Мазут топочный применение. Переработка мазута

Дата публикации: 02-02-16

Мазут является смесью углеводородов и нефтяных смол с наличием асфальтенов, карбоидов, карбенов и различных металлов (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca), присутствующих в органических соединениях. Получают этот нефтепродукт путем переработки нефти, а также подмешивания тяжелых остатков, получившихся после первичной перегонки или каких-либо вторичных процессов.

На сегодня разработаны технологии получения различных видов мазута:

  • - М-40
  • - М-100
  • - прямогонный
  • - топочный
  • - флотский Ф-5
  • - флотский Ф-12
  • - котельное топливо
  • - мазут-Т
  • - технологическое топливо
  • - негостированный мазут

Мазут 1 и 2 вида используется в транспортных средствах, технологических установках и стационарных мазутных котельных. 5 и 6 вид применяется в двигателях и агрегатах судов.

Виды мазута топочного

Топочный мазут - наиболее распространенная разновидность тяжёлого жидкого топлива. Его принято классифицировать на флотский мазут (используемый в двигателях и прочих энергетических установках морских судов) и топливо для печей. Последнее применяется не только в промышленных печах, но и в системах стационарных паровых котлов.

Получить топочный мазут можно уже при первой перегонке сырой нефти. В зависимости от способа производства готовый продукт бывает прямогонным и крекингом. Первый - является смесью тяжёлых остатков нефти и маловязких фракций после её прямой перегонки. Крекинг-мазут является более тяжёлым и высоковязким остатком крекинг-процесса.

Топочное топливо бывает двух марок (ГОСТ 10585-75):

  • - М-40 (обладает меньшей температурой застывания благодаря добавлению среднедистиллятных фракций)
  • - М-100 (среднедистиллятные фракции отсутствуют)

Флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 относят к тяжёлому моторному топливу, равно как и топливо марки ДТ и ДМ. Еще одна разновидность судового топлива - дистиллятное ТМС.

Отдельная категория - печное бытовое топливо, которое применяется для сжигания в обогревающих жилые дома отопительных установках. Это устройства небольшой мощности, которые, как и промышленные теплогенераторы, нуждаются в топливе, несколько более тяжелом, нежели дизельное. Его расход относительно низок, к тому же печное топливо имеет низкую себестоимость производства.

Флотские мазуты

Для получения флотского мазута Ф-5 применяется смесь обычного прямогонного мазута (60-70%), а также дизельного топлива с депрессорной присадкой (30-40%). Нефтепродукт марки Ф-12 обычно вырабатывается в относительно небольших количествах при помощи технологии прямой перегонки нефти. В этом флотском мазуте отмечается пониженное содержание серы (0,6% при 2,0% в марке Ф-5), а также большая вязкость (12 °ВУ при 50 °С при 5 °ВУ в марке ф-5).

См. также `Мазут` в других словарях

МАЗУТ

Перевод

продукт, получаемый из нефти после отгонки наиболее летучих частей-бензина, керосина. М. бывает масляный (исходный материал для смазочных, масел), смазочный и топливный.

Смазочный М. без дальнейшей очистки идет для смазки гл. обр. грубых механизмов-тележных осей, деревянных шестерен и пр., топливный применяется как топливо для паровых котлов и т. д.

Мазут (тюрк.)

остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива. В зависимости от химического состава и свойств М. может быть использован как Жидкое котельное топливо, для получения дистиллятных и остаточных смазочных масел, для крекинга или гидрирования с целью получения моторного топлива (бензина, дизельного топлива), для производства битумов, кокса и других целей.

Свойства М.: плотность при 20 °С 890-1000 кг/м 3 , теплота сгорания 38-42 Мдж/кг (9100-10000 ккал/кг ); вязкость условная 5-15° при 50 °С; поверхностное натяжение 0,03-0,04 дж/м 2 (30-40 эрг/см; 40 °С); теплота испарения 170-210 кдж/кг (40-50 ккал/кг...

(тат.). Нефтяные остатки при добывании керосина.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

нефтяные остатки, получаемые при добывании керосина и служащие топливом для котлов паровых машин на железных дорогах, пароходах и фабриках.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

остатки, получаемые при добывании керосина, идущие на отопление паровых котлов.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

А (-у), м. Густые маслянистые остатки, получаемые после перегонки нефти. II прил. мазутный, -ая, -ое.

мазута, мн. нет, м. (от араб. makhzulat - отбросы) (тех.). Нефтяные остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина; то же, что горючее масло. Топливный мазут. Смазочный мазут. Мазут масляный.

