Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции. Невербальное речевое воздействие

Невербальные средства влияния. Тесно связанные со стимулами, ориентированными на анализаторы, невербальные компоненты обще­ния являются весьма важными при оказании психологического влия­ния. Функции, которые они выполняют, очень многообразны, и это связано с несколькими причинами, к числу которых относится то, что невербальные средства общения:

* исторически более древние, нежели вербальные;

» непосредственно внешне проявляют внутренний мир индиви­
дуума;

» стандартизированы и стереотипизированы;

» интерпретируются как знаковые;

» приобретают символическую нагрузку;

» выявляют особый смысл ситуации общения;

» позволяют создать системы знаков в силу своей экспрессивности;

* выступают в качестве исполнительного действия;
» образуют моторные гештальты;

» являются средством формирования образа через гештальт.


К числу невербальных средств влияния обычно относят следующие:

1) визуально-кинетические или паравербальные характеристики,
выступающие как отражение психосоматического состояния
субъекта, степени его эмоциональной напряженности:

* тембр; » темп; » ритм;

2) кинетические или экспрессивно-двигательные характеристики:
» такесические;

» проксемические;

» тактильно-кинетические;

3) аудиально-акустические или интонационно-фонетические ха­
рактеристики, связанные со смысловым акцентированием и вы­
ступающие как один из приемов фасцинации, направленной на
минимизацию потерь семантической информации:

» акустической; » ритмической; » семантической.

Строго говоря, только прием акустической фасцинации может быть отнесен к интонационно-фонетическим характеристикам невербаль­ного влияния, а ритмическая и семантическая, скорее, могут быть вы­делены в отдельную группу. Интонирование же свидетельствует толь­ко об использовании приема фасцинации.

Психологическое влияние с помощью невербальных средств изу­чалось во множестве исследований, в том числе Н. В. Введенским, Е. А. Ермолаевой, Г. А. Ковалевым, В. С. Собкиным, Н. И. Смирновой и др., полученные результаты были обобщены В. А. Лабунской, перечис­лившей функции невербального поведения. На основании этих работ выделяются представляющиеся наиболее важными следующие из них:

» создание образа партнера по общению;

» манифестация психологического содержания сообщения с опе­режением;

* регуляция пространственно-временных параметров общения;

« поддержание оптимального уровня психологической близости

в общении;

» камуфлирование характеристик системы «Я» личности; « идентификация партнеров по общению;

* стратификация в социуме;


» обозначение статусно-ролевых отношений;

* выражение качества взаимоотношений партнеров по общению;
« формирование и изменение отношений партнеров по общению;
» проявление актуальных психических состояний;

» минимизация вербального сообщения и речевого общения;

» уточнение вербального сообщения;

» усиление эмоциональной насыщенности вербального сообщения;

» контролирование аффекта;

» нейтрализация аффекта;

» привнесение социальной значимости в аффективное отношение;

* регуляция процесса возбуждения;

* облегчение и разрядка возбуждения;

» индикация психомоторной активности субъекта.

Именно способность невербальных компонентов общения к олицет­ворению, выражению, обозначению, изменению, номинации, коррек­ции, возможность для них выступать как способ отреагирования приводит к продуктивности их использования в качестве средства психологического влияния.

Следует заметить, что существует весьма интересный аспект этой те­мы, а именно вопрос соответствия целей психологического влияния в общении и средств, используемых для их реализации, в том числе не­вербальных. Как правило, в общении преобладают все же вербальные средства, а невербальные, лишь сопровождая их, остаются неосознанны­ми, а следовательно, и не регулируются. Понятно, что продуктивность их использования при этих условиях ниже, чем она могла бы быть при целенаправленном, осознанном и регулируемом употреблении. Осо­знаются они лишь при следующих обстоятельствах необходимости:

» микширования эффекта вербального влияния;

» смещения акцента в сообщении;

» замещения речевого средства;

» уточнения или изменения смысла сообщения;

» усиления эмоциональной окраски сообщения;

» демонстрации различий статуса партнеров;

» поддержания оптимальной дистанции;

» маскировки намерений и проявлений.

При этом ситуация противоречия задачи общения, решаемой с осо­знанным применением вербальных средств и неосознанных чувств,


проявляемых невербально, приводит к возникновению диссонанса, который:

* демонстрирует намерения источника сообщения;

» уменьшает ценность вербального сообщения;

» становится причиной изменения отношений между партнерами;

» создает ситуацию оппозиции партнеров;

» снижает уровень доверия к источнику.

