет собственника земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков подготовку проекта консервации земель. Указанный проект должен быть подготовлен в течение шести месяцев со дня получения предложений о консервации земель.

33. Проект консервации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации земель.

34. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий земельного участка, подлежащего консервации, его площадь, местоположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих консервации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) причины, вызвавшие необходимость консервации земель;

д) значения физических, химических, биологических показателей состояния почв и земель и (или) их совокупности, при которых либо достигается восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей, либо возможно проведение рекультивации.

35. Раздел "Содержание, объемы и график работ по консервации земель" должен содержать:

б) перечень мероприятий по предотвращению развития и прекращению деградации земель и почв (далее - мероприятия по консервации) и очередность их проведения;

в) сроки осуществления каждого из мероприятий по консервации земель;

г) планируемые сроки окончания сдачи работ по консервации земель;

д) предложения по использованию земель после завершения мероприятий по консервации земель либо по их рекультивации.

36. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации" должен содержать: локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по консервации, а также предварительный расчет убытков, понесенных в результате деградации земель и (или) нарушения почвенного слоя.

37. В решении о консервации земель, которое принимается не позднее восьми месяцев со дня представления предложения о консервации земель, указываются:

а) площадь земель, подлежащих консервации;

б) срок выполнения всех мероприятий по консервации земель, перечень которых определен проектом консервации земель;

в) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии);

г) ссылка на проект консервации земель, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

д) указание на перечень мероприятий по консервации, определенный проектом консервации;

е) запрещение любой хозяйственной деятельности, за исключением мероприятий по консервации, предусмотренных перечнем, определенным проектом консервации.

38. К решению о консервации земель прилагается схема границ земель, подлежащих консервации, составленная на кадастровом плане территории.

39. Решение о консервации земель должно содержать указание на утверждение проекта консервации земель.

40. В течение десяти календарных дней со дня принятия решения о консервации земель уполномоченный орган по консервации, принявший такое решение:

а) осуществляет размещение решения о консервации земель и проекта консервации земель на своем официальном сайте в сети "Интернет" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

б) направляет решение о консервации земель с приложениями в уполномоченные органы по рекультивации;

в) направляет копию решения о консервации земель правообладателям земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии), а также лицам, деятельность которых привела к необходимости консервации земель;

г) направляет решение о консервации земель в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации.

41. Решение о консервации земель может быть обжаловано в судебном порядке.

42. Если в границах земель, подлежащих консервации, земельный участок находится частично, то такой земельный участок подлежит разделу с учетом границ земель, подлежащих консервации. Использование такого земельного участка до его раздела не допускается.

43. На основании решения о консервации земель в течение одного года со дня его принятия должны быть внесены изменения в документы территориального планирования и документы, определяющие вид разрешенного использования и целевое назначение земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации, в целях запрета хозяйственной деятельности в границах таких земель.

44. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о порядке осуществления консервации земель между уполномоченным органом по консервации и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель (при его наличии). Предметом соглашения являются действия сторон по своевременному исполнению мероприятий по консервации земель, включенных в перечень, определенных проектом консервации, и имущественная ответственность лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, за их неисполнение.

45. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о возмещении убытков между правообладателем земельного участка и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, если деградация и (или) нарушение почвенного слоя земель были вызваны действием таких лиц.

46. В случае если соглашение о порядке осуществления консервации не подписано в течение месяца со дня его направления уполномоченным органом лицу, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, или подписано, но не исполняется, уполномоченный орган по консервации вправе обратиться в суд с исками о понуждении к заключению и (или) исполнению соглашения о порядке консервации земель.

47. К соглашениям, указанным в пунктах 44 - 45 настоящего Положения, применяются правила гражданского законодательства о возмещении вреда, если иное не установлено федеральным законом.

48. В случае если деградация земель была вызвана действием природных сил, консервация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление деятельности по охране земель.

49. Отказ лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, от прав на земельный участок, находящийся в границах земель, подлежащих консервации, не освобождает его от обязанностей, вызванных решением о консервации земель и соглашением о порядке осуществления консервации земель.

