Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация» в средней группе на тему: «Домашние птицы. Открытое кружковое занятие «Домашние птицы Ребенок и природа домашние птицы средняя группа

«Домашние птицы»

Цели и задачи:

· расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);

· обогащение, закрепление и активизация словаря по теме;

· образование существительных множественного числа;

· учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему;

· математические представления: вверху, внизу;

· развивать слуховое и зрительное внимание, память;

· воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам;

· учить внимательно слушать собеседника.

Материалы и оборудование:

  • презентация к занятию по теме «Домашние птицы» составлена с использованием картинок и звуковых эффектов взятых из интернета;

· игрушки (для составления описательных рассказов);

· мультимедийное оборудование;

· загадки и стихи.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

(дети рассматривают картинку)

Скажите, кого мы видим на картинке?/ответы детей/

Я вам загадаю загадки, а вы попробуй те отгадать про какую птицу идет речь.

· Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петушок)

· Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ...

· Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

· Закудахтала она: "Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!"

И пошла на улицу

Похвалиться... . (Курица)

· Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …

Как можно назвать этих птиц? /Домашние/

Домашними их называют потому что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье.А кто знает как называется жилье этих птичек?/ответы детей/

- Посмотрите внимательно на картинку и назовите мне птиц, которых вы видите в верхнем ряду?/ответы детей/

А теперь, внимательно посмотрите и скажите,каких птиц вы видите в нижнем ряду?/ответы детей/

Молодцы!

Игра «Что изменилось?»

- Закройте глазки.(В это время педагог меняет расположение домашних птиц на картинке)

А теперь скажите, изменилось ли что на картинке или нет?

- Перед нами

Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Будит Петя-петушок -

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали.

Конечно –это красавец петушок.

Скажите,чем покрыто тело у птиц?/перьями/

А что еще у птиц есть? Посмотрите, внимательно.

Ответы детей:

У них по две лапки.

Есть крылья.

Есть клюв.

Шпоры у петушка.

У некоторых /петушок /есть гребешок.

Подумайте, а что умеют делать домашние птицы?

Ответы детей :

Они умеют бегать.

Некоторые летают.

А кто знает, какие домашние птицы умеют плавать?

Ответы детей:

Утки, гуси.

Птиц, которые умеют хорошо плавать называют –водоплавающими.

«Назови семью»

- Дети рассматривают картинки, вспоминают и называют:

· Курица - петух –цыпленок /а много у них будет … цыплят/

· Утка – селезень - утенок /а много у них будет…. утят/

· Индюшка – индюк -индюшонок /а много у них будет… индюшат/

· Гусыня- гусь- гусенок /а много у них будет… гусят/

Песня «Петушок» - Музыкальная разминка

Дети идут по кругу взявшись за руки, важно поднимая ноги.

Покачивание головой в разные стороны и взмахи руками (крылышками).

Важно поднимаем ноги (как петушок) и делаем движения руками (крыльями)

Руки вверх, покачивание из стороны в сторону.

- Посмотрите, ребята, мы с вами очутились на птичьем дворе.

Игра «Угадай, кто как кричит.»

(педагог включает запись, а дети отгадывают)

«Ко-ко-ко, куд – кудах –тах -тах»,-кудахчет и квохчет...

«Ку-ка-ре-ку!» -кричит …

«Га-га-га, го-го-го»,- гогочет….

«Кря-кря-кря»,-крякает …

А вот индюк, ребята он – болбочет, послушайте (запись)

«Бл-бл-бл »- вот, что он кричит.

- Посмотрите внимательно на картинку

Кого вы видите?

Это кто?/домашние птицы/

Давайте посмотрим на клюв петушка и на клюв утки.

Одинаковы ли они? Ответы детей

Ответы детей:

-у петушка клюв острый, а у уточки лопаточкой;

-у петушка большой хвост, а у утки – маленький;

-у петушка есть гребешок и бородка, а у утки нет;

-на лапках у петуха шпоры, а у утки на лапах есть пальцы, которые соединены перепонкой.