Как видим, в таком случае невербальные средства влияния могут снизить эффективность влияния путем обесценивания сообщения, передаваемого вербально, или искажения его смысла.



Подводя итоги, следует сказать, что при всей ценности и значимо­сти невербальных средств общения и влияния они в силу не всегда возможного произвольного контроля часто привносят в общение вы­раженные побочные эффекты, что приводит к снижению продуктив­ности психологического влияния в его рамках.

Вербальные средства влияния. Относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипу­лирование. Тем не менее при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограни­ченном числе ситуаций.

Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздей­ствия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопут­ствующих невербальных элементов, в частности:

1) в случае устной речи:

» внешние визуальные характеристики субъекта влияния;

» паралингвистические компоненты его речи;

» экстралингвистические компоненты его поведения;

* проксемические компоненты его поведения;

* кинетические компоненты его поведения;
» такесические компоненты его поведения;

ф визуалистические компоненты его поведения;

2) в случае письменной речи:

* особенности пространственного расположения;
« особенности цветопередачи;

» особенности графики; » особенности дизайна.


Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами:

1) влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от
потребностного и деятельностного контекста - статуса партнеров
по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия;

2) привлечения к совместной деятельности.

Итак, вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в со­вокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информацион­ного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться:

* к воображению объекта;

« к его эмпирическому опыту;

* к конкретному состоянию;

» к актуальному переживанию.

Реакция адресата на сообщение специфична и зависит от осмысле­ния им содержания в личностном контексте, ложась в последующем в основу развития многих регуляторов его поведения. Возможен и ва­риант переживания адресатом сообщения когнитивного диссонанса, возникающего вследствие появления противоречий между старыми представлениями и новой информацией.

Таким образом, можно выделить следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач:

* формирование совместно с другими средствами целостного и внут­
ренне единого комплекса средств влияния, продуктивность при­
менения которых находится в прямой зависимости от непроти­
воречивости и сочетаемости его компонентов;

» выступление в качестве средства осознания и выражения систе­мы «Я>> индивидуума;

* исполнение роли элемента процесса коммуникации как переда­
чи информации;

» выступление в качестве средства удовлетворения потребностей;

* осуществление знаковой функции в контексте других средств
влияния.

Последняя позиция является принципиально важной для пони­мания роли вербальных средств влияния в контексте общения и пси­хологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не


только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впо­следствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конк­ретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения со­храняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов:

» образов;

» символов;

» символических действий;

» знаков;

* вербальных форм.

Подводя промежуточный итог, отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной явля­ется опора на знаковую, опосредующую функцию слова.

Таким образом, понимание текста в качестве продукта деятельно­сти субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминоло­гии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, кото­рая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализа­ции коммуникативно-познавательных задач.

Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варь­ирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партне­ров по общению варьирование выражений становится:

» средством речевого воздействия - при осознании субъектом и неосознании объектом;

» средством анализа субъекта - при осознании объектом и неосо­знании субъектом;

« средством речевого противостояния - при осознании субъектом и объектом.

В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе созда­ния и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами: « лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знако­вых средств;

» экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами

реализации коммуникативных интенций.

При анализе механизма вербального влияния невозможно обой­тись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризу-


ем теорию речевого воздействия, основные положения которой гла­сят, что:

* субъекты взаимодействия используют разные, но отождестви-
мые способы передачи информации, а использование разных
средств для передачи конкретной информации номинируется
как вариативная интерпретация действительности;

* существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (ус­
тановочный) компоненты
информации, размещение семанти­
ческой информации именно в установочном компоненте стано­
вится важным способом влияния;

» следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингви­стической предпосылкой вариативной интерпретации действи­тельности.

Средствами вариативной интерпретации действительности, способ­ными играть Бездейственную роль, то есть оказывать психологичес­кое влияние, могут быть:

» выражения, подменяющие рациональную составляющую в по­строении образа эмоциональной, - метафоры, неологизмы, жар­гонизмы;

» лексическое отражение положения доминирования-подчинения; » синтаксические трансформации с изменением соотношения се­мантических полей; » изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее

внимание;

» вопросы - установочные, риторические, в форме просьбы. Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндера о мета- и трансфор­мационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпрета­ции действительности следующим образом:

» аннулирующее преобразование - умалчивание существенного;

* фингирующее преобразование - введение лишнего;

* индефинитизирующее преобразование - замена обобщенным;

* модальное преобразование - привнесение гипотетичности.
Подводя итоги, можно констатировать, что вследствие действия

механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблужде-


ние без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использова­нием семантических средств.