50. После истечения срока выполнения мероприятий по консервации земель, указанных в проекте консервации земель, уполномоченный орган по консервации в течение трех месяцев обязан обеспечить обследование таких земель с подготовкой заключения о состоянии земель и необходимости продолжения мероприятий по консервации таких земель. Если цели консервации земель были достигнуты, то решение о консервации земель должно быть признано утратившим силу. В ином случае в проект консервации и решение о консервации земель вносятся необходимые изменения, обеспечивающие продление срока выполнения мероприятий по консервации земель.

51. Решения, указанные в пункте 50 настоящего Положения, подлежат опубликованию и направлению заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 40 настоящего Положения.

52. После завершения консервации земель уполномоченный орган по консервации обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования и документы, определяющие разрешенное использование земельных участков, консервация которых была осуществлена.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от_______ 2017 г. N

Изменения
в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц

1. Подпункт "в" пункта 2 изложить в следующей редакции:

"в) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

2. Подпункт "г" пункта 3 изложить в следующей редакции:

"г) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

3. В пункте 5 слова "ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации" заменить словами "в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель определяются по соглашению сторон на основе методических указаний, утверждаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, либо решением суда.".

4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Убытки, возникшие в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, возмещаются, если необходимость рекультивации или консервации земель была вызвана деятельностью третьих лиц.

В состав указанных убытков включаются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель, по уменьшению или предотвращению дальнейшего ухудшения свойств земли, убытки, в том числе упущенная выгода, возникающие в связи с рекультивацией или консервацией земель, а также рыночная стоимость прав на земельный участок (если срок консервации земель составляет более десяти лет) либо разница в рыночной стоимости прав на земельный участок до возникновения необходимости рекультивации или консервации земель и их предполагаемой стоимости после осуществления консервации или рекультивации земель (в иных случаях).".

Обзор документа

Планируется утвердить новое положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель с учетом изменений, внесенных в Земельный и Лесной кодексы, Закон об охране окружающей среды и иные законы.

Так, предлагается установить, что правообладатели земельных участков при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, готовят предложения по их консервации.

Так же устанавливаются требования к составу работ по консервации и рекультивации земель, требования к составу и содержанию проектов рекультивации и консервации, порядок их разработки и утверждения, а также порядок приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель.

Действующий порядок признается утратившим силу.

Рекультивация земель - это восстановление экологии загрязненной поверхности, а иначе говоря, это проведение различных мероприятий, способствующих восстановлению почвенного слоя.

Загрязнение земли

Люди постоянно нарушают земельный покров нашей земли всеми способами: проводят мелиоративные работы, вырубают леса, возводят строения и перегружают окружающие территории всевозможным мусором. Кроме этого, мы хороним отравляем почву пестицидами и гербицидами. Как земле оставаться плодородной в таких экстремальных условиях? Для этого нужно задуматься, как реанимировать почву и помочь ей восстановиться.

Как восстановить землю

Для этого необходима рекультивация земель, которая при грамотном подходе способна принести ощутимые плоды. Это довольно сложный и дорогостоящий способ помочь природе восстановиться после нашего вмешательства, но, если этого не делать, то у нас есть все шансы на вымирание. Рекультивация земель состоит из следующих работ:

  • Работы по проектированию, лабораторному химическому исследованию и картографированию земель.
  • Работы, связанные со снятием, транспортировкой и складированием плодородных земель.
  • Выравнивание поверхности.
  • Нанесение обогащенного слоя.
  • Очищение от производственных отходов.
  • Внесение полезных удобрений.
  • Посев фитомелиоративных растений.

Одним из основных видов нарушения равновесия почвы является загрязнение минерализованными водами. Рекультивация нарушенных земель в таких случаях производится с особой тщательностью, так как необходимо очистить, как правило, довольно большую площадь. Отравленные отходы попадают в почву и полностью нарушают экологический природный баланс.

Земли, которые некоторые недобросовестные руководители предприятий засоряют очень быстро превратятся в мертвую зону. Вряд ли кто-то захочет жить на такой земле? Единственный способ восстановления - это рекультивация земель. Сотни ученых всего мира непрестанно работают над этой проблемой и довольно успешно. Если четко следовать их рекомендациям, то возможно восстановить нашу землю.