Посмотрите на лапки утки и вспомните, у кого еще из домашних птиц такие лапки?

Лапки уток и гусей похожи на ласты, что помогает этим домашним птицам хорошо плавать.

Петушок и курочки быстро бегают, а утки и гуси хорошо плавают.

А вот когда индюку угрожает опасность, он распускает веером свой хвост и надувается, важничает.

Нужно птичек беречь и помогать за ними ухаживать.

- Домашние птицы приносят человеку пользу.

Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

Предложить детям взять игрушку птицы по выбору и (с помощью наводящих вопросов педагога рассказать про понравившуюся птицу.)

И закончим мы наше занятие веселым танцем

« Танец утят ».

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

Задачи:

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Материалы и оборудование: макет птичьего двора, иллюстрации с изображением домашних птиц, мяч, магнитная доска.

Ход занятия:

Ребята у нас сегодня необычное занятие. Сегодня к нам пришли гости, давайте все вместе их по приветствуем: «Здравствуйте гости, мы рады вас видеть».

Ребята, послушайте, а что это за звуки? (голоса домашних птиц).

Чьи это голоса? Ребята, сегодня я буду не просто Ксенией Вячеславовной, сегодня я буду птичницей Варей! Посмотрите ребятки, как вы думаете, что это? (птичий двор) ,но вы видите что птиц на нем совсем нет, я сейчас загадаю загадки, а вы помогите мне их отгадать.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ... (Индюк)

***

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петушок)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это - ...

(Гусь)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет.

(Утка с утятами)

Беседа о домашних птицах и их детёнышах.

(показ детям макет птичьего двора)

Ну вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (домашних птиц)

А что еще называют их домом? (птицеферму)

Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (птичница и птичник)

А что делают птичник и птичница? (кормят, поят, убирают, ухаживают)

Из чего едят здесь птицы? (из кормушки)

Из чего пьют? (из поилки)

Что едят птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Игра: «Кто как кричит?»

Я буду называть птицу, а вы – говорить как она «разговаривает», какие звуки издает?

Петух – кукарекает;

Курица – кудахчет, квохчет;

Цыплёнок – пищит;

Утка – крякает;

Индюк - болбочет;

Игра: «У кого кто в семье?»

Я буду показывать домашних птиц на картинке, а вы будите называть членов семей каждой домашней птицы.

Петух -курица- цыплёнок. Где они живут? (в курятнике)
гусь- гусыня-гусёнок

Утка-селезень-утёнок

Индюк -индюшка- индюшонок.

Пальчиковая гимнастика: «Утята».

Будем поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Первый, второй- шли утята.

Третий, четвёртый- за водой

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи!

Не пищи, поищи!

Игра: «Один – много»

Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч отвечая. На птичьем дворе я видела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Курица- курицы; петух- петухи; Цыплёнок –цыплята; гусь- гуси; утка- утки; селезень- селезни; индюк –индюки.

Ребята, а давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур.

Игра: «Что сначала, что потом?»

Разложите последовательно картинки:

Насест – гнездо – яйцо –птенец.

Что курица делает сначала (откладывает яйца)

А потом? (Высиживает птенцов, когда выводятся, вылупляются птенцы, выкармливают их).

Посмотрите какие красивые птицы вырастают из птенцов.

Ребята, давайте покажем птенцам, какие мы добрые, обратимся к ним ласково.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Птенец – птенчик; петух – петушок; курица – курочка; гусь – гусёнок; утка – уточка; цыплёнок – цыплёночек; индюшка – индюшечка; индюшонок – индюшоночек.

Игра: «Считайка»

На магнитной доске- карточки с цифрами от1 до 5и картинки с изображением домашних птиц. Предложить детям, следя за указкой, называть поочерёдно.

Один петух- два петуха- три петуха –четыре петуха –пять петухов;

Одна утка-

Одна курочка-

Одна гусыня-

Одно гнездо-

Физминутка: «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

Бег на месте

Игра: «Помощники»

Ребята, а помогите мне найти нужные предлоги чтобы рассказать стихи про домашних птиц. Следите за моей указкой, он поможет вам найти отгадку на игрушечном птичьем дворе.

