Лекция коллектив в воспитании личности ppt. Воспитание в детском коллективе

ЛитератураИванов И.П.Воспитывать
коллективистов. М., 1982.
Караковский В.А.
Воспитание?
Воспитание…воспитание!
М., 1986.
Кашлев С.С. Словременные
технологии
педагогического процесса.
Минск 2007.
Макаренко А.С. Коллектив
и воспитание личности.
Сост. Кумарин. М., 1972.
Подласый И.П. Педагогика:
новый курс. Кн.2 с. 60-91.
Сластенин В.А. Педагогика.
2002., с. 348-365.

Теория воспитания коллектива

Песталоцци И.
Корчак Я.
Крупская Н.
Шацкий С.
Макаренко А.
Сухомлинский В.
Брюховецкий Ф.
Калабанин С.
Иванов И.

Подходы к развитию коллектива

Группы

Группа – ограниченная в размерах
общность людей, выделяемых из
социального целого на основе
определенных признаков:
По размеру – малая, большая
По общественному статусуформальная, неформальная
По содержанию деятельности –
учебные, трудовые, спортивные,
общественно-политические,
художественно-творческие

Характеристики групп

Большая группа – нации, народы,
государства, представленные
политическими, экономическими,
профессиональными общностями
Малая группа –немногочисленна по
составу, имеет общие цели, контакты,
психологическую общность,
сплоченность.

Классификация малых групп

Условные
Реальные
Возрастные, половые
Формальные
Естественные,
лабораторные
Неформальные
Слаборазвитые
Высокоразвитые
Диффузные
Коллективные
Референтные
Нереферентные

Взаимоотношения в малой группе

Виды: общественно-политические
Служебные
Внеслужебные
Принципы: уважения и
субординации
Сплоченности
гуманизма

Уровни развития

Подразделяются на уровни развития
низкий- отсутствия сплоченности,
налаженных связей, взаимодействия,
отношений, признанных лидеров,
эффективной совместной
деятельности

Высокий уровень

Чтобы группа стала коллективом – д.б.на
высоком уровне:
Сплоченность
Налаженные деловые и личные связи,
контакты
Присутствие лидеров и органов
самоуправления
Общественно полезный характер групповой
деятельности, которая является успешной
Способность группы к творчеству в разных
видах деятельности
Гуманные личные и деловые
взаимоотношения
Состояние комфортности и защищенности

Пути формирования коллектива

Коллектив

Collektivyes- лат. – собирательный
Коллектив - социальная общность
людей, объединенных на основе
общественно значимых целей, общих
ценностных ориентаций, совместной
деятельности и общения

Признаки воспитательного коллектива

Совместная деятельность, которая составляет
основное содержание жизни детей
Четко выраженная структура – коллектив
педагогов и коллектив детей
Наличие органов управления – советы,
комитеты, комиссии и т.д.
Жизнь и деятельность отличает сознательная
дисциплина, которая закреплена в традициях,
привычках,
Мажорный стиль и тон жизни коллектива.
Тесные связи в окружающем социуме
Постоянное обогащение и усложнение жизни
коллектива, совершенствование его
структуры, системы органов самоуправления,
активности, наращивания новых традиций,

Виды коллективов

Этапы развития коллектива

Этапы развития коллектива по Лукошину

«Песчаная россыпь» - преобладают развивающиеся
личностные отношения, часто конфликтны, обособленность,
отсутствие общих интересов.
«Мягкая глина» - выделяется активная группа,
появляется общий интерес в проведении досуга,
зарождаются гуманные отношения, традиции
«Алый парус» - общее коллективное мнение,
активность в общественно-полезной деятельности,
меняются отношения друг к другу, сформированы и
действуют органы самоуправления, мажорное настроение
«Горящий факел» - активны, дружны, тяга к
творческой деятельности, развиты межколлективные связи,
чувство защищенности, готовность к самостоятельной
ценностно-ориентировочной деятельности, высокая
требовательность и ответственность к себе и другим

Развитие ученического коллектива

«Не только личности необходимо
сообщество, ибо лишь в нем ее
существование обретает смысл, но и
наоборот, сообщество, чтобы иметь
смысл, не может обойтись без
отдельных личностей»
Франкл В.