В рамках освещения характера вербальных средств влияния оста­лось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действи­тельности следующие варианты:

1) внушение- как бесконфликтное принятие информации при
снижении ее сознательного анализа и некритическом отноше­
нии, согласно представлениям В. М. Бехтерева, К. И. Плато­
нова, Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы:

* фонетико-фонологический;
« лексический;

* синтаксический;

» макроструктурный;

2) убеждение - как обращение к собственному критическому суж­
дению путем отбора, логического упорядочивания фактов и вы­
водов на основании личного опыта.

Иногда выделяется еще и информирование - как наиболее ней­тральная для личности подача информации, когда внимание не фик­сируется на задаче психологического влияния на человека и сохраня­ется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью про­цесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния.

Все эти варианты вербального влияния представляют разнообраз­ные возможности использования механизмов вариативной интерпре­тации действительности. Целью их применения, как правило, являет­ся сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте - информировании, самосто­ятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как :

» недоступность разнообразных источников информации;

» фрагментарность ее подачи;

» отсутствие навыков анализа у объекта;

» отсутствие критической установки в отношении конкретных источников;

» недостаточно высокий уровень интеллекта объекта.

При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как :


* обеспечение высокой плотности информации;
» разнообразие информации;

* глубина информации.

Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психоло­гического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей:

* скрытия коммуникативного намерения для реализации истин­
ного, а не декларируемого;

» создания приемлемого образа действительности;

* структурирования аргументации для повышения убедительно­
сти аргументов.

Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимо­действие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса пси­хологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодопол­няемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относят­ся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклек­тичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктив­ность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эф­фектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.

Невербальное речевое воздействие


Невербальное речевое воздействие - это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, расстояния до собеседника и др.). невербальное общение - такое же средство передачи информации от человека к человеку, как и вербальное общение (словесное), только невербальная коммуникация пользуется другими средствами.

Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют ее (в таких случаях говорят - «понятно без слов»).

Невербальные сигналы выполняют следующие функции:

·Передают информацию собеседнику;

·Воздействуют на собеседника;

·Воздействуют на говорящего (самовоздействие).

Во всех этих трех функциях невербальные сигналы могут использоваться говорящим сознательно или бессознательно.

Соотношение вербальных и невербальных сигналов в общении

В процессе общения в целом вербальные и невербальные факторы речевого воздействия взаимосвязаны самым тесным образом, однако есть и определенная асимметрия в их роли на разных этапах акта коммуникации.

Так, по мнению большинства лингвистов, невербальные факторы коммуникации имеют большое значение на этапе знакомства людей друг с другом, на этапе первого впечатления и в процессе осуществления категоризации.

По данным Петровой Е.А., при знакомстве, в первые две секунды общения 92% получаемой собеседниками информации передается невербально. По ее же данным, основная информация о взаимоотношениях людей передается собеседниками друг другу в первые 20 минут общения.

Количество невербальных сигналов очень велико. Существует около 1000 невербальных сигналов (по данным А. Пиза). Некоторые ученые полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причем у отдельных сигналов есть несколько вариантов: около 1000 поз, около 20 тысяч выражений лица.

А. Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: профессор А. Мейербиан отводит словесной информации 7%, интонации 38% и невербальным сигналам - 55%; Профессор Р. Бердвиссл отводит 35% словесным факторам и 65% несловесным. Сам А. Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, то есть предметной информации, а невербальный канал для обсуждения межличностных отношений. Отмечено так же, что невербальный сигнал несет примерно в пять раз больше информации, чем вербальный.

Женщины лучше, чем мужчины распознают невербальные сигналы, особенно развита эта способность у тех, кто воспитывает маленьких детей.

Конгруэнтность - соответствие смысла вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности, если смысл невербального сигнала противоречит смыслу вербального сигнала, люди склонны верить невербальной информации. Так, если человек рубит воздух кулаком и горячо говорит, что он за сотрудничество, за то, чтобы найти общее согласие, то публика наверняка ему не поверит из-за агрессивного жеста, противоречащего содержанию вербальной информации.

Невербальные сигналы многозначны, как и слова. К примеру, невербальный сигнал «кивок головой» в зависимости от контекста употребления может означать - согласие, внимание, узнавание, приветствие, признательность, благодарность, разрешение, побуждение и т.д.