Куры жёлтой детворе ищут зёрна (на земле);

Показал индюк индюшке много зёрнышек (в кормушке);

Завтра солнце выйдет снова!- прокричал петух (с забора);

Утятам будет спать тепло, их спрячет утка (под крылом);

Птенчикам шалить нельзя- можно выпасть (из гнезда);

Красивое перо индюшки достала птичница (из-под подушки);

Когда гулять решил ты босиком, стоять не надо…(перед индюком);

Идут утята весело гуськом на дальний пруд (за червяком);

Цыпляток маленький отряд букашек ищет (между гряд);

Ой, ребята, посмотрите, как захвастали домашние птицы. Они чем-то хвастаются.

Игра: «Хвастуны »

Я указкой на картинки буду показывать часть тела, которой хвалятся птица, а вы будете хвалить эту птицу.

У индюка не хвост, а хвостище;

У утки не лапы, а лапищи;

У гуся не шея, а шеища;

У курицы не крыло, а крылише;

У селезня не клюв, а клювише;

У гусыни не перо, а перище.

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем? (они дают мясо, яйцо, перо, пух).

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

А сейчас вам пора возвратиться в детский сад, а мне опять стать Ксенией Вячеславовной!

Где мы сегодня побывали? Понравилось вам на птичьем дворе?

Теперь пришло время нам прощаться с нашими гостями. «Досвидания!»


Акбаева Рашида Темирбековна

воспитатель

Мини -центр «Балапан», Чкаловская средняя школа, СКО

Программные задачи:

Образовательная: обогащать словарный запас детей, закрепить умение называть домашних птиц на русском языке;

Развивающая: развивать зрительную память, ручную моторику, слуховое внимание, словесно- логическое мышление, любознательность;

Воспитательная: продолжать прививать уважение к родному краю, бережное отношение к домашним птицам.

Оборудование. Демонстрационный материал: картинки с изображением домашних птиц и их птенцов, курочки Рябы, птицефабрики, мнемотаблица.

Сюрпризный момент: курочка Ряба, вареные яички.

Используемые методы, технологии: здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, игровые технологии, краеведение, театрализация, мнемотехника.

Ход занятия:

В гости к детям приходит курочка Ряба и предлагает детям поговорить о домашних птицах, обитающих в нашей местности, а педагог говорит, что мы о домашних птицах многое уже знаем и даже можем показать театрализацию.

Педагог предлагает детям показать театрализацию песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». (Музыка по теме театрализации). Девочка играет роль бабуси, два мальчика играют роли гусей, остальные дети подпевают.

Воспитатель:

— Молодцы, дети, присаживайтесь.

Идет работа по картинкам утки и петуха.

Воспитатель:

— Посмотрите, чем они похожи?

У них есть голова, туловище и шея. Сколько лапок у утки?

Дети: две.

Воспитатель:

А у петуха?

Воспитатель:

Сколько вместе?

— Четыре.

Воспитатель:

Чем покрыто их туловище?

Перьями.

Воспитатель:

Какого цвета оперенье?

— Разноцветные.

Аналогичный разбор головы.

Воспитатель:

А чем они не похожи? Обратите внимание на головку, шею, на клюв и

лапки у утки и клюв у петуха. У петуха на голове гребешок и бородка. У утки такого нет. А лапки у них похожи? Обратите внимание на лапки петуха. Выступающая часть в виде ноготка на лапке- это шпора. Какие птицы водоплавающие? Это утки и гуси, а петух и индюк не водоплавающие, потому что у них нет перепонок. Перепонка помогает уткам и гусям плавать по воде.

А какую пользу приносят нам домашние птицы?

— Яйца, пух, перья.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, чем отличается человек от птицы. Работа по картинке с изображением человека и петуха.

Воспитатель: Дети:

У человека руки, а у птиц…? -крылья

У человека ноги, а у птиц…? -лапки

У человека нос, а у птиц…? -клюв

У человека кожа, а у птиц…? -перья

У человека ногти, а у птиц…? -когти

Детки, вы очень внимательно рассматривали картинку человека и птицы и ваши глазки немного устали, давайте выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Птицы на дворе».