Коллектив – воспитатель личности

Влияние коллектива на личность

Положительное,
если
Коллектив достиг
высокой стадии
развития, личность
искренне
принимает его
законы, готова к
взаимодействию
Коллектив
опережает личность

Особенности групповых настроений

Характеризуются:
Большой силой
воздействия
Динамичностью
и изменчивостью
Определенной
направленность
ю

Групповые настроения

Делятся на:
Способствующие
усилиям людей в
группе энтузиазм,
общий подъем
вера в общий
успех,
увлеченность.

Препятствующие совместным усилиям

состояние
упадка, неверие
в свои силы,
уныние, скука

Педагогическое руководство коллективом

На первом этапе – организует
жизнедеятельность группы, объясняя
цели и смысл деятельности, работает
над созданием и воспитанием актива,
предъявляет требования. Субъектом
воспитания – воспитатель.
На втором –совместно с активом
организует деятельность коллектива
класса. Субъект воспитания - актив

На третьем – общественное
коллективное мнение ведущее,
готовность к общественно-полезной
деятельности, вырабатывает общие
традиции, ценности. – Субъект
воспитания – коллектив.
На четвертом – стремление к
самовоспитанию, самостоятельной
активной деятельности, оказывает
помощь в самовоспитании личности

Деятельность классного руководителя

Изучает коллектив и личность
Учит определять цели и задачи, мотивировать
деятельность
Организовывает воспитательную деятельность,
наполнив ее ценностным содержанием,
Работает над воспитанием актива и организацией
самоуправления
Управляет межличностными отношениями в
коллективе
Способствует созданию перспективы развития
коллектива
Формирует традиции в классе
Организовывает взаимодействие с
педагогическим коллективом школы, родителями
учеников

Неформальные объединения детей и молодежи

Неформальная группа –
добровольно объединяющаяся на
основе общих интересов, личных
симпатий, взаимной пользы, не имеет
юридически фиксированного статуса.
Способствует к объединению –
тяга к информации, общении,
эмоциональных контактах,
самовыражении, иногда проблемы в
семье и школе.

Классификация неформальных объединений

По видам деятельности:
Группы культурно-досуговой
ориентации: современной
молодежной музыки (фанклубы,
поклонники муз предпочтений«металисты», «диско», «брейкеры» и
др)
Спортивной ориентации («качки»,
«атлеты», болельщики-фанаты)

Группы
социальной
инициативы:
экологисты(«зелен
ые») глобалисты,
охраны защиты
памятников, фонды основе этого строить свои отношения:
Принимать ученика таким каков он есть
Использовать умения и навыки, полученные
учеником в неформальной группе, включив его в
разнообразную деятельность класса
В зависимости от социальной направленности н.г.
формировать негативные или позитивные
отношения к ценностям, которые приняты в этой
группе
Активно поддерживать социально ценные
инициативы неформальной группы

Учитель математики Гомонова Галина Васильевна

ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области

Классный час «Как остаться личностью в коллективе»

Цели:

· углубление понятия «человек - личность»;

· воспитание лучших человеческих качеств;

· формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;

· формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Оборудование:

· ноутбук, экран, проектор, презентация классного часа;

· рисунок дерева, листья, фломастеры.

Ход занятия

Учитель: сегодня мы поговорим о том, что такое «личность» и как остаться личностью в коллективе.

(СЛАЙД 1, СЛАЙД 2)

Представьте себе ночное небо. (СЛАЙД 3) Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Каждый человек - неповторимая звезда, личность. Звезды находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.

Давайте поговорим о нас как о звездах, о личностях.