По наблюдениям Е.А. Петровой, при официальном общении жесты приближаются к национально-культурным нормам, при неформальном общении проявляется их индивидуальность. Невербальная коммуникация наиболее активна у человека в детском и молодом возрасте, с увеличением возраста носителя языка она постепенно ослабевает.

Виды невербальных сигналов

Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов.

Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения.

Выделяют следующие виды невербальных сигналов:

.Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)

.Язык телодвижений:

·Взгляд;

·Мимика;

·Жесты и позы;

·Осанка;

·Стойка;

·Посадка;

·Движение;

·Походка;

·Физические контакты;

·Манипуляции с предметами.

.Сигналы пространства:

·Дистанция;

·Горизонтальное расположение;

·Вертикальное расположение.

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего

Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию, то есть повысить эффективность общения.

Среди невербальных сигналов, повышающих эффективность речевого воздействия человека, могут быть выделены несколько факторов. Каждый фактор объединяет однотипные сигналы. Например, такой фактор речевого воздействия, как фактор взгляда, объединяет функции различных видов взглядов, и, изучив этот фактор, мы научимся правильно использовать взгляд в процессе общения. Фактор адресата объединяет приемы эффективного воздействия на разных адресатов (собеседников): приемы воздействия на мужчин, женщин, старшее поколение, образованных, малообразованных людей и т.д.

Фактор внешности

Одежда

Коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и белых тонов. Усиливают воздействия высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного. Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.

Прическа

Высокая прическа повышает статус ее носителя. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток воспринимают как более серьезных, умных, компетентных. Короткая прическа мужчины говорит о его деловитости, невысоком интеллекте, длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности.

Силуэт

Усиливают позицию человека прямоугольный силуэт одежды, а шарообразный силуэт, мягкие свитера, джинсы наоборот, ослабляют коммуникативную позицию говорящего. Чем ближе силуэт человека к прямоугольнику, тем эффективнее производимое им впечатление. Костюм для мужчины, традиционный английский костюм для женщины создают впечатление авторитетного, компетентного, надежного человека.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Физическая привлекательность

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными (хотя это далеко не так, часто бывает наоборот, но в американском эксперименте мужчины оценивали сочинения, написанные женщинами, которые приложили к своим сочинениям свои фотографии, и более красивые женщины получили более высокую оценку). При этом, однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым. Все ощущают, что находясь рядом с привлекательными людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.

Фактор взгляда

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени на собеседника, он понимает, что нравится нам.

Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.

При продолжительном общении этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо, не фиксирую внимание на глазах собеседника. Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление враждебности - не надо смотреть слишком пристально ни на кого.

При решении деловых вопросов надо использовать деловой взгляд - направленный на треугольник «глаза - нос», это создает впечатление серьезности намерений.

При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже - на треугольник «глаза - рот», такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд ниже, от глаз до груди, называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Взгляд искоса обычно говорит об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то говорит об интересе. Если же он соединяется с опущенными бровями, нахмуренными бровями, или уголки рта опущены, то это говорит о подозрительном, либо ироническом отношении.

Если собеседник вам неприятен, пытается оказать на вас давление - смотрите ему в «третий глаз» - на переносицу. Этим вы усиливаете свою коммуникативную позицию и ослабляете коммуникативную позицию собеседника.

Фактор физического поведения

Это - язык мимики и телодвижений. Данный фактор предполагает правильное использование мимики, жестов, поз.

Мимические сигналы

Мимика - это выразительные движения лица.

Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка.

Улыбка в общении выполняет следующие функции:

·Характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков;

·Вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника;

·Поднимает настроение самому говорящему;

·Стимулирует продолжение контакта;

·Тренирует около 40 мышц лица;

·Уменьшает болевые ощущения.

Признак искренней улыбки - подвижность бровей в момент улыбки.

Сигналы жестов и поз

Жесты - динамические выразительные движения тела.

Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест.

Жестовые сигналы делятся на следующие типы:

·Оценочные: позитивные, негативные;

·Сигналы отношения;

·Сигналы намерений;

·Сигналы состояний;

·Риторические: усилительные, изобразительные указательные.

Рассмотрим эффективность некоторых видов невербальных сигналов. Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к србеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движение кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед.

Важны правильные риторические жесты - прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не должны быть скрещены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Авторитарные позы - это позы, которые демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать давление на собеседника. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки» и некоторые другие. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно.