мазут Заимств. из турецк. яз., где mazut восходит к араб. mahzulāt «отходы» (после переработки нефти в бензин). В словарях отмечается с конца XIX в. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

1. Топливо.
2. «В одно из парковых озер Толстому вылили... И, по легенде, с этих пор Есть в графском парке чёрный пруд» (шутка).
3. Остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива.
4. Нефтяные масляные остатки после перегонки бензина, газолина, керосина.
5. Продукт переработки нефти.

Мазут

МАЗУТ а, м. mazout m . <араб. makhzulat отбросы. рус. 1906. Лексис. 1 . Нефтяные маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти бензина, газолина, керосина. Ож. 1986. Охладить дешевым способом так называемый "мазут", или нефтяной деготь, стекающий из трубы совсем горячим, как ненужный остаток при выработке керосина. РВ 1892 11 40. Требуются кочегарши на мазуте. Мужчины не принимаются, ввиду попойки. Опыт имеется. Объявление. "Нарочно не придумаешь". Крокодил 1994 1 11. Мы признали: ехать в промерзшей замазученной коробке удовольствия мало. Континент 2002 218. | В сравн. Свобода и безнравственность сродни жидкому кислоро...

мазут

МАЗУ́Т -а; м. Маслянистые остатки, получаемые после отгонки из нефти керосина, бензина и газолина (применяются как жидкое моторное топливо). Измазаться в мазуте. Бочка мазута. М. для трактора. Котельная на мазуте (использующая мазут в качестве топлива).

Мазу́тный, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

МАЗУТ

Вырос в мазуте. Жарг. мол. Шутл. Певец Эрос Рамазотти. Я - молодой, 1997, № 24.

Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007

Мазут МАЗУ Т , -а, МАЗУ ТЧИК , -а, м. Тот, кто служит в войсковых подразделениях, имеющих черные погоны.

Вон мазуты шлепают (идут) .

Возм. из арм.

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов . 2002 .

Мазут

Black oil, mazut

Нефтяной остаток после отгонки так называемых светлых фракций (бензина, лигроина, керосина), содержащий все масляные фракции. Для получения масел мазут подвергается разгонке при пониженном давлении с водяным паром. Обычно отбираются соляровый, трансформаторный, веретенный, турбинный, машинный, авиационный, автомобильный, цилиндровый дистилляты. Остаток после отбора из мазута масляных фракций называется масляным или остаточным гудроном.


Мазут - густая жидкость темного цвета, представляющая собой остаток после удаления из состава нефти бензиновых и керосиновых фракций, которые выкипают при температуре 350-3...

Мазут

мазу́тов,

мазу́там,

мазу́том,

мазу́тами,

мазу́тах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


МАЗУТ (тюрк.) - густая жидкость темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций. Плотность 0,89-1,00 г/см³ , теплота сгорания 39,4-40,7 МДж/кг. Применяют как жидкое котельное топливо, для производства моторных топлив и смазочных масел, битумов, кокса.

мазут мазу́т "отходы при переработке нефти". Согласно Ушакову (2, 118), из араб. makhzulat "отбросы", возм., через тюрк. Но диал. мазу́тина "грязное, жирное пятно" – от ма́зать. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Мазут мазу́ т

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

мазут

Турецкое – mazut.

Арабское – mahzulat (отходы).

Слово «мазут», означающее «отходы при переработке нефти», пришло в русский язык из арабского через турецкий в конце XIX в.

Производное: мазутный.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство Москва 2003

Мазут

маз\"ут, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

тяжелые фракции или остатки перегонки сырой нефти; или смеси этих продуктов, предназначенные для использования в качестве горючего для получения тепла или энергии (Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефти).

мазут

сущ. , кол-во синонимов: (3)

мазутоснабжение (2)

Мазут – это один из видов топлива, получаемый при дистилляции сырой нефти. Также известное как котельное топливо, этот материал может подразделяться на различные категории в зависимости от его химического состава, цели использования и температуры кипения. В сравнении с другими нефтепродуктами, мазут - это наиболее неочищенный от примесей и сильно загрязняющий окружающую среду продукт.

После того, как нефть была добыта из недр земли и доставлена на нефтеперерабатывающий завод, она проходит процесс переработки под названием фракционная перегонка. При фракционной перегонке нефть нагревается, и разные типы масел, содержащиеся в ней, начинают отделяться, т.к. имеют разную точку кипения. Как правило, фракционная перегонка происходит в дистилляционной колонне, где осуществляется откачка различных, выпадающих в осадок фракций. Во время фракционной перегонки, нефтеперерабатывающие заводы могут также применять катализаторы для «разбиения» углеводородной цепочки нефти с целью создания специфических масляных фракций.