Я хочу рассказать Вам притчу:

…На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…

Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность. Конечно, вы знаете, человек Личностью не рождается, личностью он становится. (СЛАЙД 4)

Стремление быть личностью проявляется впервые у малыша, который, отталкивая руку мамы, поддерживающей его, говорит: «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет и подросток, когда он начинает делать выбор между добром и злом, когда, преодолевая себя, противится дешевым соблазнам. Личностью остается и старик, которому много лет и к которому тянутся маленькие и большие, а он, наперекор зимней стуже, щедро раздаривает всем последние искры своей души.

И среди вас, ребята, есть личности. А что, по-вашему, считается важнейшими качествами в понятии «личность»?

(СЛАЙД 5) (Работа в группах: ребята на листочках записывают слова - характеристики понятия «личность», а затем прикрепляют их на дерево----------)

(СЛАЙД 6)

«Личность» - это понятие, включающее темперамент человека, его характер и отношение к миру, к людям, к самому себе.

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтобы не забыться, спорить не решался,

А собственное мнение прятал так,

Что, собственно, без мнения оставался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Лишь та ошибка является настоящей ошибкой жизни, которая не исправляется.

Согласны ли вы с тем, что в классном коллективе личность ученика оценивается порой не по результатам его нравственных, человеческих качеств, а по учебным достижениям?

В любом классе есть учащиеся, не отличающиеся выдающимися способностями в учении, спорте, искусстве, но забери их из коллектива - и коллектива нет. Почему так происходит? Потому что именно эти люди - личности. Им присущи добрый нрав, чувство справедливости, правдивости, бескорыстия, сострадания, ответственности за каждое слово, порученное дело. К большому сожалению, их достоинства не приносят ни медалей, ни первых мест, ни аплодисментов, единственное поощрение - запись в дневник в виде благодарности да возможная благодарность родителям за воспитание ребенка. Но именно эти ученики должны цениться особенно высоко в школе, так как они - люди без корысти, без желания кого-то опередить, обойти. Никогда не забывайте: моральными качествами определяется все сущее на земле.

«Познай самого себя, и ты познаешь мир», - твердят мудрецы всех тысячелетий, всех времен и народов. Спросите и вы себя: «Что я за личность? ». (СЛАЙД 7)

Как остаться личностью в коллективе?

Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2. Когда от меня требуют послушания, я …

3. Когда меня просят не грубить, я …

4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …

6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

8. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?

10. Несколько человек в классе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните, полностью расслабьтесь. (СЛАЙД 8)

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете для себя и своих близких приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. А взамен……

Тест «Мой портрет»

На листке бумаги справа напишите все ценные черты своего характера, слева - черты, от которых вы хотели бы избавиться.

(СЛАЙД 9)

Учитель: Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я - личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность - это звезда, которая призвана светить. (СЛАЙД 10)

(СЛАЙД 11)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

Только ты.

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Лишь собой!

Подведение итога

1) Рефлексия (ребята письменно отвечают на вопрос)

Быть и оставаться личностью в коллективе - это значит………

(возможные варианты ответов: быть ответственным, инициативным, настойчивым; вести себя достойно; иметь честь и совесть; быть справедливым; быть в ладу с окружающими; помогать другим; быть уважаемым человеком и т.д.)

2) Памятка (каждому ученику).

Дорогой друг!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

обязанности перед самим собой, перед семьёй,

перед государством, перед другими людьми вообще.

(Гегель)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям, обкрадывая общество.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Литература