Осанка должна быть непринужденной, спина не должна быть сутулой (признак неуверенности), позвоночник должен быть прямым.

Стойка, при которой левая нога выставлена вперед, рассматривается как агрессивная (для замаха, удара), выставленная вперед правая нога - сигнал готовности к контакту, сигнал доверия. Нельзя демонстративно скрещивать ноги - это негативный сигнал. Целесообразно немного поднимать вверх подбородок - это придает уверенности самому говорящему и читается собеседником как уверенность собеседника в собственной правоте.

Посадка - лучше всего сидеть, не скрещивая ноги, садиться на все сиденье, не расставлять широко ног, не класть руки на живот. Голова чуть вперед, слегка приоткрытый рот - признак внимания к собеседнику.

Движение в процессе общения надо тоже правильно использовать. Во время выступления перед аудиторией рекомендуется наклоняться в сторону аудитории, протягивать руки в сторону слушателей, выходить к ним из-за трибуны, прохаживаться по аудитории.

Походка тоже выполняет знаковые функции. Производит положительное впечатление умеренно энергичная походка, бодрость движений. Не следует на ходу держать руки в карманах - это воспринимается как проявление скрытности, неуверенности.

Фактор организации пространства общения

Этот фактор объединяет сигналы, связанные со значимым расположением собеседников относительно друг друга.

Дистанция общения - чем ближе, тем эффективней. Но подходить ближе 40-50 см не рекомендуется, это интимная зона человека, и он рассматривает вторжение в нее других как покушение на собственную свободу и неприкосновенность.

В целом замечено, что люди склонны общаться с теми, кто ближе пространственно. Если люди хотят общаться - подходят друг к другу, не хотят - не подходят или даже отходят.

Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанцию общения: легко подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновь подходит и т.д.

Умеренный пространственный экспансионизм (стремление сокращать дистанцию до собеседника) также повышает эффективность речевого воздействия: несколько вытянуть вперед ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сидит собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам, окружающим собеседника.

Пространственная близость заставляет людей игнорировать недостатки друг друга, быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу. С соседями, в общем, обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми или территориально более удаленными людьми.

Горизонтальное расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.

Вертикальное расположение, чем выше, тем эффективней («закон вертикального доминирования»). Высокие люди всегда кажутся авторитетней, цари не случайно сидят на тронах и носят короны - они стараются казаться как можно выше, их и называют ваше высочество, ваше величество. По этой же причине военные носят высокие шлемы и фуражки.

Выступать поэтому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное. Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой - она зрительно увеличивает сидящего. Стоящий около стула убедительнее сидящего на стуле собеседника, сидящий на краю кровати - убедительнее лежащего на кровати.

Влияет на эффективность общения и само место общения. Существует «закон темного угла»: в темном, тесном помещении с низким потолком легче убеждать, чем в большом и светлом. Если ограничить подвижность собеседника и разговаривать с ним, «зажав в угол», коммуникативная позиция собеседника будет ослаблена.

Влияет на эффективность общения и принадлежность территории - легче убеждать человека, явившись на его территорию, например, к нему домой.

Если начальник вызывает подчиненного к себе для разговора - это демонстрация силы, дистанции, давление на него. Если разговор идет на нейтральной территории - это демонстрация равенства так лучше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуждались, и имеется настрой на их решение. Разговор на территории собеседника эффективен, когда приход к нему является неожиданным, без предупреждения.


Список литературы

1.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

2.Голуб И.Б. Риторика: Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

4.Стернин И.А. Практическая риторика. - Воронеж, 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Устная речь, как самый распространенный способ коммуникации. Вербальное общение - наиболее универсальный способ передачи мысли. Изучение сигналов языка телодвижений. Преимущества понимания языка жестов и мимики. Невербальные средства общения человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

По дисциплине: Психология и педагогика

Тема: Эмоции (вербальные, невербальные) и личность

Выполнила:

Студентка группы З-488

Колесникова Анастасия В.