Нефтепродукты с небольшими молекулами, такие, например, как пропан, бензин и авиационный керосин, имеют относительно низкую температуру кипения и отделяются вначале фракционной перегонки. Более тяжелые нефтепродукты (дизельное топливо , различные смазочные материалы), отделяются гораздо медленнее. Мазут отделяется дольше всех, и в буквальном смысле находится на самом дне этой колонны. Единственный продукт, еще более плотный чем мазут, это гудрон, который смешивается со смолой и используется при строительстве дорог и ремонте крыш зданий и сооружений.

Углеводородные цепи мазута очень длинные, что и делает этот вид топлива тягучим и вязким. В нём также присутствует очень много различных примесей, которые нельзя удалить, и поэтому, при сжигании, мазут сильно дымит и загрязняет окружающую среду. Густое топливо тяжело использовать в двигателях внутреннего сгорания, т.к. для эффективного горения его требуется предварительно разогреть, поэтому мазут чаще всего используют в больших двигателях, типа тех, что устанавливаются на кораблях и в мощных котельных различного назначения. На кораблях имеется достаточно места для установки котлов предварительного разогрева мазута с его последующей подачей в двигатель, который способен сжигать различные виды топлива, включая и низкокачественный мазут.

Многие случившиеся разливы нефтепродуктов не обошлись без присутствия среди них мазута, что заставило различные природоохранные организации обратиться к правительствам разных стран с просьбой о запрете его использования. Из-за своей высокой плотности и вязкости, мазут очень прочно закрепляется на поверхностях, включая береговые линии и представителей животного мира, и очень трудно поддается отчистке, а учитывая то, что в его составе содержится множество загрязняющих веществ, то его разливы могут нести катастрофические последствия для окружающей среды. Но, несмотря на это, мазут – это очень дешевое топливо, и многие судоходные компании приложат все усилия чтобы не допустить его запрет, а следовательно, и резкое удорожание эксплуатации своих судов.

В процессе переработки нефти образуется осадок - мазут. Он является тяжелым веществом, ухудшающим качество ископаемого. Именно поэтому мазут из него удаляют. Между тем он сохраняет горючие свойства, а его стоимость намного меньше, чем у бензина, керосина и дизельного топлива.

Получение мазута

Основной способ получения мазута - переработка нефти или ее продуктов. Полученная густая темно-коричневая жидкость представляет собой смесь тяжелых веществ. Реже применяется способ обогащения каменного угля и других полезных ископаемых, обладающих горючими свойствами.

На сегодняшний день все большую популярность обретает переработка шин в мазут, точнее, в маслянистую жидкость, схожую с ним по всем показателям.

Преимущества

Мазут является относительно безопасным горючим веществом. Если утечка природного газа создает серьезную угрозу взрыва, то пожар, возникший в результате розлива нефти или продуктов ее переработки, ликвидируется намного легче.

Кроме того, мазут имеет следующие преимущества:

  • невысокая стоимость;
  • способен вырабатывать большое количество электроэнергии;
  • может использоваться в сочетании с биотопливом.


Недостатки

Главным недостатком мазута является урон, наносимый окружающей среде. При его сгорании образуются такие же отходы, как при использовании угля. Далеко не каждая страна может себе позволить приобрести современные системы, уменьшающие степень токсичности выбросов.

Помимо этого, в перспективе ожидается увеличение цены на мазут, т. к. она напрямую зависит от стоимости сырой нефти.

Виды мазута

На сегодняшний день известны и широко применяются технологии получения следующих видов мазута:

  • М-40, М-100;
  • флотский Ф-5 и Ф-12;
  • прямогонный;
  • топочный;
  • котельный;
  • технологический;
  • мазут-Т;
  • негостированный.

Как правило, они применяются в котельных, различных установках и для транспортных средств.

Самым широко используемым видом мазута является топочный. Он образуется уже после первичной обработки нефти. Остальные виды вырабатываются в гораздо меньших количествах. Это обусловлено переходом на другое, более экологичное топливо.

Переработка

Масляная жидкость, полученная после первичной или вторичной перегонки нефти, используется в чистом виде как топочное масло или отправляется на установку для дальнейшего разделения его на составляющие (фракции).