  1. http://ptpschool.narod.ru/konkurs1/klchas.doc Классный час «Человек. Личность»;
  2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников», №2 2008год, стр. 17, «Сотвори себя сам»;
  3. М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников», стр. 96, стр.114;
  4. http://www.poznanie21.ru/current/31465.php Классный час «Человек отражается в своих поступках»
  • Семья – это первый коллектив, с которым встречается в жизни маленький ребенок.
  • Каким он вырастет,
  • во многом определяется
  • его положением в системе
  • семейных отношений.
  • Проблема №1
  • Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении с детьми, но не знают, как ему помочь.
  • Причина:
  • Возможно, родители этого ребенка сами испытывали трудности в общении со сверстниками и поэтому они не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
  • Совет:
  • Необходимо всячески способствовать участию ребенка в походах, поездках. Не стоит запрещать ребенку оставаться после уроков, если намечается какое-нибудь классное мероприятие. Иначе все ребята сдружаться между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Запишите ребенка в какой-нибудь клуб, кружок, секцию, где есть друзья и одноклассники со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.
  • Проблема №2
  • Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
  • Причина:
  • Иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
  • Совет:
  • Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им.
  • Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
  • Проблема №3
  • Проблема отвергаемых детей. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
  • Причина:
  • Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки.
  • Совет:
  • В таком случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах, которые испытывает жертва. Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
  • Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться толерантности.
  • В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим детям, родителям, учителям.
  • воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • Цели, направленные на формирование классного коллектива:
  • формирование традиций классного коллектива.
  • Сунцова Татьяна Викторовна
  • Место работы: МБОУ Тогучинского района Горновская начальная школа
  • Должность: учитель начальных классов
  • Дополнительные сведения: мой педагогический стаж работы 19 лет, имею публикации на сайтах: «К уроку», «На урок», « Педсовет».
  • Использованная литература
  • Дик Н.Ф. «Веселые классные часы и родительские собрания».
  • Урбанская О.Н. « Работа с родителями младших школьников».

Cлайд 1

Тема: Воспитание личности в коллективе Бесплатные презентации http://prezentacija.biz/

Cлайд 2

План: Сущность понятия коллектива Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности Типы и структура детских коллективов Функции коллектива

Cлайд 3

Cлайд 4

Каптерев П.Ф. Пирогов Н.И. Ушинский К.Д. Лазурский А.Ф. «Детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».

Cлайд 5

Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) Первая опытная станция по народному образованию 1919-1932

Cлайд 6

Cлайд 7

Что дает коллектив личности? Удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении; является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми); богатый эмоциональный опыт; поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека; через общение и взаимодействие создает условия для познания себя, своих достоинств и проблем; дает возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.

Cлайд 8

«Коллектив» (от лат. соllective - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Cлайд 9

Детский коллектив - детская группа, в которой создается система высоконравственных эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Cлайд 10

Признаки коллектива: 1) сознательный характер объединения людей; 2) единство общих и личных целей членов коллектива; З) относительная устойчивость и длительность функционирования; 4) четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений; 5) наличие органов самоуправления; б) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации; 7) интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат; 8) защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта; 9) сплоченность; 10) коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы; 11) межличностные отношения, которые определяются через отношение к общему делу.

Cлайд 11

2. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности «Индивидуальность необходимо по возможности сохранять нетронутой». И Ф. Гербарт

Cлайд 12

Факторы, влияющие на положение ученика в коллективе Индивидуальный социальный опыт Личностные качества члена коллектива, психологические особенности Внешние характеристики (физическая сила, ловкость, красота, «престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами).

Cлайд 13

Модели взаимодействия личности и коллектива Личность подчиняется коллективу Гармонизация отношений (единство общественных и личностных стремлений и ценностей, добровольный конформизм) Личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм, неформальное лидерство) Принимает ценности, следует им Принимает на словах, под давлением Бунтует

Cлайд 14

Отношение личности к коллективу активно-положительное пассивно-положительное активно-отрицательное пассивно-отрицательное

Cлайд 15

Отношение взрослых к личности воспитанника адекватное с завышенной оценкой с заниженной оценкой негативное безразличное

Cлайд 16

Условия эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность коллектив - субъект воспитания; регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие; широкий диапазон социальных ролей; создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива туда, где они могут получить более высокий статус

Cлайд 17

3. Типы и структура детских коллективов По структуре Вторичный (состоит из первичных) Первичный (непосредственный межличностный контакт его членов)(класс)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коллективное воспитание или воспитание коллектива Подготовила: Большакова Н.Е., воспитатель МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселёвск, 2014

Коллектив -а, м. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода. (Толковый словарь Ожегова) Коллектив КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.). (Большой энциклопедический словарь) Понятие «коллектив»

Коллектив (лат. collectivus - собирательный) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. (Психологическая энциклопедия) Коллектив (от лат. collectivus - собирательный), социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преим. трудовой К., в психологии - контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых. (Педагогический словарь) Понятие «коллектив»

Понятие «коллектив» Коллектив – одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли коллективные объединения людей: добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества.