невербальное общение жест мимика

В обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Если же человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Так, на моем примере, когда я встречаю знакомых, с которыми давно не виделась, я теряюсь, переживаю, волнуюсь и моя речь становится нескладной, непонятной. И, наоборот, при подготовке к экзамену, я предварительно внимательно изучаю материал, конспектирую основные мысли, поэтому мне легче изъяснять свою мысль преподавателю и аудитории, следовательно, моя речь понятна и доступна. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, они опасаются показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в институте, мое личное общение с преподавателем по преподаваемому им предмету повышает мои знания.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Так при поступлении на работу мне предлагалось заполнить анкету, это могло означать, что работодатель, таким образом, предполагал проверить мои знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести" сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, переходя дорогу, я вижу сигнал красный свет и перевожу как `проезд закрыт", `остановитесь"; в спортивных состязаниях поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как `прошу дополнительную минуту перерыва" и т.п.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Так, изучая английский язык, мне приходилось читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем начать правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и,следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его.

Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот `коммуникативный ход", скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.

Способность быстро находить общий язык и выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми была всегда присуща ярким и успешным личностям. Выдающимся лидерам и мудрым руководителям. В наше время это умение по-прежнему остается важнейшим инструментом для достижения успеха.

Каждый человек говорит на двух языках: на вербальном и невербальном. Невербальный язык называют языком телодвижений. Пионером в этой области стал доктор Альберт Меграбян, профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Его эксперименты помогли выявить невербальные сигналы, которыми люди проявляют симпатию и неприязнь, стремление к контролю и лидерству, неудовольствие, неуверенность, социальную привлекательность и убедительность.

По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

Профессор Меграбян обнаружил, что всего 7% информации передается вербально (то есть словами), 28% - вокально (тоном голоса, ударением и другими звуками), а 55% - невербально.

Психолог Альфред Адлер заметил, что позы (язык телодвижений) показывают, насколько хорошо человек владеет своими чувствами и как он использует их для того, чтобы произвести впечатление. Каждая поза, каждое выражение лица имеет собственное значение. Доктор Пол Экман из Калифорнийского университета особое внимание уделял выражению лица. Он разработал специальную систему кодирования выражений лиц, что позволило ему определить роль лицевых мышц в выражении различных эмоций. Он выявил семь универсальных эмоций: печаль, счастье, гнев, интерес, страх, презрение и удивление. Доктор Лилиан Глас добавил к этому списку любовь, сомнение, сочувствие, скуку и отвлеченный интерес. Каждая эмоция невербально проявляется через язык телодвижений и выражение лица. Каждый ученый внес свой вклад в изучении невербального общения.

Существует сводная таблица сигналов языка телодвижений.

Невербальный сигнал Значение

Энергичная, стремительная походка Уверенность

Человек стоит, положив руки на бедра Готовность, агрессия

Человек сидит, положив ногу на ногу и слегка покачивая носком Скука

Руки скрещены на груди Оборонительная позиция

Человек сидит, заложив руки в карманы и ссутулив плечи Уныние

Рука приложена к щеке Оценка, размышление

Рука слегка касается носа, потирает его Сомнение, обман, отказ

Рука потирает глаз Сомнение, недоверие

Руки сцеплены за спиной Гнев, подавленность, опасения

Ноги скрещены в щиколотках Опасения

Потирание ладоней Ожидание, предвкушение

Голова опирается на руки, глаза опущены Скука

Человек сидит, заложив руки за голову и скрестив ноги Уверенность, превосходство

Раскрыты ладони Искренность, открытость

Потирание переносицы, глаза прикрыты Негативная оценка

Постукивание пальцами по столу Нетерпение

Человек поправляет волосы Недостаточная уверенность в себе

Голова склонена набок Интерес

Потирание подбородка Попытка принять решение

Глаза опущены, голова повернута в сторону Недоверие

Человек покусывает ногти Неуверенность, нервозность

Человек потирает или потягивает мочку уха Нерешительность

Применительно к своей жизни, общению с людьми, я наблюдала интересные вещи: стоят два человека, разговаривают с друг другом, при этом у одного руки скрещены на груди, у второго скрещены ноги. Это говорит о недоверительном отношении, о том, что они мало знакомы, им присущи некоторые опасения, другим словом они как бы обороняются. И обратный пример: заметив у двух людей, ведущих беседу опущенные руки, свободно висящие, ноги расставленные в обычном положении, не было сомнения, что они уверенные в себе, ничего не опасаются, чувствуют себя нескованно.

В разных странах существуют определенные жесты, имеющие в данной местности конкретное значение. Я приведу лишь некоторые примеры, по которым становится ясно, что значение одного и того же жеста может быть совершенно различным.

Европа. Здороваясь и прощаясь, американцы обычно машут рукой (раскрывая ладонь наружу) слева направо. У европейцев же рука остается неподвижной, ладонь раскрыта наружу, а помахивание осуществляется только пальцами.