Переработка мазута осуществляется вакуумным методом. Его суть состоит в следующем: в установке сырье нагревается до 430 °С. Под воздействием высоких температур начинается испарение тяжелых углеводородов. Установка по переработке мазута представляет собой ректификационную колонну. Это своеобразный сосуд, предназначенный для разделения жидкостей на отдельные фракции.

По завершению процесса крекинга в верхней части колонны образуется соляровый дистиллят, ниже - составляющие, которые служат основой для производства различных товарных масел. Для переработки мазута в топливо данные масляные фракции подвергаются дальнейшей очистке. На завершающем этапе они повторно разделяются на составляющие. Затем фракции дополнительно очищаются и в каждую часть добавляются различные примеси. В результате этого получаются масла, готовые к реализации конечному потребителю.

В самой нижней части ректификационной колонны скапливается остаток нефтепродукта. Возможно 2 варианта дальнейших действий - запускается вторичная переработка мазута либо он используется для изготовления гудрона, который, в свою очередь, нужен для производства битума и остаточных масел. Эти вещества также необходимы. К примеру, битум является материалом, который широко применяется в бытовом и дорожном строительстве. Также на его основе производятся изоляционные материалы.

Таким образом, переработка мазута является практически безотходным процессом. Ведь всем его составляющим находится применение.

Продукты переработки, их применение

Основными продуктами переработки мазута являются:

  1. Котельное топливо. Самый массовый вид горючего, производимый для котельных, различных судовых установок и технологических печей. Образуется в результате первичной перегонки мазута. Критериями оценки качества служат: вязкость, содержание серы, коксуемость, температура застывания и сгорания, плотность, наличие воды и различных примесей.
  2. Моторное топливо. Является горючим для двигателей внутреннего сгорания. Отличается хорошими экологическими свойствами, небольшой химической активностью и отсутствием примесей. Последние влияют на уровень вредных отложений в двигателе.
  3. Дистиллятные и остаточные масла. Смазочные материалы, используемые, в основном, для уменьшения трения деталей различных механизмов и производства гидравлических жидкостей.
  4. Битум. Востребованный в бытовом и дорожном строительстве материал, обладающий множеством преимуществ. Отличительная особенность битума - сопротивляемость к возгоранию. Кроме того, он имеет высокую степень устойчивости к воздействию агрессивных веществ, воды и высоких температур. Характеристики битума могут совершенствоваться за счет добавления различных химических соединений.

В современном мире значение нефти очень велико. Продукты переработки уникального полезного ископаемого используются в крупнейших отраслях промышленности. Мазут - масляная жидкость, полученная в процессе перегонки нефти, сохранившая ее горючие свойства и отличающаяся низкой стоимостью. Вещество применяется в качестве топлива для котельных или подвергается дальнейшей переработке для производства различных масел и битума.

Чаще всего используется для обогрева и получения энергии.

Также мазут получают в качестве побочного продукта при вторичной переработке нефтяных соединений (таких, как бензиновые, керосиновые и газойлевые соединения) и нагретых до определенной температуры, либо он отделяется из нефти. Класс опасности мазута – четвертый (малоопасный).
Если мы обратимся к химии, то увидим, что мазут – это соединения углеводородов, нефтяных смол, веществ, имеющих в составе металлы (феррум, никель, натрий. Также магний, кальций, ванадий), карбенов, асфальтенов и карбоидов. Свойства этого вещества зависят от сырья, которое использовали при изготовлении, физико-технических характеристик и качества.

Для чего производится мазут: сферы использования

Мазут в первую очередь ассоциируется как широко используемое топливо. Этот продукт нефтепереработки подходит для различных промышленных печей, сложных отопительных систем, обслуживания производств разного уровня и даже широко используется в бытовых ситуациях и сельском хозяйстве.

В зависимости от исходного сырья, определенные типы мазута могут использоваться как топливо для судов.

Помимо своего основного предназначения – топливо для обогрева и энергии движения, мазут используется как основа для многих материалов и веществ (продукты перегонки мазута) .
Если рассматривать мазут в сфере использования, то выделяют следующие типы:

  • котельное топливо;
  • топливо для использования в быту;
  • тяжелое моторное топливо;
  • топливо для судов.
Требования, которые позволяют использовать мазут в конкретных видах деятельности, обуславливаются свойствами, определяемыми при экспертизе:
  • вязкость;
  • уровень воды в составе;
  • уровень механических веществ в составе;
  • норма золы;
  • температурами сгорания, застывания и вспышки.