Рекультивация нарушенных земель проводится не только на самих «больных» землях, но и на окружающей их территории для более качественного восстановления Все пострадавшие, собранные после рекультивации, необходимо надежно законсервировать в отстойниках, которые должны находиться под постоянным контролем для обеспечения полной безопасности окружающей среды.

Рекультивация нефтезагрязненных земель

Особые восстановительные работы необходимо проводить на нефтезагрязненных землях с проходящим по ним нефтепроводом, где произошла аварийная утечка, или нефтедобывающих промыслах, а также на предприятиях, занимающихся и ее дальнейшей переработкой. Процесс рекультивации земель заключается в удалении нефти из

Нефтяное загрязнение может быть умеренным или сильным. При умеренном загрязнении проводятся работы по с помощью агротехнических методов. Земля взрыхляется на большую глубину и удобряется. При сильном загрязнении проводится рекультивация нефтезагрязненных земель более сложными методами. На этих почвах создаются специальные условия для активизации определенных химических процессов, способствующих ликвидации загрязнений. Проводя быструю и качественную очистку нефтезагрязненных земель, мы сможем обеспечить нашей земле защиту и будем не один век пользоваться ее богатствами. Только полный комплекс мероприятий, связанных с рекультивацией земель, способен дать реальные результаты, которые помогут нам сохранить планету под названием Земля для наших потомков.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения».
Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Рекультивация проводится с целью их восстановления для ведения сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей в соответствии с Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя)обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель утвержден приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525/67 от 22.12.1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
Грубейшим нарушением земельного законодательства при строительстве является отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель. Рекультивация сельскохозяйственных земель, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

ЭТАПЫ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель - последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.
Рекультивацию земель выполняют в два этапа:
технический - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;
биологический - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.
Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:
1. грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
2. освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
3. строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
4. устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
5. устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
6. ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
7. создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
8. создание, при необходимости, экранирующего слоя;
9. покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
10. противоэрозионная организация территории.

В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам органов исполнительной власти.
Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы предусмотрена не только административная ответственность согласно ст. 8.6 КоАП РФ, но и уголовная (ст. 254УК РФ).
Невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель влечет наложение административного штрафа как на должностных, так и на юридических лиц (ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ). Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательстве порядке права пользования землей.

Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В Магаданской области созданы комиссии в Ольском, Сусуманском, Омсукчанском, Ягоднинском, Тенькинском, Северо-Эвенском административных округах, а также в г.Магадане (нет в Хасынском и Среднеканском).
В состав Постоянной комиссии включаются представители землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов.
В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:
копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;
данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (проведении испытаний);
материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
сведения о снятии, хранении, использовании, передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв» за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.
Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.
Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:
соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
качество планировочных работ;
мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.
По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно п. 23 Основных положений в случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.

Определенные виды промышленной, добывающей и строительной деятельности могут нанести серьезный вред почвенному покрову. Нарушение экологических и агротехнических свойств не позволяет использовать землю в сельскохозяйственных целях. В частности, к таким последствиям может привести прокладка коммуникационных систем, сооружение линейных объектов, разработка карьеров для добычи полезных ископаемых и т. д. Исправить ситуацию может только рекультивация сельскохозяйственных земель, которая представляет собой комплекс восстановительных мероприятий.

Что такое рекультивация?

Как правило, рекультивация предполагает восстановление первоначальных свойств и характеристик почвенного слоя для его последующего использования в сельскохозяйственных нуждах. Однако подобные мероприятия могут применяться и в других целях. Например, для восстановления рекреационных и лесохозяйственных параметров обрабатываемого участка. Иными словами, рекультивация земель – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение необходимых экологических и агротехнических свойств почвы.

При этом данный процесс вовсе не означает, что покров должен восстанавливаться для повышения утраченной плодородности. Например, в работе с лесохозяйственными землями производится формирование лесных заповедников за счет новых насаждений. Но преимущественно рекультивации подвергаются именно земли сельскохозяйственного назначения. Правда, и в этой сфере существуют разные направления. К примеру, рекультивация земли может предусматривать и организацию многолетних пастбищ, и создание площадей для будущих пашен, а также подготовку почвы для садов и сенокосов.