В таких объединениях наблюдались следующие процессы: - устанавливались особые организационные структуры, например. выбирался глава общины - человек, которому доверяли все; - организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым; - создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из которых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины; - возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член такого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей. Понятие «коллектив»

Великие педагоги о коллективе: Я.А. Коменский Я. А. Коменский делил учащихся школьного класса на "десятки" (" декурии "), во главе каждой назначался из числа учеников "десятник" ("декурион"). В его обязанности входило проверять присутствие членов " декурии " на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вместе с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные занятия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал "законы", Суд, который разбирал проступки учеников. ". Даты жизни: 25 марта 1592 - ноябрь 1670 Место рождения: Нивнице, Чехия Место смерти: Амстердам, Нидерланды Научная сфера: Педагогика, дидактика Известен как: « Отец педагогики»

«Перед нами не что иное, как ранние формы школьного самоуправления…» Великий педагог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы учащиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Коменский часто повторял свое излюбленное сравнение: "Школа - это мастерская человечности». Великие педагоги о коллективе: Я.А. Коменский

И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности поможет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих образовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправление, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень. Великие педагоги о коллективе: И.Г. Песталоцци Даты жизни: 12.01.1746 – 17.02.1827 Место рождения: Цюрих, Швейцария Научная сфера: педагогика Известные ученики: Фридрих Фребель, Луи-Венсан Тардан Известен как: выдающийся педагог

В 1905 году С.Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю трудовую колонию, а в 1911 году это была уже колония "Бодрая жизнь", где в полной мере действовало "организованное детское сообщество". С. Т. Шацкий так определял его основные признаки: - "внутренняя общность", единство педагогов и детей, преодоление "смыслового барьера" между ними; - "нейтрализация аморальных сил" в детской среде, создание своей "Конституции", установление позитивных и принятых всеми правил; Великие педагоги о коллективе: С.Т. Шацкий Даты жизни: 01.06.1878 – 30.10.1934 Место рождения: с. Воронино, Духовщинский район, Смоленская область Научная сфера: педагогика Известные ученики: А.А.Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер Известен как: выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования

- "бодрая жизнь", напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, самообслуживанием, игрой, искусством, спортом). В детских колониях С.Т. Шацкого действовали выборные органы, работала редколлегия своего журнала "Наша жизнь", главные вопросы решало общее собрание - "сходка". Великие педагоги о коллективе: С.Т. Шацкий

А. С. Макаренко сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта "быть личностью" обеспечивает специально организованный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации. Великие педагоги о коллективе: А.С. Макаренко Дата рождения: 01.03.1888 – 01.04.1939 Место рождения: Белополье, Сумский уезд, Харьковская губерния Российская Империя (ныне Украина) Род деятельности: педагог, прозаик

Т.Е. Конникова проанализировала сложившиеся в опыте 50-60-х годов новые формы организации воспитательного коллектива и деловые, функциональные связи и отношения между детьми в условиях коллективной деятельности. Было выявлено, что трудности в применении форм работы возникают потому, что учителя не умеют своевременно учитывать значение жизненного опыта ребенка, который формируется у него не только в школе, но и в системе широких жизненных отношений, которые выступают базой педагогического воздействия. Великие педагоги о коллективе: Т.Е. Конникова

Именно это является основой накопления положительного опыта коллективных отношений, выступающего базой формирования личности школьников. Личность воспитанников выступает для учителя ведущей ценностью. Коллектив учащихся становится организатором их разносторонней деятельности, направленной на развитие личности. Воспитание в коллективе предусматривает включение его членов в систему отношений, формирующих гуманистические качества.