Перед нами петушок (Дети смотрят перед собой) Он с земли зерно клюет. (Опускают взгляд вниз) Слева – курица идет, (Переводят взгляд влево) Справа – уточка плывет. (Переводят взгляд вправо) Сверху солнце ярко светит, (Поднимают взгляд вверх) Согревает всех на свете. (Круговые движения глазами)

Понравилась вам гимнастика для глаз? Эту гимнастику вы можете повторять и дома. А знаете, дети, недалеко от нашего города Кокшетау есть деревня, которая называется Птицефабрика, а назвали ее так потому что там есть фабрика, которая занимается выращиванием домашних птиц.

Посмотрите на картинку. Это птицефабрика (работа по сюжетной картинке).

Что вы видите? Это женщина ухаживает за птицами, называют ее птичница. Она кормит кур. Давайте повторим все вместе

— Птичница кормит кур.

— Чем их кормит?

Пшеницей, овсом и т.д.

(Воспитательна картинке показывает корм для птиц).

А сейчас, ребята, мы с вами разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику.

П/г«Посчитай уточек»

Раз, два- шли утята

Три, четыре- за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал

А девятый всех догнал,

А десятый напугал

Громко- громко запищал

Пи- пи- пи! Не пищи,

Мы тут рядом- поищи

(Поочередно сгибать все пальцы, правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Гусь- гусыня- гусенок

Утка- селезень- утенок

Индюк- индюшка- индюшонок

Петух-курица- цыпленок.

Воспитатель:

Детки, вы запомнили кто чья мама?

Воспитатель:

У утенка?

Воспитатель:

У цыплят?

— Курица.

Воспитатель: А сейчас, чтобы закрепить ваши знания, я проведу с вами игру «Потеряшка».

Птенчики потеряли своих мам, давайте поможем им найти своих мамочек. К доске выходит ребенок и расставляет картинки в правильной последовательности.

Дети, мы так много говорим сегодня о птичках, а давайте сами побудем птичками, встанем и выполним физминутку.

«Уточка»

Утром с шуткой-прибауткой (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны) Прихорашивалась утка: (показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе) «Я пригожа и стройна (проведение руками по лицу, затем по телу) И умом наделена! (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове) Плавная походочка — (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую) Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

Воспитатель:

Дети, вам понравилось быть птичками?

Воспитатель:

Дети, а еще на птиц, также как и на животных говорят- братья наши меньшие. О них надо заботиться, кормить их, ухаживать за ними, а вот обижать нельзя.

Дети, вы запомнили всех домашних птиц?

Воспитатель:

А сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в игру

«Кто лишний?»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением четырех домашних птиц и среди них показывает одну картинку с дикой птицей и наоборот. Дети должны лишнюю картинку отгадать.

Воспитатель:

Молодцы, дети, всех домашних и диких птиц вы отгадали, а сможете ли отгадать их если я загадаю вам загадки?

Желтый одуванчик

По двору идет

Желтый одуванчик

Зернышки клюет

Цыпленок.

Воспитатель:

Длинная шея

Красные лапки

Щиплет за пятки

Беги без оглядки

Воспитатель:

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает

— Курица.

Воспитатель:

Распускает хвост павлином

Ходит важным господином,

По земле ногами- стук,

Как зовут его…

Воспитатель:

Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?

Воспитатель:

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать

— Утенок.

Воспитатель:

Молодцы, дети, все загадки вы отгадали, а теперь закрепим наше представление о домашних птицах и поработаем по нашей любимой мнемотаблице.

Разучивание потешки

Наши уточки с утра- Кря- кря- кря! Кря- кря- кря!

Наши гуси у пруда- Га- га- га! Га- га- га!

А индюк среди двора – Бал- бал- бал! Бал- бал- бал!

Наши курочки в окно- Ко- ко- ко! Ко- ко- ко!