Перу. Поднятая бровь означает «деньги» или «вы должны мне заплатить».

Тайвань. Моргание глазами считается очень невежливым.

Австралия. В этой стране считается крайне неприличным подмигивание женщинам, даже в знак полного согласия или дружбы. Хотя в большинстве стран поднятый вверх большой палец означает «o?кей», «все в порядке», в Австралии этот жест считается очень грубым.

Италия. Теребить мочку уха могут только женоподобные мужчины.

Индия. А в этой стране рука, приложенная к уху, означает искренность и сочувствие.

Колумбия. Классический знак «o?кей» (круг, образованный большим и указательным пальцами) в области носа означает, что мужчина, о котором идет речь, гомосексуалист.

Греция. Потирание щеки означает, что человек, на которого устремлен взгляд, весьма привлекателен.

Нидерланды. Круговое движение пальцами у виска означает необходимость сделать телефонный звонок. В Латинской Америке, Соединенных Штата и в Европе этот жест означает легкую ненормальность.

Болгария. Болгары кивают в знак отрицания. Точно также себя ведут и греки. Во всем остальном мире кивок означает согласие.

Аргентина. Постукивание пальцами по голове означает «я думаю».

Парагвай. Откидывание головы назад означает, что человек забыл то, что хотел сказать.

Страны Дальнего Востока. Здесь считается весьма оскорбительным подзывать человека движением пальца.

С помощью определенных действий вы можете вербально и невербально сообщить собеседнику, что готовы уделить ему внимание. Нужно проявлять признаки открытости и готовности к общению, выраженные мимикой и пантомимикой.

Отложить все дела и повернуться лицом к собеседнику.

Поддерживать визуальный контакт с собеседником.

Демонстрировать адекватный интерес и внимание.

Кивать головой.

Придавать лицу выражение внимания и терпения.

Слегка наклониться в сторону собеседника.

Телодвижения должны быть спокойными, но в то же время "живыми".

А вот признаки открытости, выраженные вербально.

"Да-да" или "Ну-ну".

"Понимаю".

"Да, я слушаю".

"Конечно!"

"Отлично!"

К свойствам, создающим барьер в общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим помехи для общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, -- это реальный индивид, живой, действующий человек.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности.

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами -- и природными, а не только общественными, -- является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того -- без сознания.

Таким образом, понимание языка жестов и мимики позволяет более точно определить позицию партнера. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Бессловесная обратная связь может предупредить о том, что нам нужно изменить свое поведение, что-то сделать, чтобы достичь нужного результата.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам делового общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.

Важно обращать внимание на те сигналы, которые посылаете вы сами. Тело человека - это важнейшее средство общения. Если научиться правильно им пользоваться, то в силах каждого достичь всех поставленных пред собой целей. Можно будет внушить доверие и добиться позитивной реакции на свои слова.

Список использованной литературы

1. Свитман Б. Общаться успешно. Как?

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

3. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.

4. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. - М., 1982.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Особенности и виды коммуникации - способа общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Отличия вербальной (устные, письменные сообщения) и невербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, функции общения, невербальные и вербальные коммуникации. Классификации невербального знака. Свойства жестов. Особенности невербальной коммуникации в Италии.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Проблемы невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора. Виды неречевых средств коммуникации. Фонационные невербальные средства передачи информации. Кинетические компоненты речи. Национальный характер жестов и их особенности.

    реферат , добавлен 17.12.2011

    Речь как средство общения, источник информации и как способ воздействия на собеседника. Анализ структуры вербального общения. Характеристика особенностей диалогической речи. Виды и техники слушания партнера по общению. Реакции слушателя, приемы слушания.

    презентация , добавлен 23.11.2014

    Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства коммуникации: невербальные средства общения. Обмен невербальной информацией.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2007

    Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие".

Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:

передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально.

Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводится словесным факторам и 65% несловесным. Сам Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал - для обсуждения межличностных отношений.

Информация, которую передают в процессе общения вербальные и невербальные сигналы, может совпадать или не совпадать. Конгруэнтность - это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны доверять невербальной информации.

Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: "Мы часто видим крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиция) и опущенным подбородком (критичность или враждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своей восприимчивости и открытости идеям молодежи".

Таким образом, языковые единицы общения в неразрывной связи с невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия- изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении, убедить его сознательно принять нашу точку зрения.