Какие земли подлежат рекультивации?

Наиболее распространенная категория подверженных участков относится к землям, на которых производилась прокладка трубопроводов, а также выполнялись строительные работы. С точки зрения сложности восстановления стоит отметить площади, которые использовались в качестве полигонов для захоронения и складирования опасных отходов. В таких случаях проводится специальная рекультивация загрязненных земель, сроки которой могут исчисляться годами – в зависимости от характера отходов и тяжести их воздействия на окружающую среду. Негативное влияние на почвенный слой оказывает и разработка месторождений в комплексе с изыскательными и геологоразведочными мероприятиями. Так или иначе, для каждого случая разрабатывается специальный проект рекультивации.

Что учитывается в проекте рекультивации?

В первую очередь специалисты берут во внимание первичные данные о природных условиях местности. Учитываются климатические, вегетационные и гидрологические факторы. Далее анализируется фактическое состояние земель на момент рекультивации. На этом этапе определяется площадь, интенсивность зарастания, форма рельефа, характер использования земли, степень загрязнения, а также состояние почвенного покрова. Кроме этих данных, проект рекультивации земель также содержит сведения о химическом и гранулометрическом составе почвы, ее агрофизические и агрохимические параметры. Оцениваются в документации и возможные сроки эксплуатации земли уже после проведения рекультивации. Вместе с этим учитывается риск повторного нарушения оптимального состояния почвенного покрова.

Техническая рекультивация земли

На этой стадии выполняется планировка, создание откосов, а также снятие и обновление почвенного слоя. В зависимости от требований проекта могут быть организованы гидротехнические и мелиоративные устройства. В целом же это основная часть мероприятий, направленных на подготовку земли к дальнейшему целевому использованию. Работы ведутся по нескольким направлениям, среди которых теплотехнические, гидротехнические и химические операции. Теплотехническая рекультивация земель – это обогрев почвы за счет мульчирования, которым покрывается плодородный слой. Использование гидротехнических технологий ставит целью избавление площади от лишней влаги, а также изменение периодичности затопления земель. Химические средства позволяют восстановить первоначальные свойства и характеристики почвы благодаря внесению таких компонентов, как известь, глина, гипс, сорбенты и т. д.

Биологическая рекультивация земель

На этапе выполнения биологической рекультивации задействуются агротехнические и фитомелиоративные процедуры, которые должны улучшать биохимические, агрохимические, агрофизические и прочие характеристики земли. В отличие от технических мероприятий, в данном случае предполагается работа с наиболее тяжелыми нарушениями. В частности, рекультивация земли такого рода помогает возобновить территории, которые были повреждены под воздействием опасных промышленных отходов. Речь может идти и о полном уничтожении естественных природных компонентов флоры и фауны. Современные средства биологического восстановления показывают эффективность рекультивации, но по времени и финансовым затратам они также могут значительно превышать традиционные технические средства обновления почвы.

Результат проведения рекультивации

О качестве выполнения рекультивации можно судить по нескольким параметрам. В первую очередь это отсутствие на территории лишних объектов, среди которых могут быть обломки пород, строительный мусор и производственные конструкции. Также участок должен иметь цельную структуру ландшафта без наличия явных завалов, котлованов, водоотводных каналов, провалов шахт и насыпей. Кроме этого, рекультивация земли в обязательном порядке должна способствовать полному или частичному обновлению почвообразовательного процесса. Современные технологии позволяют существенно повышать способность почвы к самоочищению. На фоне таких процессов происходит нормализация биологического состояния земель.

Заключение

Даже если не брать во внимание целесообразность использования земель в сельскохозяйственных нуждах, восстановление способности к плодородию оказывает благоприятное воздействие на связанные с территорией природные компоненты. По этой причине рекультивация должна проводиться в обязательном порядке независимо от ее дальнейшего применения. Разумеется, если у заинтересованного лица есть план по конкретной эксплуатации территории, то следует изначально скорректировать проект рекультивации под обозначенные цели. В таких случаях мероприятия по восстановлению не только помогают устранить последствия от вредных воздействий на почву, но и по возможности обогатить ее необходимыми компонентами, значимыми с точки зрения будущего использования.