А как Петя- петушок, ранним рано поутру- Нам споет- Кукареку!

Дети с удовольствием повторяют за педагогом имитируя голоса домашних птиц.

Воспитатель:

Дети, нашей курочке Рябе очень понравилось как вы занимались на занятии и она принесла вам небольшие подарочки – яички.

(Воспитатель раздает детям вареные яички с изображением веселых смайлов). Ей пора к другим деткам уходить, давайте попрощаемся с ней. Дети, вам понравился урок? Что запомнилось больше всего?

Ожидаемый результат:

Закрепить представление детей о домашних птицах, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, понимать смысл потешки, иметь элементарное представление о птицефабрике.

1. Организационный момент.
а) игра «Кто внимательнее?»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое обращение.
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
б) число, дата.
- Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?
- Сегодня вторник, семнадцатое число, а месяц - январь.
- Кто еще раз повторит дату?
в) создание положительного эмоционального настроя
- С каким настроением пришли сегодня в школу?
- А что нужно сделать, чтобы настроение было хорошим, чтобы все получалось? (посмотреть на солнышко)
- Какие слова-помощники нужно повторять, чтобы все всегда получалось? (Я могу!, У меня все получится! Нужно только постараться! Все будет хорошо!)
2. Повторение материала предыдущих занятий.
- Давайте вспомним, куда водили нас Ежик и Лисенок на последнем занятии? (в коровник, в свинарник, в крольчатник, в овчарню, в конюшню)
- Кто живет в овчарне? В свинарнике? В крольчатнике? В коровнике? В конюшне?
- Назовите детенышей животных, которых видите на рисунке учебника с.2, на слайдах.
(жеребенок, ягненок, теленок, козленок, котенок, щенок, поросенок и т.д.)
- Как одним словом назвать всех животных, о которых мы с вами говорили? (домашние)
-Почему они домашние? (Потому что они живут с человеком, дома или около дома, и человек о них заботится)
3. Актуализация знаний.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
- Что это? (перо)
- Как вы думаете, откуда оно к нам попало? (варианты ответов детей: от птиц)
- Кому, по вашему мнению, принадлежит это перышко? (птице)
- А откуда оно могло прилететь к нам? (из леса и т.д.)
4. Формулирование темы и цели урока:
- Давайте послушаем небольшой фрагмент и попробуем отгадать, где мы можем слышать такие звуки и кому они принадлежат? (петуху, во дворе)
- А могло ли перышко, которое к нам прилетело, принадлежать петуху? (да)
- Почему вы так думаете? (петух - птица)
- Почему вы так думаете?
- А каких птиц вы еще знаете?
- А чем петух отличается, например от вороны?
- Чем еще, кроме внешнего вида, отличаются эти птицы? (Петух домашняя птица)
- Какие птицы еще живут с человеком?
- Итак, сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут в хозяйстве людей. Еще раз повторим, а как называются одним словом эти птицы? (домашние) Значит, поговорим о домашних птицах.
5. «Открытие» нового знания:
а) беседа по теме