Вязкость по ГОСТ указывается на тот момент, когда мазут находится при температуре пятьдесят градусов по Цельсию (флотская марка).

Топливо для бытового обогрева можно встретить в
домашних условиях используемым для отопления жилого дома. Оно предназначено для использования в маленьких отопительных системах низкой и средней мощности, на мелких производствах. Также в фермерском хозяйстве, в частности, для изготовления корма для животных. Еще заготовки сена на зиму, фруктов, овощей и многих других целей.
Тяжелое моторное топливо создается для использования на судах и согласно нормативным документам к ним относится флотский мазут Ф-5, который, однако, определяется стандартами как легкое котельное топливо.
Таки мазуты предназначены для создания энергии на теплоэлектроцентралях, печах на крупных производствах, в том числе для недвижимых промышленных устройств обогрева.
По ГОСТ 10585-2013 к этому типу относятся марки 40 и 100. Первая классифицируется по вязкости как среднее топливо, а вторая, соответственно, как тяжелое. Разница между марками 40 и 100 состоит в том, что мазут марки 100 не содержит дизельного топлива.

Отметим, что флотские мазуты считаются более высокими по качеству, чем топочные мазуты: у них низкий уровень вязкости, невысокое содержание вредных веществ, воды, уровень серы (0,6%), а также они характеризуются меньшей температурой застывания.

Мазут марки Ф-5 имеет отличный от топливных мазутов состав и обычно включает в себя примерно шестьдесят процентов прямогонного мазута и сорок процентов дизельного топлива. Состав может содержать некоторые примеси и не одинаков. Мазут Ф-5 – побочный продукт перегонки нефти, на выходе получается ограниченное количество.

Разновидности мазутов

Разновидности мазута различаются между собой составом и характеристиками:
  • воды и примесей (дизельное топливо, депрессионные присадки и другие);
  • вязкостью;
  • температурой сгорания и зольностью.
Состав мазута регулируется ГОСТ и подразделяется на марки, которые, в свою очередь, разделяют на виды (обозначаются римскими цифрами от одного до семи).

Цифра, обозначающая марку – это число расчетной вязкости мазута.

Расчетная вязкость для каждого вида определятся при разной температуре:
  • Для мазута Ф-5 — температура пятьдесят градусов;
  • Для мазутов М40 и М100 – температура восемьдесят градусов;
  • Мазут М100 – температура 100 градусов (дополнительно).

Подробнее о топочном мазуте: как используется, основные свойства и параметры

Как уже упоминалось, топочный мазут имеет две главные марки – М100 и М40. На марку влияет много параметров, однако ключевые – это уровень вязкости и температура застывания.

Еще одно важное отличие – в составе марки 40 есть дизельное топливо, которое является веществом, позволяющем снизить температуру застывания мазута.

Тяжелое моторное топливо подходит для котельных, в качестве основного топлива на крупных производствах, генераторах и др. Часто используется мазут марки 100, однако для некоторых систем подходит и марка 40.
Транспортировка топочного мазута производится по железной дороге в специализированных поездах-цистернах, а также машинами для перевозки битумов.

Топочный мазут при транспортировке и продаже имеет специальный технический паспорт, в котором должны быть указаны основные характеристики. Информация по характеристикам предварительно установлена в лабораторных условиях.
Среди этих характеристик:

На характеристики мазута напрямую влияет срок его хранения. Чем дольше храниться мазут – тем хуже его характеристики и тем выше уровень воды, уровень различных примесей и температура воспламенения будут далеки от норм ГОСТ.

Аналогично своему собрату – битуму – уровень продаж мазута зависит от времени года. Тогда как в теплое время года хорошо продается битум (из-за сезона строительства дорог), то топочный мазут необходим в холодные сезоны.

Чем заменить мазут и реально ли это?

Несмотря на то, что мазут остается самым востребованным котельным топливом, его можно заменить другими жидкостями, параметры которых, однако, не будут соответствовать нормативам.
К этим веществам относятся:

  • «Несвежий» мазут с большим сроком хранения;
  • Мазут с большим количеством примесей;
  • Мазут с большой долей воды;
  • Мазут коксохимический;
  • Смесь продуктов нефтепереработки;
  • Газовый конденсат.

Хотя перечисленные жидкости будут работать в качестве топлива, обратите внимание, что использование некачественного мазута и его дешевых заменителей не сможет стать полноценной заменой хорошему сырью, а в некоторых случаях приведет к печальным последствиям в виде неисправностей в системе, принеся минимум тепла и пользы.