Какие птицы на картинке домашние?
- Для чего человек разводит кур, гусей, уток?
- Где живут они, в городе или в деревне? (в деревне, на птичьем дворе)
- Почему эти птицы не могут жить в городе?
- Как человек ухаживает за ними? (кормит, поит)
- Чем питаются домашние птицы?
б) работа с мозаикой (в парах)
А теперь немного поиграем. У каждого из вас на столе разрезанные картинки. Вам нужно собрать целую картинку. Работаем в парах. Кто быстрее соберет картинку, поднимите вместе руки вверх.
1)Самостоятельная работа детей.
2) Проверка самостоятельной работы детей.
- Какие картинки получились? (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок, яйцо)
- А кто это такие? (птенцы)
- Есть ли что-нибудь лишнее? (яйцо)
- Почему?
- А как связано яйцо с другими птенцами? (все птенцы появляются из яйца)
Физкультминутка
в) игра «Найди родителей»
Ребята, наши птенцы потерялись, они пока маленькие и не могут обходиться без родителей долго. Посмотрите, птенцы готовы уже заплакать. Давайте поможем им и найдем их родителей.
- Кто родители у цыпленка? (петух и курица)
- А родители индюшонка? (индюк и индюшка)
- Родители гусенка? (гусь и гусыня)
- Как называются родители утенка? (утка и селезень)
- А кто может быть родителями яйца? (все)
- Почему? (потому что все птенцы появляются из яйца)
- Итак, еще раз повторим: у гуся? – гусята
-у индюка? – индюшата
- у курицы? – цыплята
- у селезня? - утята
г) Работа с рисунком (с.4-5 учебника)
- Что за птиц вы видите на рисунке? (петух, индюк, гусь)
- Назовите части тела у петуха, индюка и гуся.
- Сравните у этих птиц головы, шеи, перья, крылья, хвосты и лапки.
- Почему у гуся такие лапки? (он плавает)
- Как называются птицы, которые умеют плавать? (водоплавающие)
- Кого еще вы знаете из домашних водоплавающих птиц? (утка)
д) Самостоятельная работа с рисунком (с. 4-5)
Возьмите волшебные карандашики и обведите в кружок только те рисунки, на которых изображено, что человек получает от птиц.
- Объясните, почему вы обвели подушку, пуховик и стрелу.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

6. Рефлексия:
а) «Отгадай загадку»
1. По лужам он важно ходит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)
2. Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
3. Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утенок)
4. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)
5. Весь день на воде,
А водой не насытится.
6. Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
7. Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой.
Кто это?... (цыплята)
- О ком были загадки? (о домашних птицах)
б) игра с мячом «Один – много»
Встаньте все, пожалуйста в круг. Поиграем в мячик. Я кидаю мячик кому-нибудь из вас и называю слово, например «курица». Вы ловите мячик, потом бросаете мне обратно, называя эту птицу, как будто их много, «курица» - «куры».
А теперь поиграем! (цыпленок, петух, индюшонок, утка, селезень, и т.д.)
в) Ребята, давайте вспомним сказки. Назовите те, в которых главными героями были домашние птицы.
7. Подведение итогов занятия
а) беседа
- О ком беседовали сегодня?
- Что нового узнали о птицах?
- В какие игры играли?
б) А теперь нарисуйте сегодняшнее настроение на солнышке в учебнике.
- Дома подумайте, пожалуйста, кто появился вперед курица или яйцо?

Презентация на тему: Домашние птицы

Программные задачи:

Формировать представления детей о домашних птицах, об их образе жизни, строении тела, закреплять названия птенцов домашних птиц;

Учить образовывать форму множественного числа существительных, уменьшительно – ласкательную форму существительных;

Формировать умение образовывать и использовать в активной речи форму родительного падежа существительных;

Упражнять детей в составлении описательного рассказа;

Развивать внимание, память, интерес к домашним птицам.

Оборудование:

демонстрационный материал – картинки с домашними птицами и их птенцами, птицефермой, зрительная схема – план для составления описательного рассказа, записи голосов домашних птиц;

раздаточный материал – картинки с домашними птицами, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Дефектолог:

Сейчас я возьму волшебную палочку, и мы с вами перенесёмся… А куда, вы догадаетесь, если послушаете, какие звуки раздаются вокруг.

Игра «Угадай по звукоподражанию».

Дефектолог:

Кто это? Га – га – га. (Гусь.) Кря – кря – кря. (Утка.) Ку – ка – ре – ку. (Петух.) Ко – ко – ко. (Курица.) Пи – пи – пи. (Цыплята.)

На панно выставляются картинки – отгадки.

    Основная часть.

1. Дефектолог:

Мы попали на птичий двор. Кого здесь только нет! Называйте, кого вы видите.

КУРЫ ПЕТУХИ УТКИ

ГУСИ ИНДЮКИ ИНДЮШКИ

Как их всех можно назвать?

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Подумайте, почему они называются птицами? (Есть перья, крылья и две лапки.)

Они умеют летать, как другие птицы? (Нет.)

Почему эти птицы называются домашними? (У них есть хозяин, который о них заботится, они живут в сарае, приносят пользу своему хозяину.)

Что получает хозяин от своих домашних птиц? (Они дают мясо, яйца, пух и перья.)

Для чего используются перья домашних птиц?

2. Дефектолог:

Вы слышали, как шумно на птичьем дворе? Вспомните, как домашние птицы подают голос.

УТКИ – КРЯ – КРЯ! ПЕТУХ - КУ – КА – РЕ – КУ!

ИНДЮК – БЛ – БЛ – БЛ! ГУСИ - ГА – ГА – ГА!

КУРЫ - КО – КО – КО или КУД – КУДА!

Послушайте стихотворение. Когда я буду называть различных домашних птиц, помогайте им подавать голос. Будьте внимательны!

Учитель – дефектолог: Дети:

НАШИ УТОЧКИ С УТРА: КРЯ – КРЯ – КРЯ, КРЯ – КРЯ – КРЯ!

НАШИ ГУСИ У ПРУДА: ГА – ГА –ГА, ГА – ГА – ГА!

А ИНДЮК СРЕДИ ПРУДА: БЛ – БЛ – БЛА, БЛ – БЛ – БЛА!

А НАШ ПЕТЯ – ПЕТУШОК

РАННИМ – РАНО ПОУТРУ

НАМ СПОЁТ: КУ – КА – РЕ – КУ!

Что делали уточки? (Крякали.)

Что делали гуси? (Гоготали.)

Что делал индюк? (Болботал.)

Что делал петух? (Кукарекал.)

Что делали курочки? (Кудахтали и квохтали.)

3 . Игра «Назови ласково».

Курица – курочка. Петух - … Гусь - … Цыплёнок - … Утка - …

4. Игра «Один – много».

Петух – петухи. Курица - … Гусь - … Гусыня - … Утка - … Цыплёнок - …

5. Физкультминутка «Индюк».

ХОДИТ ПО ДВОРУ ИНДЮК (шаги на месте)

СРЕДИ УТОК И ПОДРУГ.

ВДРУГ УВИДЕЛ ОН ГРАЧА (остановиться, удивлённо посмотреть вниз)

РАССЕРДИЛСЯ СГОРЯЧА.

СГОРЯЧА ЗАТОПАЛ (потопать ногами),

КРЫЛЬЯМИ ЗАХЛОПАЛ (руками, словно крыльями, похлопать себе по бокам).

ВЕСЬ РАЗДУЛСЯ, СЛОВНО ШАР (руки на поясе),

ИЛИ МЕДНЫЙ САМОВАР (сцепить округленные руки перед грудью).

ЗАТРЯС БОРОДОЮ (помотать головою, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк),

ПОНЁССЯ СТРЕЛОЮ (бег на месте).

6. Игра «Папа – мама – птенец».

Папа – петух, мама – курица, птенец – цыплёнок.

(Выставляются картинки.)

Папа – гусь, мама – гусыня, птенец – гусёнок.

Аналогично с другими птицами.

7. Игра «Кто у кого?»

(Игра с перекидыванием мяча.)

У курицы – цыплёнок, цыплята.

У гуся – гусёнок, гусята.

У утки – утёнок, утята.

У индейки – индюшонок, индюшата.

8. Игра «Сложи картинку».

Дети собирают картинки с домашними птицами, разрезанные на 3-4 части.

9. Игра «У кого?»

У кого длинная шея? – У гуся длинная шея.

У кого лапки с перепонками? – У гуся (утки) лапки с перепонками.

У кого когти на лапках? - …

У кого красивый хвост? - …

У кого широкий клюв? - …

У кого острый клюв? - …

У кого пёстрые пёрышки? - …

У кого красные лапки? - … И т.д.

10 . Составление рассказа – описания.

Каждый ребёнок составляет рассказ о домашней птице (на своей картинке) по зрительной схеме – плану:

Кто это?

Каков внешний вид?

Какие повадки?

Кто у этой птицы детёныши?

Чем питаются?

Какую пользу приносят?

    Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.